Скачать 373.93 Kb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда»
Рабочая дополнительная образовательная программа «Азбука прав и обязанностей»
Архангельск 2015 Пояснительная записка Настоящая программа направленна на формирование знаний и практических навыков в области права. В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 обозначена необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Формирование законопослушного поведения школьников и воспитание их правовой культуры – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения школьников следует рассматривать и как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. Правовое воспитание как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в основной школе, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Это те молодые, социально незрелые люди, которые еще не понимают, что за любое преступление или правонарушение обязательно наступает ответственность. Это те подростки, развитие которых осложнено влиянием отрицательных социально-психологических факторов: проблемами в адаптации к учебному процессу и к жизни школы, трудностями семейных взаимоотношений, подверженностью негативному воздействию средств массовой информации, неблагоприятным социальным окружением и другим отрицательным влияниям. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и не обучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности (приложение 1). Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков и юношества. Она проявляется в вытеснении традиционных ценностей нравственного порядка, в замещение их культом денег, физической силы, снижении общественно полезной активности, утверждении социальной апатии, появлении устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм. Конечно, учитель не в силах изменить нравственно-политический климат в стране, но предупредить школьника об опасностях он может. Педагог способен убедить подростка в необходимости задуматься о возможных последствиях его потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии подростковых эмоций. Таким образом, школа может методом интенсивного воздействия на сознание и поведение детей реально повлиять на уровень правонарушений в молодежной среде в сторону его снижения. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы. В отношении детей «благополучных» порой встает проблема недостаточного внимания родителей к ребенку. Семьи, где оба родителя допоздна заняты на работе, отнюдь не редкость. Подчас именно те дети, которых по анкетным данным трудно причислить к «группе риска», особенно остро ощущают психологический дискомфорт, одиночество, неприкаянность. Ведь работающие родители, как правило, сводят свои воспитательные функции к минимуму: телефонная связь с ребенком в течение дня, контроль и проверка (часто не слишком систематичные) и, разумеется, материальное обеспечение потребностей растущего ребенка (как искупление чувства вины перед детьми, предоставленными весь день самим себе) Именно эта группа детей и подростков зачастую не хочет уходить из школы домой, т. к. ему там просто нечего делать. И из-за избытка свободного времени, помноженного на недостаток родительского внимания, возникает благодатная почва для правонарушений, попадания подростка в различные криминальные ситуации, ведь в возрасте 11-14 лет не только нет осознанной ответственности за каждое свое деяние, но и одним из распространенных мотивов правонарушений становится «от скуки», «от нечего делать». Задача школы в этой ситуации научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, а для начала – просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами. Данная программа не является автономной, она реализуется согласно системе работы классных руководителей, социальных педагогов школ. При реализации программы учитываются те познания в области нравственности и духовности, которые ученики получили в начальной школе. Цель программы: создание условий для социализации личности учащегося через формирование знаний и практических навыков в области права. Задачи программы: Познавательные: - первоначальное формирование правовой грамотности участников реализации Программы; - формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность; - развитие интереса участников программы к вопросам правового образования; - получение практических навыков при реализации своих прав и обязанностей. Личностные: - определение участниками программы своего отношения к праву как общественной ценности; - формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям; - формирование нетерпимого отношения к общественно-опасным поступкам. Коммуникативные: - обучение правильному оцениванию своих поступков и нахождению объективных путей выхода из критических ситуаций. Целевая группа: обучающиеся 5-7 классов (подростки 11-14 лет). Условия набора групп: по запросу образовательных организаций. Срок реализации программы: 1 учебный год. Форма обучения: очная. Форма проведения занятий: аудиторные. Форма обучения: групповая или фронтальная (класс). Режим занятий: 9 занятий 1 раз в месяц Ожидаемые результаты программы: -повышение степени законопослушности у участников программы; -обеспечение заинтересованности подростков, принявших участие в программе в соблюдении действующих законов; -проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни; -негативное отношение участников Программы к проявлениям экстремизма, ксенофобии и другим асоциальным явлениям; -осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности, честности, долга, справедливости, правдивости и др. По окончанию программы участники должны знать и уметь: - основные положения Декларации прав человека, Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции РФ и уметь применять их в жизни; - понятие об административной и уголовной ответственности и условиях ее возникновения; -соблюдать правопорядок в общественных местах; -мотивы, которые могут привести человека к преступлению; -о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма; -положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя, курения; -свои права и обязанности при общении с органами правопорядка; -негативно относиться к действиям (бездействиям), нарушающим социальные нормы. Способы проверки ожидаемых результатов: - анализ динамического наблюдения с использованием анкет по выявлению уровня правовой грамотности (приложение 2), проводимого на начала и конец реализации программы; - изменение психологического климата в группе и классе, отраженное в документации классного руководителя, педагога-психолога и социального педагога образовательной организации; - снижению количества или предотвращение правонарушений и преступлений, совершаемых подростками, принявшими участие в программе (документация ПМПк образовательной организации); - уменьшению количества или их отсутствие среди группы подростков, принявших участие в программе, состоящих на внутришкольных учетах, учетах в КДН и ЗП, ОДН, ГБСУ АО «АСРЦН» (документация ПМПк образовательной организации). Нормативно-правовая база программы: Программа правового воспитания обучающихся основывается на следующей нормативно-правовой базе:
Механизм реализации программы Координатором программы является социальный педагог, исполнителями - участники образовательного процесса. Реализация программы осуществляется всеми участниками образовательного процесса, а также совместной деятельностью ОО с органами системы профилактики. Механизм реализации Программы предусматривает формирование следующих рабочих документов: - методических разработок классных часов; - наглядных пособий, стенной печати; - диагностического инструментария; - дневников исследований учащихся – участников реализации программы. Для реализации программы координатор-исполнитель программы проводит предварительную диагностику на выявление уровня правовой грамотности обучающихся 5-7 классов образовательной организации. Для этого была разработана и проведена анкета по выявлению уровня правовых знаний среди учащихся 5-7 классов (приложение 2). Программа будет реализовываться через систему классных часов. Подготовка классных часов должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:
Учебно-тематический план рабочей дополнительной образовательной программы «Азбука прав и обязанностей»
Содержание рабочей дополнительной образовательной программы «Азбука прав и обязанностей» Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий (классных часов) по следующим тематикам: Занятие 1. Тема: «Азбука прав и обязанностей» (приложение №3). Знакомство с понятиями права и обязанности, формирование первичных знаний по законопослушному поведению. Выявить, входит ли понятие законопослушного поведения в понятие нравственного поведения. Закрепление знаний, связанных с понятиями «права» и «обязанности», Конституция, Декларация, Конвенция. Осознание взаимосвязи законопослушного поведения и нравственного поведения. |
Основные направления деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с главой II федерального закона от 24 июня 1999 года... | Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности... | ||
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности... | Комендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних... | ||
Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания,... | Фз №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | ||
Федерального закона №120-фз от 24. 06. 1999 года Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений | По материалам семинара-совещания структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних (далее Совет профилактики) создается для осуществления единого подхода к решению... | Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |