Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение.


НазваниеМетодические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение.
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Шерстобитова И.А.

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов
Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы – одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. Школа - важнейший институт формирования культуры межнациональных отношений в обществе.

В связи с интенсивно протекающими миграционными процессами помимо традиционно сложившихся типов школ многонациональной России в ее мегаполисах, крупных городах, отдельных регионах возникают школы нового типа – полиэтнические школы с русским языком обучения, где в одном классе учатся дети разных национальностей и определенную, иногда значительную часть, составляют дети из стран ближнего и дальнего зарубежья. Дети разных национальностей, как правило, недостаточно хорошо или просто плохо владеют русским языком.

Возникновение школ нового типа требует определения специфики целей, содержания и технологий обучения русскому языку.
Измерение уровня владения видами речевой деятельности. Методика выявления и фиксации реального уровня владения детьми-инофонами русским языком
Для того чтобы учащиеся-инофоны успешно овладели русским языком, который для них не является родным, нужно проверить уровень владения языком.

Стандарт предлагает измерители двух видов: методики измерения уровня владения видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом; тестирование, с помощью которого определяется уровень знаний. Предлагаемые ниже материалы охватывают основные единицы федерального компонента государственного стандарта, минимальные требования к уровню подготовки учащихся начальных классов по русскому языку. Каждое задание включает в себя: 1) объект проверки, 2) материал, с помощью которой эта проверка осуществляется, 3) критерий обработки полученных результатов.



1. Аудирование

-проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания - 1 минута), воспроизводить текст из 2-З предложений после двух предъявлений;

- в качестве единиц контроля выступают текст и предложение;
- в качестве показателей обученности выступает умение понимать текст и воспроизводить отдельные его части.
Прослушайте рассказ и скажите, кого из мальчиков можно назвать добрым.


Добрый мальчик.

Однажды Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились ребята и стали спорить, кто из них больше любит ежей. Петя кормит ёжика молоком, устроил ему в сарае постель. А Коля отнес своего ёжика в лес и выпустил его на волю.


2. Говорение
1. Диалогическая речь:
- проверяется умение продолжать или начинать диалог по данной реплике, составлять диалог по описанию ситуации;
- в качестве единиц контроля выступают диалогические единства и реплики в диалоге;
- в качестве показателей обученности выступает умение составлять диалог с использованием основных типов диалогических единств.

1.1. Прочитайте и продолжите:
а) - Что ты будешь есть?

…………………………..
б) - Я учусь в четвёртом классе. А ты?

………………………….
в) - Передай мне карандаш.

…………………………..
Работа считается выполненной, если учащийся смог продолжить диалог, отреагировав 1-2 репликами.
1.2. Прочитайте и составьте начало:
а)……………………
- Убираю комнату.
б) ………………….
-Я тоже.

в) ………………….
-Хлеб.
Работа считается выполненной при соблюдении предъявленного в задании условия.
1.3. Прочитайте. Составьте по описанию диалог.
- Вы заболели. К вам пришел врач. Он спрашивает, что с вами. Вы отвечаете. Врач говорит, что вам нужно делать.
Работа считается выполненной, если диалог учащегося состоит не менее чем из трех реплик.

2. Монологическая речь:
- проверяется умение составлять описание и рассказ о своей семье;
- в качестве единиц контроля выступает монологический текст от З до 5 предложений;
- в качестве показателей обученности выступает связное монологическое высказывание из 3- 4 предложений.
2.1. Опишите сегодняшний день. Какая сегодня погода? Как нужно одеваться?
Работа считается выполненной, если учащийся употребил не менее трех предложений (или два предложения с однородными членами).

2.2. Опишите своего товарища.
Работа считается выполненной, если учащийся употребил 3-4 предложения.

3. Чтение

-проверяется умение читать повествовательные и описательные тексты объёмом 60-70 слов, составлять план прочитанного, выделять в тексте тему и основной замысел автора;

- в качестве единицы контроля выступает связный текст;
- в качестве показателей обученности выступает умение объяснять название текста, определять его содержание.
Прочитайте текст и скажите, почему он так называется.
Дружок.


Однажды на улице Петя увидел щенка. Он взял его и принес домой. Щенок быстро привык к мальчику. Петя назвал его Дружком и стал учить прыгать через кольцо, стоять

на задних лапах.
Мальчик и Дружок часто ходили в лес. В лесу собака бегала, прыгала, лаяла. Петя научил дружка искать и находить грибы. Дружок громко лаял, когда находил гриб.
Собака стала верным помощником Пети.

(По А.Рыжкову.)

4. Письмо

- проверяется умение давать письменные ответы на вопросы (5 вопросов);
- в качестве единиц контроля выступают связные письменные высказывания учащихся;
- в качестве показателей обученности выступает умение употребить в письменном связном высказывании не менее 20 слов при количестве ошибок не более восьми.
Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. В каком классе ты учишься?
2. С кем ты дружишь?
3. Какие у вас сегодня уроки?
4. Какие уроки ты любишь?
5. Что ты делаешь после уроков?
Работа считается выполненной при следующих условиях:
1. Ученик ответил на все вопросы.
2. Ученик употребил в своих ответах не менее 20 слов.


Знания, умения и навыки


- проверяется, во-первых, знание основных реализаций фонем интонационных конструкций, во-вторых, знание слов, в-третьих, предложно-падежной системы. Знание этого материала должна обеспечить начальная школа;
- в качестве единиц контроля выступают слова и их формы;
- в качестве показателей обученности выступает правильное употребление языкового материала.
1.Произношение.
Предлагаемые упражнения находятся на грани между традиционной и тестовой методикой.
1. Прослушайте. Если пары звуков, слогов, слов звучат одинаково, ставьте знак «+» если они звучат по-разному - знак «- ».
1) а—о, а—а, о—у, э—о, э –э, и—э, и—ы, и—и; 2) жить—шить, гора—кора, дам—там, жар—шар; цвет—свет, бой—вой, вон—фон, дочка—точка; 3) был—бил, вес—весь, брат—брать, дома—Дёма, мишка—мышка, нос—нёс, рад—ряд; 4) Это стол. Это стол? Работа считается выполненной, если учащийся в пределах первых трех групп заданий допустил не более двух ошибок (при возможной ошибке на интонирование).
2. Обозначьте цифрами 1, 2, 3, 4, 5 ударный слог в следующих словах: дети, доска, девочка, мальчик, карандаш, картина, книга, они, парта, ручка, ученик, ученица, учитель, учительница, тетрадь, урок, школа.
Работа считается выполненной, если учащиеся допустили не более З-х ошибок на 17 слов.


2. Грамматика
Существительные в единственном а множественном числе.
Прочитайте оба столбика. Вместо точек поставьте цифры 1 или 2.
1) Это интересная ... 1) книги
Вот интересные... 2) книга
2) Это красные .. 1) карандаши
Это синий ... 2) карандаш
3) Это чистое ... 1) окна
Какие грязные ... 2) окно
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены для четырех из шести предложений.


Род существительных.
1. Прочитайте оба столбика. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3 или 4.
…сестра учится в школе.
…брат рисует.
…школа большая.
…отец работает в школе. 1 мой
…мама работает на фабрике: 2 моя
…село большое. З мои
…учебники новые. 4 моё
Работа считается выполненной, если правильные ответы найдены для 5 из 7 предложений.

2. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3 или 4.
Дети ... 1 рисовал
Брат... 2 рисовала
Сестра ... З рисовали
Звено ... 4 рисовало
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены на З из 4 предложений.


Падежи существительных.
1. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Саша читает.... 1 книга - 2 книгу
2) Витя пишет.... 1 диктант - 2 диктанта
З) Мы идём на.... 1 улица - 2 улицу
4) Я пишу.... 1 письма - 2 письмо
2. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) Я помогаю ... убирать квартиру 1 мама - 2 маме
2) Я иду в гости к … 1Ваня - 2Ване
3. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру или 2.
1) Коля разговаривает по телефону с....
1 Серёжа - 2 Серёжей
2) Мой брат хорошо рисует....
1 красками - 2 краски


4. Прочитайте. На место недостающих букв поставьте цифру 1 или 2.
1) В библиотек... я читал интересную книг... 1 - у 2 - е
2) Сегодня я шёл в школ... вместе с Кол... 1 - ей 2 - у
З) На день рождения я подарила Маш... цвет... 1 - ы 2 - е
4) Я дружу с Кол... и Игор... 1 - ей 2 - ем
5) Я рассказал Игор.... о своем летнем отдых... 1 - е 2 - ю
Задания 1 - 4 считаются выполненными, если учащиеся дали верные ответы во всех упражнениях.
5. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2 или 3.
- Когда вы вернулись ... моря? 1 из 2 с

- На прошлой неделе, а ты ... лагеря? 3 на
- Я приехал ... лагеря только вчера, а до этого я был ... севере.

…севера же я возвратился ещё в конце июня.
Работа считается выполненной, если учащиеся допустили не более одной ошибки.


Виды и времена глагола..
1. Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1,2,3 или 4.
На будущей неделе наш класс ... на экскурсию в Санкт - Петербург.

1 поехал
2 поедут
З поехать
4 поедет

2.Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2 или З.

Маша и Серёжа часто ... сказки.
1 слушала 2 слушали З слушал
Работа считается выполненной, если учащиеся справились со всеми заданиями.


Спряжение глагола.
Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3, 4, 5 или 6
— Я ид... в школу. А ты ид...?
-Да.
- А твой брат ид... в школу?
- Нет, сестра ид...
- Да, мы ид...
- А вот я вижу из окна твоих родителей. Куда это они ид...?
- Как куда? На работу конечно.
1 - ёшь 3 - ём 4 - ёт 5 - ут 6 - ёте
Работа считается выполненной, если учащиеся выполнили четыре из шести заданий.
Виды глагола.
Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1 или 2.
1) -Миша, ты долго ... уроки? 1 делал
- Нет, я очень быстро ... уроки. 2 сделал
2) Наконец, корабль ... к берегу. 1 шёл 2 подошёл
З) Я хотел покататься на велосипеде, сел на него и сразу…

1 падал 2 упал
Когда я учился кататься на велосипеде, то часто…
1падал 2 упал

4) — Почему нет Ани? Она опять...?
— да, она мне звонила вчера вечером и сказала, что…

1 болела 2 заболела
Задание считается выполненным, если правильные ответы найдены на четыре из шести предложений.


Орфография.
Прочитайте. В каждом предложении вместо точек вставьте
цифру 1 или 2.
В ц...рке 1-и 2-ы
У входа нас с мамой ост.. .новил билетёр. 1 - о 2 - а
-Ваш... билеты. 1 - ы 2 - и
-Пож...луйста. 1 - а 2 - я
И вот мы в ц.. .рке. Под ёлкой лиса показывает 1 - ы 2 -и
ц...лленку ц...фры. Медведи ездят на мотоц...кле. 1 - и 2 - ы
Львы прыгают через кол ..цо. 1 - ь 2 - ъ
В цирке . ..се живут дружно. 1 - ф 2 - в


Работа считается выполненной, если учащиеся справились с 8 из 10 заданий

ФГОС и обучение детей-инофонов. Рекомендации по планированию учебного процесса

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В новом стандарте четко обозначены требования к его результатам:

личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.), метапредметным (умение учиться), предметным умениям.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Применительно к детям-инофонам – это, прежде всего, знание неродного русского языка. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся-инофонам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей обучающихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

· любящий свой народ, свой край и свою Родину; Применительно к инофону – это должно быть не только сохранение его ментальности, но пошаговое интегрирование его в социокультурную среду Санкт-Петербурга;

· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д. И здесь стоит отметить существующую у нас систему оценивания, первым шагом которой является формирование механизмов самооценки.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В стандарте описываются требования к информационному пространству

(что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Обучающиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и

математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в общеобразовательных учреждениях: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! Педагогами учебных заведений накоплен опыт оценивания текстовых умений учащихся. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

Следующим этапом является выстраивание индивидуальной работы с учеником в рамках урочной деятельности.
Методические рекомендации по обучению русской грамоте для классов с полиэтническим составом учащихся на подготовительном периоде: цель и задачи подготовительного периода, методические требования к организации и проведению занятий, используемое оборудование.
Современный этап развития национально-русского двуязычия дает возможность наиболее полно реализовать внедрение новых технологий обучения русскому языку в условиях дальнейшего развития системы образования. Наметившаяся тенденция совершенствования процесса обучения русскому языку как неродному в Санкт-Петербурге сопровождается поиском новых подходов, резервов в содержании, методах и средствах обучения. Основной целью обучения русскому языку в условиях национально-русского двуязычия является формирование личности, свободно владеющей речью во всех ее формах. Достижение поставленной цели требует принципиально нового подхода к первоначальному обучению русской грамоте в начальной школе. Таковым является коммуникативно-деятельностный и личностно ориентированный подход, предполагающий повышение внимания к личности ученика и речевому его развитию.
Организация процесса усвоения первоначальных знаний по фонетике и графике на основе новых технологий обучения языку.

Координация решения образовательных задач по формированию фонетико-графических и речевых умений с задачами общего развития и воспитания личности с определенными качествами и нормами поведения.

Положительная мотивация самого процесса обучения русскому языку в условиях деятельностного подхода и усиления коммуникативно-ситуативной направленности уроков обучения грамоте.

Оптимальное внедрение в процессе усвоения учащимися фонетико-графических знаний метода межъязыкового переноса знаний, умений и навыков, координация работы по развитию русской и родной (коми) речи детей.

Подготовка младшего школьника как учащегося, способного осуществлять учебную деятельность на первом году обучения в школе на познавательном материале с полным использованием потенциала личностного развития.

Особенности обучения русской грамоте

Методическая система первоначального обучения русской грамоте строится на основе взаимосвязанного усвоения детьми совокупности фонетико-графических знаний, формирования речевых и общеучебных умений.

В период обучения грамоте на первый план выдвигается задача развивающего обучения, поскольку от уровня развития способностей зависит степень овладения детьми русской речью. Общему развитию учащихся первого класса способствует организация поисковой деятельности детей, установка на овладение младшими школьниками продуктивной познавательной деятельностью.

Современный этап обучения русскому языку предполагает комплексное обучение русскому языку как неродному, включающее следующие компоненты: а) интегрирование процесса обучения русской грамоте; б) интенсивное развитие всех видов речевой деятельности во взаимосвязи; в) единство и взаимосвязь учебного, познавательного, воспитательного и развивающего аспектов в процессе обучения русскому языку; г) взаимосвязь усвоения языковых, речевых и этнокультуроведческих единиц; д) формирование комплекса частноречевых, речевых и коммуникативно-риторических умений в процессе обучения русскому языку.

Важным принципом новой системы обучения русской грамоте является учет взаимосвязей систем родного и русского языков, опережающее обучение родной грамоте: а) опора на знания и умения детей в области родного языка при изучении явлений, совпадающих в русском и родном языках; б) выявление и осознание отличительных для русского и родного языков признаков; в) предупреждение отрицательного влияния родного языка при обучении русскому и рациональное использование того, что облегчает его усвоение.

В представленных уроках реализовано разноуровневое обучение русскому языку как неродному. Индивидуализация и дифференциация обучения решается за счет отбора содержания языкового материала, применения определенных методов и приемов, использования разноуровневого дидактического материала, позволяющего варьировать содержание, методы и темпы обучения грамоте.

Русский язык в уроках рассматривается как комплексный предмет в первом классе, включающий следующие компоненты:

1. Обучение русской грамоте (первоначальному чтению и письму по-русски).

2. Развитие русской речи детей (обучение аудированию и говорению по-русски, развитие диалогической и монологической речи).

3. Занятия по внеклассному чтению (работа по приобщению детей к детской книге).

4. Обучение элементарной русской грамматике (ознакомление с элементами русской грамматики и орфографии в период обучения грамоте, на уроках русского языка в послеазбучный период).

5. Работа над текстом и художественным произведением, анализ текстов разных жанров в период обучения грамоте и на уроках чтения в послеазбучный период. Все вышеперечисленные компоненты тесно взаимосвязаны и в совокупности составляют единый предмет - русский язык, который призван заложить основы овладения строем русского языка в последующих классах.

Общие рекомендации по обучению грамматике детей-инофонов: задачи учителя по формированию и развитию лингвистической, речевой, коммуникативной компетенций у детей – носителей языка и детей-инофонов; содержание грамматического минимума

Фонетика

При обучении фонетике в начальной школе можно использовать следующее приемы.

Прием «Перцептивная фонетика»

Обратимся к определению перцептивной фонетики. Перцептивная фонетика (лат. perceptio — «восприятие») — раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. В перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков, что позволяет сделать вывод о том, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

Если учитель видит фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с русским (неродным) языком, то рекомендуются специальные коррекционно-развивающие задания на основе методов перцептивной фонетики. Например, использование лингвистических игр типа: «Возьмите слово «сом» и поиграйте с ним. Замените первый звук. Последний. Посередине. Меняем один звук – меняется все слово. Каждый новый звук помогает различать слова по смыслу. Это звуки-смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им название фонема».

Необходимым условием развития собственно коммуникативных умений является правильное произношение. Есть понятие фонологической компетенции (шире – русской фонетической культуры), то есть качественных показателей знания и осознания звуковой системы русского языка, ударения, ритмики, интонации, способов фонетической организации речи и умений пользоваться ими в процессе общения – связывается с радикальным поворотом в обучении языку к естественной и культурной коммуникации, с реальными потребностями обучающихся. Для успешного овладения фонетическими нормами внимание учащихся должно быть сосредоточено как на звуковом облике слова, так и на его значении. Задача состоит в том, чтобы удержать в памяти слуховой образ (в памяти интеллекта) услышанного и как можно более точно его воспроизвести. В соответствии с этим наиболее корректной инструкцией представляется такая: слушайте, запоминайте слуховой образ, повторяйте.

На заметку

В начальной школе при изучении фонетики всему классу на доске обозначаем в виде таблицы только термины, предполагая, что ребята в начальной школе уже владеют их определениями. По ходу урока ученики приводят по одному-два примера к каждому термину, работают с усердием и довольно быстро приводят примеры с такими звуками.
Звуки речи

Гласные

Согласные


ударные

безударные

сонорные

звонкие

твердые

мягкие

глухие



Однако дети-инофоны являются носителями другого языка, который, к примеру, может иметь совершенно другой фонетический состав, поэтому дополнительно такому ребенку нужно дать задание заполнить каждую графу этой таблицы при помощи алфавита, причем указываю на то, что в русском языке 33 буквы, и надо постараться все их внести в таблицу. Если вдруг он встретит такие буквы, которые нельзя внести в таблицу по какой-то причине, то их нужно выписать отдельно. Заранее во время урока на доске, согласно теме, выписаны непарные звуки. Поэтому ребенок не будет испытывать сложности. Выполнение этого задания усложняется тем, что каждый звук нужно показать на примере слова. С целью формирования лексической грамотности можно круг слов для примеров сузить по темам. Например, ударные гласные – животные, безударные – птицы, звонкие согласные – предметы интерьера и т.д.
Звуки речи

Гласные

Согласные


ударные

безударные

сонорные

звонкие

твердые

мягкие

глухие




Важно понимать, что объем данной работы велик для ребенка, поэтому ее выполнение лучше сузить до одного столбика в день. В результате за две недели ученик с вашей помощью освоит звуковой состав языка, что поможет ему лучше графически воспринимать слово, а вместе с тем, подготовиться для изучения новых орфограмм.

Проверять столбик лучше каждый день перед уроком и обязательно комментировать. Причем лучше не акцентировать внимание на звуках речи, если они подобраны правильно, а лучше сконцентрировать внимание ребенка на том, почему он выбрал, к примеру, именно волчонка. Это и позволит наладить контакт с учеником, поможет ему развивать устную монологическую речь, хорошо подготовить его к фонетическому разбору слова и, конечно, поможет адаптироваться в чужом коллективе и в чужой стране, что, пожалуй, самое важное в наше не самое легкое время.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь как можно более точно. При орфографическом письме отсутствует полное соответствие между звуками и буквами, в графике отсутствуют знаки, необходимые для записи всех звуков устной речи. Указанные затруднения для учащегося-инофона могут быть устранены с помощью составления фонетической транскрипции.

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь. Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, так как орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающих в зависимости от позиции и от окружения.

Русское письмо устроено так, что в нём одна буква может передавать два звука (ёж) или, наоборот, две буквы — один звук (грузчик). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак: [j`ош], [гр`уш':ьк].

Если в письменной графике знак ударения ставится лишь в специальных изданиях (в словарях, учебниках для иностранцев, детской литературе), то в транскрипции ударение отмечается обязательно, когда в слове больше одного слога.

В графике буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии), часто не передаёт тот звук, который произносится в слове (боковой, ёж касса), не передает долготу звука. Для транскрипционного знака существует только одно правило — как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учётом его отличия от всех других звуков: [бъкав`ој], [још], [к`ас:а].

В транскрипции предлоги, частицы, союзы, произносящиеся слитно с другими словами, пишутся также слитно и с обозначением всех изменений, которые произошли со звуками, их составляющими: в школу [фшк`олу], с ним [с’н'`им], спросила б [спрас'`илъп], за рекой [зър’ик`ој], под гору [п`одгъру].

Существуют разные системы диакритических знаков (греч. diakritikos- отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них. Поэтому надо выбрать какую-нибудь одну и последовательно ее придерживаться, чтобы не разрушать формирующиеся навыки транскрибирования учащихся-инофонов. Следует также иметь в виду, что в транскрипции в отдельных случаях допускаются варианты, отражающие реально существующее в литературном языке вариантное произношение. В целом, фонетическая транскрипция позволяет показать призвуки, долгие согласные, то есть работает на формирование фонетической культуры.

Прием «Артикуляция»

Фонетическая зарядка должна быть направлена на сознательное управление учащимися своей артикуляцией. Подвергая произносительный аппарат тренировке, учащиеся приобретают способность придавать речевым органам различные положения, мускульно ощущая изменения, что в итоге способствует формированию произносительных навыков. Например:

  • Растяните – соберите губы как при артикуляции гласных «и» и «у».

  • Поместите кончик языка у нижних зубов, продвиньте весь язык вперед и произнесите «и», затем оттяните язык назад, не смыкая его спинку с небом, и произнесите «ы», сомкните передний участок спинки языка с зубами и альвеолами – «т», с задней областью твердого неба – «к».

Происходит сознательное овладение звуковой стороной изучаемого языка. Очень важно, чтобы учитель «видел» звуковые средства русского языка, но и видел, как их воспринимает инофон.

Работайте над дикцией. Например, можно использовать такое задание.

Прочитай скороговорку сначала медленно, потом быстро, потом серьёзно, с удивлением, недовольно, насмешливо

От топота копыт пыль по полю летит.

Методика изучения русского языка как иностранного в основе представляет освоение фонетической системы языка. Примеры логопедических занятий учителей-логопедов позволят понять, что делать на уроке, если учащемуся трудно освоить звуковую систему русского языка. Уроки содержат методические рекомендации по представлению звуков русского языка.

Прием «Фонетические средства интонации»

Интонация (от лат. intono — громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки — синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства интонации (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Являясь важным языковым средством, фразовая интонация соотносительна с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. Нередко интонация служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

Овладение интонационной нормой русского языка учащимися-инофонами – сложный и многогранный процесс. Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонации отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов. Можно предложить инофонам задания типа: «Сравните интонацию двух первых слов во фразах: «Вы куда?» и «Вы куда идете?»». Или задание, где носителем интонации может являться и отдельное слово, и даже отдельный слог. Сравните «Да?» — «Да».

Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания, которую необходимо постичь учащемуся-инофону, является определение модальности высказывания — различение повествования, вопроса и восклицания.

Прежде всего мы изучаем орфоэпический аспект фонетики. А ведь фразовая интонация – один из важнейших компонентов речевой деятельности. При обучении инофонов надо учитывать, что интонационные признаки по своей природе бифункциональны: обеспечивают как фонологическую (коммуникативную, модальную, эмоциональную, стилистическую), так и фонетически нормативную приемлемость в языке.

Интонация очень редко рассматривается с точки зрения межкультурной коммуникации. Поэтому важным представляется введения культурологического аспекта интонации, что связано с разработкой культуры речи для преподавания русского языка как иностранного.
Лингвистические умения, связанные с межкультурной коммуникацией:

1.Громкость речи. Непонимание может вызвать даже громкость речи. Русские преподаватели привыкли говорить в аудиториях громко. Студенты из Таиланда пожаловались на преподавателя: он кричит на нас. В Англии американцев считают говорящими несносно громко и считают их поведение интонационной агрессией. Англичанин же регулирует голос ровно настолько, чтобы было слышно одному человеку. В Америке подобная манера считается «шептанием» и вызывает чувство подозрения.
Пример задания.

Работай над дикцией

Произнеси любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными. Затем проговори то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, ты почувствуешь свой центр речевого голоса, т.е. определи, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.

То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.

Прочти скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных
2.Темп речи. Скорость произнесения речевых элементов тоже должна варьироваться. Цель упражнений по овладению техникой речи - овладение фонетико-интонационными нормами современного русского языка – темп речи убыстрился, сокращение длительности произнесения гласных и т.п.
Пример задания.

Работай над интонацией

Изобрази:

- боль - а-а-а, бобо, (позже - больно, болит, у меня болит живот и т.п.);

- радость – А, ура! (позже - Мама!, Папа!, Будем играть!, Мама пришла!);

- вопрос - а? (позже - Где?, Что там?, Мама?, Где папа?, Папа дома?, Почему?);

- просьбу – а, а-а, дай (позже - помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги);

- осуждение – а, а-а-а, ай-яй-яй, фу! (позже - плохо, неверно);

- усталость – о_ (позже - ох, устал/а/, я устал/а/) и т.п.


  1. Эмоционально-экспрессивный речевой дискурс. Могут выражаться разные эмоции по отношению к одному событию.


Работай над интонацией.



Диалог по иллюстрации «Наш Санкт-Петербург». Попробуй прочитать текст по – разному: первый раз - монотонно, невыразительно, а второй раз – с интонационной выразительностью. Что изменилось?

- Я думаю, что Санкт-Петербург - самый красивый город.

- Да, я тоже так думаю. Я люблю Санкт-Петербург!

- Ты любишь бывать в Эрмитаже?

- Да! Особенно мне нравится …!

Произнеси фразу с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной; с разной эмоциональной окраской (грустно, весело, испуганно, торжественно, ласково, сердито). Что изменилось?

Прочти фразы, подчеркивая голосом разные слова. Что изменилось?

Я живу в Петербурге. Я маленький петербуржец.

Следите за интонацией

Поиграйте с детьми в игру «Спор». В споре делай не только логическое, но и эмоциональное (мысль, согретая чувствами) ударение.

- Экскурсовод очень интересно и захватывающе для всех рассказывал о Санкт-Петербурге! – говорит твой сосед по парте.

Ты с ним не согласен.

- Экскурсовод очень интересно и захватывающе для всех рассказывал о Санкт-Петербурге? – переспрашиваешь ты, выражая крайнее недоумение.

- Экскурсовод очень интересно и захватывающе для всех рассказывал о Санкт-Петербурге! – отстаивает твой сосед по парте свое мнение.

- Экскурсовод очень интересно и захватывающе для всех рассказывал о Санкт-Петербурге! – пытаешься ты отстоять свое мнение.

И так далее.
3.Паралингвистические средства не входят в систему языка, однако речевой дискурс невозможно представить без паралингвистического сопровождения, особенно без кинесики (мимика, жесты, позы, визуальный контакт).
Пример задания.

Прочитайте текст. Задайте к нему вопросы. Дайте возможность детям самим поговорить с Вами на языке жестов.

По разным данным примерно десятую часть информации мы передаем словами, больше половины приходится на жесты, разница принадлежит интонации. Благодаря жестам мы можем общаться ярко и эмоционально, понимать иностранцев без знания языка. Если у вас проблема с транспортом и вам срочно нужно приехать куда-то, то разумеется, вы идете на дорогу ловить машину. Какой знак рукой вы делаете при этом? В Петербурге, да и в России традиционно «голосуют», поднимая руку вверх, подает сигнал человеку — шоферу. Точно таким же жестом петербуржцы поднимают руку на уроках в школе, когда хотят, чтобы на них обратили внимание и дали возможность высказаться.
Вообразите себе, что вы – драматический актер, который должен сыграть роль, избегая при этом лишних телодвижений. Задача – рассказать историю зрителям, красочно и при этом просто стоя на месте.
Интонация может передавать модальность – отношение говорящего, нейтральное или субъективное, к содержанию высказывания или к собеседнику, может передавать отдельные оттенки эмоций

  1. Повествование.

  2. Вопросительное, волеизъявление.

  3. Вопросительные без вопросительного слова.

  4. Неполные предложения, с оттенком требования.

  5. Восклицание.

  6. Интервал повышения и понижения тона.

Практикум 1. Произнесите с разной интонацией

Зачем ты это сделал? (угроза)

Зачем ты это сделал? (обычный вопрос)

Зачем ты это сделал? (душевная боль)

Зачем ты это сделал? (отчитывание)

Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления)

Зачем ты это сделал?(недоумение, переспрос)

Практикум 2. Произнесите с разной интонацией

Какое у нее платье? Нейтральный голос (Черное или белое?)

Какое у нее платье! Придыхательный голос. Великолепное!

Какое у нее платье! Скрипучий голос. Паршивенькое!

Какое у нее платье? Напряженный голос. Отвечай!

Какое у нее платье? Расслабленный голос. Разве это важно?

Работаем над ритмом

Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

Изменяй темп чтения, как в стихотворении.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Всё быстрей, быстрей бегом

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.
Методические рекомендации по обучению лексике учащихся-инофонов

В методике разработаны принципы отбора, на основе которых проводится оценка лексики. Их можно разделить на три взаимосвязанные группы: статистические, методические, лингвистические принципы.

В группу статистических критериев относят количественные характеристики лексики: её частотность (критерий, определяющий количество употреблений слова в определенном источнике) и употребляемость (встречаемость слова в каком-то количестве источников с определенной частотой). Установлено, что наибольшей частотностью в русском языке обладают местоимения, в том числе личные, притяжательные, указательные, союзы и, а, но, глаголы движения и т.д. Употребляемость лексики зависит от ситуации. Так, названия видов транспорта и способов передвижения не относятся к частотной лексике, однако для человека, приехавшего в чужую страну, эти понятия приобретают ключевое значение.

Методические принципы ориентируются на цели обучения, на речевые темы, предлагаемые учебной программой. Важнейшим из них является принцип тематической ценности слова, что означает необходимость включения в обучение тех слов, которые соответствуют изучаемой тематике. Слова могут быть не частотными, но без них нельзя обойтись при построении высказывания.

Среди лингвистических принципов выделяют:

широкую сочетаемость слова: для активного словаря выбираются слова, которые могут сочетаться с широким кругом других единиц и иметь широкое значение: купить/приобрести, маленький/ крошечный/микроскопический;

принцип словообразовательной ценности, т.е. способности слова образовывать ряд производных: идти – уйти, выйти, пойти, сойти, перейти;

– способность слова создавать предпосылки для языковой догадки и самостоятельной семантизации: писатель, читатель, деятель, в отличие от бегун, симпатяга;

принцип стилистической нейтральности, что означает выбор слова, не связанного с узкой сферой употребления: сделать (общеуп.) – сработать (прост.);

принцип строевой возможности слова, ведущей роли определенных единиц для создания высказывания.

Лексические минимумы. С учетом этих принципов формируются различные лексические минимумы: минимум для начального и продвинутого этапов обучения, минимум для чтения, минимум по языку специальности.

Минимумы лежат в основе формирования активного словаря. Активная лексика включает слова, которыми пользуется человек в продуктивной устной и письменной речи, умеет самостоятельно употреблять. Пассивный словарь – лексические единицы, которые учащийся знает, слышит, встречает в тексте, но не употребляет. Пассивный словарь рецептивен. Учащийся знает, как пишется слово, умеет соотносить звукобуквенный комплекс со значением (постоянный с постоянно), т.е. увидев, может понять. Пассивный словарь увеличивается за счет потенциального словаря, включающего слова, о значении которых учащийся может догадываться по сходству с родным языком (в том случае, если это интернациональная лексика), по словообразовательным элементам, по контексту, т.е. во многом он формируется на основе языковой догадки, с самого начала обучения (интересно, что в русском языке 4 тысячи и 11 тысяч словообразовательных моделей. Умение их соотносить в речи служит средством расширения потенциального словаря).

Соотношение указанных типов словарей друг с другом переменчивы. Слова из активного словаря могут переходить в пассивный и наоборот. Само количество активных и пассивных слов от этапа к этапу меняется. К концу периода обучения пассивный словарь в 4 - 5 раз превышает активный.

о обучению лексике учащихся-инофонов


  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconМетодические рекомендации «Современные образовательные технологии...
Методическое издание содержит комплекс кратких предложений и указаний по внедрению в практику преподавания русского языка как иностранного...

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconПрограмма по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения...
Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную...

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку (часть С) Содержание
Автор: Дегтярева Инна Витальевна, учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы Ульяновского гсву

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconНаучно-исследовательская работа в рамках реализации социально значимого...
«Пространство русского языка как «мягкая сила» интеграции Евразии: оценка социальной и экономической эффективности реализуемых программ...

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconПреподавание русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся
Фетисова Е. Я.: Преподавание русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся. Методич рекомендации / Ряз ин-т развития...

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconМбу «Муниципальный методический центр» рмо учителей русского языка...
Цель: Познакомиться с изменениями итоговой аттестации по русскому языку за курс средней школы

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. icon“Деловые бумаги” является значимым разделом в курсе русского языка...
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с овз»

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconРабочая программа по русской литературе в 5-1, 5-2, 5-3 классах составитель:...
Титульный лист

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconУтверждена
Проблема состоит в том, что учебный план основной школы предлагает только 2 часа на изучение русского языка в 9-м классе, что не...

Методические рекомендации по обучению русскому языку и литературе детей из семей мигрантов Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах школы одна из сложных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение. iconВопросы-ответы по нсот
Не рассматривается ли вопрос об увеличении доплаты за проверку тетрадей по математике (за проверку тетрадей в начальных классах,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск