Рабочая программа по биологии класс: 6


Скачать 314.69 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии класс: 6
страница1/2
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

Класс: 6

Учитель: Кузовлев К.Б.

Количество часов: всего – 68 , в неделю - 2.

УМК:

  1. Биология. Растения, грибы и лишайники. В.П. Викторов, А.И.Никишов, М., Владос, 2011г.

  2. Дидактические материалы для 6 класса, А.И Никишов, М., Владос.

  1. Книга для учителя, А.В.Теремов, М., Владос.

  2. Биология. Тематические тесты, А.А.Кириленко, Ростов-на-Дону, Легион.

  3. Методические рекомендации.: А.А. Каланина

  4. Поурочные разработки по биологии 6 класс. Издательство Москва «ВАКО»

  5. Поурочное планирование: А.В. Кулев 6 класс.



Лабораторных работ: 24

Контрольных работ: 6
Планирование составлено на основе: рекомендаций ОМЦ САО \г. Москвы, Программы для общеобразовательных учреждений, Издательский центр ВЛАДОС

Учебник: Биология (Растения, бактерии грибы и лишайники) Авторы: А.И. Никишов , В.П. Викторов.


Методические пособия для учащихся:

  1. Школьный практикум. Биология 6 класс .Издательство «ВЛАДОС»


Пояснительная записка

Программа по биологии для основной общеобразовательной школы составлена с учетом требований стандарта и образовательного

минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В ней

сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого )растения, бактерии, грибы, животные,

человек) и заключительный общебиологический раздел.

Основное школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих разделов:

1. Биология . Растения, бактерии, грибы и лишайники - 68ч (6 кл).

В разделе «Растения, бактерии, грибы и лишайники» сохранена традиционная оправдавшая себя структура материала: вначале

рассматриваются цветковые растения (строение, жизнедеятельность, систематика), а затем отделы растений в порядке усложнения их

организации, бактерии, грибы и лишайники.

Материал предлагается изучать по блокам: «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Внешнее строение органов цветковых

растений», «Клеточное строение растения», «Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений», «Размножение и расселение

цветковых растений».

Такое распределение материала дает возможность рассматривать растения как целостные организмы. При этом каждая изученная тема

подготавливает учащихся к изучению последующей. Ознакомление с цветковыми растениями заканчивается рассмотрением их

многообразия и классификации: материал дается по семействам, традиционно включаемым в школьный курс биологии. Заключительная

тема раздела посвящена изучению растительных сообществ и их охраны.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает биология? Царства организмов. Ботаника — наука о растениях. Значение растений, бактерий, грибов и лишайников природе и

жизни человека. Необходимость знаний о растениях, бактериях, грибах и лишайниках.

1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО C ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ (4 ч)

Характерные признаки цветковых растений. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Жизненные формы цветковых

растений: деревья, кустарники, травы. Продолжительность жизни цветковых растений: однолетние, двулетние и многолетние.

Растительные сообщества и растительный покров.

Демонстрации: живых цветковых растений и гербарного материала.

Лабораторная работа: 1. Распознавание вегетативных и генеративных органов цветкового растения.

Экскурсия: 1. Жизненные формы цветковых растений и пения в их жизни.

2. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (12 ч)

Корень. Главный, боковые и придаточные корни. Внешнее строение корня. Типы корневых систем. Формирование корневой системы при

выращивании растений. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие.

Побег. Внешнее строение побега. Стебель как осевой орган как боковой орган побега. Узлы и междоузлия.Разнообразие побегов.

Листорасположение. Листовая мозаика. Почки, их строение и разнообразие. Развертывание почки. Спящие почки. Формирование системы

побегов.

Видоизменения побегов. Надземные видоизмененные побеги: столоны, клубни, усики, колючки. Побеги насекомоядных растений.

Подземные видоизмененные побеги: корневища, столоны, клубни, луковицы.

Внешнее строение листа. Листья черешковые и сидячие. Разнообразие листовых пластинок у простых листьев. Жилкование листьев.

Сложные листья и их разнообразие.

Цветок. Центральные (главные) части цветка. Околоцветочник, цветоложе. Цветки обоеполые и однополые. Однодомные и двудомные

растения. Соцветия и их биологическое значение

Плод. Образование и строение плода. Классификация плодов. Сочные и сухие плоды. Соплодия.

Семя. Строение семян цветковых растений. Запасные органические вещества семени.

Демонстрации: стержневых и мочковатых корневых систем, видоизменений корней, разнообразия надземных и подземных побегов,

простых и сложных листьев, различных типов листорасположения (на комнатных растениях), сухих и сочных плодов; опытов,

доказывающих наличие в семенах минеральных и органических веществ.

Лабораторные работы: 2. Изучение строения почек расположения на побегах. 3. Изучение строения цветков, плодов и семян.

3. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЯ (6 ч)

Растительная клетка. Строение растительной клетки (на примере кожицы чешуи лука, листа элодеи, плода томата).Клеточная оболочка,

цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком. Запасные органические вещества клетки. 4

Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Типы и виды растительных тканей (образовательные, покровные, проводящие,

основные). Особенности, строение и функции растительных тканей. Межклетники. |

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа. Устьица. Строение мякоти и жилок листа. Световые и темновые листья.

Клеточное строение стебля. Строение молодого побега липы. Строение трехлетнего побега липы.

Клеточное строение корня. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления и растяжения, всасывания и проведения.

Демонстрации: микропрепаратов клеточного строения листа, корневого волоска и чехлика; спилов стеблей древесных растений.

Лабораторная работа: 4. Приготовление и рассмотрение под микроскопом препаратов кожицы чешуи лука, мякоти плода рябины, или

томата, шиповника.

4. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РОСТ И РАЗВИТИЕ

ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (8 ч)

Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ. Проведение воды и минеральных веществ по стеблю растения.

Корневое давление. Образование в листьях органического вещества и его использование в питании растений. Доказательства образования

крахмала в листьях на свету, поглощения листьями углекислого газа. Использование растением образуемых органических веществ.

Образование растениями кислорода в процессе фотосинтеза.

Дыхание растений. Значение дыхания в жизни растений. Использование знаний о дыхании растений при их выращивании.

Испарение воды растениями. Условия, влияющие на испарение воды растениями. Листопад и его значение в жизни растений.

Рост и развитие растений. Деление клеток и их специализация по выполняемым функциям. Рост и развитие вегетативных органов

растения.

Демонстрации: опытов или их результатов, доказывающих: передвижение воды и минеральных солей по древесине и органических веществ

по коре; движения листьев к свету; поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода; образование крахмала и

испарение воды; дыхание растения, рост побега и корня.

5. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (7 ч)

Вегетативное размножение растений. Виды размножения растений. Вегетативное размножение растений в природе: корневыми

отпрысками, надземными побегами, подземными видоизмененными побегами, листьями. Значение вегетативного размножения в жизни

растений. Вегетативное размножение культурных растений.

Генеративное размножение растений. Опыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Искусственное опыление растений.

Образование половых клеток. Оплодотворение. Образование семени и плода. Распространение плодов и семян в природе. Надземное и

подземное прорастание семян. Питание проростков. Основные периоды жизни цветковых растений. Семенное размножение культурных

цветковых растений. Подготовка семян к посеву. Посев семян. Уход за выращиваемыми растениями.

Демонстрации: способов вегетативного размножения растений; опытов, доказывающих необходимость для прорастания семян воды,

воздуха и тепла; проростков растений с подземным и надземным прорастанием семян. 5

Практические работы: черенкование комнатных растений; определение всхожести семян культурных растений.

6. КЛАССЫ И ВАЖНЕЙШИЕ СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (10 ч)

Систематические группы растений. Класс Двудольные и класс Однодольные. Семейства цветковых растений. Виды и роды растений.

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Мотыльковые, Пасленовые, Сложноцветные. Семейства однодольных

растений: Лилейные, Злаки. Дикорастущие, сельскохозяйственные, декоративные, лекарственные растения семейств, их биологические

особенности и значение.

Демонстрации: живых или гербарных растений изучаемых семейств.

Лабораторные работы: 5. Выявление признаков класса и семейства в строении растений. 6. Определение рода или вида нескольких

травянистых растений двух-трех семейств.

7. ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ (11 ч)

Отдел Зеленые водоросли. Общая характеристика. Одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла, хлорококк, хламидомонада).

Многоклеточные зеленые водоросли (строение и размножение спирогиры, улотрикса, кладофоры). Значение зеленых водорослей.

Отделы Бурые водоросли, Красные водоросли. Общая характеристика, типичные представители. Значение бурых и красных водорослей в

природе и жизни человека.

Отдел Моховидные. Общая характеристика мхов. Сфагновые, или торфяные мхи. Строение и размножение сфагновых мхов. Значение

сфагновых мхов. Зеленые листостебельные мхи. Общая характеристика. Строение и размножение кукушкина льна.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников. Строение и размножение мужского папоротника.

Отделы Хвощевидные, Плауновидные. Представители хвощей и плаунов. Особенности их строения и размножения. Ископаемые

папоротникообразные. Образование каменного угля.

Отдел Голосеменные. Характерные признаки голосеменных. Многообразие голосеменных (сосна, ель, лиственница, пихта и др.).

Особенности размножения голосеменных. Использование голосеменных человеком.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Характерные признаки покрытосеменных растений. Некоторые семейства цветковых растений,

имеющих широкое распространение в природе и жизни человека (семейства тыквенных, зонтичных, березовых, буковых, ивовых).

Развитие растительного мира на Земле. Появление первых растительных организмов. Первые многоклеточные растения. Первые

наземные многоклеточные растения. Появление и господство папоротникообразных. Появление и господство семенных растений.

Лабораторные работы: 7. Изучение строения зеленых водорослей. 8. Изучение строения мхов — сфагнума и кукушкина льна. 9. Изучение

строения мужского папоротника, полевого хвоща и плауна. 10. Изучение строения хвои, шишек и семян сосны, ели и лиственницы.

8. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 ч) 6

Особенности строения и жизни бактерий. Распространение бактерий в природе. Многообразие бактерий. Бактерии молочно кислого и

уксуснокислого брожения. Гнилостные бактерии. Болезнетворные бактерии. Пути распространения болезнетворных бактерий. Значение

бактерий в природе и сельском хозяйстве. Промышленное использование бактерий.

Демонстрации: органов растений, пораженных бактериальными заболеваниями.

9. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 ч)

Общая характеристика грибов. Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи, их строение и жизнедеятельность. Головневые, спорыньевые

и другие паразитические грибы.

Шляпочные грибы. Общие признаки строения. Связь грибов с корнями деревьев. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные и ядовитые

шляпочные грибы.

Лишайники — комплексные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие лишайников. Размножение

лишайников. Значение лишайников.

Демонстрации: микропрепаратов и выращенных культур мукора и пеницилла; колосьев хлебных злаков, пораженных головней и

спорыньей; шампиньонов, трутовиков, муляжей шляпочных грибов; стенной золотянки или другого лишайника.

Лабораторная работа: 11. Изучение строения мукора под микроскопом.

10. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА И ИХ ОХРАНА (3 ч)

Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество. Ярусность расположения растений в лесах. Растительные сообщества: луга,

болота, степи, пустыни. Смена растительных сообществ. Искусственные растительные сообщества. Растительность и флора. Охрана

растительности и редких видов растений.

Экскурсия: 2. Растительное сложение природного сообщества.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ

Знать и понимать:

• внешнее и клеточное

строение органов цветкового растения;

• основные жизненные функции растения;

• способы размножения, рост и развитие растений;

• классы и важнейшие семейства цветковых растений;

• отделы растений, совершенствование организации растений в процессе исторического развития растительного мира;

• черты приспособленности растений к совместной жизни в природных сообществах;

• редкие виды растений и охраняемые растения своей местности;

• основные культурные растения, выращиваемые в местных условиях, и особенности их возделывания;

• особенности строения и жизнедеятельности бактерий, их значение в природе и жизни человека; 7

• особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников, их значение в природе и жизни человека.

Уметь:

•различать органы цветковых растений и их видоизменения;

•приготовлять временный микропрепарат из органов растений и рассматривать его с помощью светового микроскопа;

•узнавать в природе и на рисунках распространенные местные виды растений, устанавливать по определителям или определительным

•карточкам их систематическую принадлежность.

Применять знания и умения:

•проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, происходящими в природе;

•размножать культурные растения •различными способами: черенками, отводками, усами, луковицами и корневищами;

•проводить простейшие опыты с комнатными растениями в уголке живой природы; с дикорастущими и культурными растениями на учебно-

опытном участке;

•работать с учебником: составлять план пересказа текстов параграфов, использовать рисунки для понимания изучаемого материала,

выделять существенное (главное), выбирать из текста сведения для составления и заполнения справочных таблиц.



п\п

Дата


урока

КОД

(КЭС)


Тема урока

Форма

контроля

Дом.

Зад

Параграф

Примечание

(повторение)





1

Сентябрь 1(нед)








Введение














Тема1: Общее знакомство с цветковыми растениями ( 3 часа)





2

2 нед.

1

4.4.

Органы цветкового растения




1







3

2 нед.

2


4.4

Жизненные формы цветковых растений




2







4

3 нед.

3

4.4

Растительные сообщества и растительный покров




3








Тема 2: Внешнее строение органов цветковых растений (9 часов)


5

3 нед.

1


4.4

Корень. Лабораторная работа №1 по теме « Корень. Корневые системы. Видоизменения корней»

Л.р. №1

4







6

4 нед.

2


4.4

Побег. Его строение. Разнообразие побегов.




5







7

4 нед.

3

4.4


Почки, их строение и разнообразие




6







8

5 нед.

4

4.4


Лист. Лабораторная работа № 2 по теме « Лист, его строение. Разнообразие листьев»

Л.р.

2

7







9

6 нед.

октябрь

5


4.4

Надземные и подземные видоизмененные побеги.




8







10

6 нед.

6

4.4


Цветок. Однодомные и двудомные растения.




9







11

8 нед.

7


4.4

Соцветие. Лабораторная работа № 3 по теме « Соцветия»

Л.р. №3

10







12

8 нед

8

4.4


Плоды и семена. Лабораторная работа № 4 по теме « Плоды и семена»

Л.р №4


11







13

9 нед

9


4.4

Контрольная работа №1 по теме «Внешнее строение органов цветковых растений»

К.р.

1

12








Тема 3 :Клеточное строение растений ( 6 часов)


14

9 нед.

1

4.4


Строение растительной клетки Лабораторная работа № 5 « Строение растительной клетки»

Л.р.

5

13







15

10 нед.

2

4.4


Растительные ткани Лабораторная работа № 6 « Растительные ткани»

Л.р.

6

14







16

10 нед.

3


4.4

Клеточное строение листа Лабораторная работа № 7 « Клеточное строение листа»

Л.р.

7

15







17

11нед.

4

4.4

Клеточное строение стебля Лабораторная работа № 8 « Клеточное строение стебля»

Л.р

8

16







18

12нед.

5

4.4

Клеточное строение корня Лабораторная работа № 9 « Клеточное строение корня»

Л.р. №9

17







19

12нед.

6

4.4

Контрольная работа №2 по теме «Клеточное строение растений»

К.р.

2

18




















Тема 4: Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений (7 часов)














20

13нед.

1

4.4

Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ




19







21

13нед.

2


4.4

Образование в листьях органического вещества. Фотосинтез




20







22

14нед.

3

4.4

Дыхание растений




21







23

14 нед.

4

4.4


Испарение воды растением. Листопад




22







24

15 нед.

5

4.4

Рост и развитие растений. Деление клеток. Митоз




23







25

15 нед.

6

4.4

Рост и развитие вегетативных органов




24







26

16 нед.

7

4.4

Контрольная работа №3 по теме «Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений»

К.р №3

25







Тема 5 : Размножение и расселение цветковых растений (6 часов)


27

16 нед.

1

4.4

Вегетативное размножение растений в природе




26







28

17 нед.

2

4.4

Вегетативное размножение культурных растений




27






  1   2

Похожие:

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconФгос впо рабочая программа практики рабочая программа учебной практики по биологии направление
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники, экологии и методики обучения биологии

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение задач по генетике» (11 класс)
Изучение биологии на уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconАнализ урока Жукова Надежда Николаевна, учитель биологии, химии мбоу...
Программа основного общего образования по биологии 6 9 класс В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconРабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе : Федерального...

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconРабочая программа по географии Уровень общего образования(класс) 10-11 класс
Рабочая программа учебного предмета «география» 10-11класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов,...

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconПояснительная записка рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconРабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и...
Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconРабочая программа по биологии 6
Рабочая программа по предмету биология в мбоу «Майданская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района...

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconРабочая программа по английскому языку 10 класс
Рабочая программа разработана на основе: Примерной программы общего среднего образования по иностранным языкам (английский язык)...

Рабочая программа по биологии класс: 6 iconРабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск