Скачать 283.29 Kb.
|
«Рассмотрено» «Утверждено» Руководитель МО Руководитель МБОУ «Майданская ООШ» _______/_ / __________/Л.Тишина/ ФИО ФИО Протокол №______от Приказ № 34 от «____»______________2014г. «14»_09__2014г. Рабочая программа по биологии 6 класс, МБОУ «Майданская основная общеобразовательная школа» Константиновой Галины Павловны, учителя I квалификационной категории. Базовый уровень. Рассчитан на 1 учебный год Рассмотрено на заседании Педагогического совета протокол № 7 от «28» 08. 2014 г. 2014-2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету биология в МБОУ « Майданская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» на 2014/2015 учебный год разработан в соответствии с действующим законодательством: 1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ-273 от 12.12.12г. ) 2.Письмо МО и Н РТ от 23.06.12 №7699\12 « Об учебных планах 1-9 классов школ Республики Татарстан , реализующие основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования» 3.Приказ МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154\12«Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования. 4.Письмо МО и Н РТ № 9127/13 от 09.07.2013 Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2008. -58c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2010. -48с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компонент ты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнем задания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2010. - 176с; а также методических пособий для учителя: 1) Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2009 г.; Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2008. - 138 с; Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа, 2006; дополнительной литературы для учителя: 1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2008 -218с.; 2) И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006; для учащихся: Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2010 -40с. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм» Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006 Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями Для учащихся: Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010. Для учителя: 1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2008. 2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2009. MULTIMEDIA – поддержка курса:
Изучение биологии на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения « Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю, 1 час выделен за счёт регионального компонента. Содержание программы учебного предмета РАЗДЕЛ 1 Строение и свойства живых организмов Тема 1.1. Основные свойства живых организмов Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Тема 1.2. Химический состав клеток Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. • Лабораторные работы:
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. • Лабораторная работа
Тема 1.4. Ткани растений и животных Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. • Лабораторная работа
Тема 1.5. Органы и системы органов Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. • Лабораторная работа
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма Тема 2.1. Питание и пищеварение Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. • Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений. Тема 2.2. Дыхание Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. • Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Тема 2.3. Передвижение веществ в организме Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). • Практическая работа
• Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека. Тема 2.4. ) Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5. Опорные системы Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. • Лабораторная работа
• Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых. Тема 2.6. Движение Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. • Лабораторные и практические работы 7. Движение инфузории туфельки.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. • Демонстрация микропрепаратов нервной ткани коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами. Тема 2.8. Размножение Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. • Практическая работа
• Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий. Тема 2.9. Рост и развитие Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. • Лабораторная работа.
• Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян. РАЗДЕЛ 3 Организм и среда Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. • Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Тема 3.2. Природные сообщества Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. • Демонстрация моделей экологических систем Учебно-тематический план 6 класс
|
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники, экологии и методики обучения биологии | |||
Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии | Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной... | Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Министерства образования... | ||
Биология. Растения, грибы и лишайники. В. П. Викторов, А. И. Никишов, М., Владос, 2011г | Изучение биологии на уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Предлагаемая рабочая программа по биологии адресована 6-9 классам основной школы | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |