Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год


Скачать 187.11 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный областной университет» (МГОУ)

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии

2010-2011 учебный год

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Биология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (приказ №788 от 22.12.2009 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (от _________, протокол №_____).

1. Цель учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии

Целью учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии является освоение методик организации исследовательских работ учащихся на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, в кабинете биологии, во время проведения экскурсий, полевого практикума; овладение приемами предпрофильной подготовки школьников к освоению профессий, связанных с сельским хозяйством; формирование у студентов готовности к решению задач экологического воспитания подрастающего поколения.
2. Задачи учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии

Задачами учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Биология» являются:

– формирование представлений об особенностях планирования и организации учебно-опытный пришкольного участка, кабинета биологии современной школы;

– развитие организаторских и коммуникативных умений студентов в ходе овладения способами организации деятельности классного коллектива при выполнении работ на учебно-опытном участке;

– формирование готовности проведения учебно-воспитательной работы с детьми на учебно-опытном участке, при проведении экскурсий с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

– воспитание устойчивого интереса и любви к профессии учителя, потребности в самообразовании, выработка творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности;

– формирование умений проводить опытническую работу со школьниками, организовать фенологические наблюдения;

– освоение студентами методов натуралистической и экскурсионной работы;

– обучение методикам составлять коллекции и раздаточный материал, использовать итоги работы на участке для оборудования кабинета биологии.

Данные задачи учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии соотносятся с педагогическим и культурно-просветительским видами профессиональной деятельности, а также со следующими задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей студентов в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства.
3. Место учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии в структуре ООП ВПО
Учебная полевая практика по методике обучения и воспитания биологии является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

Учебной полевой практике по методике обучения и воспитания биологии предшествует изучение дисциплин «Педагогика», «Методика обучения и воспитания биологии, часть 1», «Ботаника», «Зоология», «Физиология растений», «Биологические основы сельского хозяйства» профессионального цикла и вариативного компонента ФГОС ВПО, а также курсов по выбору студентов «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», «Особенности обучения биологии в малочисленной школе», «Ландшафтный дизайн», «Биология декоративных и экзотических животных», «Основы агроценологии», предусматривающих лекционные, лабораторно-практические занятия. Учебная полевая практика по методике обучения и воспитания биологии является логическим продолжением изучения данных дисциплин.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии:

  • осознание студентами своего места и функциональных возможностей в определенной социокультурной и образовательной ситуации;

  • методическая и технологическая подготовка, соответствующая современному уровню развития теории и практики воспитания и образования;

  • наличие внутренних предпосылок к дальнейшему профессионально-личностному росту (саморазвитию).

Учебная полевая практика по методике обучения и воспитания биологии проводится на 3 курсе в 6 семестр по окончании теоретического обучения.

Прохождение учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии является необходимой основой для последующего изучения «Методики обучения и воспитания биологии, частей 2 и 3», «Общая экология», «Социальная экология и рациональное природопользование», прохождения педагогической производственной практики, подготовки курсовой работы по методике обучения и воспитания биологии и выпускной квалификационной работы.


  1. Место и время проведения учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии


Учебная полевая практика по методике обучения и воспитания биологии бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки «Биология» проводится на учебной базе ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», на базе Ботанического парка института, учебно-опытных участков РСЮН и муниципальных образовательных учреждений городского округа Саранск.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– наличие учебно-опытных участков, кабинетов биологии, отвечающих современным требованиям обучения и воспитания учащихся биологии;

– наличие договора между ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» с одной стороны и образовательными учреждениями с другой;

– наличие в образовательных учреждениях квалифицированного персонала, отвечающего за комплектование и эксплуатацию компонентов учебно-материальной базы обучения биологии.

Учебная полевая практика по методике обучения и воспитания биологии проводится в течение 1 недели на 3 курсе в 6 семестре. Группы формируются в составе не более 15 человек на одного руководителя.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии:


Общекультурные компетенции:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

­ готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

­ готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).

Общепрофессиональные компетенции:

– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

­ способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

­ способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Специальные компетенции:

– готов применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК-6).

В результате прохождения учебной полевой практике по методике обучения и воспитания биологии обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать

– особенности организации и оборудования учебно-опытного участка и кабинета биологии;

– принципы подбора и хранения наглядных пособий;

– правила техники безопасности при выполнении работ на учебно-опытном участке;

– особенности организации и проведения биологических экскурсий;

2) Уметь

– распознавать основные виды сельскохозяйственных и комнатных растений, ухаживать за ними, осуществлять их вегетативное размножение;

– распределять растения учебно-опытного участка и кабинета биологии по экологическим группам;

– составлять экологические паспорта комнатных растений;

– составлять проект пришкольного участка;

– прогнозировать развитие экологической ситуации на школьной территории.

3) Владеть

– методиками планирования исследовательской работы учащихся на учебно-опытном участке.
6. Структура и содержание учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии
6.1. Структура и трудоемкость учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии

Общая трудоемкость учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии составляет 1,5 зачетных единиц, или 1 неделя, или 48 часов.


№ п/п

Разделы (этапы) практики

Дни

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

1

Подготовительный

1




8

План проведения практики

2

Организационный

1




8

План проведения практики

3

Процессуальный

4




32

Отчет по практике


6.2. Виды деятельности студентов на учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии

1 этап:

– подбор материалов для проведения практики.

2 этап:

– подбор оборудования для проведения практики.

3 этап:

– изучение школьной документации по организации учебно-опытного участка;

– работа со школьниками на участках школ, станции юннатов и на территории Ботанического парка института;

– проведение фенологических наблюдений, экскурсий по школьной тематике, практических уроков на участке;

– подготовка отчетной документации по практике;

– подготовка к процедуре защиты отчетной документации;

– защита отчетной документации;

– подготовка к заключительной конференции.
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии
Студенты биолого-химического факультета в процессе учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии используют следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии: практикоориентированного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, компетентностного подхода, контекстного обучения и воспитания.

Деятельностный подход предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания. Преобразуя природу, человек изменяет и свое сознание, проявляясь как субъект собственного развития. Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности обучающихся, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Реализация познавательного аспекта деятельности предполагает, в первую очередь, формирование и применение интеллектуальных способов действия – анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать биологические объекты, выражать явления живой природы в виде логических схем и обобщающих таблиц, аргументировать результаты опытов, формулировать выводы и др. При этом, в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и степени сложности биологического материала, важно находить оптимальные варианты их сочетания и применения в процессе обучения.

Практикоориентированный подход призван обеспечить усвоение способов изучения и оценки состояния живой природы и ее отдельных компонентов, составления, обсуждения и представления товарищам информации о них. Он также важен с позиции обучения учащихся выполнению трудовых дел: регулирование численности отдельных видов растений и животных, распространение биологических и экологических знаний среди учащихся, озеленение территории школы и кабинета биологии, поддержание санитарно-гигиенического состояния классного помещения, культивирование здорового образа жизни.

Личностно ориентированное обучение основывается на учете особенностей личности обучающегося, ее самобытности, самоценности, при этом субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Компетентностный подход в образовании, в рамках которого осуществляется попытка внести личностный смысл в учебно-воспитательный процесс. При этом живое личностное знание противопоставляется бессубъектному, отчужденному, транслируемому в виде информации. Личностное знание, равно как и личностное понимание, представляет собой не только осознание усвоенного материала в качестве некоторой абстрактной «ценности», но также и его применение в реальных жизненных ситуациях.


  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)


К зачету каждый студент должен представить:

По теме «Учебно-опытный участок в школе»:

1. Письменное представление значения, функций и структуры школь­ного учебно-опытного участка.

2. Разработка собственного варианта учебно-опытного участка с уче­том местных условий.

По теме «Кабинет биологии в школе»:

1. Письменное представление значения, функций и структуры школь­ного кабинета биологии.

2. Разработка возможного варианта школьного кабинета биологии.

По теме «Внеклассная работа по биологии в общеобразовательных уч­реждениях»:

1. Письменное представление логической схемы «Формы и виды вне­классной работы по биологии».

2. Краткое описание опыта внеклассной работы по биологии в школах г. Саранска.

3. Оформление плана - конспекта одного группового и одного массо­вого внеклассного мероприятия по биологии.

По теме «Опытническая работа в образовательных учреждениях»:

1. Письменное представление значения опытнической работы в усло­виях современной школе.

2. Разработка системы опытнической работы при изучении разделов «Растения», «Животные».

По теме «Кружковая работа по изучению живых объектов в образова­тельных учреждениях»:

1. Письменное представление тезисов о роли кружков для юных иссле­дователей живой природы.

2. Письменное представление логической схемы «Разнообразие круж­ков юных исследователей живой природы».

3. Разработка собственного плана кружка по заданной теме.

По теме «Уголок живой природы и оранжерея в образовательных уч­реждениях»:

1. Письменное представление тезисов о значении уголка живой приро­ды и оранжереи для школьников.

2. Разработка плана работы уголка живой природы и оранжереи с ука­занием тематики урочной и внеурочной работы.

По теме «Цветоводство и декоративное садоводство в образователь­ных учреждениях»:

1. Письменное представление научно-обоснованных вариантов оформ­ления цветочного и декоративного участков образовательного учреждения.

2. Разработка тематики опытов с цветковыми и декоративными культу­рами.


  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии


Самостоятельная работа студентов в ходе учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии составляет 24 часа. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют:

По теме «Учебно-опытный участок в школе»:

1. Изучение литера­турных источников по теме.

2. Изучение опыта планирования учеб­но-опытного участка в школах городского округа Саранска и Республики Мордо­вия.

3. Составление и опи­сание собственного варианта учебно-опытного участка.

По теме «Кабинет биологии в школе»:

1. Изучение литера­турных источников по теме.

2. Изучение опыта работы кабинета биоло­гии в школах городского округа Саранска.

З. Составление и опи­сание собственного варианта оформления школьного кабинета биологии.

По теме «Внеклассная работа по биологии в общеобразовательных уч­реждениях»:

1. Изучение литера­турных источников по теме.

2. Составление и опи­сание логической схе­мы форм и видов вне­классной работы по биологии.

3. Ознакомление с системой внекласс­ной работы по биоло­гии на примере одной из шко­л городского округа Саранска.

4. Разработка планов конспектов одного группового и одного массового внекласс­ного мероприятия по биологии для школь­ников (на выбор по предложенным преподавателем темам).

По теме «Опытническая работа в образовательных учреждениях»:

1. Изучение литера­турных источников по теме.

2. Изучение опыта опытнической работы школьников на РСЮН.

3. Составление и опи­сание собственного варианта опытниче­ской работы для ос­новной общеобразо­вательной школы.

По теме «Кружковая работа по изучению живых объектов в образова­тельных учреждениях»:

1. Изучение литера­турных источников по теме.

2. Составление тези­сов о роли кружков юных исследователей живой природы для формирования лично­сти школьников.

3. Составление и опи­сание логической схемы «Разнообразие кружков юных иссле­дователей живой природы».

4. Разработка собст­венного варианта ра­боты кружка юных исследователей жи­вой природы.

По теме «Уголок живой природы и оранжерея в образовательных уч­реждениях»:

1. Изучение литера­турных источников по теме

2. Составление тезисов о значении уголка живой природы и оранжереи для фор­мирования личности школьников.

3. Составление плана работы уголка живой природы и оранжереи.

4. Определение тема­тики урочной и вне­урочной работы в уголке живой приро­ды и оранжерее.

По теме «Цветоводство и декоративное садоводство в образователь­ных учреждениях»:

1. Изучение литера­турных источников.

2. Изучение опыта ор­ганизации и планиро­вания цветного и де­коративного участков на примере конкрет­ных школ и РСЮН.

3. Выяснение темати­ки опытов с цветко­выми и садовыми культурами.
Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

  1. Подготовительный этап:

  1. Выясните, какую роль играет в учебно-воспитательном процессе учебно-опытный участок?

  2. Выясните, какую роль играет в учебно-воспитательном процессе кабинет биологии?

  3. Используя Интернет-источники составьте и заполните схемы по участку и кабинету.




  1. Организационный этап:

  1. Подберите материал для организации и проведения фенологических наблюдений.

  2. Подберите материала для проведения опытнической работы со школьниками на учебно-опытном участке.

  3. Изучите школьные программы по биологии и сельскохозяйственному труду, инструктивные письма органов управления образования, документацию по организации летней полевой практики школьников; методическую литературу по вопросам организации натуралистической, исследовательской, проектной, природоохранительной деятельности учащихся.




  1. Процессуальный этап:

  1. Изучите месторасположение учебно-опытного участка.

  2. Разработать план-схему своего варианта учебно-опытного участка.

  3. Разработать вариант оформления кабинета биологии.

  4. Разработать вариант проведения экскурсии в природу по выбранной теме.

  5. Разработать вариант плана кружковой деятельности по выбранной тематике.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии


а) основная литература:

1) Жидкин В.И. Экологический практикум: Учебное пособие. - Са­ранск, 2001.- 128 с.

2) Зверев И.Д., Мягкова A.M. Общая методика преподавания биологии в средней школе. - М.: Просвещение, 1995. - 265 с.

3) Использование средств обучения на уроках биологии / Розенштейн, А.М., Пугал, Н.А. М., 1989.

4) Коджаспарова, Г.М. Технические средства обучения и методики их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Коджаспарова, Г.М., Петров, К.В. – М., 2001.

5) Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М. А. Якунчев, О. Н. Волкова, О. Н. Аксенова и др.] ; под ред. М. А. Якунчева. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.

6) Настольная книга учителя биологии / Авт.-сост. Г.С. Калинова, Кучменко В.С. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Астрель», 2002.

7) Папарков, М.А. Учебно-опытные работы на пришкольном участке / Папарков, М.А., Калинова, Г.С. и др. – М., 1980.

8) Смирнов, В.А. Обучение биологии в условиях информатизации общества / Смирнов, В.А. – М., 1999.

9) Трайтак, Д.И. Кабинет биологии / Трайтак, Д.И. – М., 1976.
б) дополнительная литература:

1) Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.: Про­свещение, 2000. - С. 80-150.

2) Ващенко И.М., Ланге К.П., Меркулов М.П., Олексенко Т.Д. Практи­кум по основам сельского хозяйства: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991.-431 с.

3) Никишов A.M. и др. Внеклассная работа по биологии. - М.: Просве­щение, 1987.-363 с.

4) Пугал Н.А., Розенштейн A.M. Кабинет биологии. - М.: Просвеще­ние, 1987.- 182 с.
в) программное обеспечение:

  • Power Point™;

  • Adobe Photoshop™;

  • Smart Notebook™;

  • Smart SynchronEyes™.


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Стандарт «Педагогическое образование» - www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf

  2. Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию - www.ed.gov.ru/edusupp/informedu/3585

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

  4. Газета "Биология"  - bio.1september.ru

  5. Раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети - websib.ru 

  6. On-line электронная библиотека http://www.bestlibrary.ru/

  7. Сайт экологического центра «Экосистема» - http://www.ecosystema.ru/


11. Материально - техническое обеспечение учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии
Натуральные объекты: объекты живой природы (обработанные животные и растения – коллекции, гербарии, влажные препараты, чучела, тушки, остеологические препараты, микропрепараты; необработанные животные и растения); объекты неживой природы (коллекции форм сохранности ископаемых организмов, коллекции образцов животной и растительной продукции).

Изображения и отображения предметов и явлений: плоскостные (таблицы, карты, портреты, аппликации, дидактический раздаточный материал); полуобъемные (рельефные таблицы); объемные (муляжи и модели: разборные и неразборные); экранно-звуковые (видеофильмы, DVD-фильмы, слайды и т.п.).

Экскурсионное и лабораторное оборудование: микроскопы, пинцеты, скальпели, препаравальные иглы, прессы, гербарные папки и т.п.

Сельскохозяйственный инвентарь: лопаты, грабли, мотыги, секаторы, садовые ножницы, ножовки и т.п.

Компьютерные классы и учебные лаборатории биолого-химического факультета.

Для проведения занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, а также мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций. Для самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

Автор: Потапкин Е.Н., доцент кафедры зоологии, экологии и методики обучения биологии.

Программа одобрена на заседании Ученого совета биолого-химического факультета от ___________ года, протокол № ________.

Похожие:

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconФгос впо рабочая программа практики рабочая программа учебной практики по биологии направление
Программа одобрена на заседании кафедры ботаники, экологии и методики обучения биологии

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по биологии 6
Рабочая программа по предмету биология в мбоу «Майданская основная общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района...

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconРабочая программа по биологии представляет собой целостный документ,...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconРабочая программа учебной полевой практики зоология позвоночных с...
Рецензент: Панов В. П., д б н., профессор кафедры физиологии, морфологии и биохимии животных

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconРабочая программа уп. 04. Учебной практики пм 04 «Контроль качества...
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля разработана в соответствии с фгос по специальности спо 43. 02. 01 Организация...

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconФгос во рабочая программа практики рабочая программа учебной практики...

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconПрограмма воспитания зож гимназистов с. 81 11 Программа формирования...
Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения Сангарская гимназия на 2011/ 2012 учебный год

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconРабочая программа учебной дисциплины практикум по гражданскому праву PracticuminCivilLaw
«Гражданское право» на предыдущих курсах, и современных тенденций правоприменительной практики, готовность к итоговой государственной...

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconФгос впо рабочая программа практики рабочая программа учебной практики...
...

Рабочая программа учебной полевой практики по методике обучения и воспитания биологии 2010-2011 учебный год iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся на 2015-2016 учебный...
Организация деятельности оу, направленной на получение бесплатного образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск