Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов


НазваниеКонтрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов
Блок 1. Учебная грамотность как основа учебной

(образовательной) компетентности

Учебная грамотность - способность младших школьников продолжать свое учение в основной школе. Основными компонентами этой грамотности на выпуске из начальной школы могут быть:

  • учебные действия контроля и оценки (контрольно-оценочная самостоятельность);

  • рефлексия как способность учащихся определять границу применимости того или иного способа действия (опознание задач, с точки зрения наличия или отсутствия способа решения);

  • постановка «умных» вопросов (запросы) перед взрослым на поиск недостающих способов действия (информации);

  • определение возможных путей решения задачи, подбор необходимых средств и опробования для решения задачи


Учебная грамотность прежде всего связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной жизненной траектории и связаны со сквозными образовательными результатами. Эти результаты являются базовыми и прослеживаются через все предметные области, ступени образования и являются интегральной характеристикой образовательной результативности школьника. К таким результатам относятся:

  • образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития;

  • образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

  • образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.


В этом блоке можно выделить две группы компетентностей:
2-1.Способность в решении задач, проблем

Эта группа включает следующие умения: отличать известное от неизвестного, в недоопределенной ситуации указывать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия; формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание); находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации (в том числе, в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.)
2-2.Способность к контрольно-оценочной самостоятельности (к саморазвитию)

Эта группа включает следующие умения: осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ; критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия; определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы; обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе; определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки работы; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека, осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.
Возможные типы заданий для диагностики:
1) Задание (или задания) с приведенными ошибочными решениями (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов:

а) ответ правильный, но способ решения неправильный,

б) способ правильный, но ответ неправильный.

Ученик должен найти ошибки и указать их причины

2) Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение задания по этим критериям. (Истинные (содержательные) критерии должны быть скрыты от учащегося).

3) Задание с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям. (Решение такое, что части критериев оно удовлетворяет, а другой части ­– нет.)

4) Дано несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет (задание на границу применимости того или иного способа действия).

5) Дано задание и небольшой справочник. При решении учащийся должен использовать справочник. (Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог).

6) Задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек. Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.

7) Дана задача с сокращенной записью решения. Нужно выбрать задачу из нескольких, для которой эта формула подходит.
Учебная грамотность может оцениваться с помощью специальных диагностических предметных задач, мониторинга домашней самостоятельной работы учащихся, а также экспертной оценки взрослых и детей на основе публичной презентации своих достижений младшим школьником.
Домашняя самостоятельная работа необходимо рассматривать как замену каждодневных домашних заданий с целью организации места для индивидуальных проб и тренировок. Такая работа, как правило, рассчитана на 3-4 недели. Нельзя лишать ребенка желания делать домашние уроки, но надо сделать так, чтобы они не были напрямую связаны с текущим материалом. Необходимо сделать так, чтобы ребенок мог эти задания выполнять тогда, когда у него есть желание и силы. Он сам учится (с помощью родителей) определять объем и время на эти «уроки», которые он ОБЯЗАТЕЛЬНО предъявит классу, учителю в специально отведенное время (уроки-презентации).

Основная цель домашней самостоятельной работы сохранить желание к домашним урокам, заложив основные способы и приемы самостоятельной работы детей в домашних условиях. В ходе такой работы за годы обучения в начальной школы могут быть решены следующие педагогические задачи:

  • разведены такие пространства как «черновик» (тренировочные листы) и «чистовик»;

  • освоены первичные приемы планирования детьми своих действий, соотнося со временем, которое тратится на выполнение домашних уроков;

  • сформирована потребность к осуществлению контрольных действий по образцу;

  • дана возможность ученику право на ошибку, на отсрочечный результат, возможность не предъявлять «продукт», если он считаешь, что результат не соответствует образцу;

  • созданы условия для формирования самооценки ученика относительно детского действия, а не личности, взаимооценку, оценку другого (сверстника) по заданным критериям.


Таблица 8

Учебная грамотность как одна из ключевых компетентностей общего образования

Этапы формирования

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Учебная грамотность как ключевая компетентность формируется на протяжении двух ступеней образования. Такая компетентность (грамотность) может быть сформирована только к окончанию основной школы. Основным результатом (проявлением) этой компетентности к окончанию основной школы является учащийся, сформированный как индивидуальный субъект учебной деятельности, т.е. человек способный сам перед собой поставить новую учебную задачу и решить ее. С помощью этого нового способа сам учащийся сможет решать большой круг частных задач. При возникающих сложностях и проблемах, понимая их природу возникновения, такой учащийся может обратиться к любому другому субъекту за целенаправленной помощью (учитель, сверстник, другой взрослый, любой источник информации, включая книгу, Интернет т т.п.) В ходе решения подобной задачи учащийся свободно использует такие учебные действия как моделирование, контроль и оценку. Умение учиться является одним из центральных новообразований учебной грамотности (ядром), но учебная грамотность не сводится только к умению учиться.

Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование желание и основы умения учиться младших школьников. Именно это умение учиться и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта «грань» учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).

  1. Способность в решении задач (проблем)

Рефлексия как способность

У1 - отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем

У2 - указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия


У1 – самостоятельно определять границы собственного знания/незнания;

У2- определять «дефицит» в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя;

У2 – самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный «дефицит» в предметных способах действия/средствах, соотнося его со схемой действия

У1 – самостоятельный выход за пределы своих знаний и умений для поиска новых способов действия, определение точных границ

Постановка «умных» вопросов, формулировка запросов

У3 - формулировать вопросы к взрослому или сверстнику;

У5 – использовать стол «помощников», работа с тетрадью открытий» для решение практических задач; отбирать и использовать карточки-помощники для решения практических задач

У3 – на основе определенной границы знания/незнания осуществлять запрос на недостающую информацию (инициирование учебного взаимодействие со взрослым)

У3 – организовывать запрос на недостающую информацию без использования взрослых (словари, энциклопедии, Интернет)

У3 – может вступать в письменный диалог с другим человеком, обсуждая свои проблемы и достижения в учебе, делать необходимый запрос на индивидуальную помощь;


Поисковая активность

(определение возможных путей решения задачи)

У6 – организовывать поиск нового способа действия в малой группе;

У7 – использовать готовые схемы, чертежи (модели) для поиска путей решения задачи


У7 – использовать разные модели (переход от одного вида к другому) без посторонней помощи при поиске способа решения задачи

У6 – самостоятельно высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать поиск и пробы известных (неизвестных) способов действий/средств

У7 – изготавливать необходимы модельные средства для поиска решения задач

У6 – работать с новым понятием по образцу: понять его устройство и с помощью него решать новых круг задач; уметь решать новые задачи на основе заданного правила или алгоритма;

У7 – формулировать предположения о том, как и где искать недостающий способ действия (недостающее знание)

У17 – может сам определить к чему есть больший познавательный интерес и подобрать себе индивидуальные задания для расширения своего познавательного интереса (избирательная «проба»)

Организация присвоения способов действия/средств

У8 - выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции)

У9 - совместно с другим (в т.ч. с родителем) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы

У9 – осуществлять отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планировать их выполнение, определяя темп и сроки, выбирать уровень сложности заданий (мотивация);

У14 – определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы

У9 – определять причины своих и чужих ошибок и подбирать из предложенных заданий те, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;

У9 - на основе выявленных «дефицитов» в отдельных содержательных линиях учебного предмета может построить индивидуальный план («маршрут») по преодолению своих трудностей;

  1. Способность к контрольно-оценочной самостоятельности (саморазвитию)

Учебные действия контроля и оценки

У10 – производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу

У11 – производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), делать адекватный общий вывод о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев

У9 – находить образцы для проверки своей работы

У15 - производить рефлексивный контроль за выполнением способа действия/средства;

У10 – определять критерии для оценки результатов деятельности и производить их оценку;

У13 – определять возможные ошибки при выполнении конкретного способа действия и вносить коррективы

У15 – сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей)

У13 – самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;

У16 – осуществлять прогностическую оценку (перед решением задачи может оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он решение или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий)

У11 – может сам «регулировать» процесс учения без помощи взрослого; обращаться для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку;

У15 – критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат

Публичное предъявление результатов и достижений в обучении

У12 – разводить место «на оценку», место «тренировки», различать оценку личности от оценки действия

У12 – осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания

У12 – оформлять свои достижения и результаты (и не только учебные) в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку

У12- оформить и предъявить на внешнюю оценку свои достижения, обосновать эти достижения, а также сформулировать дальнейшие шаги по работе над остающимися проблемами и трудностями.

Образцы предметных задач на оценку формирования

учебной грамотности у младших школьников

1 класс

У11 - умение оценивать действие другого по заданным извне критериям, делать адекватный общий вывод о правильности/неправильности решения задачи на основании частных критериев.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconЦель: диагностика (промежуточный контроль, оценка, анализ) метапредметных...
В связи с введением фгос в 7-х классах областным методическим объединением учителей физики составлена промежуточная диагностическая...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconКомплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения...
...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconКритерии и показатели метапредметных, личностных результатов и система их оценки

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов icon«Уренский индустриально-энергетический техникум» Комплект контрольно-измерительные...
Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины оуд. 16 География разработан для программы подготовки...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconЦелевой раздел основной образовательной программы основного
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconКонтрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине/модулю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Особенности оценки метапредметных результатов

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из...
Контрольно-измерительные материалы для аттестации педагогических работников Брянской области на первую и высшую категории

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconИнструкция по выполнению работы. Тестовая работа состоит из трех разделов, включающих 31 задание
...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных образовательных результатов iconКонтрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине/модулю
«26» июня 2003 г. №6, пересогласован на заседании умк института права 26 мая 2014 года, протокол №5

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск