Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
«Экологические основы природопользования»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО
21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
(базовой подготовки)
Екатеринбург, 2014 Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» (базовой подготовки), программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
-
ОДОБРЕНО
цикловой комиссией
ОГЭС и ЕН
Председатель комиссии
______________ Л.Г. Семенова
от «__» ______________ 2014г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе
________________ Н.Б. Чмель «__» ___________ 2014 г.
|
Организация-разработчик: АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум» Разработчик: Бурлакова Г.В., АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»
Техническая экспертиза комплекта контрольно-оценочных средств учебной дисциплины«Экологические основы природопользования» пройдена.
Эксперт:
Методист АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»
____________________Т.Ю. Иванова
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», базовой подготовкиследующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями: Специалист по земельно-имущественным отношениям базовой подготовки должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;
-экологические принципы рационального природопользования.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет. 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций: Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции
| Показатели оценки результата
| Форма контроля и оценивания
| Уметь:
|
|
| У 1.Использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности
| Выполнение требований охраны окружающей среды при организации работ в области геодезии и картографии
| Решение проблемных заданий
Выполнение практических работ
| Знать:
|
|
| З1.Состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды
| Оценка состояния природных ресурсов России, региона, города.
| Устный опрос
Тестирование
Практическая работа
Проблемные задания
| 3 2.Экологические принципы рационального природопользования
| Описание принципов рационального природопользования.
| Устный опрос
Тестирование
Практическая работа
Проблемные задания
|
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Экологические основы природопользования», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Текущий контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения учебной дисциплины, а так же стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса.
Основными формами проведения текущего контроля знаний на занятиях теоретического обучения являются: устный опрос, решение тестов, проблемных ситуаций, выполнение практических работ.
По окончании изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
Элемент учебной дисциплины
| Формы и методы контроля
| Текущий контроль
| Рубежный контроль
| Промежуточная аттестация
| Форма контроля
| Проверяемые ОК, У, З
| Форма контроля
| Проверяемые ОК, У, З
| Форма контроля
| Проверяемые ОК, У, З
| Раздел 1
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1
| Устный опрос
| У1, З1,З2,
|
|
|
|
| Тема 1.2
| Устный опрос
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 1.3
| Тестирование
| У1, З1,З2,
|
|
|
|
| Тема 1.4
| Устный опрос
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 1.5
| Устный опрос
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 1.6
| Решение проблемных заданий
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 1.7
| Решение проблемных заданий
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Раздел 2
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.1
| Решение проблемных заданий
Тестирование
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 2.2
| Решение проблемных заданий
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 2.3
| Устный опрос
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 2.4
| Решение проблемных заданий
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Раздел 3
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.1
| Устный опрос
Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 3.2
| Устный опрос
| У1, З1,З2,
|
|
|
|
| Тема 3.3
| Решение проблемных заданий
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
|
|
|
| Тема 3.4
| Устный опрос
| У1, З1,З2,
|
|
| Практическая работа
| У1,З1,З2, ОК3,ОК4,ОК5
|
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З1, З2, умений У1.
Задания в тестовой форме
Вариант I
1. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры; Б. канцерогенных веществ; В. радиоактивного загрязнения;
2. Особо токсичный компонент кислотных дождей:
А. H2S;
Б. HCl;
В. SO2.
3. Загрязнение, затрагивающее наследственные свойства организма и вызывающее изменения, которые могут проявиться в последующих поколениях, называется
А. шумовым;
Б. радиоактивным;
В. физическим.
4. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа; Б. углекислого газа; В. диоксида азота.
5. Разрушение озонового слоя в атмосфере происходит из-за:
А. массового уничтожения лесов;
Б. широкого использования фреонов;
В. распыления ядохимикатов на полях.
6. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
7. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
А. предприятия химической и угольной промышленности; Б. сельское хозяйство; В. бытовую деятельность человека;
8. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:
А. разумное их освоение;
Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;
В. изучение законов природы.
9. Для окружающей среды наиболее опасно:
А. радиоактивное загрязнение;
Б. шумовое загрязнение;
В. промышленное загрязнение.
10. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
А. тепловые электростанции;
Б. предприятия строительных материалов;
В. автотранспорт.
11. ПДК – это:
А. природный декоративный кустарник;
Б. планировочный домостроительный комплекс;
В. предельно допустимые концентрации.
12. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности называется
А. прогноз погоды;
Б. мониторинг;
В. посты наблюдения ГАИ.
13. Биосфера – это
А. оболочка земли, населённая живыми организмами;
Б. верхний слой атмосферы;
В. нижний слой атмосферы.
14. Способность организмов приспосабливаться к действию экологических факторов называется:
А. акклиматизация;
Б. адаптация;
В. реанкарнация.
15. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
А. рыб;
Б. микроорганизмов;
В. торфа.
16. На сельскохозяйственных полях удобрения нужно вносить
А. за 2 недели до уборки урожая;
Б. за 3-4 недели до уборки урожая;
В. за неделю до уборки урожая.
17. Урбанизация это:
А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;
Б. процесс повышения роли села в жизни общества;
В. высшая форма организации производства для человеческого общества.
18. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
19. Полигон - это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
20. Пестициды – это
А. ядохимикаты, используемые для борьбы с сорняками, вредителями и возбудителями болезней растений;
Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;
В. Ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.
21. Прямое воздействие человека на окружающую среду – это
А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;
Б. эрозия почв, обмеление рек;
В. разрушение почвенного плодородия.
22. Биологическое загрязнение связано с
А. патогенными микроорганизмами;
Б. наличием в почве солей тяжелых металлов;
В. с наличием диоксинов в окружающей среде.
23. Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. Конституция РФ.
24. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
25. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
26. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:
А. озеленение городов;
Б. очистные фильтры;
В. планировка местности.
27. Вырубка лесных массивов приводит к:
А. увеличению видового разнообразия птиц; Б. увеличению видового разнообразия млекопитающих; В. нарушению кислородного режима.
28. Оптимальный экологический фактор – это
А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;
Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;
В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.
29. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
30. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений. Вариант II
1. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
2. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта; Б. сердечно-сосудистой системы; В. кожи;
3. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа; Б. углекислого газа; В. диоксида азота.
4. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:
А. озеленение городов;
Б. очистные фильтры;
В. планировка местности.
5. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:
А. разумное их освоение;
Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;
В. изучение законов природы.
6. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:
А. кислотный дождь;
Б. фреон;
В. смог.
7. Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:
А. замена бензина смесью различных спиртов;
Б. озеленение городов и посёлков;
В. строительство переходов.
8. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
9. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:
А. нефть, каменный уголь;
Б. атмосферный воздух и энергия ветра;
В. леса.
10. Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется
А. рекультивация;
Б. дезертификация;
В. мелиорация.
11. Укажите исчерпаемый природный ресурс:
А. атмосферный воздух
Б. нефть
В. энергия ветра
загрязнение.
12. Вредные вещества классифицируются на
А. на 5 классов опасности;
Б. на 4 класса опасности;
В. на 3 класса опасности.
13. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А. солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;
Б. животные;
В. атмосферный воздух и энергия ветра.
14. Взрыв ёмкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР, 1957г) называется
А. экологическая катастрофа;
Б. экологический кризис;
В. экологическое бедствие.
15. Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:
А. биогенным;
Б. гетерогенным;
В. антропогенным.
16. Ноосфера – это:
А. сфера прошлого; Б. сфера разума; В. сфера будущего.
17. ПДВ – это:
А. программно-достаточная вентиляция;
Б. проектно декларированный взнос;
В. предельно допустимые выбросы.
18. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
А. рыб;
Б. микроорганизмов;
В. торфа.
19. Вырубка лесных массивов приводит к:
А. увеличению видового разнообразия птиц; Б. увеличению видового разнообразия млекопитающих; В. нарушению кислородного режима.
20. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:
А. экологическая катастрофа;
Б. экологический катаклизм;
В. экологическое крушение.
21. Крупнейшие экологические катастрофы связаны
А. химической промышленностью;
Б. атомной промышленностью;
В. целлюлозно-бумажной промышленностью.
22. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве:
А. реакция почвенной среды.
Б. предельно допустимая концентрация химического вещества в почве;
В. влажность почвы.
23. Санкционированные свалки – это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
24. Оптимальный экологический фактор – это
А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;
Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;
В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.
25. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
26. Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах, называется
А. компостированием;
Б. сжиганием;
В. пиролизом.
27. Пестициды – это
А. вещества, применяемые для обогащения почвы элементами питания;
Б. вещества, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками, вредителями и возбудителями болезней;
В. вещества, применяемые для ускорения созревания культурных растений.
28. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
29. Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. Конституция РФ.
30. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры. Вариант III
1. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа; Б. углекислого газа; В. диоксида азота.
2. Укажите исчерпаемый природный ресурс:
А. атмосферный воздух
Б. нефть
В. энергия ветра
3. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры; Б. канцерогенных веществ; В. радиоактивного загрязнения; 4. Для окружающей среды наиболее опасно:
А. радиоактивное загрязнение;
Б. шумовое загрязнение;
В. промышленное загрязнение.
5. Экологические катастрофы бывают:
А. природные, антропогенные;
Б. искусственные;
В. естественные.
6. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
7. Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. Конституция РФ.
8. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта; Б. сердечно-сосудистой системы; В. кожи;
9. Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:
А. замена бензина смесью различных спиртов;
Б. озеленение городов и посёлков;
В. строительство переходов.
10. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
11. Урбанизация это:
А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;
Б. процесс повышения роли села в жизни общества;
В. высшая форма организации производства для человеческого общества.
12. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:
А. кислотный дождь;
Б. фреон;
В. смог.
13. Биологическое загрязнение связано с
А. патогенными микроорганизмами;
Б. наличием в почве солей тяжелых металлов;
В. с наличием диоксинов в окружающей среде.
14. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
15. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
16. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
А. предприятия химической и угольной промышленности; Б. сельское хозяйство; В. бытовую деятельность человека;
17. Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется
А. рекультивация;
Б. дезертификация;
В. мелиорация.
18. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
19. Вредные вещества классифицируются на
А. на 5 классов опасности;
Б. на 4 класса опасности;
В. на 3 класса опасности.
20. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А. солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;
Б. животные;
В. атмосферный воздух и энергия ветра.
21. Пестициды – это
А. вещества, применяемые для обогащения почвы элементами питания;
Б. вещества, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками, вредителями и возбудителями болезней;
В. вещества, применяемые для ускорения созревания культурных растений.
22. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности называется
А. прогноз погоды;
Б. мониторинг;
В. посты наблюдения ГАИ.
23. Оптимальный экологический фактор – это
А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;
Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;
В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.
24.Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:
А. биогенным;
Б. гетерогенным;
В. антропогенным.
25. Ноосфера – это:
А. сфера прошлого; Б. сфера разума; В. сфера будущего.
26. ПДВ – это:
А. программно-достаточная вентиляция;
Б. проектно декларированный взнос;
В. предельно допустимые выбросы.
27. Вырубка лесных массивов приводит к:
А. увеличению видового разнообразия птиц; Б. увеличению видового разнообразия млекопитающих; В. нарушению кислородного режима.
28. Санкционированные свалки – это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
29. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
30. Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах, называется
А. компостированием;
Б. сжиганием;
В. пиролизом. Вариант IV
1. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
2. Ноосфера – это:
А. сфера прошлого; Б. сфера разума; В. сфера будущего.
3. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности, называется
А. прогноз погоды;
Б. мониторинг;
В. посты наблюдения ГАИ.
4. К природным ресурсам относится:
А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;
Б. заводы, фабрики;
В. оборудование мастерской.
5. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры; Б. канцерогенных веществ; В. радиоактивного загрязнения;
6. Пестициды – это
А. ядохимикаты, используемые для борьбы с сорняками, вредителями и возбудителями болезней растений;
Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;
В. ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.
7. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
8. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
9. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
10. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
11. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А. солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов;
Б. животные;
В. атмосферный воздух и энергия ветра.
12. Прямое воздействие человека на окружающую среду – это
А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;
Б. эрозия почв, обмеление рек;
В. разрушение почвенного плодородия.
13. Полигон - это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
14. Особо токсичный компонент кислотных дождей:
А. H2S;
Б. HCl;
В. SO2.
15. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве:
А. реакция почвенной среды.
Б. предельно допустимая концентрация химического вещества в почве;
В. влажность почвы.
16. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:
А. разумное их освоение;
Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;
В. изучение законов природы.
17. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта; Б. сердечно-сосудистой системы; В. кожи;
18. Основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы являются:
А. озеленение городов;
Б. очистные фильтры;
В. планировка местности.
19. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
А. угарного газа; Б. углекислого газа; В. диоксида азота.
20. Разрушение озонового слоя в атмосфере происходит из-за:
А. массового уничтожения лесов;
Б. широкого использования фреонов;
В. распыления ядохимикатов на полях.
