Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов


Скачать 480.13 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА НА ОБЪЕКТАХ АПК

(методические указания для самостоятельной работы студентов

всех специальностей ИСХПР

Великий Новгород

2012

Б

614.8.084

65.9(2)-2

Б40

Печатается по решению

РИС НовГУ

Рецензент
Доктор сельскохозяйственных наук, профессор М.В. Никонов



Б40

В. А. Самойленко

Безопасность жизнедеятельности. Методические указания для выполнения ВКР студентами всех специальностей ИСХПР. НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2012. – 27 с.
Рассмотрены методы анализа и проектирования безопасных условий труда в ВКР

Предназначено для студентов всех специальностей по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Издание 2-е доработанное.


УДК 614.8.084

ББК 65.9(2)-2

Б40






© Новгородский государственный

университет, 2012

© В. А. Самойленко, Н. И. Николаева,

С.Н. Гладких, Е.С. Минина, О.Н. Виноградова, Н.Н. Семчук,

составление 2012


Введение
Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать впредь соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения.
(Циркуляр Морского технического комитета №15 от ноября 27 дня 1910 года)
1 Общие положения и рекомендации
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» ставит своей целью ов­ладение необходимыми теоретическими знаниями, практическими навыками по созданию здоровых и безопасных условий труда в сельском хозяйстве.

Безопасность деятельности в России - государственное дело. Эти поло­жения закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 37).

Определённую роль в вопросах безопасности труда отводится профсою­зам.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД), как система законодательных актов, социально экономических, технических, санитарно-гигиенических и ор­ганизационных мероприятий направлена на обеспечение безопасности, сохра­нения здоровья и работоспособности человека (работника) в процессе труда.

Воплощение в жизнь поставленных задач по возрождению, развитию и повышению эффективности сельского хозяйства, призвано осуществлять высо­ко квалифицированными инженерно-техническим и административным персо­налом.

В результате изучения дисциплины ведущий специалист должен усво­ить:

  • вопросы организации БЖД, обязанности должностных лиц и их
    ответственность за создание здоровых условий труда;

  • методы анализа травматизма и заболеваемости;

  • способы предупреждения появления вредных и опасных производствен­ных факторов;

  • методы и средства коллективной и индивидуальной защиты, обеспечение
    безвредных условий труда;

  • основные требования техники безопасности при эксплуатации, техниче­ском обслуживании и ремонте МТП, электроустановок, технологических
    линий и лесоустроительных работ.

Задача данного методического указания состоит в том, чтобы оказать помощь студентам в самостоятельной работе, обучающимся по сельскохозяй­ственным специальностям, определении набора контрольных вопросов для выполнения индивидуальных заданий, осуществляемых в соответствии с шифрами (крайними цифрами) зачетной книжки. (по горизонтали – последняя цифра; по вертикали – предпоследняя). Задание предложено в таблице 2.
1.1 Распределение учебного времени
Учебным планом по самостоятельной работе студентов, утверждённым УМУ Университета предусмотрено изучение дисциплины «БЖД» на IV - VI курсах в объёме 50 часов, в том числе самостоятельной 37 часов и на экзамена­ционной сессии с помощью преподавателя - 13 часов.

В период изучения тем студенту рекомендуется письменно от­ветить на вопросы для самостоятельной проверки знаний, приведённые в соот­ветственном разделе настоящих методических указаний, при необходимо­сти использовать конспект и самостоятельно прочесть соответствующую (ре­комендуемую) литературу.

После выполнения всех учебных заданий, студент сдаёт по ним зачёт.

Таблица 1 Распределение учебного времени для изучения дисциплины, часов


Nп/п

Наименование тем

Всего

Установочное занятие

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа



Введение в науку: цели, задачи, направления

1,5

1





0,5



Теоретические основы БЖД

3,5



1



2,5



Организационно-правовые основы безопасности

10



2

1,5

6,5



Основы производственной санитарии

15



1

2,5

11,5



Основы пожарной безопасности

5



0,5

1

3,5



Безопасность эксплуатации МТП и технологических процессов

12



1

1

10



Доврачебная помощь пострадавшим

3



0,5



2,5




ИТОГО по курсу

50

1

6

6

37


1.2 Методические указания по изучению дисциплины (с дополнениями о определении набора контрольных вопросов для выполнения индивидуального задания).
2 Темы курса

2.1 Введение в науку: цели, задачи, направления

Методические советы. При рассмотрении данной темы необходимо обратить внимание на социально-экономическое значение безопасности жизнедеятельности, его цели и задачи. Важно знать основные термины и определения согласно ГОСТ ССБТ.

Вопросы для самоконтроля (проверки)

  1. Задачи безопасности жизнедеятельности, определенные Конституцией России.

  2. Социально-экономическое значение безопасности труда.

  3. основные термины и определения согласно ГОСТ ССБТ.


2.2 Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Методические советы. Изучая теоретические основы БЖД студенту необходимо усвоить систему «человек – машина – производственная среда» и ее основные характеристики и номенклатуру опасностей. Следует обратить внимание на психофизиологические и эргономические основы безопасности труда, а также на методы и пути создания безопасных условий окружающей среды.

В этой теме важно усвоить систему «человек – машина – производственная среда», особенности труда при выполнении сельскохозяйственных работ, изучить классификацию опасных и вредных факторов и принципы их нормирования. Физические, химические и биологические факторы и их нормирование. Источники травматизма и причины профессиональных заболеваний в сельскохозяйственном (аграрном) производстве.

Изучить методы исследования условий и безопасности труда: показатели травматизма, основные положения по управлению безопасностью труда, основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма и профзаболеваний.

Вопросы для самоконтроля (проверки)

  1. Классификация опасных и вредных производственных факторов.

  2. Физические, химические и биологические факторы и их нормирование.

  3. Психофизиологические возможности человека и их влияние на производительность, и безопасность труда.

  4. Система «человек – машина – производственная среда» и ее роль в травматизме.

  5. Направления в эргономике.

  6. Управление безопасностью труда.

  7. Прогнозирование и профилактика производственного травматизма.


2.3 Организационно-правовые основы

Методические советы. Изучая правовые основы БЖД, необходимо ознакомиться с законодательством и системой актов в области безопасности труда. Главные документы: Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс, Гражданский и Уголовный кодексы России.

Рассматривая вопрос организации безопасности трудовой деятельности необходимо изучить вопросы:

а) охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;

б) рабочее время и время отдыха. Необходимо знать, как осуществляется контроль за безопасностью труда, кто несет ответственность за нарушение требований безопасности труда.

Изучить Систему стандартов безопасности труда (ССБТ), безопасность деятельности в АПК.

Пропаганда безопасности труда. Обучение, разработка инструкций, аттестация рабочих мест, повышение квалификации работников крупных аграрных предприятий и др.

Вопросы для самоконтроля (проверки)

  1. Конституция России об охране труда (ст.37)

  2. Характеристика ССБТ.

  3. Принцип построения ССБТ.

  4. Стандарты.

  5. Работа по предупреждению травматизма и профзаболеваемости.

  6. Планирование и финансирование мероприятий по безопасности.

  7. Обучение безопасным приемам работы.

  8. Виды инструктажей.

  9. Обучение лиц, поступающих на работу.


2.4 Производственная санитария.

Методические советы. При рассмотрении предложенной темы необходимо ознакомиться с показателями микроклимата, действием его на организм человека и животного, на растения, типовыми расчетами отопления производственных и бытовых помещений. Необходимо также усвоить, что все производственные факторы, проявляющиеся в виде пыли, газов, влажности, вибрации, шума, недостаточного освещения, несоответствие температур, электромагнитных излучений, плохое качество воды подлежат санитарно-гигиеническому нормированию и при превышении так называемых предельно-допустимых норм), нцентрации) могут оказаться опасными для здоровья человека, с-х животных и птицы, губительными для растений и лесного фонда.

Изучить санитарно-гигиенические требования к генеральным планам производственных и бытовых помещений в соответствии с Санитарными правилами и нормами (СанПиН).

Вопросы для самоконтроля (проверки)

  1. Защита от электромагнитных полей.

  2. Защита от радионуклидов (радиоактивных излучений)

  3. Опасность тяжелых металлов.

  4. Виды освещения.

  5. Расчет искусственного освещения.

  6. Действие ядовитых веществ на организм человека и с-х животных.

  7. Требования производственной санитарии к территории предприятия и производственным помещениям.

  8. Качество воды.

  9. Нормализация микроклимата в производственных помещениях.

  10. Кондиционирование воздуха.

  11. Снижение вибрации машин и оборудования.

  12. Виды отопительных систем.


2.5 Пожарная безопасность

Методические советы. По этой теме изучают причины пожаров в сельском и лесном хозяйстве, перерабатывающей промышленности, условия горения, огнестойкость, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Уясняют категории производства и классы помещений по пожаро - и взрывоопасности; пожарную безопасность при ремонте и техническом обслуживании техники, при приведении лесоустроительных работ, уборке урожая, при хранении и применении минеральных удобрений и пестицидов, а также пожарную профилактику на животноводческих комплексах, птицефабриках и котельных. Изучают огнегасительные вещества, первичные средства пожаротушения и пожарную технику, организацию пожарной – охранной сигнализации и связи.

Вопросы для самоконтроля (проверки)

  1. Огнестойкость и предел огнестойкости.

  2. Горение, температура вспышки, воспламенение и самовоспламенение.

  3. Группы пожарной опасности в с-х производстве.

  4. Классификация материалов по возгораемости.

  5. Категории производства и классы помещений по пожаро– взрывоопасности.

  6. Пожарная безопасность при уборке урожая, производстве лесоустроительных работ.

  7. Расчет расхода воды на пожаротушение.

  8. ППБ в Российской Федерации.

  9. Виды огнетушителей.

  10. Пожарная профилактика секторов экономики.

  11. Снижение вибрации машин и оборудования.

  12. Виды отопительных систем.


2.6 Безопасность эксплуатации МТП и технологических процессов

Методические советы. Изучая тему: «Безопасность эксплуатации МТП и технологических процессов» рекомендуется изучить общие требования безопасности к машинам, механизмам, производственному оборудованию и процессам; требования к ограждениям, предохранительным, тормозным и блокировочным устройствам; систему цветов и знаков безопасности.

Изучая электробезопасность необходимо уяснить действие электрического тока на организм человека (работника) факторы, определяющие опасность поражения. Обязательно знать устройство и принцип действия защитного заземления, зануления и защитного отключения, а также защиту от статического электричества.

Работая над вопросами безопасности труда в лесном хозяйстве, растениеводстве необходимо изучить вопросы безопасности, предъявляемые к техническому состоянию машинно-тракторных агрегатов, требования безопасности к полям, лугам, маршрутам движения, переправам; меры безопасности при эксплуатации техники на основных видах работ в растениеводстве и лесоводстве, на зернотоках, зерноочистительных и сушильных комплексах, в питомниках.

Рассматривая безопасность труда при выполнении механизированных в животноводстве и птицеводстве, студент изучает опасные факторы при выполнении основных работ на фермах; меры безопасности при монтаже технологического оборудования и производств, при работе на заготовке кормов, при обслуживании систем и оборудования для раздачи кормов, уборке навоза и отходов, канализации, доильных и холодильных установок, при уходе за животными.

Изучить требования безопасности к производственным помещениям, рабочему месту, инструменту и приспособлениям. Меры безопасности при монтаже, диагностировании и техническом обслуживании машин, моечных работах, разборочно-сварочных работах, газосварочных и других работах.

Занимаясь безопасностью труда на транспортных и погрузочных работах, изучаются требования к погрузочным площадкам и складированию материалов, требования безопасности к техническому состоянию погрузочно-разгрузочных и транспортных средств; дорожные условия, разработку безопасных маршрутов движения.

Вопросы для самоконтроля (проверки)

  1. Безопасность труда при эксплуатации машин в животноводстве.

  2. Опасные и вредные производственные факторы и их воздействие на работников.

  3. Опасные зоны машин и механизмов.

  4. Эксплуатация грузоподъемных устройств.

  5. Основные правила эксплуатации МТП.

  6. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы.

  7. Техническое обслуживание и ремонт машин и механизмов.

  8. Аварии и взрывы на паровых котлах.

  9. Хранение, транспортировка и применении пестицидов и минеральных удобрений.

  1   2   3

Похожие:

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconМетодические указания к изучению курса Великий Новгород 2014 г. Удк...
Степанова А. А. География международных отношений / фгбоу «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого», Великий...

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconЯрослава мудрого Великий Новгород 200 9
Текст] : сборник статей / сост. Г. А. Федотова; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород,...

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconМетодические указания к изучению курса Великий Новгород 2013 г. Удк...
Степанова А. А. Организация, экономика и управление туризма. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный...

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ Великий Новгород 2002
Государственное образовательное учреждение "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов icon«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (НовГУ) Великий Новгород
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов icon«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» ( НовГУ)
Целью практики является получение студентами опыта преподавания специальных дисциплин, написания и оформления методических указаний...

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23
Степанова А. А рекреационная география и туризм. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный университет...

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconЕ. В. Мигунова изучение курса
Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении [Текст]: учеб метод пособие; Новгородский государственный...

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconРоссийской Федерации Забайкальский аграрный институт-филиал фгбоу...
Методические указания для студентов технологического факультета направления 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры. / Забайкальский...

Фгбоу впо «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт сельского хозяйства и природных ресурсов iconФгбоу во «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (мгу) фгбоу
Фгбоу во «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте рф» (ранхиГС)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск