Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания


НазваниеЗадачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания
страница1/7
ТипПрограмма
filling-form.ru > Бланки > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


прямоугольник 2

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ


Материалы Всероссийского совещания

«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

23-24 октября 2012, г. Москва


ЧАСТЬ II

Москва

2012

Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы Всероссийского совещания «Формирование и развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в рамках региональных программ развития профессионального образования». 23-24 октября 2012, г. Москва / Составители: В. И. Блинов, И. С. Сергеев. – М., 2012. Ч. II. – 171 с.

Материалы публикуются в авторской редакции.

© ФИРО, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ . . . . .
Килина И.А., Аредакова А.А., Доброногова Н.В., Клычкова Е.И., Кочетулина Н.В., Манешкина Н.В., Понамарева Е.В., Роут О.А. Активизирующие профориентационные формы и методы работы (Кемеровская область) . . . . . . . . . . . . .
Тавстуха О.Г. Муратова А.А. Педагогический потенциал искусства в формировании профессионального самоопределения подростка (Оренбургская область) . . . . . . . . . . .
РАЗДЕЛ V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Программа «Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей из полных и неполных семей» (Республика Алтай) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


4


4

22
36


36

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Творческий коллектив ГОУ «КРИРПО» г. Кемерово, Кемеровская обл.:

И.А. Килина, начальник Центра профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО,

А.А. Аредакова, методист, Н.В. Доброногова, методист, Е.И. Клычкова, методист,

Н.В. Кочетулина, методист, Н.В. Манешкина, методист, Е.В. Понамарева, методист, О.А. Роут, методист
Введение

В настоящее время в России наблюдается ряд противоречий между рынком труда и рынком образовательных услуг. Одним из них выступает противоречие между потребностями рынка труда в рабочих кадрах и ориентацией выпускников общеобразовательных учреждений, как со стороны родителей, так и педагогов на получение высшего профессионального образования, выбор престижной профессии. Далеко не все профессии и специальности, по которым готовят специалистов в начальном и среднем профессионально образовании востребованы сегодня на рынке труда. При этом образовательным учреждениям не хватает мобильности и материально-технических ресурсов, чтобы скорректировать возникший дисбаланс.

Следует учесть и тот факт, что современные подростки не имеют достаточно полных и систематических сведений о многообразии профессий, направлениях своего дальнейшего профессионального развития, возможностях построения профессиональной карьеры. Поэтому одна из задач специалистов, ответственных за профориентацию в образовательном учреждении – создавать обучающимся условия для формирования представлений о мире профессий, осознанного отношения к собственному выбору: кем быть, куда поступить учиться или трудоустроиться?

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что существует высокая потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности школьников на этапе выбора профессии, обеспечением возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире. Соответственно возникает необходимость внедрения в образовательную практику, как профориентационных образовательных программ в целом (для разных этапов обучения, начиная с младшего школьного возраста), так и отдельно взятых занятий, разработки методических рекомендаций по проведению профориентационных уроков с использованием арт-технологий, информационно-коммуникационных, интерактивных и других современных педагогических технологий.

Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, сопровождение его в подготовке к выбору профессии. Решению данной задачи способствует включение в профориентационную деятельность активизирующих методов, под которыми нами понимается группа профориентационных методов, направленных на формирование устойчивого интереса человека к миру профессий, самостоятельный, осознанный выбор и желание самореализоваться в труде.

В данной конкурсной работе представлены методические разработки творческого коллектива в области профориентации, прошедшие апробацию в образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа. В группу активизирующих профориентационных форм и методов нами включены кейс-метод как модифицированная бизнес технология, а также интерактивные технологии: игра, КВН.

Методические разработки являются актуальными и имеют практическую значимость для образовательных учреждений, центров профориентации, центров занятости населения в решении вопросов методического обеспечения проведения профориентационной работы для школьников и незанятой молодежи.
Бизнес-технологии в профориентации «Профи-фреш»

Н.В. Манешкина, О.А. Роут

В последние годы в связи с модернизацией российского образования в системе профориентации России происходит поиск новых эффективных форм и методов содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Практическое применение кейс-метода в профориентационной деятельности в настоящее время является эффективным, что обусловлено двумя тенденциями:

  • ориентация на формирование профориентационной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к осознанному выбору профессии, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

  • развитие требований к качеству будущего специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в определенных условиях.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Предлагаемый метод относится к имитационным активным методам обучения, в котором совместными усилиями группы обучающиеся анализируют ситуацию, возникающую в реальном личностном или профессиональном пространстве, вырабатывают практическое решение. Результатом применения кейс-метода является оценка предложенных алгоритмов решения и выбор наиболее эффективного из них в контексте поставленной проблемы.

Кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Анализ ситуаций является активной формой воздействия на участников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к профессиональному самоопределению. Преимущество применения данного метода заключается в разнообразии тематики кейсов, в возможности участников самостоятельно разрабатывать кейсы, осуществлять обмен информацией и личностным опытом между группами, что существенно повышает эффективность работы в профориентационной направлении.

Цель: формирование представлений об особенностях профессионального самоопределения старшеклассников.

Задачи:

  1. Способствовать формированию профессионально важных качеств.

  2. Развивать аналитическое мышление обучающихся, избирательность восприятия в ситуации профессионального выбора, умение работать в команде.

  3. Воспитывать ответственность за личный профессиональный выбор.

Категория участников: обучающиеся 9-х классов школ.

Оборудование: столы, стулья по количеству участников, бланки с заданиями.

Инструкция. Участники делятся на микрогруппы с использованием карточек, на которых изображены геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. В результате участники объединяются в микрогруппы по общим формам геометрических фигур. Далее предлагается информация в виде фактов, основанных на реальной ситуации. Обучающихся просят обсудить и решить сложные неструктурированные проблемы, проанализировать их, дать рекомендации.

Участники анализируют самостоятельно в течение 15-20 минут содержание кейса. В результате анализа у каждого должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса для эффективного поиска варианта решения. Работа с кейсом завершается обсуждением и презентацией готового продукта, на которую отводится до 10 минут.

Количество участников: группа не более 10 человек.

Этапы проведения кейс-метода.

Этап 1. Группе дается задание.

Кейс № 1. “Центр занятости населения”.

Описание ситуации: Ольга Петрова, учащаяся 9 класса МОУ СОШ № 1, пришла в Центр занятости населения. За время обучения в школе девушка успешно освоила учебные предметы. По характеру она спокойная, уравновешенная. К учебе относится ответственно, проявляет желание учиться на повара, любит готовить. Ольга интересуется: «Востребована ли на рынке труда в нашем городе выбираемая ею профессия? Растет ли спрос на рабочие кадры, насколько востребованы люди, получившие рабочие профессии?»

Задание: Подумайте, востребованы ли рабочие профессии в нашем городе, аргументируйте свое мнение, с учетом наличия предприятий города. Составьте перечень рейтинга востребованных профессий на рынке труда. Проведите информационную беседу с Ольгой Петровой на тему: «Востребованность профессии повар».

Кейс № 2. “Семья”.

Описание ситуации: Петр Иванов, 15 лет из рабочей семьи, успешный обучающийся школы. Петр решил поступить в профессиональное училище и получить профессию плотник. Увлекается резьбой по дереву, любит мастерить, заниматься моделированием из различных материалов. В выборе профессии Петр не ориентируется на ее престиж, считает, что необходимо выбирать ту профессию, в которую можно внести свой личный вклад и подготовить себя к деятельности, приносящий высокий уровень дохода. Однако родители настаивают на выборе юридической специальности, поскольку сами являются юристами и считают, что она является престижной.

Задание: Подумайте, согласны ли вы с мнением родителей Петра Иванова? Аргументируйте свое мнение. Составьте мотивационную беседу с родителями Петра Иванова относительно выбора профессии плотника, и ее престижа.

Кейс № 3. “Будущий парикмахер”.

Описание ситуации: Людмила Ильина, 14 лет, мечтает работать в сфере обслуживания. Учится в школе № 32, выбрала профессию парикмахера. По характеру спокойная, необщительная, замкнутая девушка, имеет узкий круг подруг. В классе занимает позицию наблюдателя, не принимает участия в общественной жизни школы. Людмила обладает творческими способностями. Ей нравится делать прически и макияж. Освоить профессию парикмахера девушке мешает трудность в общении с окружающими.

Задание: Подумайте, какие профессионально важные качества необходимы Людмиле, и каким образом их можно развивать. Разработайте и проведите упражнения с Людмилой, направленные на развитие данных качеств, соответствующих профессии парикмахер.

Этап 2. Микрогруппы обсуждают предложенные ситуации и определяют наиболее эффективное решение кейса в течение 15 мин.

Этап 3. Презентация и оценка решений заданного кейса, в соответствии с критериями, представленными в следующей таблице:

Название микро-группы

Кейс

Критерии (в баллах)

итого

Соответствие заявленной теме

Аргументи-рованность

Разработанность

Практическая значимость

Круг




























































  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconМетодические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности...
Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002г., Москва;...

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconУрок технологии в 1 классе, умк «Школа России» Тема урока
Задачи урока: познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание...

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconМетодика заполнения протокола совещания
Во вводной части протокола совещания указываются наименование организации, наименование вида документа, дата и место проведения совещания,...

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconСодержание) Section I. Information Technology (Информационные технологии)...
«Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия»: Материалы IX международной научной конференции 10-11 ноября 2015 г....

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconОтветы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара
...

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconПрограммы и проекты Ассоциации 5 Новости Ассоциации 7 Вестник жилищного самоуправления 11
Всероссийского совещания по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconФгу «российская государственная библиотека» Научно-исследовательский центр
Документы Всероссийского совещания библиотек методических центров (Москва, ргб, 10-12 октября 2006 г.) публикуются в двух выпусках...

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconКонтрольные задания или иные материалы для оценки результатов освоения дисциплины
Фармацевтическая технология как наука, ее задачи. Пути совершенствования производства лекарственных средств. Роль отечественных ученых...

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconМетодические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности...
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения...

Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания iconОтчет о деятельности технологической платформы «Материалы и технологии металлургии»
Отчет о деятельности технологической платформы «Материалы и технологии металлургии» за 2012 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск