Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты


НазваниеДоклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты
страница1/5
ТипДоклад
filling-form.ru > Туризм > Доклад
  1   2   3   4   5


Аналитический доклад

о реализации в Ярославской области

национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» в 2013 году
Часть I. Переход на новые образовательные стандарты
1. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления

- Приказ департамента образования Ярославской области от 09.03.2010 № 127/01-03 «О порядке введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на территории Ярославской области»;

- Приказ департамента образования Ярославской области от 06.08.2010 № 596/01-03 «О создании Координационного совета департамента образования по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Приказ департамента образования Ярославской области от 26.12.2012 № 659/01-03 «Об утверждении плана мероприятий по созданию условий для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в Ярославской области на 2013 – 2015 годы»;

- Закон Ярославской области от 01.12.2010 № 47-з «О нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений».

В нормативе бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося начальной школы определено финансирование часов учебной и внеурочной деятельности, предусмотренных ФГОС:

- Письмо департамента образования Ярославской области от 14.08.2012 № 1805/01-10 «Об организации образовательного процесса в 2012-2013 учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования»;

- Письмо департамента образования Ярославской области от 16.08.2013 № 1624/01-10 «Об организации образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования»;

- Письмо департамента образования Ярославской области от 19.07.2013 № 1435/01-10 «О примерных учебных планах для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Письмо департамента образования Ярославской области от 19.07.2013 № 1434/01-10  «О примерном учебном плане для организации получения образования детьми-инвалидами, нуждающимися в обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;

- Письмо департамента образования Ярославской области от 21.06.2011 № 1887/01-10 «О примерных учебных планах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VII вида»;

- Письмо департамента образования Ярославской области от 21.07.2011 № 2223/01-10 «О примерном учебном плане для организации получения образования детьми-инвалидами, нуждающимися в обучении на дому с использованием дистанционных образовательных технологий»;

- Приказ департамента образования Ярославской области от 24.04.2013 № 291/01-03 «О проведении мониторинговых исследований реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ департамента образования Ярославской области от 07.09.2011 № 924/01-03 «Об утверждении положения о региональной системе качества образования Ярославской области».
2. Финансовое обеспечение реализации направления (средства субъекта Российской Федерации):

427 000 тыс. руб.
3. Информация о выполнении плана/программы субъекта Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году.

С целью введения федерального государственного образовательного стандарта в регионе разработан и реализуется план мероприятий по созданию условий для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта на 2013-2015 годы. В регионе осуществляется поэтапный переход на федеральные государственные стандарты в соответствии с планом мероприятий по модернизации системы общего образования на 2011-2015 годы, утверждённым Указом Губернатора области от 27 декабря 2010 № 71 «О плане мероприятий по модернизации общего образования на территории Ярославской области на 2011 – 2015 годы».

В течение года действовал Координационный совет, созданный приказом департамента образования Ярославской области, по вопросам введения федерального образовательного государственного стандарта общего образования. На заседаниях Координационного совета рассмотрены вопросы организации внеурочной деятельности в 5-х классах в период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт, организации работы в общеобразовательных учреждениях на этапе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (из опыта работы муниципальных образований области).

С 1 сентября 2013 года обучающиеся 1-3 классов всех общеобразовательных учреждений обучаются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организован образовательный процесс в 5-х классах 30% общеобразовательных организаций и в пяти общеобразовательных организациях, которые являются региональными инновационными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 6 классах.

Всего обучаются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования:

- 1 кл. – 12 033 чел. (100%);

- 2 кл. – 11 961 чел. (100%);

- 3 кл. – 11 897 чел. (100%);

- 4 кл. – 461 чел. (3,9% от общего количества обучающихся 4 кл.)

Обучаются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования:

- 5 кл. – 3 737 чел. (33% от общего количества обучающихся 5 кл.);

- 6 кл. – 213 чел. (1,9% от общего количества обучающихся 6 кл.);

- 7 кл. – 60 чел. (0,6% от общего количества обучающихся 7 кл.);

Проведён мониторинг готовности общеобразовательных учреждений к введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в 10 кл. Определён перечень общеобразовательных учреждений, которые в режиме апробации будут отрабатывать:

- организационные и финансовые механизмы разработки и реализации индивидуальных учебных планов с учётом потребности обучающихся;

- введение современных образовательных технологий в старшей школе.

Сопровождение осуществляет региональный ресурсный центр, созданный на базе Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования». Во всех общеобразовательных организациях разработаны основные образовательные программы начального общего и в 30% школ – основного общего образования. В 10% общеобразовательных организаций ведётся разработка основной образовательной программы среднего общего образования.

В общеобразовательных учреждениях проведён мониторинг внеурочной деятельности, осуществлён анализ мониторинговых исследований организации внеурочной деятельности, результаты направлены в муниципальные органы управления образованием для принятия управленческих решений.

Разработан пакет документов по организации и проведению мониторинга результатов обучения во 2 кл. В мае 2013 года проведены мониторинговые исследования во 2 кл. Сделана репрезентативная выборка по 32 общеобразовательным организациям, в которой участвовало 612 обучающихся 2 кл., 587 родителей, 32 учителя, 32 руководителя. В ходе проведения мониторинга выявлено, что с работами на базовом уровне справились 76,2%, ниже базового уровня – 23,4%, с заданиями повышенного уровня справилось 3,5%. Мониторинг определял уровень сформированности универсальных учебных действий.

Проведено анкетирование родителей с целью изучения включённости родителей в образовательный процесс. По результатам анкетирования выявлены основные проблемы, в том числе – недостаточная осведомлённость родителей о федеральном государственном образовательном стандарте. По итогам мониторинга приняты управленческие решения. Мониторинг будет продолжен в 2014 году.

Подготовлен проект приказа и разработаны организационные схемы по проведению апробации внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в рамках сотрудничества с Федеральным государственным научным учреждением «Институт социализации и образования» Российской академии образования. Проведена апробация и доработан инструментарий для проведения регионального мониторинга личностных результатов образования в начальной школе: анкета для детей (форма А), экспертная таблица для педагогов, общий конструкт инструментария. Ведется подготовка формы В анкеты для обучающихся.

Продолжается работа по подготовке пакета материалов по психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта на уровне начального общего образования, который включает разработку следующих материалов:

1. Основания и технология работы педагога-психолога по сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта: глоссарий терминов по психолого-педагогическому сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта, психологический анализ урока; программы внеурочной деятельности; нормативные и правовые материалы по федеральным государственным образовательным стандартам (брошюра, диск).

2. Мониторинг личностных результатов: концептуальные основания, предмет исследования.

3. Мониторинг личностных результатов: технология проведения и обработки результатов (СD-диск): Положение о Мониторинге личностных результатов; инструментарий; технология проведения; эл. таблица ввода и анализа результатов; схема анализа результатов (диск)

В 2013 году Ярославская область принимала участие в экспертизе процедуры проведения федерального мониторинга предметных и метапредметных результатов образования, при этом подготовлено соответствующее экспертное заключение.

Обобщён опыт по разработке и внедрению дневника личностного роста обучающегося. Данный опыт предложен для внедрения общеобразовательным организациям.

С целью качественной подготовки педагогических и управленческих кадров к реализации федеральных государственных образовательных стандартов в течение 2013 года на базе Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования» проходила и успешно завершилась профессиональная переподготовка управленческих кадров по специальности «Менеджер образования» – 198 чел., начата переподготовка педагогических работников по должности тьютор в образовательном учреждении.

В регионе реализуется персонифицированная модель повышения квалификации, основанная на единой блочно-модульной программе Института развития образования, с ориентацией на разноуровневый результат и практико-ориентированный продуктный выход, на разнообразии выбора форм, места и сроков обучения, организации сетевого взаимодействия.

В течение 2013 года по различным программам, ориентированным на введение и реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, образовательная услуга по дополнительному профессиональному образованию оказана 10 516 людям.

В рамках научно-методического сопровождения введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов Институтом развития образования разрабатывались методические материалы, в том числе подготовлены методические письма «О преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 учебном году», в которых был сделан акцент на нормативно-правовое обеспечение, учебно-методические комплекты, формирование универсальных учебных действий, систему оценки планируемых результатов и даны рекомендации по составлению рабочей программы.

В течение года в помощь педагогам были изданы методические материалы:

- Методика преподавания предмета «Музыка» в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта: учебное пособие, Томчук С.А., Фалетрова О.М. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2013;

- Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы: методическое пособие для учителя, М.А. Соловьёва, Е.В. Синотина. – Ярославль: Институт развития образования, 2013;

- Преемственность в преподавании литературы как главное условие реализации федерального государственного образовательного стандарта: методическое пособие для учителя. М.А. Соловьёва, Е.В. Синотина, Е.К. Белоусова. – Ярославль: Институт развития образования, 2013;

- Современный урок литературы: методическое пособие для учителя. М.А. Соловьёва, Е.В. Синотина. – Ярославль: Институт развития образования, 2013;

- Организация образовательного процесса по литературе в 5-6 классах в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Сборник нормативно-методических материалов. Соловьёва М.А., Синотина Е.В. – Ярославль, Институт развития образования, 2013;

- Образовательная среда дошкольных образовательных учреждений как условие творческой активности детей дошкольного возраста. Захарова Т.Н., Коточигова Е.В., Сергеева Г.В. – Институт развития образования, 2013;

- Региональная программа по физической культуре в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для начальной и основной школы. Кочегарова С.В., Рощина Г.О. – Институт развития образования, 2013;

- Программа «Организация спортивно-массовой работы. Инструктор ГТО» – Институт развития образования, 2013 и другие.

Ряд методических разработок представлен на сайте Института развития образования (http://www.iro.yar.ru/).

В рамках соглашения о сотрудничестве между Научно-исследовательским институтом инновационных стратегий развития общего образования г. Москвы и Институтом развития образования на базе института (май 2013 г.) продолжена работа по обучению педагогических работников региональной системы образования по теме «Мыследеятельностная педагогика – эксперимент и инновация в образовании», по которой второй год работает региональная инновационная площадка в Тутаевском МР (http://tmrioc.ts6.ru/p103aa1.html).

В 2013 году в регионе проведены конференции, на которых представлен первый опыт введения федерального государственного образовательного стандарта в основной школе (http://www.iro.yar.ru/index.php?id=249):

- межрегиональная научно-практическая конференция «Новые учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: формирование универсальных учебных действий средствами предмета» – 25-26.03.2013;

- межрегиональная научно-практическая конференция «Роль учебно-методических комплексов в достижении результатов федерального государственного образовательного стандарта по предметам естественно-математического цикла» – 12-13.12.2013;

Состоялся региональный конкурс «Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе», представлено более 100 методических разработок по разным предметам по использованию интерактивной доски и системы голосования; лучшие из них растиражированы для региональной системы образования.

Институт развития образования в своей деятельности активно использует современные интерактивные технологии, так в течение года были подготовлены и проведены 26 вебинаров и видеоконференций, значительная часть из них была связана с проблемами введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта, становится нормой использование данной формы работы с педагогами в рамках курсовых мероприятий:

- вебинар "Проектирование рабочей программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в основной школе по предметам "История", "Обществознание", "География";

- вебинар "Проектирование рабочей программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в основной школе по предметам "Русский язык", "Литература";

- видеоконференция "Решение задач современного дошкольного образования: оценка качества дошкольного образования";

- видеоконференция "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: опыт и перспективы" (Международная, совместно с Институтом одаренного ребенка, Украина);

- видеоконференция "Региональный опыт внедрения 3-го часа физической культуры в региональной системе образования";

- видеоконференция "Формирование культурной идентичности учащихся в процессе преподавания курса основ религиозной культуры и светской этики";

- Межрегиональная видеоконференция посвященная введению «антитабачного» Федерального закона в Российской Федерации;

- вебинар "Организация доступной коррекционно-образовательной среды в образовательных учреждениях";

- видеоконференция о реализации Закона Ярославской области "О гарантиях прав ребенка в Ярославской области";

- вебинар "Анализ результатов единого государственного экзамена по предметам естественно-математического цикла";

- вебинар "Изменения в едином государственном экзамене и государственной итоговой аттестации 2014 по предметам естественно-математического цикла" и т.п.

В соответствии с техническим заданием департамента образования Ярославской области Институтом развития образования разработан инструментарий для проведения мониторинга, часть из которых апробирована, проведен соответствующий анализ и подготовлены аналитические справки:

- готовность педагога (учителя начальных классов) к реализации федерального государственного образовательного стандарта;

- уровень ИКТ-компетентности педагога, руководителя;

- организация внеурочной деятельности;

- оценка деятельности классного руководителя.

Одним из важных направлений деятельности департамента образования области по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта является работа с региональными инновационными площадками. В целях координации работы по организации инновационной деятельности работников региональной системы образования на базе Института развития образования создан центр по сопровождению региональной инновационной инфраструктуры. Инновационная деятельность педагогов сопровождается региональными ресурсными центрами, созданными в 7 государственных учреждениях по 16 направлениям инновационной деятельности. Всего в 2013 году функционировала 31 региональная инновационная площадка на базе 51 образовательного учреждения области. Началась работа по созданию инновационных комплексов в целях создания сетевой модели организации инновационной деятельности по отработке ключевых направлений развития региональной системы образования.

В рамках постоянно-действующего семинара с региональными инновационными площадками и муниципальными методическими службами обсуждались актуальные вопросы внедрения федерального государственного образовательного стандарта на разных уровнях образования, модель взаимодействия региональных ресурсных центров и региональных инновационных площадок. В регионе осуществлялось научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок (22 площадки), ими были разработаны и реализованы десять инновационных проектов. Результатом работы региональных инновационных площадок стали следующие продукты, которые прошли экспертизу и будут растиражированы для использования в работе образовательными организациями:

- модель организационно-педагогического сопровождения реализации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников;

- методические материалы «Организация дистанционной поддержки образовательного процесса школьников»;

- методические материалы «Коллективное проектирование как ресурс управления изменениями в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта» (из опыта работы);

- методические материалы «Образовательное событие – метод соорганизации совместной деятельности участников образовательного процесса» (из опыта работы);

- пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих введение федерального государственного образовательного стандарта в основной школе;

- внедрение метапредметов в образовательный процесс современной школы;

- учебно-методическое пособие «Воспитание гражданской идентичности сельских школьников»;

- сборник нормативных документов по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся основной школы;

- методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся основной школы;

- описание модели информационно-образовательной среды школы, нормативно-правовое обеспечение информационно-образовательной среды школы;

- индивидуализация образовательного процесса средствами мыследеятельностной педагогики (материалы семинара);

- методические рекомендации «Механизмы соорганизации деятельности субъектов образовательной практики в сетевой библиотеке»;

- методические материалы «Школьный информационно-библиотечный центр – ядро информационно-образовательной среды»;

- инструкции по внедрению модели управления духовно-нравственным воспитанием и развитием обучающихся средствами проектной деятельности.

На базе региональных инновационных площадок организованы семинары для педагогических и руководящих работников региональной системы образования:

28.10.2013 – семинар «Образовательное событие как способ достижения метапредметных результатов», средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гаврилов-Яма;

30.10.2013 – выставка «Современная образовательная среда в дошкольном образовательном учреждении», Государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области «Институт развития образования»;

06-26.11.2013 – муниципальное образовательное событие «Инновационный каскад» в рамках проекта «Сетевая библиотека – центр информационно-образовательного пространства», муниципальное образовательное учреждение «Информационно0образовательный центр» г. Рыбинск;

18.11.2013 – семинар «Индивидуализация образовательного процесса средствами мыследеятельной педагогики», муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Тутаева;

19.11.2013 – семинар «Механизм взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей по организации внеурочной деятельности», Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий», г. Ярославля;

19.11.2013 – семинар «Портфолио как механизм оценивания личностных и метапредметных результатов федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Тутаева;

20.11.2013 – семинар «Реализация междисциплинарных программ на уроках русского языка», муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №87 г. Ярославля;

22.11.2013 – семинар «Метапредметный подход в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», муниципальное образовательной учреждение дополнительного образования взрослых Информационно-образовательный центр г. Тутаева;

30.11-01.12.2013 – семинар «Организация научно-исследовательской деятельности школьников», Провинциальный колледж г. Ярославля;

05.12.2013 – семинар «Реализация программы духовно-нравственного развития обучающихся средствами социальных проектов», средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гаврилов-Яма;

10.12.2013 – семинар «Анализ и интерпретация результатов внутришкольного мониторинга», муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 80 г. Ярославля;

12.12.2013 – семинар «Подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении», муниципальное образовательное учреждение Некрасовская средняя общеобразовательная школа Некрасовского муниципального района.

В течение года в сотрудничестве с издательствами проводились информационные семинары, конференции и курсовые мероприятия для учителей-предметников, руководителей методических объединений, методистов муниципальных методических служб, в которых приняли участие более 1 000 чел.

В муниципальных образованиях области организованы методические декады по следующей тематике:

- «Реализация федерального государственного образовательного стандарта средствами мыследеятельностной педагогики»;

- «Индивидуализация образовательного процесса средствами мыследеятельностной педагогики»;

- «Метапредметный подход во внеурочной деятельности»;

- «Метапредметный курс «Проект» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- «Метапредметный подход в общем образовании»;

- «Метапредметный подход в организации учебного процесса: задачная форма обучения».

Разработан и проведён с участием ведущих научных работников Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского цикл семинаров для педагогов малокомплектных сельских школ с целью подготовки к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В течение года в районах была организована работа методических активов начального общего образования по различным темам, в том числе «Профессиональное мастерство как средство повышения квалификации учителя», консультационных советов руководителей школьных методических объединений по теме «Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства педагога», районных и школьных методических объединений, проблемных и творческих групп учителей начальных классов по темам «Инновации в учебной деятельности: теория и практика», «Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта и индивидуальных особенностей детей», «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников», «Системно-деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта».

В тематику заседаний районных методических объединений в течение года были включены актуальные для педагогов вопросы: «Стандарты второго поколения: отбор и содержание исторического и обществоведческого образования, современные подходы к организации учебной деятельности, критерии и оценки качества образования", Учитель искусства в условиях внедрения новых стандартов" и др.

На сайте Института развития образования, муниципальных методических служб и сайтах районных методических объединений педагогов опубликованы страницы, посвященные введению федерального государственного образовательного стандарта.

В библиотеках образовательных учреждений действует постоянная выставка учебно-методических комплектов для начальной и основной школы, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту.

Созданы педагогические условия для повышения качества образования в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта посредством методического сопровождения и методического обеспечения образовательной практики через повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров. Реализованы на базе муниципальных образований области программы повышения профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров:

- «Организация учебного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта»;

- «Система оценки планируемых результатов обучения. 1 класс»;

- «Реализация образовательных стандартов в начальной школе средствами интерактивных технологий (Блок в технологии «Практика работы на компьютере», 4 класс)»;

- «Реализация образовательных стандартов в начальной школе средствами ИКТ (Блок в технологии «Практика работы на компьютере», 3 класс)».

Программы повышения квалификации учителей начальных классов были реализованы на базе образовательного муниципального центра «Формирование универсальных учебных действий и метапредметных результатов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», базовых площадок «Освоение деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, как средства реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Реализация всех программ была направлена на подготовку учителей начальных классов к профессиональной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. В результате обучения слушатели познакомились с новым содержанием программ начального образования, теорией формирования универсальных учебных действий, современными образовательными технологиями, с видами и направлениями внеурочной деятельности, формами ее организации; расширили свои знания по вопросам общих подходов к системе оценивания; определения личностных, метапредметных и предметных результатов; по процедуре и механизмам оценивания. Кроме того, слушатели научились проектировать рабочие программы по предметам начальной школы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, проектировать урок в соответствии с современными требованиями, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности, овладели приемами формирования оценочной деятельности.

Для педагогов, работающих в основной школе, были реализованы следующие программы:

- целевой семинар «Методика системного повторения школьного курса на базовом уровне при подготовке обучающихся 11 классов к единому государственному экзамену» (русский язык, биология, химия, физика);

- целевой семинар «Методика подготовки к единому государственному экзамену-2013. Особенности выполнения отдельных заданий части 2 (В) и заданий части 3 (С)» (русский язык, биология, химия, физика);

- семинар «Актуальные вопросы методики преподавания предметов в основной школе в аспекте подготовки к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта» (русский язык и литература, биология, химия, физика);

- семинар-практикум «Составление рабочих программ учебных курсов и дисциплин в условиях подготовки к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта» (русский язык, биология, химия, физика, основы религиозной культуры и светской этики и мировая художественная культура);

- «Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по иностранному языку в образовательных учреждениях»;

- «Оценка достижения планируемых результатов учащихся начальной школы»;

- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – теоретические основы и практическое освоение» (дистанционная форма обучения).

В части организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в условиях федерального государственного образовательного стандарта реализованы программы:

- целевой курс для классных руководителей будущих 5-х классов «пилотных» школ «Воспитательная система класса как педагогический феномен»;

- «Роль педагога-организатора в процессе воспитания и социализации обучающихся»;

- «Организация воспитательного процесса в школе. Современные подходы»;

- «Воспитательное поле урока как потенциал личностного развития обучающегося в контексте федерального государственного образовательного стандарта»;

- «Дидактическое и методическое сопровождение внедрения нового содержания образования в образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей в условиях реализации и введения федерального государственного образовательного стандарта»;

- семинары с привлечением преподавателей высшей школы, в т.ч. городов Москвы и Санкт-Петербурга, издательств «Просвещение», «Вентана Граф», открытые уроки для учителей начальной школы, музыки, основ религиозной культуры и светской этики), мастер-классы для учителей технологии, основ религиозной культуры и светской этики, музыки, биологии, иностранного языка; семинары-практикумы, тематические консультации. Наиболее востребованным является консультирование учителей и руководящих работников, в том числе посредством он-лайн общения.

Реализованы инновационные проекты «Модель и алгоритм деятельности образовательных учреждений по введению федерального государственного образовательного стандарта по подготовке к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта в основной школе» на базе 10 образовательных учреждений, в рамках которых:

Проведены семинары:

«Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

«Проектирование педагогической деятельности при разработке основной образовательной программы основного общего образования»;

«Проектирование урока в системно-деятельностном подходе»;

«Организация внутришкольного контроля»;

«Система оценивания в образовательном учреждении»;

«Программа коррекционной работы в образовательном учреждении»;

«Основная образовательная программа основного общего образования»;

«Воспитательная система образовательного учреждения и класса в контексте федерального государственного образовательного стандарта»;

«Корректировка рабочих программ. Результаты стартовой диагностики»;

«Организация учебной деятельности школьников в свете требований федерального государственного образовательного стандарта»;

Проведен методический аудит:

- на соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

- на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к структуре, к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
4. Эффекты реализации направления в 2013 году.

1. Повышение мотивации педагогов к освоению инструментов проектирования педагогических процессов, технологий деятельностного типа, современных технических средств обучения, системы оценивания.

2. Повышение готовности педагогов к осознанному выбору учебно-методического комплекса в соответствии с концепцией федерального государственного образовательного стандарта.

3. Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов, в том числе освоение функциональных возможностей и общих приемов работы с интерактивными средствами обучения, овладение базовыми сервисами и технологиями интернета в контексте их использования в образовательной деятельности.

4. Активизация деятельности тьюторов по обучению и сопровождению педагогов на муниципальном уровне по направлению «Интерактивные средства обучения».

5. Повышение профессионального уровня методистов муниципальной методической службы по сопровождению введения федерального государственного образовательного стандарта, активизация участия в вебинарах, видеоконференциях, мастер-классах.

6. Усиление самостоятельности школ в содержании и организации образовательного процесса за счет разработки рабочих основных образовательных программ самим образовательным учреждением. Повышение самостоятельности в вопросах оценивания при разведении формирующей и итоговой оценки.

7. Рост мотивации педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования за счет понимания способов разработки основной образовательной программы, рабочих программ учебных дисциплин, формирования и оценки универсальных учебных действий, необходимости формирования профессиональной компетентности формирующего оценивания.

8. В начальной школе произошел переход от понимания необходимости овладения современными образовательными технологиями к их активному практическому применению.

9. Изменение отношения и повышение мотивации педагогов основной школы к внедрению федерального государственного образовательного стандарта, освоению технологий, отражающих системно-деятельностный подход, к осознанному выбору учебно-методического комплекса в соответствии с концепцией федерального государственного образовательного стандарта, проектированию рабочих программ.

10. Закрепление на практике представления об интеграции основного и дополнительного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, этапах проектирования дополнительной образовательной программы, моделях интеграции.

11. Активизация инновационных процессов в образовательных учреждениях.
5. Проблемные вопросы реализации направления.

По итогам проведённых мониторингов, встреч с педагогами и руководителями, на основе анализа наиболее часто задаваемых вопросов в информационных системах выявлены следующие проблемы:

1. Определение критериев оценивания достижений обучающихся, отсутствие образцов системы оценивания.

2. Механизм введения в образовательную деятельность дистанционных образовательных технологий.

3. Отсутствие нормативного и методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта в специальном (коррекционном) обучении.

4. Организация внеурочной деятельности (механизм финансирования, нормативно-правовая и организационная модель), в том числе организация моделей внеурочной деятельности в малокомплектных школах.

5. Нарушение преемственности при переходе на федерального государственного образовательного стандарта между начальной и основной школой.

6. Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода.

7. Недостаточный уровень владения методикой формирования универсальных учебных действий, прежде всего коммуникативных.

8. Неготовность образовательных учреждений к переходу на новую систему оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.

9. Сложность конструирования педагогами событий урочной и внеурочной деятельности с применением техник формирования всех видов универсальных учебных действий у младших школьников.
6. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.

1. Актуализация нормативной базы введения федерального государственного образовательного стандарта основной школы.

2. Обеспечение преемственности методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней.

3. Комплексное сопровождению перехода образовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Продолжение проведения комплекса мер по подготовке управленческих команд и педагогических коллективов школ к успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и поэтапному введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждений.

5. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогических коллективов образовательных учреждений города в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

6. Дессиминация опыта работы региональных инновационных площадок по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-х классах (выпуск электронного издания).
7. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению

Доля учащихся, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту (в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений) возросла с 23,88 до 38,52%. Доля учащихся от общей численности учащихся общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт составила 100%.

Выросло среднее количество часов внеурочной деятельности, организуемой за счёт внебюджетной деятельности с 0,055 % до 0,075%.

Произошло незначительное снижение среднего количества часов в неделю внеурочной деятельности в классах начальной школы с 9,657% до 9,127%. Данное снижение вызвано выбором обучающихся и введением системы взаимозачётов между учреждениями дополнительного образования и общеобразовательными учреждениями.

Незначительно снизилась доля общеобразовательных учреждений, в которых используются современные оценочные процедуры для оценки достижений обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту в начальной школе по механизмам накопительной системы оценивания с 59,74% до 59,41%. В то же время возросла доля общеобразовательных учреждений, использующих проектные, творческие исследовательские работы, с 72,37% до 82,26%. Произошло снижение доли общеобразовательных учреждений, в которых используются иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы с 30,26% до 24,73%. Снижение произошло в связи с приведением в соответствии с новым законодательством нормативной правовой базы общеобразовательных учреждений. При заполнении данных мониторинга учитывалось наличие локального акта по системе оценивания, утверждённого в общеобразовательном учреждении и прошедшего согласование в общественных советах.

Возросла доля обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ, с 80,57% до 87,35%. В то же время снизилась доля обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту, которым обеспечена возможность пользоваться интерактивными учебными пособиями с 99,29% до 95,9% в связи с ростом контингента обучающихся в начальной школе и ростом количества классов-комплектов.

Значительно увеличилась доля руководящих и педагогических кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышения квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в общей численности руководящих и педагогических кадров с 38,3% до 60,76%. Показатели в соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством области выполнены полностью.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconЗаявление
Псковской области в 2012 году, осуществляемого в рамках мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconУправления образования администрации згмо
Приоритетные цели и задачи развития муниципальной системы образования в 2013 2014 учебном году. Реализация приоритетного национального...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconПлан работы управления образования, опеки и попечительства муниципального...
Модернизация образования, реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Плана мероприятий («дорожной карты»)...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconПлан работы моу дпос «Информационно методический центр» Комитета по образованию
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и модернизации образования в контексте приоритетного национального проекта...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Публичный доклад разработан в соответствии со ст. 28, 29 фз №273 «Об образовании в рф», президентской Национальной образовательной...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Фгос ноо к структуре основной образовательной программы, на основе Программы развития «Школа гражданского становления», научно-педагогических...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconПрограмма развития на период 2016-2020 гг. Ценностно-смысловыми рамками...
Тип, вид, статус организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7». Учредитель:...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconК 2010-2011 учебному году новое поколение образовательных стандартов...
Ернизации отечественного образования требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире, обладающей готовностью...

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconВ. С. Сухомлинский Анализируя работу школы за прошлый учебный год,...
«Умейте осмыслить пройденный путь… Осмысление того, что уже сделано, это большое духовное богатство школы»

Доклад о реализации в Ярославской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году Часть I. Переход на новые образовательные стандарты iconСтатья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы...
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск