ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторской программы Л. Я. Желтовской и О. Б. Калининой, утверждённой Министерством образования Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей: 1) формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка; 2) воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремление познать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих в курсе русского языка и выступает как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно – ориентированной, эстетической, этической. Актуальными также становятся следующие принципыорганизации содержания курса:
семиотический – помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую значимую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
системно –функциональный – способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
этико –эстетический – направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
Немаловажную роль при реализации содержания курса играют принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Так, широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать слово и его «работу» в предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности.
В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса.
Во 2 классе акцент переносится на изучение слова сточки зрения его значения значения, вводятся понятия о лексическом (контактном) и общем (как часть речи) значениях слова. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения – так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» слов в них как частей речи.
Предлагаемая программа рассчитана на 170 часов (по 5 часов в неделю).
Учебный материал реализуется через выделение инвариантного минимума образования и его вариативной части.
Инвариантная часть каждого урока содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет расширить знания обучающихся по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление основного материала урока, а также задания, предоставляющие возможность применить полученные знания в нестандартных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЯЗЫК, РЕЧЬ - 5 часов
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ЯЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ - 26 часов
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ - 30 часов
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ - 98 часов
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО - 10 часов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Для уроков по русскому языку необходимо иметь:
- учебник «Русский язык» (в двух частях) под редакцией Л. Я. Желтовской;
- рабочие тетради под редакцией Л. Я. Желтовской и О. Б. Калининой;
- наглядные пособия и таблицы;
- технические аудиовизуальные средства обучения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В результате изучения русского языка второклассники
узнают:
средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;
название букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов; правила переноса слов с одной строки на другую;
значимые части слова;
основные признаки слова, предложения, текста.
научатся:
анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность, выделять голосом ударные слоги, сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звуко – буквенный анализ);
устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40 – 45 слов, писать под диктовку тексты в 35 – 40 слов;
применять при записи правила о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи- ши, ча – ща, чу – щу; чк, чн, об употреблении разделительного мягкого знака, большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов, о написании слов с непроизносимыми согласными, о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением;
интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак – в конце предложения;
определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
| Кор. дата
| №
| Тема урока
(страницы учебника, тетради)
| Решаемые проблемы
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| Понятия
| Предметные результаты
| УУД
| Личност-
ные ре-
зультаты
| Язык, речь (5 часов)
|
|
| 1
| Зачем человеку слово дано
С. 3—7
| Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, позна-вать мир, становиться челове-ком разумным.
| Дар речи
Общение
Информация
| Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».
Находить основную мысль читаемых текстов.
Сравнивать тексты, написанные разными стилями.
| Осознавать необходимость изучения рус-
ского языка гражданами России любой национальности.
Наблюдать над особенностями русской народ-ной речи: мело-дичностью, рит-
мичностью, образностью
| Формиро-вать чувст-во сопри-частности к бытию род-ного языка, осознание себя его носителя-ми; воспи-тание бе-режного. ответствен-ного отно-шения к языку; раз-витие ин-тереса к изучению родного языка, стремле-ния свобо-дно вла-деть им.
|
|
| 2
| Родной язык — русский
С. 8—11
| Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа. Дать общее представ-ление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и на-учном текстах.
| Слово
Ритмичноть
Звукопись
Напевность
|
|
| 3
| Родной язык — русский С. 8—11
| русский язык
народ
Родина
Россия
|
|
| 4
| Особенности устной народной речи
С. 12—13
| Дать представление о ритмич-
ности, напевности,мелодич-
ности русской народной речи посредствоманализа произве-
дений устного народного твор-
чества.
| Слово-образ
Ритм
Устная и
письменная речь
|
|
| 5
| Вспоминаем о лете
| Учить составлять устные вос-
поминания о летнем отдыхе.
|
| Слово, предложение, текст (26 часов)
|
|
| 6
| Строение слова
С. 14—15
| Акцентировать внимание на звуковом, буквенном, слоговом строении слова.
| Средство языка
лимон
| Различать звуки и буквы.
Группировать звуки по их характеристике, до-полнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.
Соотносить количе-ство звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.
Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.
Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Систе-матизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, нахо-дить отсутствующие ком-поненты в таблице.
Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Моделировать зву-ковое и слоговое строение слова.
| Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.
Определять положение заданной буквы в алфавите.
Сопоставлять случаи употре-бления пропи-сной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных, омонимах.
Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Составлять списки, распо-лагая в алфа-
витном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов).
Читать тексты с историческими материалами: понимать и вос-производить со-держание с по-мощью вопро-сов.
Наблюдать за ролью словес-ного ударения, правильно про-износить слова (в соответствии с акцентом и логи-ческими норма-ми).
|
|
|
| 7
| Звуки и буквы
С. 16 - 17
| Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.
Дать общее представление о палиндромах (одинаково чита-ющиеся слова и предложения с первой и с последней буквы).
| Звуки буквы
Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков чтобы [ш]
|
|
| 8
| Звуки и буквы
С. 16—17
| Ударение коньки
счёт
считалка
|
|
| 9
| Слоги. Ударение
С. 18—19
| Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).
Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), удар-
ными слогами с буквой ё.
| Ударный слог
Гласный под ударением
Безударный
Гласный
[щ] считалка, счёт
|
|
| 10
| Алфавит
С. 20—25
| Углубить представления о пра-ктической значимости знания алфавита.
Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью.
| Письмен-ность
Азбука алфавúт
|
|
| 11
| Алфавит
С. 20—25
|
ягода
|
|
| 12
| Большая буква в словах
С. 26—27
| Повторить через анализ пред-ложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран).
Учить записывать высказыва-ния о себе, о своём мохнатом или пернатом друге.
| Имя
Отчество
Фамилия
Кличка деревня
город
|
|
| 13
| Перенос слов С. 28—31
| Повторить основное правиле переноса слов по слогам. Организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными.
| Сентябрь
|
|
| 14
| Перенос слов С. 28—31
| Хоккей
|
|
| 15
| Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме
С. 32—35
| Повторить способы обозначе-
ния твёрдых (с помощью глас-ных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных.
Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр.
|
| Фиксировать случаи расхождения произно-
шения и обозначения буквами согласных и гласных звуков.
Обнаруживать ори-ентировочные приз-наки, обеспечиваю-щие припоминание и обобщение изучен-ных правил об обо-значении звуков на письме. Дифференци-ровать приёмы под-бора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных.
| Обращаться за справкой к сло-варику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями.
Наблюдать за богатством и разнообразием языковых средств для вы-ражения мыслей и чувств.
|
|
| 16
| Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме
С. 32—35
|
|
|
| 17
| Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных
С. 35—41
| Выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш — ч, щ.
Провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных.
|
|
|
| 18
| Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных
С. 35—41
|
|
|
| 19
| Обозначение парных звонких и глухих согласных
С. 42—43
| Повторить пары звонких и глухих согласных. Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков.
| Проверяемое,
проверочное
слово сшить [шш]
|
|
| 20
| Обозначение на письме безударных гласных звуков
С. 44—47
| Повторить правило о безу-дарных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец.Учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не-проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе.
| Хозяин
|
|
| 21
| Обозначение на письме безударных гласных звуков
С. 44—47
|
|
|
| 22
| Слова–названия предметов, признаков, действий
С. 48—49
| Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать».
Учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение).
| Название
Обозначение
| «Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих
значениях слов.
| Находить раз-ные основания для группировки слов.
|
|
| 23
| Слово и предложение
С. 50—51
| Систематизировать признаки предложения (выражение мыс-ли, интонационная закончен-ность, особое оформление на письме). Упражнять в состав-лении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложе-
ния, связь слов с помощью предлогов.
| Предложение
| Обнаруживать и объ-единять разные при-знаки для квали-фикации предложения коммуникативной единицы языка.
Синтезировать: составлять предложе-ния на основе набора слов, схем.
| Анализировать словесное стро-ение предложе-ния с помощью схем.
Использовать речь и речевые средства для эффективного решения раз-
образных комму-
никативных за-дач.
| |