21. Способность организмов приспосабливаться к действию экологических факторов называется:
А. акклиматизация;
Б. адаптация;
В. реанкарнация.
22. Взрыв ёмкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР, 1957г) называется
А. экологическая катастрофа;
Б. экологический кризис;
В. экологическое бедствие.
23. Для уменьшения токсических веществ в выхлопных газах автомобилей необходимо:
А. замена бензина смесью различных спиртов;
Б. озеленение городов и посёлков;
В. строительство переходов.
24. Для окружающей среды наиболее опасно:
А. радиоактивное загрязнение;
Б. шумовое загрязнение;
В. промышленное загрязнение.
25. Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах, называется
А. компостированием;
Б. сжиганием;
В. пиролизом.
26. Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. конституция РФ.
27. Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется
А. рекультивация;
Б. дезертификация;
В. мелиорация.
28. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:
А. тепловые электростанции;
Б. предприятия строительных материалов;
В. автотранспорт.
29. Биосфера – это
А. оболочка земли, населённая живыми организмами;
Б. верхний слой атмосферы;
В. нижний слой атмосферы.
30. Вырубка лесных массивов приводит к:
А. увеличению видового разнообразия птиц; Б. увеличению видового разнообразия млекопитающих; В. нарушению кислородного режима. Вариант V
1. ПДК – это:
А. природный декоративный кустарник;
Б. планировочный домостроительный комплекс;
В. предельно допустимые концентрации.
2. При расчётах платы за загрязнение среды учитывают
А. вредность вещества, массу загрязнителя;
Б. вид предприятия;
В. место расположение предприятия.
3. Пестициды – это
А. вещества, применяемые для обогащения почвы элементами питания;
Б. вещества, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с сорняками, вредителями и возбудителями болезней;
В. вещества, применяемые для ускорения созревания культурных растений.
4. Вредные вещества классифицируются на
А. на 5 классов опасности;
Б. на 4 класса опасности;
В. на 3 класса опасности.
5. Санкционированные свалки – это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
6. Ноосфера – это:
А. сфера прошлого; Б. сфера разума; В. сфера будущего.
7. На сельскохозяйственных полях удобрения нужно вносить
А. за 2 недели до уборки урожая;
Б. за 3-4 недели до уборки урожая;
В. за неделю до уборки урожая.
8.Загрязнение экосистем в результате хозяйственной деятельности людей называют:
А. биогенным;
Б. гетерогенным;
В. антропогенным.
9. Право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причинённого ему загрязнением, закреплено в Конституции РФ в статье №
А. 67;
Б. 42;
В. 15.
10. ЮНЕП – это:
А. программа при ООН по окружающей среде с целью координации практической деятельности государств в этой сфере;
Б. всемирная организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства;
В. организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры.
11. Урбанизация это:
А. исторический процесс повышения роли городов в жизни общества;
Б. Процесс повышения роли села в жизни общества;
В. Высшая форма организации производства для человеческого общества.
12. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:
А. нефть, каменный уголь;
Б. атмосферный воздух и энергия ветра;
В. леса.
13. Биосфера – это
А. оболочка земли, населённая живыми организмами;
Б. верхний слой атмосферы;
В. нижний слой атмосферы.
14. Оптимальный экологический фактор – это
А. фактор, выходящий за пределы допустимого максимума или минимума;
Б. наиболее благоприятный для живых организмов фактор;
В. фактор, связанный с человеческой деятельностью.
15. Особо токсичный компонент кислотных дождей:
А. H2S;
Б. HCl;
В. SO2.
16. Способность организмов приспосабливаться к действию экологических факторов называется:
А. акклиматизация;
Б. адаптация;
В. реанкарнация.
17. Озоновый слой – необходимое условие существование биосферы, потому что слой озона:
А. образуется в результате космических излучений;
Б. препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей;
В. препятствует загрязнению атмосферы.
18. Прямое воздействие человека на окружающую среду – это
А. распашка земли, рубка леса, добыча зверей;
Б. эрозия почв, обмеление рек;
В. разрушение почвенного плодородия.
19. ПДВ – это:
А. программно-достаточная вентиляция;
Б. проектно декларированный взнос;
В. предельно допустимые выбросы.
20. Полигон - это
А. природоохранное сооружение для централизованного сбора, обезвреживания отходов, обеспечивающее защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод;
Б. разрешённые органами исполнительной власти на местах территории для размещения ТПрО и ТБО, но не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора;
В. места на поверхности суши ив акваториях океана, где человеческая деятельность может создавать опасные экологические ситуации.
21. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:
А. кислотный дождь;
Б. фреон;
В. смог.
22. Мероприятие, направленное на восстановление свойств земли, называется
А. рекультивация;
Б. дезертификация;
В. мелиорация.
23. Главным (базовым) актом в области экологии является
А. закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;
Б. закон о «О недрах»;
В. Конституция РФ.
24. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:
А. рыб;
Б. микроорганизмов;
В. торфа.
25. Природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу называется:
А. экологическая катастрофа;
Б. экологический катаклизм;
В. экологическое крушение.
26. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
А. резких колебаний температуры; Б. канцерогенных веществ; В. радиоактивного загрязнения;
27. Термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов и получение полезных продуктов под действием высокой температуры в специальных реакторах, называется
А. компостированием;
Б. сжиганием;
В. пиролизом.
28. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
А. предприятия химической и угольной промышленности; Б. сельское хозяйство; В. бытовую деятельность человека.
29. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
А. желудочно-кишечного тракта; Б. сердечно-сосудистой системы; В. кожи;
30. Экологический кризис – это
А. сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, требующая исследования и разрешения;
Б. природная аномалия или авария технического устройства, приведшая к очень неблагоприятным изменениям в среде, массовой гибели населения, животного и растительного мира и экономическому ущербу;
В. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений. Ключи к тестам: Вариант I 1
| А
| 7
| А
| 13
| А
| 19
| А
| 25
| Б
| 2
| В
| 8
| Б
| 14
| Б
| 20
| А
| 26
| Б
| 3
| Б
| 9
| А
| 15
| Б
| 21
| А
| 27
| В
| 4
| Б
| 10
| В
| 16
| Б
| 22
| А
| 28
| Б
| 5
| Б
| 11
| В
| 17
| А
| 23
| А
| 29
| А
| 6
| А
| 12
| Б
| 18
| А
| 24
| Б
| 30
| В
|
Вариант II 1
| Б
| 7
| А
| 13
| Б
| 19
| В
| 25
| В
| 2
| В
| 8
| А
| 14
| А
| 20
| А
| 26
| В
| 3
| Б
| 9
| Б
| 15
| В
| 21
| Б
| 27
| Б
| 4
| Б
| 10
| А
| 16
| Б
| 22
| Б
| 28
| Б
| 5
| Б
| 11
| Б
| 17
| В
| 23
| Б
| 29
| А
| 6
| В
| 12
| Б
| 18
| Б
| 24
| Б
| 30
| А
|
Вариант III 1
| Б
| 7
| А
| 13
| А
| 19
| Б
| 25
| Б
| 2
| Б
| 8
| В
| 14
| А
| 20
| Б
| 26
| В
| 3
| А
| 9
| А
| 15
| А
| 21
| Б
| 27
| В
| 4
| А
| 10
| А
| 16
| А
| 22
| Б
| 28
| Б
| 5
| А
| 11
| А
| 17
| А
| 23
| Б
| 29
| Б
| 6
| Б
| 12
| В
| 18
| В
| 24
| В
| 30
| В
|
Вариант IV 1
| Б
| 7
| А
| 13
| А
| 19
| Б
| 25
| В
| 2
| Б
| 8
| Б
| 14
| В
| 20
| Б
| 26
| А
| 3
| Б
| 9
| В
| 15
| Б
| 21
| Б
| 27
| А
| 4
| А
| 10
| А
| 16
| Б
| 22
| А
| 28
| Б
| 5
| А
| 11
| Б
| 17
| В
| 23
| А
| 29
| А
| 6
| А
| 12
| А
| 18
| Б
| 24
| А
| 30
| В
|
Вариант V 1
| В
| 7
| Б
| 13
| А
| 19
| В
| 25
| А
| 2
| А
| 8
| В
| 14
| Б
| 20
| А
| 26
| А
| 3
| Б
| 9
| Б
| 15
| В
| 21
| В
| 27
| В
| 4
| Б
| 10
| А
| 16
| Б
| 22
| А
| 28
| А
| 5
| Б
| 11
| А
| 17
| Б
| 23
| А
| 29
| В
| 6
| Б
| 12
| Б
| 18
| А
| 24
| Б
| 30
| В
|
|