Скачать 0.74 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА И ТОРГОВЛИ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ Рабочая программа дисциплины (модуля) по направлению подготовки 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания тип ОПОП прикладной бакалавриат Заочная форма обучения Владивосток 2016 Рабочая программа дисциплины «Основы потребительских знаний» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367) Составитель: Тилиндис Татьяна Витальевна, к.т.н., доцент, E-mail: Tatyana.Tilindis@vvsu.ru, tiltat@yandex.ru Смольянинова Елена Николаевна, к.э.н., доцент, E-mail:Elena.Smolyaninova@vvsu.ru Утверждена на заседании кафедры ММТ от 26.05.2016г., протокол № 10 Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ ___Драгилева Л.Ю._ подпись фамилия, инициалы «____»_______________20__г. Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ __Драгилева Л.Ю.__ подпись фамилия, инициалы «____»_______________20__г. 1 Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) Целью освоения дисциплины «Основы потребительских знаний» является формирование у студентов представлений о потребительском поведении, а также о защите интересов потребителей, с одной стороны, и производителей (торгующих фирм) от недобросовестных потребителей, с другой стороны. Задачи освоения дисциплины: - изучение нормативных материалов по защите прав потребителей; - ознакомление студентов с нормативными документами, регулирующими взаимоотношения потребителей с производителями, исполнителями или торгующими организациями; - ознакомление с основами составления претензий потребителей, претензий на поставку некачественных товаров с целью разработки соответствующих мероприятий; - ознакомление с минимально необходимым объемом потребительских знаний при принятии решения о покупке или получения услуг; - ознакомление с основными источниками информации для потребителей; - изучение возможности применения различных стандартов на практике; - ознакомление с основами потребительского тестирования, рекламы, ее целями и значением для потребителя; - изучение значения этики поведения во взаимоотношениях «потребитель-продавец (или производитель)». 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Планируемыми результатами обучения по дисциплине (модулю), являются знания, умения, владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1. Таблица 1 – Формируемые компетенции
3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы Дисциплина «Основы потребительских знаний» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла. Дисциплина «Основы потребительских знаний» базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Правоведение», «Экономика», «Товароведение продовольственных товаров». В то же время компетенции, полученные при освоении дисциплины «Основы потребительских знаний» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания», «Поведение потребителей», «Бизнес-проектирование базовый курс». 4 Объем дисциплины (модуля) Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 3. Таблица 3 – Общая трудоемкость дисциплин
Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Из них 14 часов – контактная работа (10 часов – аудиторная - лекции и практические занятия и 4 часа – внеаудиторная – промежуточная аттестация), 94 часа – самостоятельная работа. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% от аудиторных занятий. Форма аттестации – экзамен. 5 Структура и содержание дисциплины (модуля) 5.1 Структура дисциплины (модуля) Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 4. Таблица 4 – Структура дисциплины
5.2 Содержание дисциплины (модуля) Тема 1. Основные понятия курса Понятие потребителей. Понятие производителя и продавца. Нормативные документы по защите прав потребителей. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата. Тема 2. Проблемы потребительского выбора Бюджетное ограничение. Понятие нужды, потребности и полезности. Спрос и предложение. Виды классификаций потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Структура потребностей. Виды опасности и природа их происхождения. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата Тема 3. Характеристика потребителей Принятие потребителем решения о покупке. Стиль потребления. Типы потребителей. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей: кросс - культурные вариации, социальная стратификация, группы и групповые коммуникации, семья и домохозяйство. Внутренние факторы поведения потребителей: восприятие, обучение; мотивация, личность и эмоции; персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата Тема 4. Торговля - как способ доведения товара до потребителя Общие понятия о торговле. Оптовая и розничная торговля. Формы розничной торговли: традиционная, с открытой выкладкой, на рынке и прочие. Преимущества и недостатки. Виды торговых предприятий. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата Тема 5. Источники информации для потребителей Общее понятие информации, предназначенной для потребителя. Способы получения информации: советы друзей и знакомых, информация производителя; информация в рекламе, договор как источник информации, независимые источники информации, специальные потребительские издания, советы специалистов. Пользование информацией. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата Тема 6. Информация на упаковке товара Маркировка товаров. Экологические символы. Стандарты качества и безопасности. Правила пользования товаром (по этикетке). Понятие штрих-кода. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата Тема 7. Потребительское тестирование Сертификация и ее значение для потребителей. Понятие сертификата соответствия. Отличие обязательной сертификации от сравнительных потребительских испытаний. Сравнительные потребительские испытания. Чтение результатов тестов. Подделки и двойники на товарном рынке. Практика проведения потребительского тестирования услуг. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата Тема 8. Значение рекламы для потребителя Общие сведения о рекламе для потребителя. Цели и задачи рекламы. Основные функции рекламы: информативная, психологическая, стимулирующая и селективная (избирательная). Основные формы рекламы: в зависимости от каналов передачи информации - печатная реклама, в прессе, аудивизуальная реклама, радио- и телереклама, компьютеризированная реклама; в зависимости от видов рекламных материалов (мероприятий)- наружная реклама, прямая почтовая реклама, рекламные сувениры, выставки и ярмарки, отдельные мероприятия public relations, устная реклама. Примеры наружной рекламы, в виде девиза, через «стиль жизни», с использованием рекламного персонажа, с использованием знаменитых людей и другие. Основные категории и понятия рекламной деятельности: рекламодатель, рекламопроизводитель (или рекламное агентство), рекламораспространитель, рекламополучатель, группа целевого воздействия, предмет рекламы, товарная реклама, престижная реклама, рекламный слоган, товарный знак, фирменный блок, фирменный стиль. Рекламная информация для потребителя. Понятие публичной оферты, скрытой и недобросовестной рекламы. Социальная реклама. Регулирование рекламы. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка к практическому занятию, подготовка реферата Тема 9. Потребительское законодательство Основные права потребителей: на безопасность, на качество, на информацию, на выбор, на возмещение причиненного ущерба. Ответственность производителя, исполнителя и продавца за нарушение прав потребителей. Организации, призванные защищать потребителей. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка реферата Тема 10. Этика потребительского поведения Понятие об этической культуре сервиса. Профессиональная этика и профессиональное поведение. Литература по теме: [1-25]. Форма текущего контроля: собеседование (тест) по теме. Виды самостоятельной подготовки студентов: подготовка реферата. Формы и методы проведения практических занятий по теме, применяемые образовательные технологии Для освоения знаний предусмотрено проведение практических занятий. Подборка заданий практических работ, подготовка и представление рефератов по темам, выбранным самостоятельно, позволяют студентам закрепить теоретические знания в рассматриваемой области и приобрести соответствующие навыки по работе с потребителями. Практические работы предусматривают, в том числе активные, интерактивные формы проведения занятий - моделирование деловой ситуации, деловые игры (практ. работа № 1 - определение психологических качеств, умений и знаний потребителей, необходимых в повседневной жизни, практ. работа № 3 - определение классификации представленных потребностей по признакам, характеризующим потребительские товары и категории их потребителей), дискуссии (практ. работа № 2 - разбор и обсуждение понятий «нужда» и «потребность», «Нужда и потребности, сходство и различия», разбор сочинения "Как одна нужда порождает разные потребности»), круглые столы (практ. работа № 4 - круглый стол на тему «Зависимость стиля поведения потребителей от их типов», моделирование ситуации – определение внешних и внутренних факторов потребительского поведения на примере однокурсников), разбор практических кейсов (остальные практ. работы). Темы рефератов: 1. «Биль о правах потребителей» в США. 2. Анализ потребительского законодательства в странах Европы или Азии. 3. Товар как основа потребительского выбора. Потребительские характеристики товара. 4. Современные концепции управления поведением потребителей на рынке товаров и услуг. 5. Теории человеческих потребностей и их применение в товароведной деятельности. 6. Преимущества и недостатки различных видов и форм торговли. 7. Виды договоров службы быта, на транспорте, аэрофлота, туристических фирм. Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя. 8. Рыночная атрибутика отдельных групп товаров. 9. Порядок проведения подтверждения соответствия (сертификации) различных товаров. 10. Анализ различных видов рекламы (на примере). Выбор рекламных средств. 11. Адвокатура и суд. Условия обращения потребителей. 12. Понятие самозащиты потребителя. Существующие способы самозащиты потребителя. 13. Понятие «зеленого» потребления. Влияние потребления на окружающую среду. 14. Денежные инструменты потребителя. 15. Ассоциации потребителей и производителей, значение на современном этапе развития об-щества. 16. Потребительский «рэкет». Что это? Примеры. 17. Экологическая маркировка. 18. Дегустация как способ потребительского тестирования. Практическое занятие № 1 |
Организационно-правовые основы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов | «Основы коммерческой деятельности» разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности... | ||
Организационно-правовые основы деятельности, государственная поддержка и бухгалтерский учет в сельскохозяйственных потребительских... | Организационно-правовые основы деятельности, государственная поддержка и бухгалтерский учет в сельскохозяйственных потребительских... | ||
Организационно-правовые основы деятельности, государственная поддержка и бухгалтерский учет в сельскохозяйственных потребительских... | Девятая Всероссийская олимпиада по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников | ||
К 03. 01. «Теоретические основы товароведения» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые... | «Основы управленческого консультирования» являются формирование у студентов теоретических знаний о сущности и задачах управленческого... | ||
Целью дисциплины является получение студентами системы знаний, связанных с целенаправленным воздействием на персонал предприятия... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |