Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания


Скачать 389.72 Kb.
НазваниеНачало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Актуальность работы

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания обуславливают необходимость пересмотра ценностных приоритетов в системе образования, целевых установок и педагогических средств, обусловливают поиск новых подходов, методов и методик формирования у подрастающего поколения ценностных ориентации, умения самостоятельно добывать знания и формировать компетенции.

Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. На сегодняшний день актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.

Географии, как школьному предмету, отводится особое место среди других учебных предметов современной школы. Она не только даёт теоретические знания о природе и населении всей Земли, о географии отдельных стран, но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе «природа-человек-общество». Кроме этого, география обладает большим потенциалом для умственного развития учащихся и формирования положительной мотивации в учебном процессе.

На сегодняшний день одной из основных видов занятий и особой формой организации работы по всестороннему развитию детей является экскурсия. Но в, то, же время это одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Как средство повышения культурного и интеллектуального уровня, она способствует формированию мировоззрения, расширению кругозора учащихся, совершенствованию их умственных способностей.

Внедрение экскурсионной технологии становится актуальным, так как используемые приемы создают условия для формирования у учащихся максимальной активности и самодеятельности, анализа зрительных впечатлений, накопленных в ходе наблюдения объектов, а также потребности в постоянном совершенствовании, в реализации своих возможностей.

Целью моей работы является раскрытие процесса организации и проведения экскурсии как формы организации учебного процесса на примере учащихся 6-х классов общеобразовательной школы.

Реализации поставленной цели способствуют решению следующих задач:

- изучить теоретические подходы к понятию «учебная экскурсия»;

- определить методику организации и проведения экскурсий;

- разработать экскурсии для учеников общеобразовательной школы;

-выявить влияние учебных экскурсий на формирование познавательной деятельности учащихся.

Объектом исследования является экскурсия как форма деятельности, а предметом - разработка уроков - экскурсий.

Учебная экскурсия – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

При проведении данного вида работы были использованы следующие методы: метод анализа, системный подход, наблюдения, сравнения, описание, метод рейтинговой оценки и письменного опроса, эксперимента.
Цели, задачи и формы проведения экскурсий

п/п

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок вне классного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культуроно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая экскурсия


Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. В краткой форме сущность экскурсии можно определить так:экскурсия- сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.


Основные функции экскурсии
Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

- протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

- наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

- наличие экскурсовода;

- показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

- передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

- целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям. В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления [15].

Это следующие признаки:

- по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

- по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;

- по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;

- по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

- по логическому построению: аналитические, синтетические;

- по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее. В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

- обзорные;

- тематические.

Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий учащиеся начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний ученикам, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка.

Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний учащихся. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом ребят.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Подготовка учеников начинается с сообщения учителем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить школьникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице. Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде ребят. В заключение проводится итоговая беседа.

Учитель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится школа.Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;

- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

- постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.
Применение экскурсионных технологий на уроках географии

(на примере учащихся 6-ого класса)
Методика организации и проведения учебных экскурсий

Учебная экскурсия – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные– проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию. Тематикойурочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.;

-внеурочные– факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать  дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию. Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам:краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по географии, которые включают в себя:

1) вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе;

2) самостоятельная работа групп (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту);

3) заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей группы (звена).

В определенное время ученики собираются в школе и под руководством учителя отправляются к объекту экскурсии. Желательно, чтобы учителю помогал кто-то из старших учеников, или другой учитель. Во время экскурсии ученики:

- наблюдают объекты и слушают объяснение экскурсовода;

- ведут записи по ходу рассказа и наблюдения;

- ведут сбор иллюстративных материалов для оформления отчетности.

Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.

Подготовка к учебной экскурсии начинается с организационного момента (отводится по 3-5 мин). Перед проведением выделяется время для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. Следует заметить, что педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом. На уроке учащиеся знакомятся с целями экскурсии, используют тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания, и результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии 45 минут (время одного школьного урока).

Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке, что позволяет всем учащимся, в конце концов, выполнить всю программу экскурсии.

В плане экскурсии следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.

После экскурсии обязательно проводится обобщающее итоговое занятие. Ученики делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы, которые учитель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный отчет об экскурсии. Изготавливаются стенды-выводы с материалами, полученными во время экскурсии. Учитель обязательно обобщает результаты экскурсии, объясняет материал, который ученики плохо поняли.

В использовании экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Основные советы подготовки экскурсии школьникам:

1 Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2 Изучи место куда ведешь экскурсию.

3 Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4 Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5 Избегай длинных объяснений.

6 Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7 Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8 Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9 Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10 Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных  педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Экспериментальное обучение на уроках-экскурсиях по курсу

«Физическая география» в 6-ом классе

Перед началом эксперимента для учащихся 6-ого класса было проведено анкетирование с целью выявить отношение учащихся к урокам географии. Ответы учащихся исключительно исходят из их мнения.
Анкета «Отношение к урокам географии»

Вопросы для учащихся

Ответы

  1. Вызывает ли у вас интерес уроки географии?




  1. Нравится ли вам, как преподаются уроки географии?




  1. Как обычно проходят уроки по географии?




  1. Что нового вы хотели бы узнать по предмету?




  1. В какой форме, по вашему мнению, должны проходить уроки географии?





После проведения данного анкетирования, было выявлено, что в целом, география, интересна не всем учащимся. Причиной тому стали: не заинтересованность учащихся в предмете, не интересная форма проведения урока, типичные задания, не заинтересованность учителя. Следовательно, встала необходимость проведения нетрадиционной формы урока, с целью повышения интереса к предмету, а также улучшению качества знаний.

Данная методика опробована в 6-ом классе. Форма занятия – урок-экскурсия. Диагностика в рамках проведения данных уроков показала заинтересованность учащихся к изучаемой теме.

Целями экскурсиимогут быть:

- воспитание патриотизма;

- интернациональное воспитание;

- трудовое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- экологическое воспитание;

- показ достижений местности;

- показ исторической роли места;

- знакомство с особенностями природы края и др.

У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли места и знакомство с его особенностями природы. Но ставить более трех целее экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть, ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство экскурсантов с исторической ролью и др.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и задач нельзя начинать работу над созданием экскурсии. Ниже представлены уроки-экскурсии, которые проводились в 6 классе.

6 «Б» класс, урок №1

  1   2   3

Похожие:

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconРабочая программа по курсу «Всеобщая История и история России» 11класс (Базовый уровень)
Государственным стандартом (общего или среднего (полного) образования Вестник образования 2004г) и авторских программ:, Козленкос...

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconРабочая программа по курсу «Всеобщая История и история России» 11класс (Базовый уровень)
Государственным стандартом (общего или среднего (полного) образования Вестник образования 2004г) и авторских программ:, Козленкос...

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №33 (983) от 29 августа 2016 г
Педагогическая конференция Петродворцового района «Школа XXI века: социальная ответственность, ожидания, реальность» (Петергоф, Бобыльская...

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconВ начале XXI века
Зеленков М. Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский...

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconПоложение и условия VI международного фестиваля-конкурса «Ретро: XX век голосами детей XXI века»
Фестиваль «Ретро: XX век голосами детей XXI века» – проект Международного благотворительного Фонда «Искусство без границ»

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconПрограмма развития молодежного парламентаризма «Юность XXI века»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №2»
Программа развития моу «Гимназия №2» г. Саратова «Гимназия XXI века: развитие, наука, творчество, успешность» на 2017-2021 годы

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconIi всероссийская электронная семинар-конференция «”зеленая” экономика...
«зеленой» экономики, трансформированной силами субъектов предпринимательства и руководителями контролирующих органов в инструмент...

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconИстория бизнес-моделирования
Кто-то видит в этом явление бизнес-моды, кто-то способ преобразования существующего бизнеса. Многие руководители занимаются поиском...

Начало XXI века сопровождается поиском новой модели образования, более актуальной в условиях глобализации и развития науки. Современные социальные ожидания iconДоклад министра образования и науки рд
Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич, представляя национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», сказал «Модернизация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск