Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература»


НазваниеМетодические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература»
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7

описание: логотип

КГАПОУ

«ПЕРМСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. А.С.ПОПОВА»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работы

по учебной дисциплине «Литература»

для студентов специальности:

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

(базовая подготовка)

Пермь - 2017


РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК ООД

ОДОБРЕНО научно – методическим

советом КГАПОУ ПРК

«___» ________________20_ г.

Протокол № __ от «__»_______20_г.

Председатель ПЦК ООД

Зам. директора по НМР

_____________ М.Ю. Спешилова

__________________И.А. Власова



Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы предназначены для студентов специальности: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка), изучающих учебную дисциплину «Литература» – Пермь: КГАПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова», 2017 г.

Составители: Валова Н.В. – преподаватель учебной дисциплины «Литература» КГАПОУ ПРК

Габова Н.Г. –преподаватель учебной дисциплины «Литература» КГАПОУ ПРК
Рецензент:

Внутренний: Спешилова М.Ю. – председатель ПЦК ООД, преподаватель филологических дисциплин высшей квалификационной категории КГАПОУ ПРК

Внешний:

СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

7

2 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

9

3 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ XIX -XX ВЕКОВ

33

4 ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

39

5 ЛИТЕРАТУРА 30- НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ

42

6 ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

45

7 ЛИТЕРАТУРА 50-80 гг. ХХ ВЕКА

47

8 СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

51

9 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

52

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

56

ПРИЛОЖЕНИЕ А Словарь литературоведческих терминов

59


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях общество требует от выпускника колледжа умения быть не просто грамотным исполнителем, обладающим некой сумой знаний, но специалистом, способным принимать верные самостоятельные решения в быстро меняющихся условиях, ориентированным на творческий подход к делу и разумное совершенствование мира. На уроках литературы в колледже происходит формирование ценностных ориентиров личности и ключевых компетенций.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге и дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изучаемых литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В методических рекомендациях предложены следующие виды заданий для самостоятельной работы:

  • работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций, учебной и критической литературы;

  • поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по теме;

  • составление таблиц, кроссвордов, тестов, кластеров для систематизации учебного материала;

  • подготовка устных сообщений, докладов, презентаций, творческих работ;

  • выполнение предложенных упражнений.

Выполнение самостоятельной работы контролируется преподавателем

в ходе тестирования на практических занятиях, проверки конспектов, устных опросов, проверки письменных работ, докладов студента на семинарах и конференциях и поощряется дополнительными баллами.

Методические рекомендации и задания включают в себя перечень рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, литературоведческий словарь.
1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в мировую культуру и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы XIX века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении.

Задание 1. Пользуясь учебником и Интернет-ресурсами свободного доступа, составьте таблицу, показывающую события и изменения в литературе первой половины XIX века.


Период

События и изменения в литературе

Конец 90-х-XIX в-1800 г.




10-е годы

XIX в.




20-30-е годы XIX в.





Задание 2. Проанализируйте стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк». Объем письменного ответа – 20-30 предложений.

Для справки:

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

  • сюжета или мотива;

  • образной системы;

  • лексики;

  • изобразительных средств;

  • синтаксических конструкций;

  • других параметров, подсказанных самими текстами.

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия:

а) в произведениях одного и того же автора;

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;

  • различием художественных задач;

  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;

  • другими причинами.

б) в произведениях разных авторов:

  • различием художественных миров;

  • если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития;

  • если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.
2 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.)
Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, автор 47 оригинальных пьес.

Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые – над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы.

Задание 3. Охарактеризуйте героев (Катерину, Бориса, Тихона, Варвару, Кудряша, Кабаниху, Дикого) пьесы А.Н. Островского «Гроза» при помощи синквейна.

Для справки:

Синквейн (от фр.cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Правила составления синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:


А.Н. Островский

Гениальный, народный

Пишет, переводит, редактирует

А.Н. Островский показал купеческий мир

Драматург


Задание 4. Рассмотрите картину В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866 г.) и письменно ответьте на вопросы.

  1. Какое событие изображает В. Перов на своей картине?

  2. Как обстановка комнаты говорит о вещах ее хозяев?

  3. Дайте характеристику основным героям (хозяину и его семейству, девушке-гувернантке, слугам):

а) как автор характеризует их внешность – выражение лица, поза, одежда;

б) зачем купец нанимает гувернантку;

в) что заставляет девушку идти на службу в купеческий дом;

г) какое будущее ее ожидает;

д) кто воплощает на картине «темное царство», дайте ему характеристику.

  1. Как противопоставляет художник две неравные силы – хрупкую девушку и мир «темного царства»?

  2. Что, по-вашему, объединяет В. Перова и пьесу А.Н. Островского «Гроза»?

Для справки:

Безвкусица; претензия на роскошь; гирлянда цветов; портрет «папеньки»; бархатный халат по моде; вычурное кресло.

Духовное убожество; тупое выражение лица; расплывшаяся фигура; самодовольство; бездушие; бессердечность; полновластный хозяин; чтобы все было «как у людей»; унижение человеческого достоинства; мир сытых, тупых людей.

Хрупкая девушка; скромное темное платье; мягкая по характеру; робкая; не имеющая никаких прав; застенчивая; нерешительная; бледное личико; низко опущенная голова; испытывать нужду; нелегкая безрадостная жизнь; небольшой сундучок с вещами.

Задание 5. Составление конспекта развивает способность кратко формулировать собственные мысли, обосновывать и аргументировать основные положения текста, способствует изучению учебного материала, расширению активного запаса слов. Изучите электронные ресурсы и подготовьте конспекты статей Н.А. Добролюбова «Темное царство» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы».
Интернет-ресурсы свободного доступа

  1. http://ilibrary.ru/text/1492/p.1/index/html -НА. Добролюбов. Луч света в темном царстве

  2. http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0240.shtml - М.И. Писарев «Мотивы русской драмы»

Для справки:

Конспект (лат. conspectus — обозрение, обзор, очерк) — краткое изложение или краткая запись содержания чего-либо.

Как составить конспект

  • прочитайте текст статьи;

  • определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;

  • читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

  • наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

  • составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения;

  • чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета;

  • собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.


Иван Александрович Гончаров (1812-1891 гг.)

Роман «Обломов» (1858 г.)
В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа И.А. Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса».

Задание 6. Прочитайте и проанализируйте главу «Сон Обломова», заполните схему, описывающую природу и жизнь людей в Обломовке.

c:\users\ol_der\desktop\сон обломова картинка.jpg
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
Методические рекомендации предназначены для использования студентами гбпоу «пгк» в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной...

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по учебной...
Содержание внеуадиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Аудит налогообложения» включает в себя различные...

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации для студентовпо выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт»
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт» предназначены для студентов первого...

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины одб. 01 Иностранный язык (английский)

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconЛитература по дисциплине 3 Содержание самостоятельной работы 4
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среднего профессионального образования (фгос) и локального акта гбоу спо бст «Положение...

Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Литература» iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Архитектура зданий»
З. И., Коркишко О. А. Архитектура зданий. Задания и методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Архитектура...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск