План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма»


Скачать 233.93 Kb.
НазваниеПлан урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма»
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок

Целиковская Е.В., учитель химии, МОУ «СОШ №1» г.Шелехов


«Научные открытия в области химии в первой половине XIX века»
Цель урока: Познакомить учащихся 9-х классов с наиболее важными открытиями в области химии в первой половине XIX века.

Задачи урока:

  • воспитывающая – способствовать патриотическому воспитанию старшеклассников через знакомство с научными открытиями отечественных учёных,

  • развивающая – продолжить формирование основных учебных умений учащихся: анализировать, сравнивать, выделять главное.

  • образовательная – способствовать активизации интереса учащихся к истории химической науки.

Эпиграф урока:

«Знание нашего прошлого по каждой отрасли науки не только составляет нашу национальную потребность, но имеет и огромное воспитательное значение для будущих деятелей науки, подобно тому, как знание политической и экономической истории страны необходимо для воспитания гражданина вообще». Лев Александрович Чугаев.

Оборудование урока:

учащимся на столы –

1. пероксид водорода H2O2, оксида марганца (IV) MnO2, химический стаканчик, стеклянная палочка;

2. пробирка с хлоридом аммония, закрытая пробкой;

3. канцелярские кнопки, раствор соляной кислоты HCl, 2 пробирки, спички, лучинка;

учителю на общий стол

1. крахмальный клейстер в колбе, спиртовый раствор йода в пузырьке с пипеткой, 3 большие пробирки, растворы H2SO4 (разб.), CuSO4, NaOH, пробиркодержатель, спиртовка, спички;

2. конц. растворы HCl и NH4OH , 2 стеклянные палочки;

для опыта «Фонтан в колбе»: круглодонная колба, закрытая пробкой с газоотводной трубкой, предварительно наполненная аммиаком; чашка с водой с добавлением раствора фенолфталеина;

3. на металлической поверхности горка бихромата аммония, с добавлением порошка магния, капелькой спирта, со вставленным кусочком спички, + спички;

4. спиртовка, стеклянная трубочка, кристаллы перманганата кали, концентрированная серная кислота;

5. колба с кислородом, закрытая пробкой со вставленной в неё металлической ложечкой, красный фосфор, стеклянная палочка, спиртовка, спички;

План урока:

1. Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX

века в форме «мозгового штурма».

Задание по таблице № 1.

Опыт № 1(проводят учащиеся)

2. Этап исторического экскурса в первую половину XIX века; выступления учащихся.

Выступление ученика 1.

Выступление ученика 2.

Учитель – задание по таблице № 2.

3. Этап знакомства с некоторыми открытиями.

Ученик 3. Новый способ получения сахара.

Опыт 2 (проводит учитель)

Гидролиз крахмала под действием разб. серной кислоты при нагревании.

Ученик 4. Усовершенствование методов разделения серебра и золота.

Ученик 5. Открытие и изучение «белого металла».

Ученик 6. Технический анализ неорганических веществ.

Учитель: Итак, внимание! Задача!

Опыт 3 (выполняют учащиеся)

В пробирке, закрытой пробкой, испытать запах соли – хлорида аммония.

Опыт 4 (выполняет учитель)

а) образование хлорида аммония,

б) «фонтан в колбе».

Ученик 7. Открытие анилина и анилиновых красителей.

Учитель. Решим ещё одну задачу для сообразительных.

Опыт № 5 (выполняют учащиеся)

Получение водорода, горение водорода.

Учитель: из предыдущей задачи мы узнали, что…

Ученик 8. … О покорении воздушной стихии.

Учитель: … Рудольф Бёттгер получил дихромат аммония…

Опыт № 6 (выполняет учитель)

«Вулкан на столе».

Ученик 9. О получении спичек.

Опыт № 7 (выполняет ученик).

«Самовоспламенение спиртовки».

Учитель: современная спичка устроена таким образом, что…

Опыт № 8 (выполняет учитель).

Горение красного фосфора в кислороде.

Ученик 10. Об изобретении фотографии.

4. Этап проверки заполнения таблицы 2 учащимися.

5. Этап подведения итога урока.

ХОД УРОКА:

1. Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX

века в форме «мозгового штурма». Содержание таблицы № 1.
Таблица 1. «Хронология важнейших открытий в химии первой половины XIX века»


дата

содержание открытия

1800

А.А.Мусин-Пушкин синтезировал вещества, впоследствии оказавшие-ся комплексными соединениями платины Ba[PlCl6] и Mg[PlCl6]

1804

А.А.Мусин-Пушкин приготовил соль Na2[PlCl6], определил её раство-римость (это имело значение для разработки метода получения чистой платины)

1811

К.С.Кирхгоф осуществил первую каталитическую реакцию (получил виноградный сахар из крахмала)

1823

В.В.Любарский обнаружил на Урале платину и осмистый иридий и

провёл их исследование

1826

П.Г.Соболевский и В.В.Любарский разработали способы аффинажа сырой платины и превращения её в ковкий металл, чем положили нача-ло порошковой металлургии

1842

Н.Н.Зинин открыл реакцию восстановления ароматических нитросое-динений, получил анилин

1844

К.К.Клаус открыл химический элемент рутений

1859

Н.Н.Бекетов получил металлический барий и калий, восстанавливая оксид бария и гидроксид калия металлическим алюминием (создание основ металлотермии)


Задание по таблице:

  1. Прочитать её содержание.

  2. Выбрать из таблицы такие открытия, которые сегодня мы могли бы воспроизвести.

Опыт № 1.(проводят учащиеся)

Каталитическое разложение пероксида водорода H2O2 под действием оксида марганца (IV) MnO2.

  1. Определить, какого характера открытия совершались чаще всего.

Учитель обобщает ответы учащихся: немало открытий связано с платиной, получением новых веществ, новых методов, открытием новых химических элементов. Большинство открытий имело прикладной характер.
2. Этап исторического экскурса в первую половину XIX века; выступления учащихся.
Ученик 1. Россия вступила на путь капиталистического развития позднее других стран Европы. Только в начале 19 века в России начался быстрый рост промышленности. Между зарождающимся капитализмом и старым экономическим укладом феодально-крепостнического государства возникли непримиримые противоречия.

Изменения социально-экономических отношений в стране обусловили различные периоды развития отечественной химии.

В первый период (начало 18 в. - начало 19 в.), начавшийся с реформ Петра 1, возникают различные мануфактуры. Потребности жизни русского общества выдвигают на первый план задачу изучения естественных богатств страны. Ещё Михайло Васильевич Ломоносов энергичной рукой заложил фундамент отечественной химии. По его инициативе в России была построена первая химическая лаборатория. Традиции Ломоносова, связанные с изучением руд и минералов России, были продолжены многочисленными химическими исследованиями прикладного характера.

Второй период (начало 19 в. – 1860-е годы) характерен созданием университетской науки, формированием первых научных школ русских химиков.

Смена мануфактурного производства фабрично-заводским выдвинула перед учёными новые практические задачи, связанные с развитием способов производства и изучением веществ, применявшихся в промышленности.

Не отвлечённые идеи, а кропотливое собирание и изучение фактов и приёмов переработки сырья, необходимых для развития различных промыслов, было характерно для деятельности русских учёных этого периода. Вопреки желанию царского правительства создать в России «непросвещённое просвещение», передовые русские учёные медленно, но упорно наращивали естественнонаучные знания.

Третий период (60-е годы 19 в. – начало 20 в.) характерен созданием крупных научных центров, формированием больших научных школ русских химиков. Открытие периодического закона и создание теории химического строения явились самыми выдающимися событиями в истории отечественной и мировой химии этого периода.
Ученик 2. Использование недр большой страны выдвигало новые задачи перед химией, геологией, минералогией. В первой половине 19 века работы многих русских учёных определялись практическими запросами помещичье-крепостнического хозяйства. Увеличение промышленных предприятий потребовало значительно больших количеств полезных ископаемых, их эффективной переработки. С этой целью исследовались различные руды, анализировался состав вод минеральных источников, залежи солей, продукты растительного и животного мира. В «Журнале Вольного экономического общества» многие статьи были посвящены таким вопросам, как дубление кож, производство стекла, сафьяна, получение растительных красок из местного сырья, винокурение, окраска тканей, получение селитры, производство пищевых продуктов и другие.
Учитель: с некоторыми открытиями познакомимся подробнее, так как их результаты имеют большое значение и в наши дни.

По ходу выступления учащихся вам, ребята, предстоит внимательно слушать информацию и заполнять таблицу № 2 (с пропусками), которую мы проверим в конце урока.
3. Этап знакомства с некоторыми открытиями.
Ученик 3. Новый способ получения сахара.

На Руси с древних времён для придания сладкого вкуса изделиям и напиткам использовали мёд. Родиной сахара считается Индия, в которой произрастал сахарный тростник. Каково же было удивление европейцев, когда они познакомились с белым камнем, имеющим сладкий вкус. Поистине Индия – страна чудес, где могут делать «мёд без пчёл» - так европейцы прозвали сахар. Индийцы же называли сладкое вещество, получаемое из сока тростника, «сакхара».

Вначале «мёд без пчёл» был дорог, а потому был доступен только состоятельным людям в качестве лакомства. С 16-го века сахар стали завозить в Европу. Потребность в этом продукте резко возросла в 18-м веке, когда в европейских странах вошли в моду чай и кофе. Дорогой заморский продукт стали заменять сахаром, полученным из сахарной свеклы. Первый сахарный завод в Европе был построен в Германии в 1802 году, а второй – в том же году в России. Очень быстро свекловичный сахар вытеснил своего тростникового собрата.

В 1812 году в «Технологическом журнале» была опубликована статья русского химика Константина Сигизмундовича Кирхгофа «О приготовлении сахара из крахмала».

Она открывалась интересным вступлением: «Во многих уже случаях, - писал автор,- удавалось искусству посредством химии подражать действию природы и добывать такие произведения, кои она производит для человеческих нужд очень медленно или с великою бережливостью».

В первой половине 19 века шёл интенсивный поиск заменителей сахарного тростника, исследовательская работа велась в Германии, Франции и России. Было предложено несколько способов получения сахара главным образом из свекловицы. Кирхгоф в качестве исходного продукта взял картофельный крахмал и «из 100 фунтов овощей (картофеля) он получил 50 фунтов сиропа и 20 фунтов твёрдого сахара». Процесс приготовления сахара заключался в каталитическом превращении (или гидролизе) крахмала в сахар при действии разбавленной серной кислоты при темп. 90-100*С. Открытие Кирхгофа имело «фундаментальное значение как первый пример гидролиза в группе сахаров. Не менее значительным было его следующее открытие: он установил, что зерно или солод содержат вещество, которое также воздействует на крахмал. Так впервые был открыт неорганический фермент - диастаза».

Оба открытия Кирхгофа, доведённые до стадии практического использования, представляли собой первый пример активного вмешательства химика в область биологических процессов. Важность этого шага в истории развития химии трудно переоценить.

Опыт 2 (проводит учитель)

Гидролиз крахмала под действием разб. серной кислоты при нагревании.
Ученик 4. Усовершенствование методов разделения серебра и золота.

На Петербургском монетном дворе для чеканки золотой и серебряной монеты проводилось разделение золота и серебра с последующим очищением каждого металла до возможно более чистого состояния. Разделение осуществлялось по методу Шлаттера, предложенному ещё в 1746 году, который мог осуществляться двумя путями: сухим - с применением серы и мокрым - с применением азотной кислоты. В процессе отделения золота от серебра выбрасывались в воздух в больших количествах газообразные оксиды азота, которые сильно отравляли близлежащую местность. В начале 19 века встал вопрос об усовершенствовании способов разделения благородных металлов.

Новатором в технологии этого производства явился талантливый русский химик-экспериментатор Семён Прокофьевич Власов: он предложил заменить стекло деревом при разделении; «производить растворение золотистого серебра вместо стеклянных колб в деревянных закрытых сосудах, или кадках, наливая кадку наперёд кислотой, а потом опуская в неё добела нагретый металл. Кроме сего, для собирания отделяющегося при растворении селитроватого газа, присоединить к растворительной кадке несколько деревянных закрытых чанов, налитых водой и соединённых между собой деревянными трубами. Отделяющийся газ, проходя по сим трубам и соединяясь с кислородом воздуха в чанах, образует селитряную кислоту».

Способ Власова дал возможность употреблять металл в сыром виде без предварительной переплавки, работать с большим количеством металла (до 30 пудов в одном чане), значительно уменьшить потребление азотной кислоты и, наконец, решить проблему утилизации газов при разделении благородных металлов.
Ученик 5. Открытие и изучение «белого металла».

Самородная платина, так же как золото и серебро, была известна человеку с незапамятных времён. Она также характеризуется мягкостью, пластичностью, хорошей механической обработкой, но имеет очень высокую температуру плавления (1769*С).

Богатые месторождения самородной платины уже много веков назад были известны в Южной Америке и Африке. Мастера этих районов умели изготавливать изделия из платины, но затем секреты этого производства были утеряны. Они были вновь открыты лишь в середине 19-го столетия нашими соотечественниками Петром Григорьевичем Соболевским и Василием Васильевичем Любарским.

В России самородная платина впервые была найдена в 1819 году на Урале, после чего начались опыты по разработке способов очистки (аффинажа) платины и получению из неё ковкой платины.

С 1826 г. заведующим лабораторией Департамента горных и соляных дел в Петербурге стал Пётр Григорьевич Соболевский, который разработал оригинальный способ очистки сырой и получения ковкой платины. В марте 1827 г. он мог уже демонстрировать слиток платины весом 8 фунтов, а с мая 1828 по апрель 1829 г. этим способом было очищено более 800 кг платины. Метод же заключался в следующем: «сырую платину растворяли в смеси концентрированной азотной и соляной кислот, раствор сливали с нерастворившегося осадка и выпаривали досуха. Сухой остаток растворяли в горячей воде, затем в охлаждённый раствор прибавляли раствор нашатыря. Осаждённый хлороплатинат аммония прокаливали до получения губчатой платины, прессовали в холодном состоянии под винтовым прессом и вновь прокаливали». Получались кружки ковкой платины, из которых можно было делать различные изделия.
Учитель: после следующего выступления, ребята, вам предстоит решить непростую задачу! Будьте внимательны!
Ученик 6. Технический анализ неорганических веществ.

Основное направление исследований русских химиков в 1830-1850-х годах было связано с разработкой методов анализа и обработки руд, усовершенствованием металлургических процессов производства.

В 1830 г. Герман Иванович Гесс разработал метод выделения теллура и серебра из Колыванского теллуристого серебра, руды которого были открыты на Алтае.

В 1833-36годах Иов Игнатьевич Варвинский разработал метод амальгамирования золотосодержащих продуктов, который нашёл применение в промышленности и позволил значительно увеличить извлечение золота из отходов толчейных фабрик.

В 1843 году Пётр Романович Багратион провёл исследование процесса растворения золота, серебра и меди в водных растворах щелочных цианидов в зависимости от температуры, величины поверхности металла и наличия воздуха. Эта работа положила начало извлечению золота из руд, на котором основана современная гидрометаллургия золота.

В 1830-х годах в России возникает и начинает быстро развиваться стеариново-олеиновое и свечное производство. Алексею Ивановичу Ходневу и Ивану Петровичу Илимову принадлежит создание новой технологии переработки жиров и организация промышленного производства свечей в России.

В 1850 году Иван Петрович Илимов приобрёл Невский сернокислотный завод, усовершенствовал его, наладив выпуск соляной кислоты и глауберовой соли. В лаборатории своего завода Илимов разрабатывал новые методы производства стеарина и других продуктов переработки жиров.

В 1853 году Ивану Петровичу Илимову была выдана Привилегия на новую систему стеариново-олеинового, свечного и мыловаренного производства. По методу Илимова на Гутуевском заводе в Петербурге перерабатывалось 600 пудов сала в сутки.

В 1865 году Павел Антонович Ильенков разработал способ получения фосфорных удобрений из костей обработкой их растворами едких щелочей. Способ этот был усовершенствован Александром Николаевичем Энгельгардтом и получил широкое применение и в России, и за границей.
Учитель: Итак, внимание! Задача!

«В 1848 году с одного уральского прииска стало исчезать золото. Это обнаружилось зимой, вскоре после того, как туда завезли банки с цианидом натрия, чтобы травить крыс. Все попытки найти похитителя не увенчались успехом. Охранники тщательно проверяли даже вывозимый с прииска мусор, но там ничего не было подозрительного, кроме бутылей с отработанной кислотой. Найти вора помогла случайность. На скользкой улице посёлка старателей сани управляющего задели работника «пробирной лаборатории», и тот выронил саквояж. Что-то разбилось, повалил дым… Наутро около дома владельца саквояжа нашли пустые бутыли с надписью «отработанная кислота», а в погребе обнаружили целую лабораторию: коробки с цинковой пылью, склянки с соляной кислотой, колбы, воронки и даже…золотой порошок, упакованный и подготовленный к отправке на чёрный рынок. Эксперт-химик уличил вора. На чём были основаны выводы эксперта?»

Ответ: «в 1848 году ещё не получил широкого распространения цианидный метод извлечения золота из бедных руд, предложенный князем Петром Романовичем Багратионом, племянником героя войны 1812 года. Работник пробирной лаборатории, видимо, узнал о цианидном методе из опубликованных в печати работ князя.

Золото растворяется в водном растворе цианида натрия при продувании воздуха:

4Au + 8NaCN + 2H2O + O2 = 4Na[Au(CN)2] + 4NaOH

Полученный водный раствор и перевозили в бутылях на салку. Оттуда они попадали в подпольную лабораторию, где раствор обрабатывался цинковой пылью и золото восстанавливалось:

2Na[Au(CN)2] + Zn = Na2[Zn(CN)4] + 2Au ».
Учитель: В романах писателей XIX века то и дело попадаются описания сцен, где дамам, лишившимся чувств от сильного нервного потрясения (или просто от духоты), дают вдохнуть из флакончика с нюхательной солью. Какая это соль?
Опыт 3 (выполняют учащиеся)

В пробирке, закрытой пробкой, испытать запах соли – хлорида аммония.

Опыт 4 (выполняет учитель)

а) образование хлорида аммония,

б) «фонтан в колбе».
Ученик 7. Открытие анилина и анилиновых красителей.

С 20-х годов XIX века химики «открывали» анилин неоднократно: в каменно-угольной смоле, разложением сложных органических масел. Каждый раз полученная маслянистая жидкость, быстро темнеющая на воздухе, получала новое название.

Происхождением своего названия «аминобензол» обязан академику Петербургской академии наук Юлию Федоровичу Фрицше. В 1840 году Ю.Ф. Фрицше, нагревая природный краситель синего цвета индиго, выделил азотсодержащие основание, которое назвал анилином (от арабского anil-синий). Он же обнаружил, что при окислении анилина образуется интенсивно окрашенные вещества. Однако, по единодушному признанию химиков всего мира, одним из самых значительных открытий, положивших начало промышленной органической химии, стала реакция восстановления нитросоединений в амины, впервые осуществлённая Н.Н. Зининым в 1842 году.

Николай Николаевич Зинин был разносторонне образованным человеком. Он прекрасно разбирался в математике, преподавал физику, аналитическую механику, гидравлику, гидростатику. Но именно на поприще химии его талант раскрылся в полной мере. Он работал в Германии, Франции, Англии с замечательными химиками того времени: Э. Митчерлихом, Г. Розе, Ю. Либихом. С 1841 года работал профессором Казанского университета, затем профессором Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1865 года был избран академиком Петербургской академии наук, участвовал в создании и первым возглавил Русское химическое общество.

В 1842году в одной из научных статей Зинин сообщил, что при небольшом нагревании нитробензола с сероводородной кислотой или сульфидом аммония образуется «восстановленный нитробензол», который оказался известным к тому времени анилином. Вскоре эта реакция была распространена на другие ароматические нитросоединения, а также найдены более удобные и дешевые восстановители. Тем не менее, реакция восстановления ароматических нитросоединений получила имя Н.Н. Зинина, её открытие явилось мощным фактором развития химической промышленности в XIX веке. Дело в том, что в 1850-е годы на основе анилина был синтезирован целый ряд уникальных красителей: мовеин, фуксин, розанилин, метиловый зелёный и другие. Бурными темпами стала развиваться анилинокрасочная промышленность. Это дало основание выдающемуся немецкому химику Августу Вильгельму Гофману в год смерти Н.Н. Зинина сказать замечательные слова: «Если бы Зинин не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то имя его и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии».

Учитель. Решим ещё одну задачу для сообразительных:

«В 1803 году крестьяне подмосковных деревень приходили подивиться на «установку» русского химика Якова Захарова, где он получал некий газ. «Установка» представляла собой печь, в которую было вмазано 15 чугунных труб, заполненных железными опилками. Через трубы, раскалённые докрасна, Захаров пропускал водяной пар из стоявшего тут же котла с кипящей водой. Образовавшийся в трубах газ проходил затем через сосуды с водой и водной суспензией гашеной извести – гидроксида кальция. Какой газ получал Захаров, и зачем нужна была гашеная известь?»

Ответ:

Захаров получал водород для заполнения воздушного шара, используя реакцию:

3Fe + 4H2O = 4H2 + Fe3O4

Вода и гашеная известь были нужны для удаления из водорода примесей, прежде всего, углекислого газа:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
Учитель: давайте, ребята, и мы с вами получим водород и испытаем некоторые его свойства. Что для этого понадобится?

Опыт № 5 (выполняют учащиеся)

Получение водорода, горение водорода.
Учитель: из предыдущей задачи мы узнали, что попытки полететь на воздушном шаре начались на рубеже 18-19-го веков, хотя…
Ученик 8. В течение многих веков люди мечтали о покорении воздушной стихии. После безуспешных попыток подражать птицам они перешли к поискам новых принципов летания.

В одном из первых русских учебников по химии, изданном в 1812 году, успехи воздухоплавания описываются так: «Воздушные шары суть тела, кои в окружающем нас воздухе сами собою возвышаются, и довольный груз с собой подымают. Сие открытие столь же для неопытных удивительно, сколько для опытных важно. Воздухоплавание есть одно из изобретений, кои человеческому уму делают честь…»

В 1802 году безуспешно пытался организовать полёт воздушного шара итальянский профессор Черни, находившийся на службе в России. Полёт, назначенный на 16 октября, не состоялся из-за аварии газодобывательного аппарата.

Публика проявила большой интерес к предполагаемому подъёму шара. Как видно из архивных материалов, было продано на 1735 рублей входных билетов. Неудача с полётом вызвала сильное недовольство петербуржцев. Повторить этот опыт Черни не удалось, так как в том же году он «волею божию умре».

Петербургской публике всё же удалось в следующем году добиться приглашения в Россию известного французского воздухоплавателя Гарнерена, который и совершил 20 июня 1803 года вместе со своей женой удачный подъём на воздушном шаре «в присутствии императорской фамилии и великого стечения зрителей». Шар благополучно опустился в лесу подле Малой Охты. Это был первый полёт человека на воздушном шаре в России.
Учитель: В 1843 году Рудольф Бёттгер получил дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 – оранжево-красное кристаллическое вещество. Он решил испытать это вещество на способность взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотом на чугунной плите всего лишь превратил кристаллы дихромата аммония в порошок. Затем, насыпав на тарелку горку кристаллов, Бёттгер поднёс к ней горящую лучинку. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг конца горящей лучинки что-то закипело, начали стремительно вылетать раскалённые частицы. Горка стала увеличиваться и скоро приняла внушительные размеры. Изменился и её цвет: вместо оранжевого он стал зелёным.

Опыт № 6 (выполняет учитель)

«Вулкан на столе».

Позднее было установлено, что дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. При этом выделяется газообразный азот N2, пары воды H2O, твёрдые частички раскалённого оксида хрома Cr2O3 и большое количество теплоты. Идёт такая реакция:

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O

Свои домашние вулканы придумали и другие химики, но самый известный «вулканический» опыт первым проделал химик Рудольф Бёттгер, который прославился как изобретатель спичек.
Ученик 9. Человек давно уже был знаком с чудодейственными свойствами огня, стихийно возникающими в результате удара молнии. Поскольку способы искусственного получения огня были несовершенными и трудоёмкими, человеку приходилось постоянно поддерживать горящий источник. Для перенесения огня в Древнем Риме использовали деревянные палочки, облитые расплавом серы. Приспособления для получения огня, основанные на химических реакциях, начали делать в конце 18-го века. Вначале это были древесные лучинки, на кончике которых в виде головки закреплялись кристаллики бертолетовой соли и сера. Головка погружалась в серную кислоту, происходила вспышка, и лучинка загоралась.

Опыт № 7 (выполняет ученик).

«Самовоспламенение спиртовки».

Важнейшим этапом на пути к современным спичкам было введение в состав спичечной головки белого фосфора (1833 год). Такие спички легко зажигались от трения о шероховатую поверхность, но при горении они создавали неприятный запах, и, главное, их производство было крайне вредно для рабочих. Вдыхание паров белого фосфора приводило к тяжелейшему заболеванию – фосфорному некрозу костей. Ему подвергались прежде всего кости челюстей, так как фосфор проникал через кариозные зубы.

В 1847 году белый фосфор в производстве спичек был заменён на красный. Эти спички называли безопасными, или Шведскими, так как фабричным способом их впервые начали изготавливать в Швеции.

Первая спичечная фабрика в России была зарегистрирована в 1837 году, а через семь лет их было уже восемь. В 1848 году преподаватель химии Петербургского технологического института Витт писал, что «…все прежде употребительные огнивы разных устройств и названий оставлены, потому что промышленность в новейшее время так удачно умела воспользоваться теоретическими химическими сведениями, что приспособила удобно вспыхивающие составы к деланию спичек, и успела их усовершенствовать до такой степени, что они сделались доступные по свое дешевизне для всех, а потому далеко оставили за собою все другие средства и имели огромный успех».
Учитель: современная спичка устроена таким образом, что в состав её головки входит бертолетова соль и сера, а на боковые наружные стороны спичечной коробки наносится тёрочная масса, состоящая из красного фосфора, порошкообразного стекла и клея.

Опыт № 8 (выполняет учитель).

Горение красного фосфора в кислороде.

Следует отметить, что реакция, протекающая при сгорании головки спички, - это один из наиболее бурных химических процессов. В больших масштабах он является и одним из наиболее опасных

После нашего рассказа, ребята, возможно, беря в руки обыкновенную спичку, вы будете относиться к ней с большим почтением, чем до сох пор. Ведь в ней сосредоточена не только большая энергия, но и опыт многих поколений, и труд многих людей.
Ученик 10. Важнейшая из растворимых солей серебра – его нитрат AgNO3, называется ляписом. Ляпис применяется в медицине для прижигания ран.

В 1725 году русский химик-любитель, впоследствии известный государственный деятель и дипломат, Бестужев-Рюмин при изучении хлорида серебра сделал открытие, которому суждено было развиться в столь универсальное по своим применениям в повседневной жизни, в медицине, в науке и технике изобретение, как фотография и кино. Занимаясь составлением жидких лечебных смесей, он обнаружил, что под действием света растворы солей серебра изменяют цвет, а в темноте этого не происходит.

Путь к современной фотографии был непростым и довольно длительным.

В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Фёдорович Фрицше. Это были фотограммы листьев растений, выполненные на бумаге, пропитанной хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа.

Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 году представлял собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.
4. Этап проверки заполнения таблицы 2 учащимися (фронтально).
Задание учащимся: заполнить таблицу № 2 (если не справятся на уроке, продолжить работу дома, с использованием справочной литературы)




дата

Ф.И.О. учёного

краткое содержание научного открытия

1.

1803 год

Гарнерен (француз)





2.

1812 год

Кирхгоф Константин Сигиз-мундович




3.

1826 год

Соболевский Пётр Григор-ч

Любарский Василий

Василевич




4.

1830 год

Гесс Герман Иванович





5.

1830-е годы

Власов Семён Прокофьевич




6.

1830-е годы

Ходнев Алексей Иванович

Илимов Иван Петрович




7.

1833-1836 годы

Варвинский Иов Игнать-евич




8.

1839 год

Фрицше Юлий Фёдорович





9.

1842 год

Зинин Николай Николаевич





10.

1843 год

Багратион Пётр Романович





11.

1865 год

Ильенков Павел Антонович






Вариант таблицы № 2 (для проверки учителем)




дата

Ф.И.О. учёного

краткое содержание научного открытия

1.

1803 год

Гарнерен (француз)


Первый полёт на воздушном шаре в России

2.

1812 год

Кирхгоф Константин Сигиз-мундович

Гидролиз крахмала под действием разбавл. серной кислоты при t = 90-100*С

3.

1826 год

Соболевский Пётр Григор-ч

Любарский Василий

Василевич

Метод очистки сырой и получение ковкой платины

4.

1830 год

Гесс Герман Иванович


Метод выделения теллура и серебра из руд

5.

1830-е годы

Власов Семён Прокофьевич

Усовершенствование методов разделения благородных металлов (серебра и золота)

6.

1830-е годы

Ходнев Алексей Иванович

Илимов Иван Петрович

Разработка технологии переработки жиров, производство стеариновых свечей и мыла

7.

1833-1836 годы

Варвинский Иов Игнать-евич

Метод амальгамирования золотосодержащих продуктов

8.

1839 год

Фрицше Юлий Фёдорович


Получение первых фотографических изображений

9.

1842 год

Зинин Николай Николаевич


Получение анилина и анилиновых красителей

10.

1843 год

Багратион Пётр Романович


Цианидный способ получения золота из бедных руд

11.

1865 год

Ильенков Павел Антонович


Получение фосфорных удобрений из костей растворами едких щелочей


5. Этап подведения итога урока.

Рефлексия:

а) назовите наиболее яркие фрагменты урока,

б) какую информацию на уроке вы узнали впервые.
Список использованной литературы:


  1. Соловьёв Ю.И. История химии в России: научные центры и основные направления исследований. - М.: Наука, 1985.-416 с., ил..

  2. Габриелян О.С. Химия.10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.

  3. Волков В.А. и др. Выдающиеся химики мира: Биографический справочник / Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И.; Под ред. В.И.Кузнецова. – М.: Высш. шк., 1991. – 656 с., ил.

  4. Газета «Химия» (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»), № 27, 2001 год.

  5. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя \ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 400 с.

  6. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии \ Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил.

  7. Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов \ сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 221 с.





Ноябрь, 2005

Похожие:

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconУрок в 8 классе тема: япония во второй половине XIX начале XX века
Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XIX века

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconРасчетное задание по курсу «Менеджмент» Группа
Свою летопись Брестский молочный комбинат ведет с первой половины прошлого века, пережив все ключевые повороты истории страны

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» icon«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1
Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. Поэтические...

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconТема урока Тип урока
Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconПояснительная записка Данное планирование составлено на основе авторской...
Данное планирование составлено на основе авторской программы «История России XIX века» А. А. Данилова, Л. Г. Косулина, М. Просвещение,...

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconПлан-конспект открытого урока дисциплина. Иностранный язык (английский)...
Этап Организационный (уточнение готовности группы к занятию через «защитный лист», уточнение номера урока, контроль написания даты...

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconПлан психологического анализа урока психологическая цель урока
Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconПлан-конспект урока тема урока: " Брейн-ринг по информатике"
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения

План урока: Этап знакомства с важнейшими открытиями в области химии первой половины XIX века в форме «мозгового штурма» iconПлан по подготовке выпускников 2016-2017 учебного года к проведению гиа
Цель: подготовка к успешной сдаче государственной аттестации в форме огэ и егэ по биологии и химии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск