Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии


НазваниеМетодическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии
страница1/7
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7
Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г.Оренбурга
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКОГО САДА
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций

i:\мо психологов 2017-2018\буклеты\пособие\фото для методички\3.png

г.Оренбург

2018


Авторы-составители рекомендаций:

Бочарова Алла Николаевна, педагог-психолог МДОАУ №133 (общая редакция сборника, введение, 2 глава);

Мороз Евгения Викторовна, педагог-психолог МБДОУ №152 (1 глава и заключение);

Сорокина Елена Викторовна, педагог-психолог МДОАУ №133 (3 глава).

В методическом пособии использован материал буклетов педагогов-психологов ДОО Южного округа г.Оренбурга:

Баяндиной Н.В., МБДОУ №143; Мороз Е.В., МБДОУ №152; Трубниковой Е.В., МДОБУ №195; Терентьевой М.А., МДОБУ №200; Паньковой Е.И., МБДОУ №205; Носовой Н.Е., МБДОУ №124; Федоровой С.Ф., МДОБУ №63; Париновой Э.Р., МДОБУ №87; Тавтилевой А.Г., МДОБУ №19; Бочаровой А.Н., МДОАУ №133; Коротенко-Григорьевой О.В., МБДОУ №29; Синельниковой Е.А., МБДОАУ №3; Писаревой Е.А., МБДОУ №122; Репиной Н.И., МБДОУ №190; Афанасьевой Ю.А., МБДОУ №90.


Данные методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, воспитателям, а также руководителям дошкольных образовательных организаций, заботящихся о психическом здоровье и стабильности коллектива детского сада.

В сборник включены материалы, призванные помочь специалистам разобраться в таких понятиях, как «психическое» и «психологическое здоровье», «профессиональное выгорание» и «профессиональный стресс», научиться распознавать факторы риска, а также познакомить с приемами и способами поддержания психологического здоровья, возможными мерами профилактики профессионального выгорания и профессионального стресса. Кроме того, в сборнике представлен современный диагностический инструментарий для практической работы в области психологии кризисных состояний.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА ДОО…………………..5

    1. Понятие психологического здоровья, различение терминов «психического» и «психологического» здоровья………………………………………...5

    2. Методы, приемы и способы поддержания психологического здоровья. Практические упражнения для профилактики нарушений психологического здоровья…………………………………………………………………………………..….6

    3. Диагностический практикум психологического здоровья……………….16

II. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО…………………………………………………………………………….…………..21

2.1. Понятие, причины, компоненты, стресс-факторы, симптомы и стадии профессионального выгорания………………………………………...…………………21

2.2. Методы, приемы и способы профилактики профессионального выгорания. Практические упражнения для работы с педагогами ДОО…………..………………...24

2.3. Диагностический практикум профессионального выгорания……………..27

III. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ ДОО………………………………………………………………………………………...38

3.1. Понятие, причины, стресс-факторы, стадии профессионального стресса...38

3.2. Методы, приёмы и способы профилактики профессионального стресса. Практические рекомендации по преодолению стресса……………………………..…..41

3.3. Диагностический практикум стрессоустойчивости…………………………46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………...59

ВВЕДЕНИЕ
Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Коммуникативные перегрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, особая ответственность за жизнь и здоровье детей, необходимость постоянно повышать профессиональную компетентность, неадекватная социальная оценка труда — все это требует наличия психических и физических резервов, самообладания и саморегуляции.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность его профессиональной деятельности, повышают конфликтность во взаимоотношениях с родителями и коллегами, способствуют возникновению и закреплению негативных черт характера, которые разрушают психическое здоровье и провоцируют психосоматические заболевания. Кроме того, тяжелые переживания, связанные с рабочими ситуациями вызывают профессиональный стресс и, как его следствие, вызывают синдром эмоционального или профессионального выгорания.

По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Каждому человеку нужны ресурсы — источники запасов сил, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость. Поэтому в настоящее время становится актуальным профилактика и коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет ему повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение с детьми, их родителями и коллегами по работе.

Таким образом, особую актуальность приобретает теоретическая разработанность проблемы сохранения психологического здоровья педагогов, предупреждения профессионального выгорания и профилактики профессионального стресса у рассматриваемой категории. Такое четкое представление о них позволит осуществить программы ранней диагностики и эффективной профилактики негативных явлений у педагогов детского сада.



  1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА ДОО




    1. Понятие психологического здоровья, различение терминов «психического» и «психологического» здоровья


Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма или “правильная, нормальная деятельность организма” (Толковый словарь русского языка). При психологическом подходе базируются на анализе здорового функционирования личности как позитивного процесса, описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюлер), полноценной жизни (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл).

Психологическое и психическое здоровье – разводим мосты.

Результаты теоретического анализа позволяют говорить об определенном соотношении содержаний описываемых понятий. Психическое здоровье представляется необходимым, но далеко не единственным условием формирования здоровья психологического.

В узком смысле под психическим здоровьем понимают отсутствие психических аномалий.

Психологическое здоровье – это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной. В дополнение к понятию психическое здоровье И. В. Дубровина предложила концепцию психологического здоровья, под которым понимаются психологические аспекты психического здоровья – то, что относится к личности в целом, с высшими проявлениями человеческого духа.

Всемирная организация здравоохранения характеризует психологическое здоровье как: «… состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества…» и выделяет следующие его критерии:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Критерии психологического здоровья:

А) позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие мира);

Б) высокий уровень развития рефлексии;

В) стремление улучшать качество основных видов деятельности;

Г) успешное прохождение возрастных кризисов;

Д) адаптированность к социуму.

Поэтому, говоря о двух этих понятиях в общем, можно иметь в виду все психические состояния педагога, связанными со следующими психическими категориями: утомлением, эйфорией, тревогой, бодростью и т.д.

Характеристики психологически здорового человека:

- спонтанность и творчество, жизнерадостность, открытость, самопознание и познавание окружающего мира не только разумом, но и чувствами, интуицией;

- принятие самого себя и признание ценности и уникальности окружающих людей;

- ответственность за свою жизнь и извлечение уроков из неблагоприятных ситуаций;

- наполненность жизни смыслом, хотя человек не всегда формулирует его для себя;

- постоянное развитие и способствование развитию других людей;

- жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но человек хорошо адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни;

- способность спокойно находиться в ситуации неопределенности, доверие тому, что будет завтра.

Таким образом, если для психического здоровья за норму принимают отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию.



    1. Методы, приёмы и способы поддержания психологического здоровья. Практические упражнения для профилактики нарушений психологического здоровья


Что необходимо, для того, чтобы быть психологически здоровым?

На практике применяют различные приемы и методы снятия эмоционального напряжения. Это медитация, релаксация, гипноз, дыхательные и изометрические упражнения (чередование напряжения и расслабления групп мышц в равномерном ритме), психотерапевтические воздействия и т.д.

Существуют и другие способы преодоления стресса, например, способ смягчения ситуации, состоящий из позитивных моментов:

  • обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов («Зато мы теперь вместе с детьми гуляем»);

  • сознательное сравнение с другими педагогами («У меня хоть участие в конкурсе есть, а вот у других воспитателей…»);

  • представление более трагических последствий ситуации («Ладно хоть жив ребенок остался, а ведь мог и погибнуть!»);

  • попытки забыть о случившемся («Вы о чем говорите? О несчастном случае с ребенком? Да мы об этом давно уже забыли»);

  • реинтерпретация ситуации («Мне все равно давно уже надо было перейти на легкий труд»).

Подобные рассуждение только локально разрешает проблему, переключая внимание на позитивные моменты ситуации, подавляя возникающие эмоции. Можно сказать, что это защитное мыслительное поведение, представляющее собой уход из ситуации, которое можно, скорее всего, отнести к патогенному мышлению. Смягчение ситуации, не есть решение проблемы.

Имеется еще один метод снятия эмоционального напряжения – это метод саногенного мышления (от греческого "саноc" - здоровье, "генос" - порождать, т.е. мышление рождающее здоровье). От сложных процедур психоанализа отличается, прежде всего, простотой, адекватностью и эффективностью. Ю.М. Орлов утверждает, что любая эмоция, которую принято рассматривать как проявление бессознательного, имеет точное определение на языке конкретной программы умственного поведения, в результате которой она бессознательно и возникает. Человек осознает только ее результат. Два различных стиля мышления: наиболее распространенное – патогенное (ведущее в болезнь), усугубляющее любую сложную ситуацию в отношениях людей и тем самым ведущее к эмоциональному стрессу, болезни, и саногенное (оздоравливающее) мышление, снижающее напряжение и стресс, способствующее разрешению конфликтных ситуаций и достижению согласия с окружающими и с самим собой.

Саногенное мышление дает не временное облегчение, а постоянную и иногда даже абсолютную защиту. Педагог, который может саногенно размыслить свое оскорбление, стыд или обиду, имеет устойчивую защиту от оскорблений или обид, и они не будут создавать хронический стресс.

Таким образом, механизм возникновения эмоций можно представить схематично:

ОЖИДАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ:

  • «Я» по отношению к «Я-идеальному» («Я» → «Я-идеальное» → СТЫД).

  • «Я» по отношению к «другим людям» («Я» → «Они» → ОБИДА).

  • «Они» по отношению ко «мне» («Они» → «Я» → ВИНА)

  • «Я» по отношению к «моим достижениям (результату)» («Я» → «результат» → СТРАХ НЕУДАЧ).

ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ:

  • «Я» по сравнению с другим, кто «лучше меня» («Я» → «другой, кто меня лучше» → ЗАВИСТЬ).

  • «Я» по сравнению с другим, кто «хуже меня» («Я» → «другой, кто меня хуже» → ГОРДОСТЬ).

Существуют различные способы поддержания психологического здоровья.

Способы формирования психологического здоровья:

1. Просветительская деятельность;

2. Воздействие непосредственно на психику;

3. Использование дыхательных психотехник;

4. Работа с телом.

1. Просветительская деятельность предполагает ознакомление и обучение этике поведения, законам коммуникации, психологической культуре через изучение таких областей знаний, как гуманистическая, аналитическая, экзистенциальная, когнитивная психология; транзактный анализ; соционика; эниостиль и др.

2. Воздействовать непосредственно на психику можно через методы нейро-лингвистического программирования, гештальттерапии, психоанализа, психосинтеза, арттерапии и т.д.

3. Из дыхательных психотехник современная психотерапия использует холотропное дыхание по С. Грофу, свободное дыхание (Л. Орр), дыхательную систему йогов. За счет изменения глубины, частоты и рисунка дыхания достигается трансовое состояние сознания, которое и позволяет работать с психокомплексами. Хорошо себя зарекомендовали такие психотехники, как релаксация, аутотренинг, медитация, метод направленного интерактивного воображения (визуализационная терапия), суггестивные методы (гипноз, самогипноз).

4. Гармонизацию психического состояния можно осуществлять и через работу с телом, используя такие методы, как психогимнастика, психофизическая тренировка (К.В. Динейка, А.Л. Гройсман), телесно-ориентированный психоанализ (В. Райх, А. Лоуэн), танцевальная терапия, биоэнергетические упражнения и т.д. В работе с телом вызывается катарсис — эмоциональное отреагирование, «очищение души» (по Аристотелю). Все эти психологические технологии позволяют осуществить психическое оздоровление, т.е. восстановление психической работоспособности и адаптивности к социальной среде за счет восстановления количества энергии и гармонизации психики человека. Расширение возможностей психической саморегуляции способствует гармоничному балансу всего организма. Такой объемный интегральный подход к формированию, укреплению и сохранению психического здоровья обеспечит полноценность психофизиологического функционирования индивида на всех уровнях его деятельности.

Итак, именно психолог может стать и носителем, и проводником, и организатором, и координатором работы по сохранению, укреплению и профилактике психологического здоровья личности. Бесспорен тот факт, что для успешной реализации задач психологического здоровья необходим комплексный подход, включающий разнообразные психолого-педагогические методы и средства.

Важным аспектом по сохранению психологического здоровья является овладение педагогом приемов психологической саморегуляции. В связи с этим возникла необходимость:

  • Познакомить педагогов с приемами саморегуляции;

  • Развивать у педагогов навыки управления стрессом;

  • Развивать навыки позитивного мышления и коммуникативные навыки.

При реализации этих задач можно использовать технологию здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Она направлена на развитие культуры профессионального здоровья, потребности к здоровому образу жизни, обучение приемам его сохранения.

К приемам саморегуляции педагоги – психологи дошкольных образовательных организаций относят следующее:

  • Арттерапевтическая методика правополушарного рисования
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных...
Баланова Т. А. – заместитель директора по увр, председатель цпмпк мурманской области

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос»

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconМетодические рекомендации по представлению и защите портфолио Педагогический...
«портфолио педагога» среди педагогов дошкольных образовательных организаций можгинского района

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconМетодическое руководство для педагогов-психологов и воспитателей...
Психолого-педагогическое исследование детей до 3-х лет. Показатели развития по Рычковой Н. А

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconСборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего...
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу...

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии icon"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию...
...

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconПостановление от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 4 3049-13...
...

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconМетодическое пособие. Часть Армавир 2010 г. По решению методического...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №48

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconРегиональный социопсихологический центр самарский филиал мгпу
Методические рекомендации предназначены для студентов психологических факультетов, педагогов-психологов образовательных учреждений...

Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга здоровьесберегающие технологии iconПорядок оформления мед карты в детский сад Нормативные документы:...
СанПин 4 3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск