Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи


Скачать 395.27 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3


Приложение 1

Минобрнауки России УТВЕРЖДЕНО

Федеральное государственное бюджетное приказом ректора РГГУ

образовательное учреждение

высшего профессионального образования от _____№______

«Российский государственный

гуманитарный университет»

(РГГУ)

ПОЛОЖЕНИЕ
О рабочей программе дисциплины

(модуля) образовательной программы

высшего образования
Москва



1. Общие положения

    1. Положение устанавливает порядок разработки, общие требования к структуре, содержанию, оформлению, а также процедуру утверждения рабочих программ дисциплин (модулей) и их хранение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ).

    2. Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, входящий в состав образовательной программы высшего образования (ОП ВО) и определяющий объем, содержание, порядок изучения учебной дисциплины (модуля), а также способы контроля результатов ее изучения.

    3. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 № 1367; другими нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации, локальными нормативными актами РГГУ.

    4. Рабочая программа дисциплины (модуля) регламентирует деятельность преподавателей и обучающихся в ходе изучения конкретной дисциплины (модуля).

    5. Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи:

  • реализация компетентностного подхода в процессе обучения, при определении совокупности компетенций, формируемых дисциплиной (модулем), а также знаний, умений и владений обучающихся, необходимых для их дальнейшего обучения и последующей профессиональной деятельности;

  • фиксация и конкретизация на этой основе учебных и профессиональных целей и задач дисциплины (модуля);

  • отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;

  • последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами (модулями) образовательной программы;

  • рациональное распределение учебного времени по разделам дисциплины (модуля) и видам учебных занятий;

  • распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой обучающихся;

  • планирование и организация работы обучающихся с учетом рационального использования времени;

  • определение образовательных и информационных технологий необходимых при освоении дисциплины (модуля), отражение использования интерактивных технологий и инновационных методов;

  • определение оптимальной системы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, с использованием соответствующего фонда оценочных средств;

  • определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины (модуля);

  • описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

    1. Рабочая программа дисциплины (модуля) должна соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки (специальности) в области профессиональной деятельности, ее объектов и видов, профессиональных задач, требований к результатам освоения ОП ВО, условиям ее реализации, учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса. 1

    2. Рабочая программа дисциплины (модуля) должна соответствовать ОП ВО.

    3. При необходимости рабочая программа дисциплины (модуля) может быть адаптирована для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для дистанционного обучения. Для этого требуется заявление студента (его законного представителя) и заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

    4. Рабочая программа должна оформляться в четком соответствии с настоящим Положением.

2. Разработка рабочей программы дисциплины (модуля)

2.1. Рабочая программа дисциплины (модуля) разрабатывается кафедрой, осуществляющей ее преподавание.

2.2. Рабочие программы разрабатываются для всех дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору обучающихся и факультативы.

2.3. Ответственным исполнителем разработки рабочих программ дисциплин (модулей) является заведующий кафедрой (руководитель учебно-научного центра). В случаях реализации дисциплины на нескольких кафедрах ответственность за разработку комплексной программы несёт кафедра (учебно-научный центр), назначенная проректором по учебной работе.

2.4. Непосредственный исполнитель рабочей программы дисциплины (модуля) назначается заведующим кафедрой (руководителем учебно-научного центра) из числа преподавателей (как правило, это преподаватель, читающий лекции по данной дисциплине: профессор, доцент). Рабочая программа дисциплины (модуля) может разрабатываться коллективом авторов по поручению ответственного исполнителя.

    1. При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) должно быть обеспечено её соответствие следующим документам:

  • Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 № 1367;

  • ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

  • ОП ВО;

  • локальным нормативным правовым актам и методическим документам РГГУ.

    1. При разработке рабочей программы учитывается:

  • содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами государственной власти в сфере образования или УМО;

  • потребности заинтересованных сторон: обучающихся, их родителей, преподавателей, работодателей, государства и др.;

  • требования выпускающей кафедры;

  • содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих, параллельных и последующих этапах обучения;

  • материально-технические и информационные возможности;

  • новейшие достижения науки и образования в данной предметной области;

  • инновационные формы, технологии обучения и методы воспитания;

  • содержание примерной программы учебной дисциплины, входящей в Примерную образовательную программу ВО2.

2.7. Процесс разработки рабочей программы дисциплины включает:

2.7.1. Анализ нормативной документации, информационной, методической и материальной баз кафедры.

2.7.2. Определение подхода к разработке рабочей программы и преподаванию дисциплины.

2.7.3. Анализ имеющихся в Научной библиотеке РГГУ ресурсов электронно-библиотечных систем, основной и дополнительной литературы (её количества и актуальности) 3.

2.7.4. Разработку проекта рабочей программы дисциплины (модуля),

обсуждение ее проекта на кафедре.

2.7.5. Согласование рабочей программы.

2.7.6. Утверждение рабочей программы.

2.8. Работа по разработке и изменению рабочей программы дисциплины (модуля) включается в индивидуальный план преподавателя.
3. Структура и содержание рабочей программы дисциплины (модуля)

3.1. Обязательными элементами оформления рабочей программы дисциплины (модуля) являются:

  • титульный лист;

  • оборот титульного листа;

  • содержание;

  • аннотация;

  • основное содержание документа.

3.2. Обязательными разделами рабочей программы дисциплины (модуля) являются:

  • пояснительная записка;

  • структура дисциплины (модуля);

  • содержание дисциплины (модуля);

  • информационные и образовательные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине;

  • фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

  • учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля);

  • материально-техническое обеспечение дисциплины;

  • перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся.

3.2.1. В аннотации указывается статус дисциплины (модуля), ее адресат, сведения о факультете и кафедре, подготовившей рабочую программу, цель и задачи, компетенции обучающегося, сформированные в ходе обучения, виды и формы контроля, ее общая трудоемкость. Аннотация дисциплины (модуля) размещается на сайте РГГУ.

3.2.2. В пояснительной записке формулируются:

  • цель и задачи дисциплины (модуля);

  • формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате.

  • место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;

3.2.3. Структура дисциплины (модуля) (тематический план) включает в себя общую трудоемкость изучения дисциплины (модуля) в часах и зачетных единицах, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и самостоятельную работу; все разделы дисциплины и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по темам, видам занятий (лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия, самостоятельная работа), формам контроля.4

3.2.4. Содержание дисциплины должно состоять из разделов, подразделов и отдельных тем с той степенью подробности, которая, по мнению автора, оптимально способствуют достижению цели курса и реализации поставленных задач.

3.2.5. В рабочей программе дисциплины (модуля) указываются информационные и образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы и дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины (модуля), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

3.2.6. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) включает в себя:

  • перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины;

  • методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности;

  • описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

  • типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

3.2.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит:

  • список источников и литературы, состоящий из следующих разделов:

- источники (основные, дополнительные);

- литература (основная, дополнительная);

- справочные и информационные издания;

  • перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля).

Рекомендуемые в списке учебники, учебные пособия и научная литература должны соответствовать изданиям и электронным ресурсам, имеющимся в наличии в фонде Научной библиотеки РГГУ, постоянно пополняющемся в соответствии с заявками кафедр.

3.2.8. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся включает:

  • планы практических (семинарских) и лабораторных занятий и методические указания по их организации и проведению;

  • методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).

  • методические рекомендации по подготовке письменных работ, требования к их содержанию и оформлению.

3.2.9. В качестве материально-технического обеспечения дисциплины указывается необходимое для обучения оборудование, демонстрационные приборы, мультимедийные средства, учебные фильмы, тренажеры, карты, плакаты, наглядные пособия; требования к аудиториям – компьютерные классы, академические или специально оборудованные аудитории и лаборатории, наличие доски и т.д.
4. Согласование и утверждение рабочей программы дисциплины (модуля)

4.1. Рабочая программа дисциплины (модуля) визируется ответственным исполнителем, автором-составителем (при разработке коллективом преподавателей – всеми авторами составителями).

4.2. Рабочая программа дисциплины (модуля) визируется директором Научной библиотеки РГГУ, после проверки соответствия указанной литературы фондам и оформления заявки на приобретение недостающей литературы.

4.3. Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждается кафедрой и руководителем ОП ВО.

4.4. Обсуждение рабочей программы на кафедре является обязательной процедурой. Ход и результаты обсуждения фиксируются в протоколе заседания кафедры. На обороте титульного листа рабочей программы дисциплины (модуля) в грифе утверждения с указанием номера и даты протокола.

4.5. Утвержденная кафедрой рабочая программа дисциплины (модуля) передается для утверждения руководителю ОП ВО, в рамках которой реализуется данная дисциплина. Руководитель ОП ВО оценивает рабочую программу дисциплины (модуля) с точки зрения отражения в ней сведений о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечня компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количества часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом и т.п. Гриф утверждения руководителя ОП ВО размещается на обороте титульного листа.

4.6. Утвержденная рабочая программа дисциплины (модуля) включается в состав документов ОП ВО и является ее неотъемлемой частью.
5. Изменение рабочей программы дисциплины (модуля)

5.1. Изменение рабочей программы дисциплины (модуля) осуществляется по мере необходимости.

5.2. Основаниями для внесения изменений являются:

  • изменение ФГОС ВО по данному направлению подготовки (специальности) и иных нормативных документов;

  • обновление ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности);

  • развитие науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;

  • приобретение и издание новой литературы;

  • иные основания.

5.3. Изменения оформляются в Листе изменений, который является неотъемлемой частью рабочей программы дисциплины (модуля). Утверждение изменений осуществляется в том же порядке, что и при разработке рабочей программы дисциплины (модуля). (Приложение 2).

5.4. В случае существенного обновления содержания программы, возможно ее переутверждение в порядке, установленном в п. 4 настоящего положения.
6. Доступность рабочей программы дисциплины (модуля)

6.1. Рабочая программа дисциплины (модуля) хранится на бумажном и электронном носителях у руководителя ОП ВО в документах ОП ВО и на кафедре, за которой закреплено преподавание данной дисциплины (модуля).

6.2. Рабочая программа дисциплины (модуля) размещается в электронной информационно-образовательной среде РГГУ.

6.3. В составе ОП ВО рабочие программы дисциплин (модулей) на электронном носителе передаются в Методическое управление.

6.4. Руководитель ОП ВО, заведующий кафедрой обеспечивают доступность рабочей программы дисциплины (модуля) профессорско-преподавательскому составу и обучающимся.


Приложение 2
МАКЕТ
Рабочей программы дисциплины (модуля)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconСтруктура и содержание рабочей программы дисциплины (модуля) рабочая...
Требования к разработке, оформлению и содержанию рабочей программы (РП) дисциплины, профессионального модуля (рппм), календарно-тематического...

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconРабочая программа дисциплины (модуля) семейное право направление...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 2

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconРабочая программа дисциплины (модуля) трудовое право направление...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
Изучение дисциплины "Юридическая психология" студентами-юристами предполагает следующие цели

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconРабочая программа дисциплины «кадастры и кадастровая оценка земель»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального модуля студентам очной формы обучения по направлению...

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconПрограмма по русскому языкУ как иностранному профессиональный модуль
Задачи дисциплины: решать посредством русского языка профессионально-коммуникативные задачи в производственно-практической сфере,...

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconРабочая программа может быть использована при повышении квалификации...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
Григорьев М. В. Информационные системы в экономике. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 02....

Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи iconПравилам в ассоциативных матрицах
Такие задачи возникают при формировании критериально-структурированных автоматизированных справочников по компонентам рэс, построении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск