Скачать 314.69 Kb.
|
. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ Класс: 6 Учитель: Кузовлев К.Б. Количество часов: всего – 68 , в неделю - 2. УМК:
Лабораторных работ: 24 Контрольных работ: 6 Планирование составлено на основе: рекомендаций ОМЦ САО \г. Москвы, Программы для общеобразовательных учреждений, Издательский центр ВЛАДОС Учебник: Биология (Растения, бактерии грибы и лишайники) Авторы: А.И. Никишов , В.П. Викторов. Методические пособия для учащихся:
Пояснительная записка Программа по биологии для основной общеобразовательной школы составлена с учетом требований стандарта и образовательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В ней сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого )растения, бактерии, грибы, животные, человек) и заключительный общебиологический раздел. Основное школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих разделов: 1. Биология . Растения, бактерии, грибы и лишайники - 68ч (6 кл). В разделе «Растения, бактерии, грибы и лишайники» сохранена традиционная оправдавшая себя структура материала: вначале рассматриваются цветковые растения (строение, жизнедеятельность, систематика), а затем отделы растений в порядке усложнения их организации, бактерии, грибы и лишайники. Материал предлагается изучать по блокам: «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Внешнее строение органов цветковых растений», «Клеточное строение растения», «Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений», «Размножение и расселение цветковых растений». Такое распределение материала дает возможность рассматривать растения как целостные организмы. При этом каждая изученная тема подготавливает учащихся к изучению последующей. Ознакомление с цветковыми растениями заканчивается рассмотрением их многообразия и классификации: материал дается по семействам, традиционно включаемым в школьный курс биологии. Заключительная тема раздела посвящена изучению растительных сообществ и их охраны. ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Что изучает биология? Царства организмов. Ботаника — наука о растениях. Значение растений, бактерий, грибов и лишайников природе и жизни человека. Необходимость знаний о растениях, бактериях, грибах и лишайниках. 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО C ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (4 ч) Характерные признаки цветковых растений. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Жизненные формы цветковых растений: деревья, кустарники, травы. Продолжительность жизни цветковых растений: однолетние, двулетние и многолетние. Растительные сообщества и растительный покров. Демонстрации: живых цветковых растений и гербарного материала. Лабораторная работа: 1. Распознавание вегетативных и генеративных органов цветкового растения. Экскурсия: 1. Жизненные формы цветковых растений и пения в их жизни. 2. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (12 ч) Корень. Главный, боковые и придаточные корни. Внешнее строение корня. Типы корневых систем. Формирование корневой системы при выращивании растений. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие. Побег. Внешнее строение побега. Стебель как осевой орган как боковой орган побега. Узлы и междоузлия.Разнообразие побегов. Листорасположение. Листовая мозаика. Почки, их строение и разнообразие. Развертывание почки. Спящие почки. Формирование системы побегов. Видоизменения побегов. Надземные видоизмененные побеги: столоны, клубни, усики, колючки. Побеги насекомоядных растений. Подземные видоизмененные побеги: корневища, столоны, клубни, луковицы. Внешнее строение листа. Листья черешковые и сидячие. Разнообразие листовых пластинок у простых листьев. Жилкование листьев. Сложные листья и их разнообразие. Цветок. Центральные (главные) части цветка. Околоцветочник, цветоложе. Цветки обоеполые и однополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и их биологическое значение Плод. Образование и строение плода. Классификация плодов. Сочные и сухие плоды. Соплодия. Семя. Строение семян цветковых растений. Запасные органические вещества семени. Демонстрации: стержневых и мочковатых корневых систем, видоизменений корней, разнообразия надземных и подземных побегов, простых и сложных листьев, различных типов листорасположения (на комнатных растениях), сухих и сочных плодов; опытов, доказывающих наличие в семенах минеральных и органических веществ. Лабораторные работы: 2. Изучение строения почек расположения на побегах. 3. Изучение строения цветков, плодов и семян. 3. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЯ (6 ч) Растительная клетка. Строение растительной клетки (на примере кожицы чешуи лука, листа элодеи, плода томата).Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком. Запасные органические вещества клетки. 4 Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Типы и виды растительных тканей (образовательные, покровные, проводящие, основные). Особенности, строение и функции растительных тканей. Межклетники. | Клеточное строение листа. Строение кожицы листа. Устьица. Строение мякоти и жилок листа. Световые и темновые листья. Клеточное строение стебля. Строение молодого побега липы. Строение трехлетнего побега липы. Клеточное строение корня. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления и растяжения, всасывания и проведения. Демонстрации: микропрепаратов клеточного строения листа, корневого волоска и чехлика; спилов стеблей древесных растений. Лабораторная работа: 4. Приготовление и рассмотрение под микроскопом препаратов кожицы чешуи лука, мякоти плода рябины, или томата, шиповника. 4. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РОСТ И РАЗВИТИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (8 ч) Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ. Проведение воды и минеральных веществ по стеблю растения. Корневое давление. Образование в листьях органического вещества и его использование в питании растений. Доказательства образования крахмала в листьях на свету, поглощения листьями углекислого газа. Использование растением образуемых органических веществ. Образование растениями кислорода в процессе фотосинтеза. Дыхание растений. Значение дыхания в жизни растений. Использование знаний о дыхании растений при их выращивании. Испарение воды растениями. Условия, влияющие на испарение воды растениями. Листопад и его значение в жизни растений. Рост и развитие растений. Деление клеток и их специализация по выполняемым функциям. Рост и развитие вегетативных органов растения. Демонстрации: опытов или их результатов, доказывающих: передвижение воды и минеральных солей по древесине и органических веществ по коре; движения листьев к свету; поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода; образование крахмала и испарение воды; дыхание растения, рост побега и корня. 5. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (7 ч) Вегетативное размножение растений. Виды размножения растений. Вегетативное размножение растений в природе: корневыми отпрысками, надземными побегами, подземными видоизмененными побегами, листьями. Значение вегетативного размножения в жизни растений. Вегетативное размножение культурных растений. Генеративное размножение растений. Опыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Искусственное опыление растений. Образование половых клеток. Оплодотворение. Образование семени и плода. Распространение плодов и семян в природе. Надземное и подземное прорастание семян. Питание проростков. Основные периоды жизни цветковых растений. Семенное размножение культурных цветковых растений. Подготовка семян к посеву. Посев семян. Уход за выращиваемыми растениями. Демонстрации: способов вегетативного размножения растений; опытов, доказывающих необходимость для прорастания семян воды, воздуха и тепла; проростков растений с подземным и надземным прорастанием семян. 5 Практические работы: черенкование комнатных растений; определение всхожести семян культурных растений. 6. КЛАССЫ И ВАЖНЕЙШИЕ СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (10 ч) Систематические группы растений. Класс Двудольные и класс Однодольные. Семейства цветковых растений. Виды и роды растений. Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные. Семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки. Дикорастущие, сельскохозяйственные, декоративные, лекарственные растения семейств, их биологические особенности и значение. Демонстрации: живых или гербарных растений изучаемых семейств. Лабораторные работы: 5. Выявление признаков класса и семейства в строении растений. 6. Определение рода или вида нескольких травянистых растений двух-трех семейств. 7. ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ (11 ч) Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла, хлорококк, хламидомонада). Многоклеточные зеленые водоросли (строение и размножение спирогиры, улотрикса, кладофоры). Значение зеленых водорослей. Отделы Бурые водоросли, Красные водоросли. Общая характеристика, типичные представители. Значение бурых и красных водорослей в природе и жизни человека. Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов. Сфагновые, или торфяные мхи. Строение и размножение сфагновых мхов. Значение сфагновых мхов. Зеленые листостебельные мхи. Общая характеристика. Строение и размножение кукушкина льна. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников. Строение и размножение мужского папоротника. Отделы Хвощевидные, Плауновидные. Представители хвощей и плаунов. Особенности их строения и размножения. Ископаемые папоротникообразные. Образование каменного угля. Отдел Голосеменные. Характерные признаки голосеменных. Многообразие голосеменных (сосна, ель, лиственница, пихта и др.). Особенности размножения голосеменных. Использование голосеменных человеком. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Характерные признаки покрытосеменных растений. Некоторые семейства цветковых растений, имеющих широкое распространение в природе и жизни человека (семейства тыквенных, зонтичных, березовых, буковых, ивовых). Развитие растительного мира на Земле. Появление первых растительных организмов. Первые многоклеточные растения. Первые наземные многоклеточные растения. Появление и господство папоротникообразных. Появление и господство семенных растений. Лабораторные работы: 7. Изучение строения зеленых водорослей. 8. Изучение строения мхов — сфагнума и кукушкина льна. 9. Изучение строения мужского папоротника, полевого хвоща и плауна. 10. Изучение строения хвои, шишек и семян сосны, ели и лиственницы. 8. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 ч) 6 Особенности строения и жизни бактерий. Распространение бактерий в природе. Многообразие бактерий. Бактерии молочно кислого и уксуснокислого брожения. Гнилостные бактерии. Болезнетворные бактерии. Пути распространения болезнетворных бактерий. Значение бактерий в природе и сельском хозяйстве. Промышленное использование бактерий. Демонстрации: органов растений, пораженных бактериальными заболеваниями. 9. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 ч) Общая характеристика грибов. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи, их строение и жизнедеятельность. Головневые, спорыньевые и другие паразитические грибы. Шляпочные грибы. Общие признаки строения. Связь грибов с корнями деревьев. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Лишайники — комплексные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие лишайников. Размножение лишайников. Значение лишайников. Демонстрации: микропрепаратов и выращенных культур мукора и пеницилла; колосьев хлебных злаков, пораженных головней и спорыньей; шампиньонов, трутовиков, муляжей шляпочных грибов; стенной золотянки или другого лишайника. Лабораторная работа: 11. Изучение строения мукора под микроскопом. 10. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА И ИХ ОХРАНА (3 ч) Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество. Ярусность расположения растений в лесах. Растительные сообщества: луга, болота, степи, пустыни. Смена растительных сообществ. Искусственные растительные сообщества. Растительность и флора. Охрана растительности и редких видов растений. Экскурсия: 2. Растительное сложение природного сообщества. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ Знать и понимать: • внешнее и клеточное строение органов цветкового растения; • основные жизненные функции растения; • способы размножения, рост и развитие растений; • классы и важнейшие семейства цветковых растений; • отделы растений, совершенствование организации растений в процессе исторического развития растительного мира; • черты приспособленности растений к совместной жизни в природных сообществах; • редкие виды растений и охраняемые растения своей местности; • основные культурные растения, выращиваемые в местных условиях, и особенности их возделывания; • особенности строения и жизнедеятельности бактерий, их значение в природе и жизни человека; 7 • особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников, их значение в природе и жизни человека. Уметь: •различать органы цветковых растений и их видоизменения; •приготовлять временный микропрепарат из органов растений и рассматривать его с помощью светового микроскопа; •узнавать в природе и на рисунках распространенные местные виды растений, устанавливать по определителям или определительным •карточкам их систематическую принадлежность. Применять знания и умения: •проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, происходящими в природе; •размножать культурные растения •различными способами: черенками, отводками, усами, луковицами и корневищами; •проводить простейшие опыты с комнатными растениями в уголке живой природы; с дикорастущими и культурными растениями на учебно- опытном участке; •работать с учебником: составлять план пересказа текстов параграфов, использовать рисунки для понимания изучаемого материала, выделять существенное (главное), выбирать из текста сведения для составления и заполнения справочных таблиц.
|
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники, экологии и методики обучения биологии | Изучение биологии на уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Программа основного общего образования по биологии 6 9 класс В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой | |||
Рабочая программа учебного предмета «география» 10-11класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов,... | Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии | Рабочая программа по предмету биология в мбоу «Майданская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района... | ||
Рабочая программа разработана на основе: Примерной программы общего среднего образования по иностранным языкам (английский язык)... | Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |