Скачать 0.98 Mb.
|
Министерство транспорта России Морской государственный университет им. адмирала Г.И.Невельского О.Ю.Моисеева ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЧАСТЬ 1.ПСИХОДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА Учебное пособие Владивосток 2011 УДК 152.8(075.8) Моисеева О.Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие. Владивосток: Мор. гос. унт, 2011. 52 с. Изучение темперамента человека может быть либо направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на изучение свойств темперамента. Основным содержанием данного учебного пособия является инструментальный блок, представленный наиболее известными, адаптированными русскоязычными версиями тестов опросников для диагностики темперамента. Практическая значимость учебного пособия заключается в возможности его использования как для практической, психодиагностической работы студентов и психологов практиков, так и для углубления теоретических представлений по заявленному курсу. Учебное пособие может быть использовано студентами факультета психологии, социальной педагогики, слушателями факультета переподготовки и повышения квалификации по специальности “Психология”, а также студентами и курсантами других специальностей по курсу “Психология”. Рецензенты: Л.А.Карнацкая, канд.психол.наук, доцент факта психологии Мор. гос. унта им.адм. Г.И.Невельского, В.Г.Сахарова, доцент факта психологии СПИ ВГУЭиС г.Владивостока Моисеева О.Ю. Морской государственный университет им.адм. Г.И.Невельского, 2011 ISBN 5 8343 0122 3 Введение Данное учебное пособие предназначено для его использования при проведении практических занятий по психодиагностике и дифференциальной психологии. В него включены наиболее известные адаптированные русскоязычные версии тест - опросников для оценки темперамента. Целью данной работы является ознакомление студентов с инструментарием по психодиагностике темперамента и закрепление теоретических знаний по теме “Психодиагностика индивидуальных различий.” Учебное пособие предназначено для обучения студентов базового факультета психологии и слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации, так же оно может быть использовано психологами-практиками. 1. Современные представления о темпераменте Центральным и наиболее универсальным (родовым) понятием дифференциальной психологии является понятие “психического свойства”. Частным случаем психических свойств, стабильных во времени, являются черты личности. В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом определенного, нормативно заданного, результата (решение учебной задачи, в частности), мы говорим о способности личности. Когда уровень черты не влияет на достижение результата, а предопределяет только выбор способа его достижения, мы говорим о стилевой черте. Стилевые черты связаны с темпераментом и характером. “Темперамент - это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения (генетически унаследованной)”[16,с.68]. Темперамент прежде всего сказывается в динамических скоростных, энергетических параметрах поведения. Когда мы говорим “темпераментный человек”, то имеется в виду именно скоростной тип поведения с высоким уровнем энергетических и психоэнергетических (эмоциональных) затрат. К основным свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстраверсия - интроверсия, эмоциональная возбудимость. От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и др., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей: а) онтогенетическая первичность (если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента); б)устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека; в) к темпераменту относятся лишь такие динамические особенности, которые в обычных условиях жизни проявляются особенно часто и наиболее типичны для данного человека; г) свойства темперамента проявляются даже в таких условиях, которые для них мало благоприятны. В разработке вопроса о содержании понятия “темперамент” психологам пришлось столкнуться с острым противоречием. С одной стороны, в истории психологии имелась очень давняя традиция характеризовать темпераменты определенными психологическими чертами. С другой стороны, И.П.Павлов еще в 1927г. отождествил темпераменты с типами нервной системы, причем, сделал это в самой категоричной форме: “Мы, с полным правом, можем перенести установленные на собаке типы нервной системы... на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у человека темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума”[30, с.33]. Сравнительно лучше других психологических определений темперамента было определение Рубинштейна: “Темперамент -это динамическая характеристика психической деятельности индивида”[23,с.617], - лучше потому, что оно наиболее широкое по содержанию. Но и оно не решало той задачи, которая была поставлена перед психологами со времени идеи Павлова об отождествлении типа нервной системы с темпераментом. Ценность понятия “динамическая характеристика психической деятельности” заключается не столько в его положительном содержании, сколько в том, что оно отграничивает темперамент от содержания духовной жизни личности (мировоззрения, идеалов, убеждений и т.д.), которая, конечно, с темпераментом (и с типом нервной системы) не связана. Наименее уязвимы и по основному замыслу “наиболее правильны те определения темперамента, в которых не дается его психологической характеристики, а указывается лишь на обусловленность его типом высшей нервной деятельности”[31]. Однако и авторы таких определений “оказывались вынуждены при дальнейшем изложения вопроса о темпераментах касаться психологического содержания этого понятия и, следовательно, не могли полностью избежать трудностей, связанных с решением сформулированной выше задачи...” [30,с.34]. Наиболее общепринятая классификация свойств темперамента в современной дифференциальной психологии следует психофизиологической традиции, заложенной И.П.Павловым. Это три главных свойства темперамента, или основные свойства нервной системы:
Свойства темперамента сочетаются не случайно. Они взаимосвязаны между собой, образуя определенные структуры, характеризующие его типы: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Людям, имеющим темпераменты одинакового типа, свойственны сходные динамические особенности поведения:
2. Психодиагностика темперамента Изучение темперамента человека может быть либо поверхностным, направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на раскрытие внутренней организации симптомокомплекса свойств, входящих в структуру темперамента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследования. Психодиагностикой темперамента называется “совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей темперамента”[11]. Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М.Теплова -В.Д.Небылицына и их последователями в рамках нового научного направления, получившего название дифференциальной психофизиологии. В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. В настоящем руководстве данные методики не представлены. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа “карандаш и бумага” (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике, непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер. Для психодиагностики темперамента (особенностей темперамента) существует значительное число методик, конструируемых как опросники. К достаточно известным за рубежом относятся (упоминаются по возрастному принципу[9]: - Опросник темперамента младенца (Infant Temperament Questionnaire) В.Карея и С.Мак-Девит.(1978) направлен на оценку у младенцев от 4 до 8 мес. Таких особенностей, как активность, ритмичность, приближение, адаптивность, интенсивность, настроение, настойчивость, отвлекаемость и порог; - День младенца (The Baby’s Day) Ж.Балегеера (1986) направлен на выявление свойств темперамента на ранних стадиях развития (от года до 36 мес.). Состоит из 4 шкал (напряжение, контроль, ориентация, настроение); - Оценочная шкала реактивности (The Reactivity Rathing Scale) Е. Фриденсберг и Я.Стреляу (1982) - измерение реактивности у детей в возрасте от 3 до 6 лет; - Оценочная батарея темперамента (The Temperament Assesment Battery) Р.Мартина (1984) позволяет оценить у детей от 3 до 7 лет такие свойства, как активность, адаптивность, приближение, отвлекаемость, настойчивость; - Обозрение измерений темперамента (Dimensions of Temperament Survey) М.Уиндл и Р.Лернер (1986) дает возможность оценить общий уровень активности во время сна, приближение, пластичность, настроение, ритмичность сна, ритмичность еды, ритмичность навыков и ориентацию на задачу у детей 5 - 13 лет; - Опросник темперамента среднего детского возраста (Middle Childhood Temperament Questionaire) Р.Хегвик, С.Мак-Девит и В.Карея (1982) дает оценку темперамента у детей от 8 до 12 лет по девяти шкалам: активность, адаптивность, приближение, отвлекаемость, интенсивность, настроение, настойчивость, предсказуемость, порог; - Шкала уменьшения - увеличения Вандо (The Vando R-A Scale) Г.Барнеса (1985) направлена на измерение у подростков и взрослых только одного свойства темперамента - эффекта “уменьшения - увеличения”; - Опросник темперамента (Temperament Inventory) Р.Круизе, В.Блитчингтон и В.Футчер (1980) дает возможность определения классических типов темперамента - флегматика, сангвиника, холерика и меланхолика -у лиц от 18 до 35 лет; - Шкала темперамента Марке - Нимана (Marke - Nyman Temperament Scale) У.Бауманна и Й.Ангст (1972) предназначена для оценки так называемых поведенческих характеристик темперамента у взрослых (20 - 50 лет). Разработка русскоязычных версий опросников темперамента осуществлялась В.М.Русаловым. Строго говоря, опросники, предназначеные для измерения свойств темперамента, к таковым могут быть отнесены условно. В большинстве случаев речь идет об опросниках личностных, при разработке которых теоретический конструкт, называемый темпераментом, раскрывается через его свойства, экспериментально обнаруженные в психофизиологических исследованиях. “Перенесение показателей (а точнее, их названий), которые выделены с помощью физиологических аппаратурных методик, в описание конструкта, положенного в основу создания тестов карандаша и бумаги, некорректно. В этой связи не вызывает удивления отсутствие при описании многих тестов темперамента сведений об их валидности”[9,с.262]. К тому же следует помнить и о том, что в работах многих западных психологов понятия “темперамент” и “личность” нередко рассматриваются как синонимы. В настоящем руководстве представлены наиболее известные, адаптированные русскоязычные тесты - опросники для психодиагностики темперамента: тест - опросник Я.Стреляу, методика Б.Н.Смирнова “Определение психологической характеристики темперамента”, методика ОСТ В.М.Русалова, вариант методики В.М.Русалова ОФДСИ, факторный опросник оценки темперамента Г.Айзенка EPI (формы А и В), тест - опросник Г.Айзенка для психодиагностики темперамента у детей. 2.1. Тест - опросник Я.Стреляу Видный современный польский психолог Ян Стреляу на основе дифференциально-психологической концепции Павлова - Теплова разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности [17]. Тест - опросник реализован в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: “да”, “?”, “нет”. Для проведения опроса достаточно иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией и перечнем вопросов, а также стандартный ответный лист, в который рядом с номером пункта заносятся крестики в одну из трех возможных позиций, соответствующую варианту ответа. При групповом письменном заполнении в ответный лист может вносить ответы сам испытуемый[15]. Каждый вопрос отнесен автором теста к одной из трех шкал: 45 вопросов - к первой шкале, 44 - ко второй, 45 - к третьей. Большинство вопросов по каждой шкале являются “прямыми” - в пользу высокого балла по шкале говорит ответ “да”, но есть также и “обратные” вопросы. На русскоязычной популяции стандартизационное исследование было проведено Н.Н.Даниловой (1985). Компьютерный анализ данных провел А.Г.Шмелев. В нормативную выборку вошли московские студенты и инженерно-технические работники. Диагностическая ситуация при выборе норм - смешанная (часть испытуемых обследовалась на добровольных началах, часть - в административном порядке). На нормативной выборке А.Г.Шмелевым проведен компьютерный анализ пунктов опросника по величине корреляции с суммарным баллом каждой шкалы. Подтверждена на высоком уровне статистической значимости внутренняя валидность большинства вопросов. Ряд вопросов, не получивших значимых корреляций с ревалентной шкалой, будут переформулированы в новой версии методики. По данным А.Г.Шмелева [13], уровень надежности - согласованности для первой русскоязычной версии теста можно признать удовлетворительным. Альфа-коэффициент Кронбаха по шкалам равен: 0,82 (первая шкала), 0,84 (вторая шкала), 0,81 (третья шкала). Косвенные экспериментальные сведения по проверке валидности методики для данной версии получены в работе Н.Н.Даниловой. Инструкция. Ответить “да”, “нет” или “не знаю”(?) на нижеследующие вопросы:
из ряда вон выходящее?
оно ни к чему не приведет?
разговора?
врачебные процедуры?
цирке?
ми людьми?
ситуациях?
спокойно?
задеть?
правила поведения?
подготовки?
|
Современная психодиагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально... | Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей... | ||
Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка,... | Ш37 Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб для етуд высш учеб заведений. 2-е изд. — М.: Гуманит изд центр владос,... | ||
Изобразительные методики (рисуночный тест фрустрационной толерантности Розенцвейга) | М 38 Маркетинг в ресторанном бизнесе (часть 1): Учебное пособие. / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово,... | ||
Учебное пособие no speak English Часть I состоит из 5 рассказов современных американских писателей | Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... | ||
Деловой английский язык. Часть I. Business English. Part I : учебное пособие / Ю. А. Вишневецкая, Л. М. Калянова. — Тюмень : Тюмгнгу,... | Данное учебное пособие прнедназначено для студентов 1 курса миу и является первой частью пособия по общему языку |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |