1. Общие положения
Положение устанавливает порядок разработки, общие требования к структуре, содержанию, оформлению, а также процедуру утверждения рабочих программ дисциплин (модулей) и их хранение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ).
Рабочая программа дисциплины (модуля) – нормативный документ, входящий в состав образовательной программы высшего образования (ОП ВО) и определяющий объем, содержание, порядок изучения учебной дисциплины (модуля), а также способы контроля результатов ее изучения.
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 № 1367; другими нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации, локальными нормативными актами РГГУ.
Рабочая программа дисциплины (модуля) регламентирует деятельность преподавателей и обучающихся в ходе изучения конкретной дисциплины (модуля).
Рабочая программа дисциплины (модуля) позволяет решать следующие задачи:
реализация компетентностного подхода в процессе обучения, при определении совокупности компетенций, формируемых дисциплиной (модулем), а также знаний, умений и владений обучающихся, необходимых для их дальнейшего обучения и последующей профессиональной деятельности;
фиксация и конкретизация на этой основе учебных и профессиональных целей и задач дисциплины (модуля);
отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;
последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами (модулями) образовательной программы;
рациональное распределение учебного времени по разделам дисциплины (модуля) и видам учебных занятий;
распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой обучающихся;
планирование и организация работы обучающихся с учетом рационального использования времени;
определение образовательных и информационных технологий необходимых при освоении дисциплины (модуля), отражение использования интерактивных технологий и инновационных методов;
определение оптимальной системы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, с использованием соответствующего фонда оценочных средств;
определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины (модуля);
описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).
Рабочая программа дисциплины (модуля) должна соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки (специальности) в области профессиональной деятельности, ее объектов и видов, профессиональных задач, требований к результатам освоения ОП ВО, условиям ее реализации, учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса. 1
Рабочая программа дисциплины (модуля) должна соответствовать ОП ВО.
При необходимости рабочая программа дисциплины (модуля) может быть адаптирована для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для дистанционного обучения. Для этого требуется заявление студента (его законного представителя) и заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Рабочая программа должна оформляться в четком соответствии с настоящим Положением.
2. Разработка рабочей программы дисциплины (модуля)2.1. Рабочая программа дисциплины (модуля) разрабатывается кафедрой, осуществляющей ее преподавание.
2.2. Рабочие программы разрабатываются для всех дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору обучающихся и факультативы.
2.3. Ответственным исполнителем разработки рабочих программ дисциплин (модулей) является заведующий кафедрой (руководитель учебно-научного центра). В случаях реализации дисциплины на нескольких кафедрах ответственность за разработку комплексной программы несёт кафедра (учебно-научный центр), назначенная проректором по учебной работе.
2.4. Непосредственный исполнитель рабочей программы дисциплины (модуля) назначается заведующим кафедрой (руководителем учебно-научного центра) из числа преподавателей (как правило, это преподаватель, читающий лекции по данной дисциплине: профессор, доцент). Рабочая программа дисциплины (модуля) может разрабатываться коллективом авторов по поручению ответственного исполнителя.
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) должно быть обеспечено её соответствие следующим документам:
Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 № 1367;
ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
ОП ВО;
локальным нормативным правовым актам и методическим документам РГГУ.
При разработке рабочей программы учитывается:
содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами государственной власти в сфере образования или УМО;
потребности заинтересованных сторон: обучающихся, их родителей, преподавателей, работодателей, государства и др.;
требования выпускающей кафедры;
содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих, параллельных и последующих этапах обучения;
материально-технические и информационные возможности;
новейшие достижения науки и образования в данной предметной области;
инновационные формы, технологии обучения и методы воспитания;
содержание примерной программы учебной дисциплины, входящей в Примерную образовательную программу ВО2.
2.7. Процесс разработки рабочей программы дисциплины включает:
2.7.1. Анализ нормативной документации, информационной, методической и материальной баз кафедры.
2.7.2. Определение подхода к разработке рабочей программы и преподаванию дисциплины.
2.7.3. Анализ имеющихся в Научной библиотеке РГГУ ресурсов электронно-библиотечных систем, основной и дополнительной литературы (её количества и актуальности)
3.
2.7.4. Разработку проекта рабочей программы дисциплины (модуля),
обсуждение ее проекта на кафедре.
2.7.5. Согласование рабочей программы.
2.7.6. Утверждение рабочей программы.
2.8. Работа по разработке и изменению рабочей программы дисциплины (модуля) включается в индивидуальный план преподавателя.
3. Структура и содержание рабочей программы дисциплины (модуля)3.1. Обязательными элементами оформления рабочей программы дисциплины (модуля) являются:
титульный лист;
оборот титульного листа;
содержание;
аннотация;
основное содержание документа.
3.2. Обязательными разделами рабочей программы дисциплины (модуля) являются:
пояснительная записка;
структура дисциплины (модуля);
содержание дисциплины (модуля);
информационные и образовательные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине;
фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);
учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля);
материально-техническое обеспечение дисциплины;
перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся.
3.2.1. В аннотации
указывается статус дисциплины (модуля), ее адресат, сведения о факультете и кафедре, подготовившей рабочую программу, цель и задачи, компетенции обучающегося, сформированные в ходе обучения, виды и формы контроля, ее общая трудоемкость. Аннотация дисциплины (модуля) размещается на сайте РГГУ.
3.2.2. В пояснительной записке
формулируются:
цель и задачи дисциплины (модуля);
формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате.
место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы;
3.2.3. Структура дисциплины (модуля) (тематический план) включает в себя общую трудоемкость изучения дисциплины (модуля) в часах и зачетных единицах, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и самостоятельную работу; все разделы дисциплины и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по темам, видам занятий (лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия, самостоятельная работа), формам контроля.
43.2.4. Содержание дисциплины
должно состоять из разделов, подразделов и отдельных тем с той степенью подробности, которая, по мнению автора, оптимально способствуют достижению цели курса и реализации поставленных задач.
3.2.5. В рабочей программе дисциплины (модуля) указываются информационные и образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы и дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины (модуля), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.
3.2.6. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) включает в себя:
перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности;
описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
3.2.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
содержит:
список источников и литературы, состоящий из следующих разделов:
- источники (основные, дополнительные);
- литература (основная, дополнительная);
- справочные и информационные издания;
перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля).
Рекомендуемые в списке учебники, учебные пособия и научная литература должны соответствовать изданиям и электронным ресурсам, имеющимся в наличии в фонде Научной библиотеки РГГУ, постоянно пополняющемся в соответствии с заявками кафедр.
3.2.8. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся включает:
планы практических (семинарских) и лабораторных занятий и методические указания по их организации и проведению;
методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю).
методические рекомендации по подготовке письменных работ, требования к их содержанию и оформлению.
3.2.9. В качестве материально-технического обеспечения дисциплины
указывается необходимое для обучения оборудование, демонстрационные приборы, мультимедийные средства, учебные фильмы, тренажеры, карты, плакаты, наглядные пособия; требования к аудиториям – компьютерные классы, академические или специально оборудованные аудитории и лаборатории, наличие доски и т.д.
4. Согласование и утверждение рабочей программы дисциплины (модуля)4.1. Рабочая программа дисциплины (модуля) визируется ответственным исполнителем, автором-составителем (при разработке коллективом преподавателей – всеми авторами составителями).
4.2. Рабочая программа дисциплины (модуля) визируется директором Научной библиотеки РГГУ, после проверки соответствия указанной литературы фондам и оформления заявки на приобретение недостающей литературы.
4.3. Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждается кафедрой и руководителем ОП ВО.
4.4. Обсуждение рабочей программы на кафедре является обязательной процедурой. Ход и результаты обсуждения фиксируются в протоколе заседания кафедры. На обороте титульного листа рабочей программы дисциплины (модуля) в грифе утверждения с указанием номера и даты протокола.
4.5. Утвержденная кафедрой рабочая программа дисциплины (модуля) передается для утверждения руководителю ОП ВО, в рамках которой реализуется данная дисциплина. Руководитель ОП ВО оценивает рабочую программу дисциплины (модуля) с точки зрения отражения в ней сведений о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечня компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количества часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом и т.п. Гриф утверждения руководителя ОП ВО размещается на обороте титульного листа.
4.6. Утвержденная рабочая программа дисциплины (модуля) включается в состав документов ОП ВО и является ее неотъемлемой частью.
5. Изменение рабочей программы дисциплины (модуля)5.1. Изменение рабочей программы дисциплины (модуля) осуществляется по мере необходимости.
5.2. Основаниями для внесения изменений являются:
изменение ФГОС ВО по данному направлению подготовки (специальности) и иных нормативных документов;
обновление ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности);
развитие науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;
приобретение и издание новой литературы;
иные основания.
5.3. Изменения оформляются в Листе изменений
, который является неотъемлемой частью рабочей программы дисциплины (модуля). Утверждение изменений осуществляется в том же порядке, что и при разработке рабочей программы дисциплины (модуля). (Приложение 2).
5.4. В случае существенного обновления содержания программы, возможно ее переутверждение в порядке, установленном в п. 4 настоящего положения.
6. Доступность рабочей программы дисциплины (модуля)6.1. Рабочая программа дисциплины (модуля) хранится на бумажном и электронном носителях у руководителя ОП ВО в документах ОП ВО и на кафедре, за которой закреплено преподавание данной дисциплины (модуля).
6.2. Рабочая программа дисциплины (модуля) размещается в электронной информационно-образовательной среде РГГУ.
6.3. В составе ОП ВО рабочие программы дисциплин (модулей) на электронном носителе передаются в Методическое управление.
6.4. Руководитель ОП ВО, заведующий кафедрой
обеспечивают доступность рабочей программы дисциплины (модуля) профессорско-преподавательскому составу и обучающимся.
Приложение 2
МАКЕТРабочей программы дисциплины (модуля)МИНОБРНАУКИ РОССИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования