Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента»


НазваниеМетодическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента»
страница1/6
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА»
ПМ.04. (07) Выполнение работ по профессии младшая медицинская

сестра по уходу за больными

МДК.04.(07) «Технология выполнения сестринских услуг»


Специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

САТКА 2016



Рассмотрено на заседании ЦМК

Председатель ЦМК___________

Председатель ЦМК___________

«___»_______________20___ г.

Протокол №__________




СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УР: _______ Севостьянова И. А.

«___»_____________ 201 __ г.





Составила: Чудинова М.П. – преподаватель ПМ.04.(07.) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»




Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..........................................................................4

МОТИВАЦИЯ……………………………………………….…......................…..7

  1. Информационный блок ………………………..………..……………..7

  2. Контролирующий блок …………………………………………….…30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......35

Приложение 1 Измерение роста пациента ………………………………..…...35

Приложение 2 Взвешивание и определение массы тела……………….………36

Приложение 3 Температурный лист ……………………………………......….37

Приложение 4 Оценочный лист …………………………….………………......38

Приложение 5 Критерии оценок по разным видам работ……………….…....39

« При уходе за больным главное – уметь наблюдать за ними.

Это особое умение: надо знать, что наблюдать, надо уметь судить о том, лучше ли больному или хуже; отличать существенные проявления и несущественные; знать наперёд, какие последствия могут произойти при том или другом упущении со стороны ухаживающих за больным». (Ф.Найтингейл)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся специальных дисциплин к практическим занятиям по МДК.04.01 «Теория и практика сестринского дела» ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным», разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело».

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студенты должны:

  1. ЗНАТЬ:

  • значение оценки функционального состояния пациента;

  • способы реализации сестринского ухода;

  • механизмы теплообразования и пути теплоотдачи;

  • понятие о лихорадке;

  • виды, периоды лихорадки;

  • нормальные показатели АД, ЧДД, пульса.

  • правила заполнения медицинской документации (температурный лист).

  1. УМЕТЬ:

  • оказывать сестринскую помощь в каждом периоде лихорадки;

  • измерить артериальное давление;

  • исследовать артериальный пульс;

  • определять ЧДД, регистрация;

  • определить проблемы пациента, связанные с показателями артериального давления и артериального пульса.

  1. ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:

  • выявление нарушенных потребностей пациента;

  • планирование и осуществление сестринского ухода;

  • оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий;

  • ведение медицинской документации.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Дидактические цели:

  • закрепление, углубление и систематизация изученного теоретического материала по разделу;

  • выработка навыков самостоятельной работы с оборудованием, наглядными средствами обучения и дидактическими средствами;

  • выработка умения применять теоретические знания на практике (при выполнении практических заданий);

  • продолжить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Развивающие цели:

  • развитие умения оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;

  • активизация познавательного интереса студентов;

  • развитие памяти и логического мышления.

3. Воспитательные цели:

  • воспитание стремления к получению глубоких знаний;

  • привитие интереса к предмету и повышение мотивации к его изучению;

  • воспитание чувства ответственности за результаты обучения;

  • воспитание культуры речи и культуры поведения.


Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:

  • Проблемно - поисковые методы (решение ситуационных задач)

  • Научно - поисковые (самостоятельная работа по отработке практических манипуляций по оценке функционального состояния пациента.

При изучении темы у студентов будут сформированы:

Профессиональные компетенции (ПК):

-эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

-соблюдать принципы профессиональной этики;

-осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения здравоохранения и на дому;

-консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

-оформлять медицинскую документацию;

-оказывать медицинские услуги в пределах своих компетенций.

Общие компетенции (ОК):

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям

МОТИВАЦИЯ

Уважаемые обучающиеся!

Данная тема важна для изучения, потому что для медицинской сестры метод объективного обследования (измерение температуры тела, ЧДД, пульса, АД) имеет наиболее существенное значение, так как он дает наиболее полную объективную информацию о состоянии пациента. Поэтому будущая медсестра должна хорошо владеть объективными методами обследования.

Уход за пациентами – это важная составляющая деятельности медицинских сестёр. При осуществлении ухода имеет значение внимательное и этичное отношение медицинского работника к самому больному и его родственниками, корректность в общении и соблюдении юридических норм при выполнении независимых, зависимых и взаимозависимых сестринских вмешательств.

В современных условиях все большее значение приобретает качество работы медсестры, повышаются требования к ее профессиональной подготовке. Так как, успех лечения пациентов в значительной степени зависит от правильного, непрерывного наблюдения и качественного ухода за ними.

Постоянное наблюдение за пациентами необходимо для того, чтобы своевременно заметить изменения в состоянии их здоровья, обеспечить надлежащий уход и при необходимости оказать неотложную медицинскую помощь. Чтобы правильно оказать помощь, медсестре необходимо уметь оценить функциональное состояние пациента. То есть измерить температуру тела, пульс, дыхание, артериальное давление.


  1. Информационный блок

1.1.Терминологический словарь

  • Асфиксия – это остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода.

  • Астма – это приступ удушья или одышки легочного или сердечного происхождения.

  • Аритмия – нарушение ритма сердечных сокращений;

  • Апноэ – кратковременная задержка дыхания от нескольких секунд до одной минуты;

  • Брадикардия – урежение частоты сокращений менее 60 в минуту;

  • Брадипноэ – урежение дыхания;

  • Гиперемия – покраснение;

  • Кома – бессознательное состояние;

  • Пульс – периодически толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов, с изменением их кровенаполнения и давления в них в течение одного сердечного цикла;

  • Тахикардия – учащение частоты сердечных сокращений более 80 в минуту;

  • Цианоз – синюшный оттенок кожных покровов;

  • Внешнее дыхание – газообмен в лёгких;

  • Внутреннее дыхание – обеспечение тканей и органов кислородом;

  • Артериальное давление (АД) – это давление крови на стенки артерий;

  • Систолическое давление - это верхняя цифра параметра. Показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается и выталкивает кровь в артерии;

  • Диастолическое – это давление, которое оказывают на движущуюся по ним кровь кровеносные сосуды во время диастолы (расслабления сердечной мышцы);

  • Пульсовое давление является разницей между систолическим и диастолическим давлением и измеряется в миллиметрах ртутного столба;

  • Артериальная гипотензия – это снижение артериального давления ниже нормы (100/60 мм. рт. ст.).

  • Артериальная гиперте́нзия (АГ) – стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм. рт. ст. и выше.




    1. Опорный конспект

Термометрия.

Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи

У здорового человека температура тела в течение суток колеблется в небольших пределах и не превышает 370С. Такое постоянство обеспечивается путём сложной регуляции теплопродукции (образование тепла) и теплоотдачи.

Температура тела в подмышечной области в норме 36-370 С.

Образование тепла в организме происходит в результате окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция.

У человека постоянная температура тела поддерживается путем нейрогуморальной регуляции отдачи тепла кожей и внутренними органами в окружающую среду. Теплоотдача может осуществляться путём теплопроведения, теплоизлучения и испарения.

Способность организма изменять уровень теплоотдачи зависит главным образом от богатой сети кожных кровеносных сосудов, которые значительно и быстро могут изменять свой просвет. При недостаточной выработке тепла в организме (или при его охлаждении) рефлекторно происходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдача тепла. Кожа становится холодной и сухой, иногда появляется озноб (мышечная дрожь). Наоборот, при избытке тепла (или при перегревании организма) наблюдается рефлекторное расширение кожных сосудов, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно растёт отдача тепла проведением и изучением.

Таким образом, сложная регуляция процессов теплоотдачи и теплопродукции обеспечивает температурное постоянство внутренней среды организма, оптимальное для нормальной жизнедеятельности органов и тканей. Нарушение механизма теплопродукции в результате действия различных внешних или внутренних причин может привести к снижению или повышению температуры тела – лихорадке.
Колебания температуры тела в течение дня

При различных условиях возможны физиологические колебания температуры тела в течение дня у одного и того же человека на 0,3 – 0,50 С.

У людей пожилого и старческого возраста она чаще снижена (субнормальная).

В раннем детском возрасте отмечается особая неустойчивость температуры тела с большими колебаниями в течение дня, так как обменные реакции протекают более интенсивно, и механизмы терморегуляции ещё несовершенны. У новорожденных в подмышечной впадине температура 37,20

У взрослого в прямой кишке, влагалище, полости рта температура тела на 0,2 – 0,40 С выше, чем в подмышечной впадине.

На температуру тела могут влиять время суток, приём пищи, интенсивные физические и эмоциональные нагрузки ( при эмоциональных нагрузка повышается, при депрессии – снижается), которые повышают температуру тела на 0,50 С.
Понятие, виды, периоды, механизмы развития лихорадок

Лихорадка (febuis) – повышение температуры тела, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители.

Чаще всего таковыми бывают – пирогенные вещества белковой природы: микробы, их токсины, сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, неврозах, ожогах.

Пирогенные вещества вызывают активную защитную реакцию организма с изменением функции терморегуляции: теплоотдача резко снижается (происходит сужение кожных сосудов) , а теплопродукция возрастает, что способствует накоплению тепла и повышению температуры тела.

Гораздо реже лихорадка имеет чисто неврогенное происхождение и связана с функциональными или органическими поражениями ЦНС (центральной нервной системы): кровоизлияние, опухоль, заболевания, сопровождающиеся нарушением функции центров терморегуляции.
По степени подъёма температуры различают следующие виды лихорадки:

  1. Субфебрильная – не выше 380 С

  2. Умеренная (фебрильная) – 38 – 390 С

  3. Высокая (пиретическая) – 39 – 410 С

  4. Чрезмерная (гиперпиретическая) – выше 410 С.


По длительности различают:

  1. Мимолётная лихорадка – повышение температуры тела в течение нескольких часов.

  2. Острая – высокая температура тела в течение 15 дней.

  3. Подострая – длительность лихорадки до 45 дней.

  4. Хроническая – свыше 45 дней.

По характеру колебаний температуры тела в течение суток

различают следующие типы лихорадок:

  1. Постоянная – длительное повышение температуры тела с суточными колебаниями не более 10 С.

  2. Ремитирующая (послабляющая) – длительная лихорадка с суточными колебаниями температуры от 1 до 1,50С, без снижения до нормы.

  3. Гектическая (истощающая) – большие подъёмы (на 3-50 С) и быстрые спады температуры, по 2-3 раза в сутки до нормальных и субнормальных цифр (ниже 360 С).

  4. Извращенная – при которой утренняя температура выше вечерней.

  5. Волнообразная – более или менее длительные периоды постоянного повышения температуры, чередуются с периодами нормальной или пониженной температуры.

  6. Перемежающая – в течение дня чередование периодов повышенной температуры с нормальной или пониженной.

В развитии лихорадки различают три периода: период подъёма температуры, период относительного постоянства (максимального подъёма), период снижения температуры.

I ПЕРИОД - подъём (нарастание ) температуры – кратковременный период, характеризующийся преобладанием теплопродукции над теплоотдачей. Последняя оказывается резко сниженной за счёт выраженного спазма кожных кровеносных сосудов (температура поднимается, а кожа остаётся холодной, потоотделение уменьшается). Продолжительность этого периода от нескольких часов до нескольких дней.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconОценка функционального состояния пациента
Пм 07 выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconЛекция №1 тема: «оценка функционального состояния пациента»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconМетодическое пособие по выполнению практических работ
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconМетодическое пособие по ведению дневника и составлению «отчета студента»...
Методическое пособие предназначено для студентов 6 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconМетодическое пособие для проведения внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для организации эффективной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, получающих образование...

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержит материалы по всем...

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconУчебно-методическое пособие для учащихся заочной школы юных техников,...
Предлагаемое методическое пособие представляет собой сборник заданий к первой части учебного курса «Программирование в системе Turbo...

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»...

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...

Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» iconУчебно-методическое пособие по специальности 210700 "Автоматика,...
Оценка эффективности совершенствования организационных процессов обслуживания устройств автоматики, телемеханики и связи : учебно-методическое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск