Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма»


Скачать 413.99 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма»
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» формирует кругозор, общекультурные компетенции и владение профессиональными технологиями исследования и проектирования в туристской середе. Особенностью дисциплины является то, что освоение материалов позволяет применить знания как в общественном, так и коммерческом секторе туризма, в структуру курса включены материалы и задания, формирующие знания о культурных и экономических ресурсах видов туризма, о развитии отдельных видов туризма в дестинациях, а также формирующие знания о потенциале развития видов туризма с учетом развития инфраструктуры и политики государств и муниципалитетов в сфере поддержки туризма.
Работа по формированию профессиональных компетенций включает различные виды учебной и исследовательской работы, которые ориентированы на формирование у студента навыков работы с профессиональными источниками информации, проектирования опросов по выявлению предпочтений путешественников. Указанные задачи решаются путем применения образовательных технологий обучающего (репродуктивного и продуктивного) характера и самообразования. В систему самостоятельной работы включены:


  • работа с источниками информации и лекционным материалом;

  • систематизация и интерпретация данных путем составления (заполнения) таблиц, подготовки слайд-презентаций, эссе;

  • разработка и проведение мини-опросов на заданную тему;

  • подготовка сообщений, выступлений по материалам самостоятельной работы.


Оценка качества подготовки к практическим занятиям ведется:

  • преподавателем – оценка глубины проработки материала, рациональность и содержательная ёмкость представленных интеллектуальных продуктов, наличие креативных элементов, подтверждающих самостоятельность суждений по теме;

  • группой – в ходе обсуждения представленных материалов;

  • студентом лично – путем самоанализа достигнутого уровня понимания темы.


Результаты работы по выполнению практических заданий является ведущим компонентом в итоговой оценке компетенций по данному курсу.

Самостоятельная работа отражает интерес выбранной сфере профессиональной деятельности, а также призвана стимулировать когнитивные навыки, культуру профессиональных коммуникаций и личностного роста путем развития ответственности, настойчивости и творчества.

Высокую оценку получают студенты, которые при подготовке по материала курса опираются на собственный опыт путешествий, участия в туристских мероприятиях (выставках, вебинарах, мастер-классах).
Работа с лекционным материалом – работа с записями.

В ходе лекции рекомендуется оставлять достаточное свободное место в тетради для того, чтобы при повторении темы, подготовки к практическим занятиям можно было делать заметки, подчеркивания, выделение цветом и т.п. В качестве дополнительной работы следует применять метод формализации записей, то есть на свободном месте создавать схемы, зафиксированного материала. Новые термины, понятия, определения следует выделять, добиваться глубокого запоминания формулировок, а также мысленно выстраивать логику связей между терминами и определениями различных модулей.
Подготовка к практическим занятиям требует хорошего знания содержания темы, так как практические занятия требуют использования новых материалов, полученных в ходе работы с дополнительными источниками.

Источниками могут быть учебные пособия, а также электронные источники, к которым относятся материалы порталов туроператоров, ассоциаций туроператоров, а также порталы ЮНВТО, так как здесь представлены актуальные материалы о современном состоянии и тенденции отдельных видов туризма, развития дестинаций, а также аналитические справки о тенденциях и структуре спроса по видам туризма.

На практическом занятии высоко оценивается работа тех, кто использует нестандартный материал, примеры, ведущие к дискуссии и коллективной выработке позиции по проблемам, связанным с организацией путешествий, походов, организации туриндустрии в конкретном регионе. Вместе с тем углубленная подготовка по одному из вопросов не исключает устойчивых знаний по другим вопросам, предложенным к обсуждению.
Работа с литературой и другими источниками информации отражает задачу обучения студентов самостоятельному поиску фактов, дискуссионных высказываний, а также закреплению полученных знаний. Эффективность самостоятельной работы с источниками определяется на практических занятиях, олимпиадах и викторинах, в деловых играх, которые строятся как полигон отработки знаний, навыка ведения полемики, а также способности выступать перед слушателями.

Для накопления опыта анализа явлений в туризме важно использовать публицистическую и художественную литературу, путеводители по странам и отдельным территориям.
В электронной среде следует выделить профессиональные ресурсы, которые публикуют аналитическую и статистическую информацию, обучающие и коммуникативные материалы по теме развития видов туризма, спроса на путешествия, тенденции сервиса в современном туризме. Эти данные, базирующиеся на электронных площадках туроператоров, информационных порталах государств и регионов, туристских информационных центров, позволяют эффективно отслеживать динамику тенденций туристской индустрии.
Оценка эффективности самостоятельной работы проводится в ходе аудиторных занятий, путем использования контрольных вопросов и тестовых материалов, связанных с темами, нераскрытыми в лекции. Также на основании знаний, полученных индивидуально, студентам предлагается принять участие в научно-практических конференциях, неделе науки и др.

Для формирования компетенций и углубленного изучения вопросов следует составлять схемы, алгоритмы и таблицы. Итоговый материал должен быть кратким, содержать примеры, географические названия, профессиональные термины.
Общая модель изучения вида туризма:

Определение, основные классификационные признаки (внешний/внутренний; сезонность, массовый / элитарный и т.п.)

Ресурсы, география (краткая характеристика дестинаций).

Основные факторы аттрактивности и отличия от других видов туризма.

Общая характеристика участников походов (основной группы клиентов тура).

Структура турпродукта (основные, дополнительные услуги, информационное сопровождение, степень стандартности предложения).

Риски и специфика обеспечения безопасности в данном виде туризме.

Интересные факты о данном виде туризма.

Оценка перспективности (для туристов, операторов, турагентов, контрагентов, местных жителей, региональной власти и др.).
Указанная схема может быть дополнена другими сведениями, однако, следует избегать неструктурированного текстового описания, обширных цитирований рекламных текстов и т.д.
Практические занятия.
Практическое занятие 1. «Географические, социальные и экономические предпосылки развития различных видов туризма».
Цель: сформировать базовые знания о факторах внешней среды, влияющих на характеристику и динамику развития отдельных видов туризма.
Вопросы для обсуждения:

  1. Ресурсы дестинации как фактор развития отдельных видов туризма (природные, культурно-исторические ресурсы, инфраструктура туризма дестинации).

  2. Изменения предпочтений современного общества в мире путешествий.

  3. Экономические факторы, влияющие на развитие отдельных видов туризма.

  4. Связь «общества досуга» и индустрии туризма.

  5. Государственная политика в развитии приоритетных видов туризма (сравнительный подход).


Задание для самостоятельной работы:

Составить таблицу «Страна – виды туризма».


Страна

Вид туризма

Ресурсы, стимулирующие развитие





















Методические рекомендации.

Базовые ресурсы развития конкретного туризма связаны, прежде всего, с естественными факторами (природно-климатическими, географическими, культурно-историческими), однако, динамика мирового туризма показывает, что туризм по многом зависит от целевого развития инфраструктуры и социальных коммуникаций, при этом складывается круговорот, когда интерес к виду туризма питает сервисную структуру, которая поддерживает туристские потоки, также следует уделить внимание нововведениям в технологии туристской сферы. Вместе с тем развитие отдельных видов туризма в большой мере связаны с представлениями общества о здоровом образе жизни, ценности приобщении к культовым местам, моде, престиже и т.п. Изменения социальных приоритетов, демократизация и новые формы досуга становятся актуальными факторами развития туризма.

Изучение источников при подготовке к практическому занятию и выполнение индивидуального задания должно быть ориентировано на развитие компетенций анализа культурологических, социологических и профессиональных туристских текстов, что формирует системное видение проблем развития туризма.
Практическое занятие 2. «Технологии исследования тенденций развития туризма».
Цель: сформировать знания о приемах, методах и технологиях исследования динамики туризма.


  1. Типологизация и классификация туризма.

  2. Мониторинг источников данных о туристских потоках (аналитика туроператоров, отчеты специализированных журналов, Барометр туризма ЮНВТО).

  3. Проблемы и технологии формирования прогноза развития туризма и отдельного вида туризма.

  4. Разработка программы и проведение опроса предпочтений в выборе вида туризма.


Индивидуальное задание:

Провести мини-опрос о предпочтениях в выборе путешествий (в своем окружении).
Методические рекомендации.

Современный туризм является сложным социальным феноменом, который проявляется как система деловых и культурных отношений, это определяет множество видов туризма. Поэтому для исследования необходимо применить метод классификации, который, в свою очередь, является частным случаем систематизации по одному или нескольким признакам. Умение классифицировать позволяет детально изучить объект исследования, сегментировать потребителей турпродуктов, а также более эффективно формировать и использовать ресурсы отдельных видов туризма. Изучение технологий прогнозирования в сфере туризма требует уяснения специфики сценарного подхода, а также понимания неразрывной связи действия внешних факторов и внутренних ресурсов как отдельных видов туризма, так и тенденций развития дестинации.

Разработка программы опроса для выявления предпочтений в выборе туризма должна включать следующие этапы:

  1. Формулирование темы и цели опроса;

  2. Определения группы респондентов;

  3. Выбор технологии опроса (интервью, бланковое или электронное анкетирование);

  4. Формулирование вопросов и их группировка (открытые и закрытые);

  5. Определение технологии обработки результатов;

  6. Определение графика проведения опроса.


Разработка программы опроса требует общих представлений о том, почему и как люди выбирают определенный вид отдыха и туризма. Это позволяет избежать тривиальных вопросов, а также задать вопросы, которые заинтересуют отвечающих, поэтому материалы опроса будут максимально информативны. При проектировании опроса следует учитывать, что он должен быть достаточно кратким, это важно не только для отвечающих, но и для самого исследователя, которому придется обрабатывать и интерпретировать данные. Вместе с тем не следует закладывать в опрос «готовые решения», то есть такие вопросы, которые подтолкнут отвечающего к ответу.

Обработка полученных результатов, отражает компетентность студента в сфере систематизации и формулированию выводов по имеющимся данным, поэтому зачетная работа должна быть представлена как документированный результат исследования:

  1. Краткая аннотация по программе исследования;

  2. Перечень вопросов интервью (анкета);

  3. Табличный (текстовый, графический) отчет по ответам;

  4. Резюме по проведенному исследованию.

В итоге необходимо представить сообщение о полученном опыте исследования предпочтений в выборе туризма.
Практическое занятие 3. «Природно-ориентированный туризм».
Цель – сформировать знания по практике и тенденциям природно-ориентированного туризма.


  1. История и своеобразие современного экологического туризма (виды экологического туризма).

  2. Объекты интереса в экологическом туризме (природные объекты, охраняемые ЮНЕСКО; уникальные биопарки, океанариумы, региональные и локальные объекты).

  3. Сельский туризм.

  4. Туризм в национальных природных парках.

  5. Экологическая тропа: виды, организация тура.

  6. Проблемы менеджмента экологического туризма.


Индивидуальное задание.

Составить таблицу «Туризм в национальных парках».


Национальный парк

Расположение

Краткая характеристика

Основные достопримечательности


























Методические рекомендации.

Природно-ориентированный туризм является наиболее востребованным туризмом в современном обществе, при этом данный вид туризма становится все более разнообразным, его элементы включены в другие виды туризма. Для понимания специфики природно-ориентированного туризма необходимо знать понятие «устойчивый туризм», который включает такие составляющие как:

  • неразрушительное природопользование;

  • сохранение культурного своеобразия территории;

  • организация туристского бизнеса с учетом интересов местного населения.

Природно-ориентированный туризм тесно связан с развитием природоохранной деятельности и развития эколого-рекреационной инфраструктуры, особую роль здесь играют национальные парки. Исследование работы национального парка необходимо выстраивать по следующим позициям:

  • география и природное своеобразие национального парка;

  • сервисная инфраструктура;

  • информационная деятельность парка;

  • специфика турпродукта парка (экскурсии, туры, образовательные программы и др.).

В итоге следует определить в структуру каких турпотоков включено посещение данного национального парка.

Сельский туризм входит в класс «медленного туризма», поэтому при его исследовании необходимо четко выделять целевую группу потребителей агротуризма. Сельский туризм формирует особый тип турпродукта, где необходимо четко выдерживать тематику тура (программу отдыха).

Менеджмент экологического туризма связан с системой требований по подготовке специалистов, обеспечению безопасности путешествий в природной среде, формированию информационной составляющей тура.

Практическое занятие 4. «Лечебно-оздоровительный туризм»
Цель – формирование знаний об особенностях лечебно-оздоровительного туризма.


  1. Возможности и принципы оздоровления средствами туризма.

  2. Основные характеристики потребителей лечебно-оздоровительных туров.

  3. Виды оздоровительных курортов.

  4. Термальные курорты, структура тура.

  5. СПА-туризм: характеристика, курорты, целевые группы туристов.

  6. Медицинский туризм: общая характеристика, отличие от оздоровительного туризма, сотрудничество медицинских центров и туроператоров.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)...
Наиболее полно эти задачи решаются в системе практической и самостоятельной работы, где основными видами образовательной деятельности...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине виды и тенденции развития туризма
Методические рекомендации для преподавателя по организации самостоятельной работы магистров

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconРабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи
Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, входящий в состав образовательной программы высшего образования (оп...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconМетодические рекомендации для преподавателя по организации изучения...
Следует обратить внимание на овладение студентами дидактических единиц дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины знание правовой дисциплины
Методические указания к изучению курса «Трудовое право» для бакалавров всех форм обучения по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля)
Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов курс лекций и литература
Объем дисциплины «Английский язык в профессиональной сфере» и виды учебной работы

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconРабочая программа дисциплины включает в себя цели и задачи дисциплины...
Нпо, существенно влияющей на формирование личности и качество профессиональной подготовки выпускника, уровень его мобильности, конкурентоспособности...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconАннотация к рабочей программе дисциплины
Целью изучения дисциплины является оказание помощи специалисту социально культурной деятельности сферы туризма в процессе использования...

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Изучение дисциплины «Виды и тенденции развития туризма» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск