Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23


НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого


Степанова А.А.


РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ


Великий Новгород,

2016г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

Степанова А.А.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ


Методические указания к изучению курса


Великий Новгород,

2016г.
УДК 910: 914/919

ББК


Степанова А.А. . Рекреационная география и туризм. Методические указания к изучению курса / ФГБОУ «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого», Великий Новгород, 2016 г. - 45с.


Рецензенты: д.г.н., проф. Д.А. Субетто

к.г.н., доц. С.Г. Давыдова.


В учебном пособии раскрыты темы и содержание теоретических вопросов, даны методические рекомендации по выполнению практических работ и самостоятельной работе студентов, представлены экзаменационные вопросы и рекомендуемая литература по дисциплине «Рекреационная география и туризм». В приложении содержится необходимая информация для выполнения практических работ.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «География», профиль «Рекреационная география и туризм».

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого, 2016

СОДЕРЖАНИЕ:



Темы и содержание теоретических занятий

5

Методические рекомендации для выполнения практических работ

10

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

23

Вопросы к экзамену

25

Рекомендуемая литература

27

Приложения

28

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Введение

Рекреационная география (РГ) как наука. История РГ. Учение о территориальных рекреационных системах (ТРС) как основа РГ. Классическая (советская) и современная РГ: цели, задачи, объект и предмет исследования, место в системе наук. Влияние социального заказа на развитие РГ.

2. Основные понятия и термины РГ. Отдых и рекреация

Рекреация, ее понятие и эволюция определения. Рекреация и туризм: соотношение понятий. Фазы рекреации. Отдых, его значение. Виды деятельности во время отдыха. Соотношение отдыха и рекреации в советской РГ и в работах Д.В. Николаенко.

Феномен рекреации. Анализ смысла рекреации. Рекреация как атрибут человеческой деятельности. Причины феномена рекреации. Стандарты рекреации: пассивный и активный. Типология рекреации на основе критерия повторяемости рекреационной деятельности: суточный, недельный, «квартальный», ежегодный, жизненный отдых, их характеристика.

Функции рекреации: медико-биологическая, социально-культурная, экономическая. Физическая рекреация и ее виды (оперативная, кумулятивная, компенсаторная).

Время социальное, свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции. Инклюзивное время, ежедневное время, уик-энд, отпускное время и соответствующие им типы рекреации (инклюзивная, ежедневная, еженедельная, отпускная, компенсаторная, расширенная). Иерархичность рекреационного времени. Время отдыхающих и организаторов отдыха.

Рекреационная деятельность, ее виды и значение. Элементы деятельности по организации рекреационного пространства. Рекреанты как субъекты рекреационной деятельности.

Рекреационное пространство как часть социального пространства, его свойства. Рекреационное освоение и хозяйственная освоенность рекреационного пространства. Рекреационный потенциал территории. Рекреационные ресурсы и антиресурсы. Рекреационная территория. Территориальные рекреационные системы (ТРС) и территориальные рекреационные комплексы (ТРК) как формы организации рекреационной деятельности на определенной территории. Виды, состав и стадии развития ТРК и ТРС.
3. Теория социо-культурных систем Д.В.Николаенко как основа современной РГ. Рекреационное страноведение

Теория науки и ее значение. Сущность теории социо-культурных систем. Теория социо-культурных систем как философская и методологическая основа изучения и построения системы понятий рекреационной географии.

Понятия теории социо-культурных систем - определения и анализ содержания. Социо-культурная система (СКС). Уникальные черты СКС. Социо-культурная среда. Регион смешанного социо-культурного освоения. Внешний социо-культурный буфер. Естественно зависимый вассал. Анклав. Община-анклав в пределах иной СКС. Понятия, раскрывающие суть социо-культурного пространства, его деление и характеристики: хоумленд, внутренняя буферная зона СКС, емкость социо-культурного пространства. Понятия, раскрывающие суть социо-культурного времени и его деление: эволюция СКС, этап, период, стадия. Понятия, раскрывающие суть социо-культурных процессов: социо-культурный конкурс, социо-культурно значимые миграции. Эволюция рекреационной деятельности.

Эволюция пространственно-активной рекреационной деятельности. Временные ритмы перемещений людей в пространстве. Недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы перемещений. Уровни освоенности пространства. Типы освоенности пространства: «неизвестное пространство», «место», «свое пространство», «пионерное пространство», «периферия», «чужое пространство». Виды рекреационной деятельности и перемещений людей в пространстве: экскурсии, туризм, массовый туризм, путешествия и спортивный туризм, миграции с целью освоения территорий. Этапы освоения территорий и эволюция пространственной активности. Характерные черты рекреационной активности в зависимости от уровня освоенности территории – начального, развитого, высокой освоенности. Детерминированность особенностей массового туризма уровнем освоенности территории. Связь массового туризма с процессами освоения территорий. Особенности проявления этой связи в различных социо-культурных образованиях.

Различные критерии типологии стран, достоинства и недостатки каждого критерия. Типология государств и территорий по критерию принадлежности их к различным социо-культурным образованиям. Описание типов стран с точки зрения стандартов и особенностей рекреационной деятельности.

Основные принципы организации рекреационной деятельности в различных странах мира. Международные и национальные праздники.

4. Рекреационное районообразование и районирование

Суть процесса районообразования и его фундаментальные причины. Рекреационное районообразование - частный случай общего процесса районообразования. Формирование рекреационной специализации в зависимости от потребностей освоения. Генезис районов массового туризма. Уровень освоенности района и интенсивность туристических потоков. Этапы процесса рекреационного районообразования, особенности ситуации в рекреационном районе на каждом этапе его эволюции.

Роль природной основы в рекреационном районообразовании. Обращение природных недостатков региона в его достоинства. Природные ресурсы и их роль в рекреационном районообразовании. Формирование специализации района на «пустом» месте и на «минус»-месте (с ресурсами, категорически не пригодными именно для данной специализации).

Рекреационное районирование как частный случай географического районирования. Принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность, конструктивность. Районообразующие признаки. Система таксономических единиц рекреационного членения территории. Классификации рекреационных районов по принципу преобладающих рекреационных функций, по степени рекреационной освоенности, по степени открытости и по степени перспективности района для развития туризма. Признаки и характерные черты рекреационных районов. Особенности рекреационных районов по Д.В, Николаенко.

Рекреационное районирование СССР и России: сравнительный анализ различных подходов.
5. Рекреационные ресурсы территории

Рекреационные ресурсы: эволюция понятия и различные подходы к его определению. Виды рекреационных ресурсов. Свойства рекреационных ресурсов. Рекреационный потенциал территории. Туристские ресурсы, их особенности и виды. Кадастр туристских ресурсов. Туристский интерес и туристское впечатление как основа использования туристских ресурсов.

Оценка рекреационных ресурсов, ее значение и специфика. Этапы оценивания ресурсов. Виды оценок. Основные и дополнительные факторы, влияющие на рекреационную оценку. Рекреационное районирование как результат рекреационной оценки территории.

Природно-рекреационные ресурсы и их оценка

Природно-рекреационные ресурсы, их виды. Роль природных ресурсов в организации рекреационной деятельности. Основные типы оценки природно-рекреационных ресурсов (медико-биологический, психолого-эстетический, технологический), их суть и методика.

Принципы классификации природных лечебных ресурсов. Климат, его значение для рекреации и курортологического лечения. Различные подходы к классификации погод. Минеральные воды. Классификация минеральных вод. Основные критерии оценки минеральных лечебных вод. Лечебные грязи (пелоиды). Классификация лечебных грязей, их использование в курортологии.

Природно-рекреационные ресурсы основных ландшафтно-климатических зон России. Ледяная зона, зона тундры и лесотундры, зоны смешанных лесов и лесостепей, зона степей, зона полупустынь и пустынь умеренного и субтропического поясов, средиземноморская зона, горные области: ландшафтно-климатические условия, характеристика источников минеральных вод и пелоидов, основные курорты.

Лечебно-оздоровительный туризм и курортное дело. Особенности лечебно-оздоровительного туризма. Виды курортов и организация курортной деятельности. Лечебно-оздоровительный туризм в Европе, Азии, Америке, Африке и Австралии. Основные курорты мира.

Культурно-рекреационные ресурсы и их оценка

Культурно-исторические рекреационные ресурсы, их сущность, значение и виды. Классификации памятников истории и культуры по основным признакам, по рекреационной значимости, по степени организации, по месту положения экскурсантов. Разновидности памятников истории и культуры по Е.В. Колотовой.

Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Культурное наследие и памятники культурного наследия. Методы оценки культурных комплексов. Основные характеристики культурных комплексов.

Рекреация и культура, культурно-рекреационная деятельность. Значение культурно-рекреационной деятельности и культурный туризм. Народные художественные промыслы России.

Природное и культурное наследие в туризме

Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия. Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО, содержание и особенности формирования списка, критерии оценки объектов и включения их в список. Классификация природных и культурных объектов Всемирного наследия. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО на территории России.

Культурный ландшафт и его особенности. Соотношения природной и культурной составляющей в культурном ландшафте. Категория смысла в культурном ландшафте. Нематериальная (духовная) составляющая культурного ландшафта. Иерархия культурных ландшафтов. Типологии культурных ландшафтов. Культурный ландшафт как объект природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
6. Рекреационная деятельность

Рекреационные потребности человека как основа рекреационной деятельности, их виды. Факторы формирования рекреационных потребностей. Экономический, медико-биологический, социологический и социально-психологический аспекты оценки рекреационных потребностей. Понятие рекреационной деятельности. Классификация рекреационной деятельности. Рекреационные занятия как способы рекреационной деятельности. Типология рекреационных занятий. Циклы рекреационной деятельности, их виды. Рекреационное проектирование. Элементарные рекреационные занятия (ЭРЗ) как компоненты рекреационной деятельности. Целевые, дополнительные и сопутствующие ЭРЗ. Цикл рекреационных занятий. Моделирование циклов рекреационных занятий.


7. Учение о территориальных рекреационных системах

Рекреационная система (РС) и ее подсистемы. Территориальная рекреационная система (ТРС), структура ТРС. Основные подсистемы ТРС. Отдыхающие как центральный элемент РС, типология и общие черты отдыхающих. Природные и культурные комплексы, их характеристики. Технические комплексы, их значение. Обслуживающий персонал и органы управления, их роль в функционировании ТРС.

Рекреационные объекты. Классификация рекреационных объектов. Рекреационные комплексы. Проектирование рекреационных объектов и комплексов, оценка местности для сооружения рекреационных комплексов.

Рекреационная и туристская сеть. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, их виды и особенности функционирования. Туристские учреждения, их виды и особенности функционирования. Проблемы размещения рекреационной инфраструктуры: основные критерии и принципы.
8. Рекреационное и туристское природопользование

Природопользование, его виды. Природный комплекс как основа туристско-рекреационного природопользования. Типы рекреационного землепользования. Отрицательные последствия рекреации. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их оценки. Рекреационное районирование для целей охраны природы. Природоохранная работа в туризме, ее виды. Роль туризма в сохранении и поддержании экологического равновесия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа 1

МОНИТОРИНГ РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Цель работы: выявить и проанализировать рекреационные потребности населения; познакомиться с методикой социологических исследований.
Задание. Проведите исследование на тему «Мониторинг рекреационных предпочтений». Результаты оформите в письменном виде.
Методические рекомендации

Выполнение задания предполагается путем проведения опроса жителей Великого Новгорода (возможно – другого города или населенного пункта) с целью выявления их рекреационных предпочтений. Для этого необходимо разработать форму анкеты, включающей несколько вопросов. Количество респондентов – не менее 20 человек.

Возможные формулировки вопросов:

1) как часто Вы отдыхаете?

2) какие виды и формы отдыха предпочитаете?

3) где Вы проводите свое свободное время?

4) часто ли Вы путешествуете?

5) насколько индустрия развлечений Великого Новгорода удовлетворяет Ваши рекреационные потребности?

6) какие учреждения отдыха и развлечений Вы бы хотели видеть в городе?

7) Ваши личные данные: возраст, социальный статус, образование, сфера деятельности.

Анкета может предполагать наличие вариантов ответов.

В выводах проанализируйте различия в рекреационных предпочтениях людей разного возраста, социального положения, профессии.
Форма отчетности:

- подборка заполненных анкет;

- диаграммы и графики, отражающие результаты исследования;

- выводы (в печатном виде).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе для студентов неязыкового вуза тольятти 2007
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по экспериментальной программе по английскому языку, в их самостоятельной...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 icon«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации...
Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности студентов при самостоятельной работе

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические...
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические...
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по учебной...
Содержание внеуадиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Аудит налогообложения» включает в себя различные...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23 iconЛитература по дисциплине 3 Содержание самостоятельной работы 4
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среднего профессионального образования (фгос) и локального акта гбоу спо бст «Положение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск