Рабочая программа
по образовательному компоненту «Аппликация»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
средней группы общеразвивающей направленности 2 компонента непрерывной образовательной деятельности в месяц
всего 18 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год
Составители:
Воспитатели МАДОУ «Синеглазка»
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по образовательному компоненту «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы общеразвивающей направленности (далее- рабочая программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные знания и умения, подлежащие освоению в процессе художественно-эстетического развития.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Л. И. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: Карапуз - дидактика, 2008.
Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей дошкольного образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также возрастными и индивидуальными особенностями развития детей 4-5 лет.
Количество непрерывной образовательной деятельности
Общее количество
| В месяц
| Длительность (минуты)
| 18
| 2
| 20
|
Сопутствующими формами образовательной деятельности по образовательному компоненту «Аппликация» образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» для средней группы общеразвивающей направленности являются:
-игра;
-экскурсии (целевые, тематические);
-наблюдения;
-беседа;
-чтение художественной литературы;
-рассказ воспитателя;
-продуктивная деятельность;
-театрализованная деятельность;
-настольно-печатные игры и упражнения;
-отгадывание загадок, разбор путаниц;
-реалистические рассказы из опыта воспитателей;
-чтение авторских сказок.
Целями образовательной деятельности по образовательному компоненту «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является:
Развитие интереса к аппликации, усложняющая ее содержание и расширяющая возможности создания разнообразных изображений, воспитывающая эмоциональный отзыв при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желание и умение взаимодействовать со сверстниками, при создании коллективных работ
Задачи по основной программе
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос.
Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др).
Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат- на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
В части, формируемой участниками образовательных отношений: содержание образовательного компонента «Аппликация» дополнена парциальной программой «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой и направлена на решение задач:
поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реке, рыбки в аквариуме); учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать); составлять аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы, семян) и кусочков ткани.
Задачи по национально - региональному компоненту (далее-НРК):
продолжать учить изображать элементы узоров, состоящих из квадратов и прямых линий (чум, головешки, оленья тропа), передавать в работе их колорит.
Задачи по обновлению содержания образования: воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии; оформлять чувственное впечатление, развивать художественно-творческие способности, интерес к самостоятельной деятельности и получать удовлетворение от своей работы, уточнять представление о народных игрушках и знать их характерные особенности.
Новизна рабочей программы заключается в том, что в нее включены нетрадиционные приёмы и техники по работе с бумагой: элементы квиллинга, аппликация из частей предмета и шариков ваты; обрывание-мозаика; аппликация из скатанных кусочков салфеток, которые позволят в увлекательной форме способствовать всестороннему развитию ребенка, сформируют позитивное настроение и хорошие эмоции, воспитают доброжелательность и заботливое отношение к природе, а также совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.
Обоснование внесений изменений связаны с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет.
Рабочая программа предусматривает использование методов и приемов обучения воспитанников в рамках национально регионального компонента, реализуется как часть непрерывной образовательной деятельности в темах: « Большой дом» «Вырежи и наклей что хочешь».
Особенностью организации образовательного процесса образовательного компонента «Аппликация» образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» для средней группы является комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создавать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже делали, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.
В процессе освоения программы используются специальные игры, формирующие руку к работе с ножницами. Играя со сказочными персонажами, дети знакомятся основными приемами вырезывания, работы с клеем и композиционным расположением деталей аппликации.
Отличительной особенностью рабочей программы является система работы, включающая комплекс заданий, упражнений, различных методов и приемов работы, помогающих овладеть техникой изобразительной деятельности, способствующих формированию изобразительных знаний и умений, развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.
Предпочтительными формами организации образовательного процесса с детьми 4-5 лет являются непрерывная образовательная деятельность проводимая в игровой форме
Вариативность проведения педагогической диагностики
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики, путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и выполнения практических заданий в ходе непосредственно образовательной деятельности. Она обеспечивает возможность оценки динамики достижения детей. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии проблемах, выявленных у ребенка.
Тематический план.
В тематическом плане представлена последовательность изучения разделов рабочей программы, непрерывная образовательная деятельность распределена по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Тематический план составлен на весь срок освоения образовательного компонента «Аппликация»» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы общеразвивающей направленности.
№
| Раздел
| Количество непрерывной образовательной деятельности
| Количество практических (НОД)
| 1.
| Аппликация по образцу
| 4 (3,5, 10, 13)
| 4
| 2.
| Аппликация по замыслу
| 6 (2,7,9,12, 14,16)
| 6
| 3.
| Аппликация объемная по представлению
| 6 (4,6,8, 11,13,15)
| 6
| 4.
| Оценка индивидуального развития
| 2 (1, 18)
| 2
|
| Итого:
| 18
|
|
Содержание по освоению образовательного компонента «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для средней группы общеобразовательной направленности.
Тема/раздел
| Содержание
| Требования к овладению необходимыми знаниями и умениями
| Оценка индивидуального развития детей
| Беседа о том, что кто хочет изобразить.
Подготовка к практической части. Вспомнить приемы вырезания и технику безопасности работы с ножницами. Продуктивная деятельность. Выполнение аппликации.
| Выявить уровень ручной умелости детей на начало года
| Аппликация по образцу
4 (нод)
| Рассмотреть с детьми образец. Спросить, как можно расположить узор. Предложить кому-либо из ребят показать этот прием у доски.
| Дети учатся работать ножницами: правильно держать их; сжимать и разжимать кольца; резать. Закреплять приемы аккуратного наклеивания; умение чередовать изображения по цвету
| Аппликация по замыслу
6 (нод)
| Побеседовать с детьми о том, какую картинку они хотят вырезать из тех кусочков бумаги, которые лежат у них в конверте. Если дети будут затрудняться, назвать 2-3 простых сюжета с включением 2-3 предметов (например, под деревом стоит скамеечка, светит солнце; по реке плывут лодочки, светит солнце; цыпленок гуляет по травке и др.).
| Дети учатся задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали.
| Аппликация объемная по представлению
6 (нод) .
| Предложить детям вырезать и наклеить большой дом (2-3 этажа). Уточнить облик дома, его части: крыша, окна, двери, их расположение. Предложить подумать, как из полоски нарезать окна, двери, крышу, в случае необходимости объяснить.
| Дети учатся -
- создавать в аппликации образ большого дома;
- видеть образ при рассматривании работ.
Развивается
чувство пропорции, ритма. Продолжить работу по овладению приемами аккуратного наклеивания
| Оценка индивидуального развития детей
| Беседа о том, что кто хочет изобразить.
Подготовка к практической части. Вспомнить приемы вырезания и технику безопасности работы с ножницами. Продуктивная деятельность. Выполнение аппликации.
| Выявить уровень ручной умелости детей на конец года
|
Способы проверки усвоения содержания образовательного компонента «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Оценка индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» проводится с целью выявления результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования, определение наличия условий для развития воспитанника в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями, в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.
К концу года дети:
Создают и реализуют замыслы, сюжетные и декоративные композиции.
Используют цвет, форму.
Умеют -правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы; вырезать округлые детали.
Аккуратно наклеивать обрывание изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
Подбирают цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
Составляют узоры из растительных форм и геометрических фигур. Методика проведения оценки уровня индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Аппликация»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
средней группы общеразвивающей направленности.
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Создает и реализует замыслы, изображает разнообразные объекты, сюжетные и декоративные композиции; замысел устойчив; отбирает изобразительные и выразительные средства в соответствии с создаваемым образом, использует цвет, форму, композицию как средство передачи состояния объекта, своего отношения к нему; детализирует изображения; комбинирует знакомые технические приемы. Создает оригинальные и выразительные образы.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Создает и реализует замыслы, изображает разнообразные объекты, сюжетные и декоративные композиции, замысел недостаточно устойчив; с помощью взрослого отбирает изобразительные и выразительные средства в соответствии с создаваемым образом; использует цвет, форму, композицию как средство передачи состояния объекта, своего отношения к нему; детализирует изображения; использует стандартные технические приемы, многие создаваемые образы стереотипны.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Изображает простые в изобразительном плане, повторяющиеся предметы и явления, замысел формирует с помощью взрослого, но он неустойчив. Оригинальность не проявляет, преобладают стереотипы, однако могут наблюдаться отдельные явления детализации.
Изображает с помощью взрослого простые в изобразительном плане предметы и явления; замысел неустойчив или отсутствует; в самостоятельной деятельности создает неузнаваемые или стереотипные изображения; не проявляет положительных эмоций.
Протокол оценки индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Аппликация»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» средней группы общеразвивающей направленности
Воспитатели
Дата заполнения:
Начало учебного года___________________________
Конец учебного года____________________________
Ф. И. ребенка
| Период
| Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
| Изображают разнообразные объекты, сюжетные и декоративные композиции;
| Умеют правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы; вырезать округлые детали.
| Умеют правильно составлять изображение деталей, находить место той или иной детали в общей работе
| Создают и реализуют замыслы в предметах, состоящих из нескольких частей в декоративных композициях
| Использует цвет, форму, композицию как средство передачи состояния объекта, своего отношения к нему
| Умеют наклеивать обрывные изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
| Умеют соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, самостоятельно вырезают плоские детали
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Аршинова Ксения
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Булышев Артем
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Быстрицкий Владимир
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Валеева Элтвина
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Воронина Ирина
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Галахов Степан
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Глинский Михаил
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Гладкова Яна
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Дрыжук Анастасия
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Дмитриева Татьяна
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Зырянов Анлрей
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кайзер Дмитрий
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Каримов Линар
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Каюмова Азалия
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Корниченко Юлия
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Короткова Полина
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Рзаев Али
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Лобанов Иван
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Махова Ксения
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Павлеску Сергей
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Павлович Александра
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Сафиулина Алиса
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Стриха Тимофей
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Хурамшин Дамир
| Нач.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| Кон.уч.г.
|
|
|
|
|
|
|
| |