Скачать 0.59 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ им. Л.Б. КРАСИНА» (ГБПОУ ММТ им. Л.Б. КРАСИНА)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН в соответствии с ФГОС Москва 2015 Содержание: Введение Сокращения, используемые в методических рекомендациях Глоссарий
Нормативно-правовая база Приложение 1 Макет рабочей программы Введение. Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при разработке рабочих программ учебных дисциплин (УД) по специальностям, реализуемым в техникуме. В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям основной профессиональной образовательной программы и её основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса: учебного плана, программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, методических рекомендаций и т.д. ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций. Рабочая программа УД является одним из основных документов основной образовательной программы (ОПОП) по соответствующей специальности. Исходными документами для составления рабочих программ учебных дисциплин являются:
- различный дидактический материал и др. ! При отсутствии рабочей программы по учебной дисциплине не допускается проведение учебных занятий. К рабочей программе предъявляются следующие требования: - содержание включенного в рабочую программу материала должно соответствовать требованиям ФГОС СПО; - количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа студента), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) должны соответствовать учебному плану учебного заведения; - в рабочей программе должны быть отражены последние достижения науки, техники и практики хозяйствования (требования работодателей при необходимости); - рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами специальности и исключать дублирование разделов, тем и вопросов; - рабочая программа должна соответствовать существующей материально-технической базе и имеющейся в учебном заведении учебной и учебно-методической литературы. Рабочая программа составляется для всех форм обучения. СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ Обозначения в виде аббревиатур и сокращения терминов, используемые в настоящих методических рекомендациях, также можно использовать и в рабочих программах: ГИА – государственная итоговая аттестации ЕН – математический и общий естественнонаучный цикл КМО – комплексно-методическое обеспечение ОПОП – основная профессиональная образовательная программа ОД – общеобразовательные дисциплины ОК – общие компетенции ОГСЭ – общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОП – общий профессиональный цикл ПМ – профессиональный модуль ПК – профессиональные компетенции РП – рабочая программа РГР – расчетно-графические работы УП – учебный план УД – учебная дисциплина УМКС – учебно-методический комплекс специальности УМКД – учебно-методический комплекс дисциплины ФГОС СПО – федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования ГЛОССАРИЙ Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ среднего профессионального образования – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Обусловлена технико-технологическими, организационно-экономическими и другими особенностями развития экономики и социальной сферы региона. Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций. Дифференцированыый зачет – форма промежуточной аттестации, предусматривающая оценивание усвоения студентами обучающего материала по определенной учебной дисциплине на основании выполненных ими индивидуальных заданий, по результатам которых выставляется зачетная оценка. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся по дисциплинам, перечень которых устанавливается в учебном плане. Знание – единица содержания образования (информация, усвоение которой может быть проверено одним тестовым вопросом), освоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции. Зачет - форма промежуточной аттестации по дисциплине без выставления оценки. Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе студент отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения. Курсовой проект (работа) – является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов, выполняемой в течение курса (семестра) под руководством преподавателя, и представляет собой самостоятельное исследование избранной темы, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки. Лекция – форма учебного занятия, на котором педагог устно излагает учебный материал в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности обучающихся (запись основной мысли, конспектирования, составление схемы излагаемого материала). Лабораторная работа – форма учебного занятия, ведущей дидактической целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений, и навыков. Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий. Общие компетенция (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Оценивание – процесс установления степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым образовательным результатам. Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать обучающихся более активно включиться в своё учение. Оценивание образовательных результатов в рамках ФГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых устанавливается степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ФГОС. Эти требования относятся к зафиксированным в стандарте итоговым (ОК и ПК) и промежуточным (умения, знания) образовательным результатам. Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений. Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности. Программа среднего профессионального образования базовой подготовки – направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена. Программа среднего профессионального образования углубленной подготовки – направлена на приобретение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации усложненных видов профессиональной деятельности в соответствии с более высокой квалификацией специалиста среднего звена. Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности. Рабочая программа учебной дисциплины – нормативный документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также объем, порядок, содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины. Реферат – краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования. Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Самостоятельная работа – планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания основной (или дополнительной) профессиональной образовательной программы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Семинар – одна из основных форм организации практических знаний, специфика которой состоит в коллективном обсуждении студентами сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя. Цель семинара углубленное изучение темы или раздела курса. Требования работодателей – понимание их ожиданий относительно компетенций работников конкретной профессии/специальности и определенного квалификационного уровня. Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения). Учебная дисциплина – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы. Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных умений и знаний, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределению их по годам обучения и времени, отводимому для изучения всего курса. Учебный план по специальности – план организации образовательной деятельности в рамках основных профессиональных образовательных программ, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности студентов в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов. Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих освоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это стандарты третьего поколения, в их основе лежит компетентностный подход к образованию. Экзамен – форма промежуточной аттестации знаний студентов по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, по результатам которого всегда выставляется оценка. Экзамен квалификационный - форма итоговой аттестации знаний студентов по профессиональному модулю, по результатам которого бинарно определяется сформированность компетенций. I РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Весь процесс разработки рабочей программы дисциплины включает в себя:
Разработка программы учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы начинается с анализа ФГОС СПО и учебного плана (УП) по специальности. В ходе работы с ФГОС СПО необходимо: - изучить требования к результатам освоения дисциплины («уметь», «знать»); - изучить требования к результатам освоения тех профессиональных модулей («иметь практический опыт», «уметь», «знать»), профессиональные компетенции (ПК) которых указаны в качестве ориентиров при изучении данной дисциплины; Профессиональные и общие компетенции (ПК И ОК) по каждой дисциплине в отдельности указаны в ФГОС СПО в таблице 3 «Структура основной профессиональной образовательной программы…» в графе «Коды формируемых компетенций». Анализ учебного плана (УП) позволит изучить перечень, объемы, последовательность изучения (по курсам) учебных дисциплин, виды учебных занятий. Кроме того, изучая учебный план по специальности, необходимо уточнить для какого уровня подготовки (базового или углубленного) разрабатывается рабочая программа, поскольку для базового и углубленного уровня подготовки в ФГОС могут различаться ПК, ОК, умения и знания. ! Справка: Действующие Федеральные образовательные стандарты по специальностям и профессиям, реализуемым в ГБОУ СПО ММТ им. Л.Б. Красина:
1.1 Структура рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины начинается с титульного листа и должна содержать: 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины: 1.1. Соответствие учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программе по специальности. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. 2. Структуру и содержание учебной дисциплины: 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. 2.2. Тематический план по дисциплине. 2.3. Содержание учебной дисциплины. 3. Условия реализации учебной дисциплины: 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению. 3.2. Информационное обеспечение обучения. 4. Контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины: 4.1. Контроль результатов освоения учебной дисциплины. 4.2. Перечень соответствия овладения компетенций темам учебной дисциплины. 5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами. 1.2. Требования к содержанию рабочей программы Титульный лист рабочей должен содержать:
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе и рецензентах. ! Рецензентов для рабочих программ специального блока (профессиональных модулей) должно быть три (первый рецензент – внутренний, второй (внешний) – из другого образовательного учреждения или организации, третий – работодатель). Для остальных рабочих программ два рецензента – внутренний и внешний. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины отражает:
Если дисциплина является дисциплиной по выбору, то в паспорте программы обязательно прописываются все общие компетенции из ФГОС СПО по специальности, а профессиональные компетенции выбираются из всего перечня профессиональных компетенций на усмотрение преподавателя. В разделе «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» указываются виды учебной работы (максимальная учебная нагрузка, обязательная аудиторная учебная нагрузка, самостоятельная работа студентов), их объем часов и аттестация по дисциплине в соответствие с учебным планом специальности. |
Астанина Л. В., Астанина М. А., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Казенков О. Ю. Методические рекомендации по разработке рабочих программ... | Методические рекомендации предназначены для педагогических работников гбоу спо (ссуз)«юумк» | ||
Требования к оформлению листа согласования (оборотная сторона титульного листа) см в Приложении 2 | Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных... | ||
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, разрабатывающих методическое обеспечение... | Методические рекомендации по заполнению журнала теоретического обучения нового образца для специальностей фгос | ||
Рабочие программы учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей) являются обязательной составной частью основной образовательной... | Ненецкого автономного округа программ среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ,... | ||
Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы; контроль и оценку результатов освоения дисциплины | Фз "Об образовании в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |