Скачать 1.6 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СТАВРОПОЛЬ, 2014
Охрана окружающей среды: учебное пособие для проведения практических занятий / И.О. Лысенко, Б.В. Кабельчук, С.А. Емельянов, А.А. Коровин, Ю.А. Мандра, Т.Н. Кознеделева – Ставрополь: Изд-во Ставропольский ГАУ "АГРУС". – 2014. – ____ стр. Учебное пособие для проведения практических занятий «Охрана окружающей среды» предназначено для студентов направления 022000.62 – Экология и природопользование в качестве основного литературного источника по дисциплине «Охрана окружающей среды», а так же для практиков в области охраны природы и экологии. В нем рассматриваются вопросы изучения методов оценки состояния окружающей среды и возможности ее охраны. Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ООП ВПО направления подготовки 022000–Экология и природопользование (квалификация (степень) бакалавр). ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность охраны окружающей среды, превратившейся в глобальную проблему, связана главным образом с ухудшением состояния окружающей среды в результате активно растущего антропогенного воздействия. Это обусловлено демографическим взрывом, ускоряющейся урбанизацией и развитием горных разработок и коммуникаций, загрязнением окружающей среды различными отходами, чрезмерной нагрузкой на пахотные, пастбищные и лесные земли. Под охраной окружающей среды понимают комплекс мероприятий по оптимизации или сохранению окружающей природной среды. Цель охраны окружающей среды — противодействие негативным изменениям в ней. Охрана окружающей природной среды складывается из правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения; материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий; инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику. Проблемы охраны окружающей среды не только экологические и технологические, но и экономические, социальные и политические. Социалистическая система хозяйствования располагает большими возможностями по сравнению с системой частного предпринимательства в области охраны окружающей среды. В программу курса «Охрана окружающей среды» для студентов направления 022000.62 входит практическая часть. Выполнение практических работ – важная составная часть дисциплины. Для более глубокого усвоения разделов курса студенты на конкретных примерах оценивают антропогенную нагрузку на объекты окружающей среды, знакомятся с нормированием загрязняющих веществ, осваивают методику проведения соответствующих расчетов. Практические задания являются индивидуальными и вариативными. ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ Цель занятия: изучить исторические этапы развития взаимоотношений человека и природы. Словарный диктант: природа, окружающая среда, природопользование, охрана окружающей среды, экологический кризис, экологическая катастрофа, техносфера, ноосфера. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЕ 1 Природопользование – это теория и практика воздействия человечества на природную среду в процессе ее хозяйственного использования. В процессе производства природопользование может быть рациональным или нерациональным. Рациональное природопользование обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую природу, разумно регулирует освоение ее ресурсов. Оно предполагает гармоничное сочетание экономического и социального развития с изучением и охраной природных условий и ресурсов. Примером рационального природопользования является: создание заповедников и заказников, «конструирование» ландшафтов, строительство очистных сооружений, рекультивация земель, уничтожение и переработка мусора, разработка принципиально новой, «чистой» технологии производства, рациональное использование «грязных» производств (металлургического, химического, целлюлозно-бумажной), которые требуют географической экспертизы Приведите примеры к каждому принципу рационального природопользования, заполнив таблицу 1. Таблица 1. – Принципы рационального природопользования и охраны природы
ЗАДАНИЕ 2 Природные ресурсы (а. natural resources; н. naturliche Ressourcen; ф. ressources naturelles; и. recursos naturales) – совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты окружающей человека естественной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Природные ресурсы выступают в качестве природных условий существования человечества, которое всё более активно использует природных ресурсов, формируя свои потребности, цели и методы их достижения. Бурное развитие производительных сил, вовлечение в переработку огромных масс природного сырья, увеличение выбросов нерециклируемых отходов производства и жизнедеятельности человека в биосферу делают особо актуальными вопросы природопользования при максимальном сохранении экологического равновесия на планете в целом и в её отдельных регионах. Приведите примеры к природных ресурсов, заполнив таблицу 2. Таблица 2. – Классификация природных ресурсов
ЗАДАНИЕ 3 Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы – база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Заполните таблицу 3, в которой необходимо привести конкретные примеры воздействия человека на природу. Таблица 3. – Воздействие человека на природу
ЗАДАНИЕ 4 Определите, сколько было наших предков во времена человека умелого (Homo habilis), если известно, что сегодня численность человека приближается к 6 млрд. Вычисления проводите пользуясь следующими рассуждениями: Можно исходить из сравнения численности человека с численностью других крупных млекопитающих. Известно, например, что на территории Евразии численность лосей (Alces alces и A. Americanus) составляет 800 – 900 тыс. особей. Если к ним прибавить численность американских лосей Канады и США, получим цифру порядка 1 млн. 200 тыс. особей двух видов. Антилопа-сайга (Saiga tatarica) в благополучные годы (до катастрофического уничтожения ее в конце 1980-х годов) насчитывала до 2 млн. особей. Можно предположить, что до развития овцеводства численность сайги достигала 5 – 10 млн. особей. Численность мелкого таежного оленя-кабарги (Moschus moschifer) оценивается в 40 – 80 тыс. особей. Сегодня на Борнео, где еще уцелели девственные тропические леса, живут около 2 млн. людей и 20 тыс. орангутанов (Pongopygmaeus). Ясно, что, если бы не воздействие человека (истребление лесов, фактор беспокойства, передача орангам от человека туберкулеза и гепатита В), численность этой крупной человекообразной обезьяны на Борнео могла бы достигать 80 – 100 тыс. особей. Если учесть былое распространение оранга на Суматре и Малайском полуострове, то его исходную численность (до появления там питекантропов) можно было бы оценить в 300 – 500 тыс. особей. Однако оранги (равно как и шимпанзе и гориллы) – вегетарианцы, тогда как важную долю рациона наших предков составляла животная пища. Индивидуальный участок охотников и собирателей был существенно больше, чем у вегетарианцев-антропоидов. ЗАДАНИЕ 5 Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества. Важнейшие глобальные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, следующие: загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, истощение «озонового слоя», фотохимический смог, кислотные дожди, деградация почв, обезлесевание, опустынивание, проблемы отходов, сокращение генофонда биосферы и др. Какие негативные последствия возможны в результате обострения глобальных экологических проблем? Заполните таблицу 4. Таблица 4. – Экологические проблемы современности
ЗАДАНИЕ 6 Экологический кризис – экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие. Экологическая катастрофа – экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на природные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона. Различие между экологическим кризисом и экологической катастрофой состоит в том, что кризис – обратимое явление, в котором человек выступает активно действующей стороной, а катастрофа – необратимое явление, и человек уже лишь пассивная, страдающая сторона. Заполните таблицу 5. Таблица 5. – Сходство и различие между экологическим кризисом и экологической катастрофой
ЗАДАНИЕ 7 Рассчитайте потребность древних охотников в пищевых ресурсах (минимальная потребность в мясе орды в 25 человек и в пересчете на живой вес, площадь осваиваемой ими охотничьей территории и количество мамонтов в год) и определите антропогенное давление на фауну, если известно, что прирост биомассы мамонтов за год на 100 км2 составлял 4 тыс. кг. На мясо использовалось 40% веса, то есть 2500 кг/год на 100 км2. По расчетам ученых, суточный рацион охотников включал не менее 600 – 700 г мяса. Если принять, что численность кроманьонца составляла 2,5 млн. особей, и предположить, что на протяжении всего лишь 10 лет человечество питалось одними мамонтами (в умеренной зоне) или слонами (в тропиках и субтропиках). ЗАДАНИЕ 8 Управление – организация и постоянное поддержание взаимосвязей между составляющими частями управляемой системы, направленные на достижение намеченных результатов. Управление природными системами – мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных законов, в первую очередь экологических. Управление природными системами может быть «жестким» и «мягким». Заполните таблицу 6. Таблица 6. – Управление природными системами и природопользователями
Задания для самостоятельного выполнения Задание 1. Пользуясь литературными источниками, заполните таблицу 7. Таблица 7. – Основные этапы исторического развития взаимоотношений человека с природой
Задание 2. Заполните недостающие графы таблицы 8 и проанализируйте ее содержание. Сделайте выводы. Таблица 8. – Экологические последствия деятельности человека на различных этапах развития цивилизации
Задание 3. – Пользуясь литературными источниками, закончите таблицу 9. Таблица 9. – Экологические последствия деятельности человека в период великих географических открытий
Вопросы для беседы 1. Назовите этапы развития человека как биологического вида и присущие каждому этапу факторы влияния на окружающую среду. 2.Что такое экологический кризис? Какие процессы происходящие на Земном шаре способствуют развитию экологических кризисов? 3. Назовите известные вам экологические революции. 4.Бытует мнение, что рабовладение в смысле природопользования – огромный шаг назад. Почему? 5. К чему привело развитие капитализма в плане взаимодействий человечества с окружающей средой? 6. Назовите примеры воздействия человека на природу на ранних этапах истории развития человечества. 7. С какого времени и при каких обстоятельствах взаимоотношения человека с природой начали качественно изменяться? 8. Как научно-технический прогресс, начавшийся в середине ХХ в., повлиял на отношение человека к природе? 9. Каков характер губительных изменений в биосфере Земли, возникших под влиянием ее загрязнения? 10. Какой смысл имеет понятие «устойчивое развитие биосферы»? 11. Охарактеризуйте основную роль человека в решении задач устойчивого развития биосферы. Темы для подготовки рефератов 1. Общая характеристика взаимоотношений Человека и Природы, их эволюция после начала «промышленной революции» (1750 – 2000 г). Сущность современного экологического кризиса. 2. Историческая перспектива выхода человечества из кризиса перевод –взаимоотношений с окружающей природной средой в состояние управляемой биосферы (ноосферы) по В.И.Вернадскому. 3. Основные этапы решения проблемы предотвращения экологического кризиса на Земле. 4. Меры и программы для достижения устойчивого равновесия между потреблением, населением и способностью Земли поддерживать жизнь. ЗАНЯТИЕ 2 |
Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений | Настоящее учебное пособие написано с целью оказания помощи студентам в приобретении практических навыков и умений при изучении дисциплины... | ||
Учебное пособие предназначено в качестве материала для практических занятий в аудитории по курсу «Русский язык и культура речи» | Учебное пособие предназначено для его использования при проведении практических занятий по психодиагностике и дифференциальной психологии.... | ||
Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды: Методические указания к выполнению практических занятий по... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Предлагаемое пособие содержит краткое описание основных возможностей системы matlab. Приведены примеры использования системы и задания... | Пособие для обучающихся по специальностям: «Охрана труда», «Электробезопасность», Правила безопасности при эксплуатации электроустановок»,... | ||
«Экологической доктриной Российской Федерации», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными... | Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |