Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне»


НазваниеПрактикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне»
страница1/14
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Межрегиональный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО»


Разработчик практикумов Кузнецова Ж.Б., ст.н.с. отдела сопровождения ФГОС ХК ИРО1

Практикум № 1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне»

Группа 1. (специалисты ММС, специалисты управления образования)

Учебные задачи1:

  • освоить компетенцию организации и проведения процедуры оценки состояния системы начального общего образования;

  • освоить методику организации и проведения процедур оценки состояния системы образования в муниципалитете .

Освоение когнитивного компонента: иметь четкое представление о процедурах оценки состояния системы образования.

Освоение операционального компонента: Уметь разрабатывать процедуры оценки состояния системы образования.

Задание 1 (индивидуальное) . Ознакомьтесь с положением о проведении оценки качества начального образования на различных уровнях (региональном, муниципальном) (приложение № 1).

Задание № 2 (групповое). Заполните экспертное заключение на проект положения о проведении оценки качества начального образования на различных уровнях (региональном, муниципальном) ( приложение № 2)

Задание № 3 (групповое.) Проанализируйте примерный план действий для проведения процедуры оценки качества начального образования в муниципалитете ( приложение № 3). Определите избыточные и недостающие действия для проведения процедуры оценки качества начального образования. Определите ответственных за выполнение каждого действия.

Практикум № 1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне»

Группа 2. Руководители общеобразовательных учреждений, заместители руководителей ОУ

Учебная задача № 1: освоить компетенцию процедуры промежуточной и итоговой оценок индивидуальных достижений

Освоение когнитивного компонента: иметь четкое представление о процедурах промежуточной и итоговой оценки индивидуальных достижений и состояния системы образования.

Освоение операционального компонента: Уметь разрабатывать процедуры промежуточной и итоговой оценки индивидуальных достижений и состояния системы образования.

Задание 1 (индивидуальное) . Ознакомьтесь с положением о проведении внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении на основе данных оценки индивидуальных достижений обучающихся

(приложение № 1).

Задание № 2 (групповое). Заполните экспертное заключение на проект о проведении внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении на основе данных оценки индивидуальных достижений обучающихся

( приложение № 2)

Задание № 3 ( групповое) Проанализируйте план действий для проведения процедуры оценки качества начального образования в общеобразовательном учреждении ( приложение № 3 ). Определите избыточные и недостающие действия для проведения процедуры оценки качества начального образования. Определите ответственных за выполнение каждого действия.

Приложение 1.

Проект

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении на основе данных оценки индивидуальных достижений обучающихся

1. Общие положения


1.1. Положение о проведении внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении на основе данных оценки индивидуальных достижений обучающихся (далее - положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1, «Положением об общеобразовательном учреждении» (Постановление Правительства РФ от 19.03. 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) (Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

1.2. Положение распространяется на образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные программы в соответствии с ФГОС.

1.3. В настоящем положении (до утверждения нового закона «Об образовании») временно используются следующие термины:

качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства;

оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования;

индивидуальные учебные достижения обучающихся - основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе: способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные; исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения; практические и обобщенные способы деятельности;

универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

1.4. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются постановлением администрации области.

2. Основные цели, задачи и принципы внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении.

2.1. Внешняя (независимая) оценка уровня и качества освоения основной образовательной программы начального общего образования производится путем процедуры оценки индивидуальных достижений каждого обучающегося данного образовательного учреждения по трем предметам «Математика», «Русский язык» и «Окружающий мир», а также освоение Программы формирования универсальных учебных действий в части метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (итоговый контроль в образовательных учреждениях за курс начальной школы).

2.2. Содержательной и критериальной основой данной оценочной процедуры являются планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»).

2.3. Процедуры проведения оценки качества начального образования (индивидуальных достижений обучающихся) осуществляются с целью осуществления контроля за качеством начального образования на уровне образовательного учреждения и получения информацию об обеспечении гарантий (по Конституции РФ) равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию.

2.4. В ходе проведения процедур оценки качества начального образования (оценки индивидуальных достижений обучающихся) реализуются следующие задачи:

- разработка стандартизированных измерительных и инструктивно-методических материалов, проводимая по заданию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, для оценки индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС с целью оценки качества начального общего образования в образовательной учреждении;

- организационное и технологическое обеспечение проведения оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы;

- проведение обследований в образовательных учреждениях;

- обеспечение достоверности получаемой информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы;

- подготовка специалистов для проведения процедур оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы (администраторов, экспертов, наблюдателей и др.);

- обработка и анализ результатов оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы;

- формирование базы данных результатов оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы;

- информационное обеспечение процедур оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы;

- представление результатов оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы для возможного их использования различными пользователями;

- организация обсуждений результатов оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы с представителями образовательных учреждений.

2.5. В основу проведения процедур оценки качества начального образования положены следующие организационные принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации
о качестве начального образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества начального образования, их социальной и личностной значимости;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

- инструментальности и технологичности используемых показателей
(с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- сопоставимости системы показателей с федеральными
и международными аналогами;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;

- единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на различных уровнях системы образования
в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария).

3. Организация и технология процедуры оценки качества начального образования (оценка индивидуальных достижений обучающихся)

3.1. Оценка качества начального образования предполагает: оценку индивидуальных достижений обучающихся, оценку результатов деятельности педагогических работников, оценку качества деятельности образовательного учреждения.

3.2. Предусматривается три уровня организации оценки качества начального общего образования: уровень образовательного учреждения, муниципальный и региональный.

3.3. Оценка качества начального образования на каждом уровне осуществляется на основе системы показателей и индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса).

Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования.

3.4. Требования к системе показателей и индикаторов:

- полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;

- необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем уровням системы оценки качества);

- оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);

- экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета показателей/индикаторов должен быть относительно дешевым по трудозатратам);

- универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических и других особенностей субъекта РФ в целях технологического обеспечения сравнительного анализа мониторинговой информации на федеральном уровне);

- однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую отражают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);

- открытость системы показателей для пользователей региональной системы образования и эффективного использования ее ресурсов;

- соответствие международным стандартам и общероссийской системе оценки качества образования (при прочих равных условиях содержание и форма представления индикатора/показателя должны обеспечивать сопоставимость и сводимость получаемой на его основе статистической информации);

- доступность (по возможности, индикаторы должны быть представлены в составе регулярных федеральных статистических наблюдений, ведомственной (образовательной) и вневедомственной (других отраслей) статистики, собираемой в регионах);

- цикличность (индикаторы должны обеспечивать возможность создания системы стратегического и оперативного планирования, системы прогнозирования развития отрасли).

3.5. Конкретный набор системы показателей/индикаторов определяется приоритетами государственной (региональной) образовательной политики и запросами других заказчиков и потребителей образовательных услуг в регионе.

3.6. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся.

3.7. Процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся для оценки качества начального образования осуществляются в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

3.8. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

3.9. Процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся для оценки качества начального образования включают следующие компоненты:

- сбор и первичная обработка данных;

- анализ и оценка качества образования;

- адресное обеспечение статистической и аналитической информацией.

Каждый из компонентов, базируясь на едином концептуально-методологическом понимании проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания.

3.10. Сбор и первичная обработка данных представляет собой единое для всех участников внешней (независимой) оценки качества начального образования информационное пространство, в которое включены все учреждения и организации, осуществляющие процедуры оценки качества начального общего образования.

Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации определяются соответствующими регламентами.

3.11. Основным информационным источником данных являются процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся для оценки качества начального образования с использованием стандартизированных измерительных материалов.

3.12. Информация, полученная в результате процедур оценки качества начального образования (оценка индивидуальных достижений обучающихся), преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

3.13. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, формы представления информации, порядок доступа к получению информации устанавливаются соответствующими нормативными правовыми документами.

3.14. Анализ и оценка качества образования предполагает стандартизацию показателей оценки качества применительно к каждому уровню (региональный, муниципальный, ОУ).

3.15. Адресное обеспечение статистической и аналитической информацией.

Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном уровнях.

Информация о качестве образования публикуется в ежегодных докладах соответствующего уровня (публичные доклады) и размещается на сайтах органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, образовательных учреждений. Ежегодно издаются информационно-аналитические сборники.

3.16. Оценка индивидуальных достижений обучающихся для оценки качества начального образования в субъекте может проводиться по инициативе:

- региональных органов исполнительной власти субъекта РФ;

- органов местного самоуправления;

- образовательных учреждений.

3.17. Периодичность проведения процедур оценки индивидуальных достижений для оценки качества начального образования устанавливается соответствующим графиком, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования (муниципальным органом управления образованием, администрацией ОУ).

4. Участники процедур оценки качества начального образования (оценка индивидуальных достижений обучающихся)

Участниками процедур оценки индивидуальных достижений обучающихся для оценки качества начального образования являются:

- обучающиеся учебной группы (класса);

- организатор тестирования;

- независимый наблюдатель, обеспечивающий технологическое соответствие процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся;

- учителя по общеобразовательному предмету, по которому проводится оценка индивидуальных достижений обучающихся;

- руководители органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования (муниципальных, региональных).

- администрация образовательного учреждения (директор и его заместители);

- ответственные лица, назначенные приказом руководителя органа власти, осуществляющего управление в сфере образования (муниципального, регионального).

5. Основные пользователи результатов процедуры оценки качества начального образования (оценка индивидуальных достижений обучающихся)

Основными пользователями результатов данной процедуры оценки качества образования являются: обучающиеся и их родители (законные представители); органы законодательной и исполнительной власти; ведомства (регионального подчинения), осуществляющие контрольные функции; муниципальные органы управления образованием; учредители образовательных учреждений; образовательные и научные учреждения; работодатели и их объединения; общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования; средства массовой информации; иные лица, заинтересованные в оценке качества образования.

Результаты, полученные в ходе оценки индивидуальных достижений в рамках внешней (независимой) оценки качества образования в образовательном учреждении, могут использоваться для аккредитации образовательного учреждения, аттестации педагогических кадров, при самооценке образовательного учреждения. При этом итоговая информация об индивидуальных достижениях обучающихся не персонифицирована на уровне вне образовательного учреждения. Ее использование, в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения, осуществляется в соответствии с федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В самом образовательном учреждении директор или уполномоченные им лица имеют право восстановить персонификацию, используя известную им кодировку. Это позволить повысить эффективность проведенного обследования и обеспечить адресную помощь обучающимся по устранению выявленных проблем, на основе данных о структуре усвоения учебного материала.

Приложение 1.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении оценки качества начального образования на различных уровнях (региональном, муниципальном)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconТехнология обработки результатов процедур оценки качества начального общего образования
Доработанное описание технологии проведения процедур оценки качества начального образования Часть 1

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconПрограмма развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Сочетание внутренней и внешней оценки как механизма обеспечения качества образования

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconОсвоения основной образовательной программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу сош №4 разработана система оценки,...

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconОсобенности и перспективы развития процедур оценки качества образования...
В системе оценки качества образования можно выделить несколько видов массовых процедур, использующихся для обеспечения оценки индивидуальных...

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная...

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconПрограммы начального общего образования общие положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос ноо) и ориентирована на выявление и...

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconМетодика проведения независимой оценки качества работы организаций,...
Независимой оценки качества работы учреждений осуществляет Общественный совет. Также Общественный совет затем принимает и обсуждает...

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Практикум №1 «Механизм проведения внешней оценки качества начального образования на муниципальном уровне» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск