Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»


НазваниеМетодические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
страница1/5
ТипМетодические указания
filling-form.ru > Туризм > Методические указания
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого


Степанова А.А.

ГЕОГРАФИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ



Великий Новгород

2014

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

Степанова А.А.
ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Методические указания к изучению курса

Великий Новгород

2014 г.


УДК 910: 914/919

ББК


Степанова А.А. География международных отношений / ФГБОУ «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого», Великий Новгород, 2014 г. - 39 с.


Рецензенты: д.г.н., проф. Д.А. Субетто

к.г.н., доц. С.Г. Давыдова.

В пособии представлены методические указания студентам к изучению теоретических вопросов, по выполнению практических работ и СРС.

Пособие отвечает новым образовательным стандартам и предназначено для подготовки бакалавров по направлению 021000.62 - география, профилю «рекреационная география и туризм» и по направлению 05.03.02.63 – география, профилю «рекреационная география и туризм».

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

5

Часть 1. Международные экономические отношения

6

Тема 1. МЭО и МХ. МРТ как основа МЭО

6

Тема 2. Международная торговля

8

Тема 3. Международное движение капитала

10

Тема 4. Международная миграция рабочей силы

11

Тема 5. Свободные экономические зоны

12

Тема 6. МК в мировом хозяйстве

13

Часть 2. Международные политические отношения

15

Тема 1. ПГ как наука

15

Тема 2. Политическая карта мира

17

Тема 3. Границы

18

Тема 4. Федерализм

22

Тема 5. АТД и самоуправление

24

Тема 6. Геополитика

25

Рекомендуемая литература

29

Приложения

30


Введение

Модуль «География международных отношений» входит в число модулей по выбору. Его целью является формирование компетенций в области географии международных отношений, политической географии и геополитики.

Методические рекомендации по изучению теоретической части учебного модуля.

Задачей изучения теоретических вопросов модуля «География международных отношений» является формирование системы знаний в области экономических и политических межстрановых взаимодействий. Освоение материала опирается на знания, полученные в курсах экономики, политологии и социально-экономической географии. В лекциях дается общий обзор основных вопросов в области международных экономических отношений, политической географии и геополитики. Изучение вопросов требует использования дополнительных источников информации: специализированных периодических изданий, дополнительной учебной литературы, СМИ (телевидение, радио, Интернет). Поскольку экономическая и политическая ситуация в мире весьма динамична, при изучении тем модуля необходим постоянный мониторинг событий, коррекция статистических данных.

Методические рекомендации по практическим занятиям.

Целью практических занятий является конкретизация теоретического материала, формирование умений экономико- и политико-географических исследований, навыков работы со специфическими источниками информации. Задания практической части модуля предполагают организацию различных видов деятельности: работа с картографическим и статистическим материалом, нормативно-правовой документаций, информацией СМИ, подготовка докладов и рефератов. Каждое практическое занятие состоит из двух частей: географические информации и выполнение (обсуждение) практических заданий. В первой части занятия обсуждаются события, произошедшие в мире за неделю и отраженные в новостных каналах. Методические указания по организации и проведению географических информаций приводятся ниже. Вторая часть занятия организуется в соответствии с методическими указаниями к практическим работам.

Методические рекомендации по СРС.

Самостоятельная работа студентов осуществляется при выполнении практических работ, подготовке к их защите и к итоговому контролю. Она включает в себя работу с разнообразными источниками информации. Задания для СРС и методические указания по их выполнению даны в методических рекомендациях по выполнению практических работ.
Географические информации

Географические информации – это мониторинг (наблюдение, обсуждение и анализ в группе) последних событий, происходящих в мире. Временной единицей каждого наблюдения является 1 неделя.

Задание: в течение контрольного периода времени отслеживать международные события.

Источники информации: телевидение, радио, материалы периодической печати, Интернет.

На занятии студенты докладывают в группе о том, что случилось в мире, высказывают свою точку зрения, дают оценку происходящему и совместно обсуждают новости под руководством преподавателя. Каждый раз избирается (или назначается) секретарь из числа студентов, который ведет протокол занятия и создает в конце общий список новостей. Студенты также делают пометки в своих тетрадях. По окончании курса (на последнем занятии) подводятся итоги: выявляется какие новости преобладали (политические, экономические, позитивные, негативные и пр.), какие страны упоминались чаще других, какие события оказались наиболее значимыми, как проявляла Россия себя за исследуемый период на международной арене, какие можно сделать выводы о современном этапе международных отношений и месте России в них.

Часть 1. Международные экономические отношения
Тема 1. Международные экономические отношения и мировое хозяйство.

Международное разделение труда как основа МЭО
Понятие МЭО, субъекты. МХ (мировое хозяйство) и основные этапы его развития. Возникновение МЭО. Особенности МХ в XXI веке, интернационализация и глобализация МЭО. Сущность открытой экономики. «Свобода торговли» и открытая экономика: соотношение понятий. Факторы, влияющие на степень интернационализации экономики и степень ее открытости. Преимущества и опасности открытой экономики. «Квазиоткрытость». Количественные индикаторы открытости: экспортная, импортная и внешнеторговая квоты.

Особенности интеграции России в систему МЭО, степень ее вовлеченности. Условия интеграции России в МХ, преимущества перед другими странами и приоритетные отрасли российской экономики.

Сущность МРТ, его отличие от внутригосударственного разделения труда. Теория сравнительных преимуществ как основа учения о МРТ. Основные факторы и показатели МРТ, тенденции развития. Международная специализация и кооперирование производства – основные формы МРТ. Производственная и территориальная специализация. Международное кооперирование производства, его формы и методы. Влияние НТР (научно-технической революции) на кооперирование.

Теории модернизации МРТ. Особенности участия в МРТ развитых и развивающихся стран, основные тенденции.

Россия в системе МРТ. Специфика российского экспорта, проблемы и перспективы его преобразования.
Задания для практической работы
Задание 1. Изучите крупнейшие международные организации и союзы, назовите их участников и местоположение штаб-квартир. Заполните таблицу «Крупнейшие международные организации и союзы».
Таблица «Крупнейшие международные организации и союзы»


Название организации

Год создания

Состав участников

Цели создания

Местопол. штаб-квартиры

















На контурной карте обозначьте состав перечисленных организаций и союзов, их штаб-квартиры.
Задание 2. Изучите основные международные события и мероприятия в области политики, экономики, спорта, науки, культуры и искусства. Подготовьте доклад об одном из них.
Методические рекомендации

Для выполнения задания используйте рекомендованную литературу (в конце методического пособия), а также материалы периодической печати и ресурсы Интернета. В таблицу внесите организации и союзы из различных сфер международных отношений: политические, культурные, спортивные, общественные, религиозные. Наибольшее значение из них имеют политические, поэтому, чтобы список их был наиболее полным, используйте информацию, представленную в прил. 1. Подумайте о каких организациях вы прежде знали недостаточно или не знали вовсе?

При создании карты могут возникнуть трудности, связанные с наложением информации, когда одно и то же государство входит в состав сразу нескольких организаций и союзов (назовите эти страны). Для решения проблемы используйте различные картографические методы: метод цветового фона, разнообразные виды штриховок, значковый и ареальный методы.

При создании карты не забывайте о требованиях при работе с контурной картой!

Характеристику мероприятия (задание 2) целесообразно давать в соответствии со следующим планом:

1) название мероприятия;

2) история возникновения;

3) место и время проведения (дата, периодичность и т.д.);

4) цели организации мероприятия;

5) количество и состав стран-участниц;

6) интересные факты, в т.ч. информация о последнем мероприятии.

При подготовке сообщения можно использовать материалы периодической печати, ресурсы Интернета, популярные справочники и энциклопедии.

Время доклада: 5-7 минут.

Выступление станет интереснее, если будет использован наглядно-иллюстративный материал, интересная информация, оригинальность изложения, т.е. осуществлен творческий подход при подготовке.
Контрольные вопросы:

  1. Что входит в предмет МЭО?

  2. Назовите субъекты МЭО.

  3. Что такое мировое хозяйство? Каковы особенности МХ в ХХ и ХХI вв.?

  4. Как отражается феномен глобализации на МХ на макро- и микроуровне?

  5. Где и когда появляется представление о свободной торговле?

  6. Что такое открытая экономика? Какие факторы оказывают влияние на повышение степени открытости мировой экономики?

  7. Как соотносятся понятия «свобода торговли» и «открытая экономика»?

  8. Каковы преимущества открытой экономики?

  9. Существуют ли угрозы открытости? Как их избежать?

  10. Что является количественным индикатором открытости экономики?

  11. В каких странах показатель внешнеторговой квоты не отражает реальную степень открытости экономики? Почему?

  12. Что такое «квазиоткрытость»?

  13. Каковы особенности МЭО на современном этапе?

  14. Каково современное положение России в МЭО?

  15. Что нужно предпринять России для большей интеграции в мировую экономику?

  16. Какими преимуществами обладает Россия перед другими странами?

  17. Назовите приоритетные отрасли хозяйства России для интеграции в МЭО.

  18. Что такое разделение труда? Общественное разделение труда?

  19. Когда и почему возникает общественное разделение труда?

  20. Какое разделение труда можно назвать территориальным?

  21. Назовите основные признаки территориального разделения труда

  22. Что является движущим моментом разделения труда?

  23. В чем проявляется сущность МРТ?

  24. Чем МРТ отличается от внутригосударственного РТ?

  25. Какие факторы оказывают влияние на развитие МРТ?

  26. Перечислите факторы развития территориального разделения труда и выбора территорией специализации.

  27. Назовите классификацию территориального разделения труда по масштабу. Какое местно занимает в ней МРТ?

  28. Назовите показатели степени развития МРТ.

  29. Что такое кооперирование производства (МКП)? Каковы его формы и методы?

  30. Что такое международная специализация производства (МСП)? Какие виды специализации вы знаете?

  31. Схематично изобразите структуру МСП.

  32. В каких сферах международного сотрудничества проявляется МКП?

  33. Перечислите методы налаживания кооперационных связей.

  34. Что представляет собой научно-техническая революция? Какое влияние она оказывает на МРТ?

  35. В чем заключается сущность западных исследований в области модернизации МРТ?

  36. Каковы особенности участия в МРТ развитых и развивающихся стран?

  37. Укажите особенности участия России в МРТ. Назовите положительные и отрицательные следствия более глубокого участия России в МРТ. Какие отрасли российского производства могут включиться в процесс МРТ наиболее успешно?

  38. Какое значение имеет МРТ для мировой экономики?


Тема 2. Международная торговля
Понятие МТ, ее роль в МЭО. Особенности современного развития МТ. «Внешняя торговля» и «международная торговля»: соотношение понятий. Политика фритредерства и протекционизма. Экономические теории и концепции, объясняющие феномен МТ (А.Смита, Л.Рикардо, Дж.Ст.Милля, Э.Хекшера и Б.Олина, П.Самуэльсона и В.Столпера, М.Портера). Роль ТНК в развитии МТ.

Территориально-товарная структура МТ. Особенности и факторы развития МТ в XX веке, динамика изменений территориальной структуры и ее причины. Конкурентоспособность стран, ее показатели. География МТ, экспортно-импортные отношения развитых и развивающихся стран. Особенности участия в МТ отдельных регионов и стран. Отраслевая структура МТ, структура торговли товарами и услугами, мировой продовольственный рынок. Электронная торговля.

Противоречия современной МТ. Либерализация торговли и усиление протекционистских тенденций в торгово-экономических связях стран, их соотношение в различных отраслях. Возможности разрешения противоречий в МТ на международном уровне. Демпинг и антидемпинговые меры.

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) – предшественница ВТО. Функции, задачи, принципы и нормы ГАТТ. Отличия ГАТТ от ВТО. ВТО (Всемирная торговая организация): история создания, структура и современная деятельность. Торговые инструменты ВТО. Россия и ВТО: преимущества и недостатки вступления.

Региональные группировки в МТ, крупнейшие торговые блоки. Роль региональных группировок в МТ. «Торговое отклонение» и «торговые войны».

Особенности участия СССР в МТ. Рыночные реформы и изменение внешней торговли. Товарная структура российского экспорта и импорта. Возможности стимулирования промышленного экспорта и «таргетинга».

Основные и обеспечивающие торговые операции. Конкурсные формы торговых операций: торги, тендеры, выставки-ярмарки, аукционы, арбитраж. Товарные формы торговых операций: бартер, операции на основе давальческого сырья контрагента-партнера, консигнационная торговля. Электронная коммерция. Лицензионная торговля. Договорные отношения: франчайзинг, лизинг, факторинг, фьючерсная сделка, посреднические операции, транспортно-экспедиторское обслуживание, фрахт.
Задания для практической работы
Задание 1. Изучите крупнейшие региональные торговые группировки. На контурной карте обозначьте страны-участницы и штаб-квартиры объединений.

Ответьте на вопросы:

1) Каковы цели создания региональных торговых группировок?

2) Какое влияние они оказывают на международную торговлю?

3) Какие страны входят сразу в два и более объединений?
Задание 2. Подберите статистический материал, отражающий основные показатели международной торговли: количество, состав экспорта и импорта по странам и регионам, включая Россию, уровень конкурентоспособности стран и т.д. Укажите страны-лидеры по международной торговле.
Задание 3. Выпишите основные виды торговых операций и их определения.
Методические рекомендации

Для выполнения заданий используйте конспект лекций и дополнительную литературу. При создании карты пользуйтесь методом цветового фона и штриховки, для обозначения штаб-квартир используйте значковый метод. Список региональных торговых организаций представлен в прил. 2. При подборе статистической информации используйте данные за период не старше трех лет и в динамике за последние 10-20 лет.
Контрольные вопросы:

1) Что такое внешняя торговля и международная торговля? Назовите виды внешней торговли.

2) В чем состоит сущность политики фритредерства и протекционизма?

3) Раскройте сущность экономических теорий, объясняющих феномен МТ:

- теории абсолютных преимуществ А.Смита;

- теории относительных преимуществ Л.Рикардо;

- теории международной стоимости Дж.Ст.Милля;

- теории выравнивания цен на средства производства;

- теории жизненного цикла товара.

4) Какова роль ТНК в МТ? Что такое трансфертные цены?

5) Какие факторы оказывали влияние на стабильный рост МТ на протяжении второй половины ХХ века?

6) Что такое конкурентоспособность экономики? Какие факторы ее определяют? Назовите наиболее конкурентоспособные страны на данный момент и в перспективе.

7) Каковы особенности географии МТ?

8) Какую роль играют развивающиеся страны на мировом рынке? Развитые страны?

9) Какова роль и перспективы Азиатско-Тихоокеанского региона на мировом рынке? Других регионов мира?

10) Каковы особенности отраслевой структуры МТ?

11) Когда возникла электронная торговля и что она собой представляет? Каковы ее преимущества и недостатки?

12) В каких отраслях торговли сохраняются значительные протекционистские меры? Почему? Какие это меры?

13) Что такое «скрытый протекционизм»? Какие существуют нетарифные барьеры?

14) Что такое ГАТТ? Какова ее роль и принципы деятельности?

15) Чем ГАТТ отличается от ВТО?

16) Когда появилась ВТО? Какие задачи перед ней стоят?

17) Расскажите о структуре ВТО.

18) Назовите основные соглашения, принципы и торговые инструменты ВТО.

19) Каков механизм вступления в ВТО?

20) Расскажите о преимуществах и отрицательных последствиях вступления России в ВТО.

21) Перечислите крупнейшие региональные торговые блоки и их участников. Какое влияние они оказывают на МТ?

22) Раскройте сущность основных международных коммерческих операций.

23) Какова роль России в МТ?
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconМетодические указания к изучению курса Великий Новгород 2013 г. Удк...
Степанова А. А. Организация, экономика и управление туризма. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный...

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23
Степанова А. А рекреационная география и туризм. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный университет...

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconФгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава...
Безопасность жизнедеятельности. Методические указания для выполнения вкр студентами всех специальностей исхпр. Новгу им. Ярослава...

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconЯрослава мудрого Великий Новгород 200 9
Текст] : сборник статей / сост. Г. А. Федотова; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород,...

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ Великий Новгород 2002
Государственное образовательное учреждение "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconЕ. В. Мигунова изучение курса
Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении [Текст]: учеб метод пособие; Новгородский государственный...

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» icon«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (НовГУ) Великий Новгород
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconДеловой коммуникации в профессиональной деятельности Великий Новгород 2008
Учебно-методические комплекс деловой коммуникации в профессиональной деятельности / О. Ю. Машина; Нов гу им. Ярослава Мудрого. Великий...

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» iconМетодические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «Международные...
Международные экологические стандарты: Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности 020801. 65...

Методические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк 910: 914/919 ббк степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» icon«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» ( НовГУ)
Целью практики является получение студентами опыта преподавания специальных дисциплин, написания и оформления методических указаний...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск