Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент»


НазваниеМетодические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент»
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Автономная некоммерческая организация

высшего образования

«Московский институт современного академического образования»


Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВО

по направлению подготовки 38.03.01.62 « Экономика»,

38.03.02. 62 «Менеджмент»

Москва, 2014


Астанина Л.В., Астанина М.А., Орехов В.И., Орехова Т.Р., Казенков О.Ю. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВО М.: МИСАО, 2014

Одобрено кафедрой экономики и управления (базовая). Протокол заседания кафедры экономики и управления ( базовая) №1 от 05.09.2014. Для студентов и преподавателей по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика», 38.03.02.62 «Менеджмент»

СОДЕРЖАНИЕ


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

II. НАПОЛНЕНИЕ РАЗДЕЛОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 11

II.1 Название дисциплины и общая информация о ней 11

II.2 Планируемые результаты освоения дисциплины 12

II.3 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
с указанием отведенного на них количества академических
или астрономических часов и видов учебных занятий 25

II.4 Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 31

II.5 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 34

II.6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля) 35

II.7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 39

II.8 Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины (модуля) 39

II.9 Перечень информационных технологий,
используемых при осуществлении образовательного процесса
по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения
и информационных справочных систем 42

II.10 Описание материально-технической базы,
необходимой для осуществления образовательного процесса
по дисциплине (модулю) 43

ПРИЛОЖЕНИЯ 45


I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВО (далее – Методические рекомендации) устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, реализуемых в образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО) по соответствующим направлениям (профилям) подготовки обучающихся (бакалавров и магистров).

Рабочая программа учебной дисциплины является нормативным документом, входящим в состав основной образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению (профилю) подготовки бакалавров (магистров). Введение единых требований к структуре, содержанию и оформлению программ учебных дисциплин вуза обусловлено необходимостью:

  • соблюдения гарантий качества процесса и результатов образования, выполнения основных положений нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • реализации требований ФГОС ВО, выполнения лицензионных требований и показателей государственной аккредитации при осуществлении образовательной деятельности;

  • обеспечения права научно-педагогических работников на свободу выбора содержания учебного материала, методик обучения и воспитания, способов оценки результатов обучения в соответствии с основными образовательными программами, реализуемыми в вузе.

Нормативно-методической базой для разработки рабочей программы учебной дисциплины являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 19 декабря 2013 г. № 1367;

  • ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки;

  • Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации 22 января 2015 г. №ДЛ-1/05вн;

  • учебный план, утвержденный ученым советом образовательной организации и содержащий данную дисциплину.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367, рабочая программа дисциплины должна содержать следующую информацию:

  • наименование дисциплины (модуля);

  • перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы; объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;

  • содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;

  • перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю);

  • фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю);

  • перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля);

  • перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля);

  • методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля);

  • перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

  • описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Все позиции приведенного перечня структуры рабочей программы учебной дисциплины должны быть раскрыты в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 и требованиями ФГОС ВО (версия 3+), дополненными (в случае необходимости) профессионально-специализированными компетенциями с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Рабочая программа учебной дисциплины составляется по каждой дисциплине учебного плана соответствующего направления (профиля) подготовки обучающихся, в том числе по дисциплинам по выбору и факультативам, с учетом соответствующих форм обучения. Целесообразность разработки нескольких программ по одной и той же дисциплине для обучающихся разных образовательных программ (далее – ОП) определяется кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины разрабатывается на срок действия учебного плана и актуализируется, как правило, не реже одного раза в 4 года для бакалавров и в 2 года для магистров.

Рабочая программа учебной дисциплины должна отвечать следующим требованиям:

  • в программе должны обеспечиваться единство и логическая преемственность элементов содержания, определяться место данной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника в соответствии со структурой образовательной программы, указываться связь данной дисциплины с рядом других дисциплин учебного плана направления (профиля) подготовки;

  • объем дисциплины (модуля) приводится в зачетных единицах с указанием академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся в соответствии с учебным планом;

  • рабочая программа дисциплины должна предусматривать возможность ее самостоятельного использования обучающимися в течение периода обучения в вузе, поэтому ее необходимо дополнить методическими рекомендациями для обучающихся;

  • программа дисциплины обязательно должна включать инновационные методы и средства обучения (ролевые игры, обучающие кейсы и т.д.), релевантные задачам формирования компетенций.

Разработку рабочей программы учебной дисциплины должна осуществлять кафедра, в чье ведение входит преподавание учебной дисциплины. При этом следует учитывать, что программа учебной дисциплины предназначается не только преподавателю, но и обучающемуся. Она направлена на получение обучающимся рекомендаций учебного, методического и организационного характера, способствующих формированию личности будущего профессионала и его способности к самообразованию. В ней содержится информация, которая позволит студенту осознанно осваивать учебную дисциплину, организовывать свою самостоятельную работу и планировать результаты обучения.

В рабочей программе каждой дисциплины/модуля должна быть подробно описана система оценивания успешности достижения студентом запланированных результатов обучения и приведены примеры из фондов оценочных средств.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации 22 января 2015 г., если в качестве результатов обучения по данной дисциплине/модулю запланировано формирование профессиональных компетенций, необходимо также указать, к решению каких профессиональных задач/исполнению каких трудовых функций ПС готовится выпускник в рамках данной дисциплины.

Умения и знания, являющиеся основой формирования (совершенствования) компетенций, с учетом квалификационных требований, сформулированных в профессиональных стандартах применительно к отдельным трудовым функциям. При этом профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации умений и знаний, освоение которых необходимо для профессиональной деятельности .

В разработке рабочей программы дисциплины необходимо придерживаться определенной последовательности выполнения предварительных подготовительных этапов, которые показаны на рис. 1.

На первом этапе определяются компетенции обучающихся, дополняющие компетенции ФГОС ВО и отражающие направленность (профиль) образовательной программы (в случае его существования) (не более 3-4 профессионально специализированных компетенций) .

На втором этапе формируются кластеры компетенций, объединяющие в себе компетенции, предназначенные для одинаковых видов профессиональной деятельности и решения смежных ее задач. Затем устанавливается иерархия кластеров с учетом их важности для реализации модели подготовки выпускника данной образовательной программы. Формирование кластеров позволит минимизировать фонды оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации за счет укрупнения объектов, подлежащих оцениванию, а установление их иерархии поможет расставить нужные акценты в реализации образовательной программы и оценке результатов обучения в промежуточной и итоговой аттестации.

На третьем этапе собираются квалификационные требования (трудовые функции из профессиональных стандартов в случае их существования) по различным видам профессиональной деятельности, планируемой для выпускников данной образовательной программы.



















Рис. 1. Последовательность выполнения предварительных подготовительных этапов
разработки рабочей программы дисциплины


На четвертом этапе выделяются сквозные квалификационные требования (обобщенные трудовые функции), инвариантные относительно специфики видов будущей профессиональной деятельности выпускника по данному направлению подготовки и соответствующие общепрофессиональным компетенциям ФГОС ВО, и квалификационные требования (трудовые функции), отражающие специфику подготовки выпускника и соответствующие профессиональным и профессионально-специализированным компетенциям и профильной направленности образовательной программы (рис. 2).



Компетенции, формируемые на основе данной ОП

Общепрофессиональные компетенции

Сквозные виды
квалификационных требований

(обобщенные трудовые функции)

Дисциплины базовой части ОП













Профессиональные

или профессионально-специализированные компетенции

Квалификационные требования
(трудовые функции)

Дисциплины базовой части или вариативной части ОП













Рис. 2. Соответствие компетенций и дисциплин ОП
Итогом этой предварительной работы должны стать паспорта компетенций, содержащие признаки их проявления по уровням компетентности в виде совокупностей квалификационных требований или трудовых функций из профессиональных стандартов. Таким образом, паспорта общепрофессиональных компетенций разрабатываются для направления подготовки в силу их инвариантности относительно видов профессиональной деятельности, а паспорта профессиональных и профессионально-специализированных компетенций - для каждой образовательной программы. Макет паспортов профессиональных и профессионально-специализированных компетенций представлен в приложении 1.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconМетодические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с фгос
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города москвы

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconМетодические рекомендации к выполнению бакалаврской работы направление...
Методические рекомендации составлены в соответствии с фгос впо по направлению «Менеджмент» и Прооп впо по данному направлению. Приказ...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» icon«Южно-Уральский многопрофильный колледж» методические указания по...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников гбоу спо (ссуз)«юумк»

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconМетодические рекомендации Организация самостоятельной работы обучающихся спо
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconИнструкция по разработке рабочих программ учебных дисциплин по фгос
Требования к оформлению листа согласования (оборотная сторона титульного листа) см в Приложении 2

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconМетодические рекомендации к дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации к дипломному проектированию для студентов по направлению подготовки 080500. 62 «Менеджмент», профиль «Государственное...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconАнализировать вопросы, возникающие в процессе применения норм налогового законодательства
«Экономика» профиль 38. 03. 01. 05 «Налоги и налогообложение» в соответствии с фгос впо по направлению подготовки фгос впо по направлению...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100800 «Товароведение» и профилю подготовки – Товарный...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями фгос во по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 «Экономика», 38. 03. 02. 62 «Менеджмент» iconРабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 080100. 62 Экономика, утвержденным приказом Минобрнауки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск