«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1


Название«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1
страница1/43
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
Уроки 1—2. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1

Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Обзор творчества с обобщением ранее изученного.

      Первый урок литературы в 10 классе — вводный. На нем учителю предстоит решить три задачи:
      — выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, то есть литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи;
      — во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературе первой половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики;
      — в классах базового уровня дать обзор поэтического творчества предшественников Пушкина, так как подробно их творчество будет изучаться только в профильных гуманитарных классах.
      Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса в начале учебного года можно несколькими способами. Фронтальная беседа на уроке поможет выявить общий уровень развития класса. Для определения уровня каждого школьника можно предложить им дома письменно ответить на вопросы учителя, а затем проанализировать результаты анкетирования:
      1. Какие произведения русской литературы XIX в. вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.
      2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
      3. Какие герои литературы XIX в. вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.
      Чтобы выявить: 1) общую начитанность и читательский кругозор учащихся; 2) навыки анализа текста; 3) уровень развития речи — на уроке возможна и небольшая письменная диагностическая работа, состоящая из трех заданий, например:
      1. Назовите русских писателей XVIII—XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.
      2. Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.
      3. Как вы понимаете выражение «общечеловеческие ценности»?

Критерии оценки заданий

      К заданию 1
      — Правильно ли учащийся называет писателей и произведения XVIII—XIX вв.?
      — Умеет ли определить их авторство, жанр и проблематику?
      — Называет ли произведения, не входящие в школьный курс?
      К заданию 2
      — Умеет ли ученик проанализировать стихотворение, выученное наизусть, определить способы и средства создания настроения и ключевых образов?
      — Понимает ли функции композиции и изобразительно-выразительных средств? Замечает ли роль пространственно-временнóй организации текста?
      — Отличает ли понятия автор и лирический герой?
      — Может ли составить историко-культурный или биографический комментарий?
      К заданию 3
      — Понимает ли учащийся содержание и эстетическое наполнение понятия общечеловеческие ценности?
      — Активно ли владеет литературоведческими понятиями и историко-культурной информацией? Приводит ли примеры?
      — Может ли излагать мысли ясно, точно и эмоционально и создать текст, отличающийся стилевым единством?
      — Есть ли в рассуждениях социально-нравственная зрелость?
      В ходе лекции учитель может подготовить с учащимися опорную схему:

Таблицу см. здесь

      Лекция учителя в классе базового уровня должна содержать обзор творчества предшественников Пушкина: Державина, Жуковского, Батюшкова. В профильных классах для изучения творчества этих поэтов будут проведены отдельные уроки.

Основное содержание обзорной лекции

      В конце XVIII — начале XIX в. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к серьезным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина. Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича «Державин» и из автобиографических «Записок» самого Державина.
      Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя прежде всего не своей государственной службой, а литературным талантом.
      Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение «На смерть князя Мещерского», в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде «Бог» поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, «червем», но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.
      Рисуя в облике Фелицы «богоподобную» Екатерину II (ода «Фелица»), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человеческим порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и о демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник «Анакреонтические песни», в который включено стихотворение «Русские девушки», наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.
      Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 г. и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.
      В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье людей в их душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.
      В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г., однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.
      В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.
      В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от ее образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.
      Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.
      Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берет начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового и предназначить себя истинно человеческим свойствам.
      В балладе «Светлана» Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее «Людмилы», так и «Леноры» Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но «страшная» история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.
      Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Н. Толстого.
      Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.
      Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. «Маленькая философия» молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.
      В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807—1808 гг.), война 1812 г. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении «Вакханка» он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха — вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни, и идеальный мир должен быть полон любви.
      В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении «Мои пенаты», адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нем читатель может также уловить проявления «маленькой философии». Жанр стихотворения — послание. В нем воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести ее не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает ее в своем воображении, поэтизируя античность.
      Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Петина. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет все. Это стало одной из причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле все изменчиво, при этом ведет к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.
      Лирический сюжет элегического послания «К другу» представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу, и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.
      Во второй половине 1820-х гг. психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.
      Итог лекции. Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.

Урок 3*2. «Совершенно особый путь» 3

Личность и судьба Державина. Основные этапы его жизни и творчества. Поэтический смысл стихотворений «Ключ», «Бог», «Русские девушки»4.

      С личностью и творчеством Гавриила Державина, поэта, воина, государственного деятеля, учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в творчестве русских поэтов XIX и XX вв.
      В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.
      «Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин».
      В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного есть в судьбах Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, характеры их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.

      Основные этапы жизни и творчества Державина
      1743—1775 гг. «Ученичество»
      Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
      «Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII в., «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
      1776—1803 гг. «Особый путь»
      «Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило прежде всего не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
      Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».
      Вопросы и задания к стихотворению «Ключ»
      1. Найдите в стихотворении устаревшие слова и выражения, которые не употребляются в современном языке. Дайте их толкование. Какой колорит они придают тексту?
      2. Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин? С какой целью он это делает?
      3. Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
      4. Какова структура поэтической строфы в стихотворении? В чем ее своеобразие? Как форма строфы помогает понять содержание и мысли автора?
      5. Что общего у ключа и «лирного гласа» поэта? В чем символический смысл прекрасного источника?
      Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
      Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце 70-х гг. XVIII в. в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, учитель акцентирует основные, проблемные вопросы урока.
      Вопросы и задания к оде «Бог»
      1. Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
      2. Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?
      3. Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?
      4. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?
      5. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?
      6. Почему в оде с названием «Бог» центральным становится образ человека?
      В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова).
      Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.
      1804—1816 гг. «Анакреонтические песни»
      В 1804 г. выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.
      Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»
      1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
      2. Какие образные картины вам представились?
      3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?
      4. В чем, по-вашему, проявляется русский национальный колорит в этом стихотворении?
      Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь» (название дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.
      Итог урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX в.

Урок 4*. «Где добродетель обитает...» 5
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconВ кб «новый век» (ооо) Москва 2014 год термины и определения банк, кб «Новый век» (ооо)
Банк, кб «Новый век» (ооо) Коммерческий Банк «Новый век» (Общество с Ограниченной Ответственностью)

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconРоссийской Федерации порядке частной практикой в кб «Новый век» (ооо)
Правила дистанционного банковского обслуживания клиентов с использованием системы «iBank 2» в кб «Новый век» (ооо)

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconОчерки истории русской культуры (В. А. Головашин)
Наступивший XXI в век колоссальных достижений науки и техники, век освоения космического пространства и развития компьютерных технологий...

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconПравила по боевым взаимодействиям Виды оружия
Не приемлемы: двуручные мечи, копья (век пикинеров уже закончился), полуторные и одноручные мечи средневековья и возрождения, двусторонние...

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconПоложение и условия VI международного фестиваля-конкурса «Ретро: XX век голосами детей XXI века»
Фестиваль «Ретро: XX век голосами детей XXI века» – проект Международного благотворительного Фонда «Искусство без границ»

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального...
Век – век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура...

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального...
Век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура...

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconТребования к оформлению заявок и материалов для публикации
Положению о проведении ежегодной научно-практической конференции «Молодежь XXI век» с международным участием и Положению о проведении...

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconКоммерческий Банк «Новый век»

«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» 1 iconЕ. А. Токмакова // Библиотечное дело XXI век: науч практ сб. 2009. вып. 1 (17). с. 215 221
Токмакова Е. А. Возмещение ущерба: вопросы библиотечной практики / Е. А. Токмакова // Библиотечное дело – XXI век: науч практ сб....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск