Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Скачать 337.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3


Методические рекомендации

по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», закон Алтайского края от 31.12.2004 № 75-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» одним из основных направлений деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определили осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах Алтайского края (далее по тексту – территориальные комиссии) могут исполнять рассматриваемую функцию, в том числе посредством организации и проведения проверок учреждений системы профилактики, расположенных на территории района или города (п. 9 ст.10 закона Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»), а также посредством участия в ведомственных проверках.

К учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся:

  • в системе социальной защиты населения Алтайского края – учреждения социального обслуживания семьи и детей (центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры, социальные приюты);

  • в системе образования Алтайского края – образовательные учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, образовательные учреждения (центры) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, специальная общеобразовательная школа закрытого типа;

  • в системе здравоохранения Алтайского края – лечебно-профилактические учреждения (детские поликлиники и больницы, детские отделения районных больниц, дома ребенка, детские санатории, наркологические службы);

  • в системе культуры Алтайского края – государственные и муниципальные учреждения культуры (библиотеки, дома культуры и т.д.);

  • в системе органов государственной службы занятости населения – центры занятости населения;

  • в системе органов по делам молодежи Алтайского края – социальные службы для молодежи (клубы по месту жительства);

  • в системе физической культуры и спорта Алтайского края – государственные и муниципальные учреждения (спортивные школы и т.п.);

  • в органах внутренних дел Алтайского края – центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.


Порядок функционирования учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлен действующим федеральным и региональным законодательством.


Технология осуществления

территориальными комиссиями исполнения рассматриваемой функции


I. Этап планирования работы территориальной комиссии:

1. Определение объектов контроля, исходя из необходимости посещения соответствующего учреждения субъекта региональной (муниципальной) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Согласование с руководителями субъектов региональной (муниципальной) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних участия заместителя председателя (ответственного секретаря) территориальной комиссии в ведомственных проверках.

3. Включение в годовой план работы территориальной комиссии раздела по данному направлению деятельности.

4. Доведение плана работы территориальной комиссии до сведения руководителей субъектов региональной (муниципальной) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


II. Подготовительный этап:


1. Формирование рабочей группы по осуществлению проверки учреждения субъекта региональной (муниципальной) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью изучения вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в конкретном учреждении, утверждение ее состава председателем территориальной комиссии.

2. Изучение рабочей группой нормативной правовой базы учреждения в части регламентации деятельности по обеспечению условий содержания, воспитания, обучения, защиты прав несовершеннолетних.

3. Подготовка и утверждение председателем территориальной комиссии рабочей программы для изучения деятельности учреждения (приложение 1).

4. Доведение утвержденной рабочей программы проверки до сведения руководителя учреждения, руководителя субъекта региональной (муниципальной) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по подведомственности) не позднее, чем за 7 дней до планируемой даты проверки.

III. Основной этап:

Проведение проверки учреждения в соответствии с рабочей программой проверки.

IV. Заключительный этап:

1. Подготовка материалов по результатам проверки, включающих:

1) Описание деятельности учреждения по обеспечению и соблюдению условий содержания, воспитания, обучения, защиты прав несовершеннолетних (с описанием имеющегося положительного опыта организации деятельности), указанием (при наличии) выявленных недостатков и нарушений.

2) Рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения по обеспечению и соблюдению условий содержания, воспитания, обучения, защиты прав несовершеннолетних.

3) Рекомендации по устранению выявленных недостатков и нарушений.


Алгоритм организации и проведения проверки деятельности

учреждения системы профилактики
1. Включение проверки учреждения в план работы комиссии на 20__ г., уведомление об этом руководителя.

2. Ознакомление руководителя учреждения с перечнем вопросов, по которым будет проводиться проверка.

3. План - задание для членов рабочей группы.

4. Собственно проверка рабочей группой.

5. Справка по итогам проверки с выдачей копии руководителю учреждения.

6. Рассмотрение итогов на заседании КДН.

7. Постановление по результатам рассмотрения вопроса на заседании комиссии.

Приложение 1

Примерная рабочая программа

территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по проведению проверки учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(на примере учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации)
Цель: изучение организации деятельности учреждения по обеспечению условий содержания и социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные направления проверки:
1. Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждения:

- наличие копий законодательных и иных федеральных, региональных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения по обеспечению условий содержания, социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- наличие Устава учреждения;

- наличие номенклатуры дел;

- наличие дел, перечисленных в номенклатуре, отражающих деятельность учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявления причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;

- наличие положений об учреждении и функционирующих структурных подразделениях, объединениях;

- наличие должностных инструкций специалистов, осуществляющих деятельность в сфере профилактики;

- наличие годового плана работы учреждения по воспитательной, реабилитационной работе и профилактике безнадзорности;

- наличие анализа деятельности учреждения в сфере профилактики за период (год);

- наличие отчетной документации по итогам проведения мероприятий планов учреждения, структурных подразделений, специалистов.

2. Организация приема и учета несовершеннолетних, помещаемых в учреждение:

- наличие и ведение «Журнала учета лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

- наличие и ведение Книги приказов по движению воспитанников;

- наличие и оформление личных дел воспитанников учреждения (наличие документов, подтверждающих факт нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, отражающих деятельность специалистов учреждения по социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними).

3. Организация реабилитационного процесса в учреждении:

- наличие психолого-медико-педагогического консилиума и других организационных форм взаимодействия специалистов учреждения по организации комплексной реабилитации несовершеннолетних;

- наличие индивидуальных, комплексных и тематических социально-реабилитационных программ;

- оформление специалистами планирования своей деятельности;

- оформление карты комплексной реабилитации несовершеннолетнего, где фиксируются профилактические мероприятия, проведенные с несовершеннолетним;

- рациональная организация режима дня воспитанников;

- организация досуга, трудовой реабилитации воспитанников;

- проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;

- информационно-тематическое оформление учреждения.

5. Организация работы учреждения с семьями, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации:

- наличие планирования в данном направлении;

- организация социального патронажа семей воспитанников (наличие планирования и отчетной документации);

- оформление комплексных индивидуальных программ реабилитации семей воспитанников учреждения, находящихся на социальном патронаже;

- ведение иной документации, отражающей работу с семьями воспитанников.

6. Организация межведомственного взаимодействия с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- наличие договоров о совместной деятельности;

- оформление планирования (иной документации) о совместной деятельности с органами и учреждениями системы профилактики муниципального образования;

- система взаимоинформирования;

- организация совместных мероприятий (рейдов, совещаний, семинаров, «круглых столов» и т.п.).

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ ЧЛЕНОВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
I. Один из главных моментов работы члена комиссии в учреждении – создание атмосферы доброжелательности и позитивного настроя.
II. При проведении проверки учреждения территориальными комиссиями вырабатываются определенные правила взаимодействия, направленные на принятие конструктивных решений:

1) правило перцептивного общения – адекватное восприятие и понимание сторон в процессе общения;

2) правило информативного общения, которое выражается в обмене информацией, ее понимании;

3) сотрудничество или активная помощь друг другу в достижении результата;

4) наличие единой цели, общей для всех участников;

5) стремление всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение.
III. При формировании выводов по результатам проверки учреждения территориальным комиссиям следует руководствоваться следующими принципами:

а) принцип согласованности – выводы должны содержать выявленные пробелы или недостатки, примерно в равной последовательности и логике изложения, другими словами основная часть должна согласовываться с резолютивной частью;

б) принцип адресности – содержащиеся в выводах предложения, поручения необходимо адресовать конкретному субъекту, которым может выступать не только проверяемое учреждение, но и соответствующий орган местного самоуправления;

в) принцип реальности – предложения об устранении недостатков должны быть выполнимы и соответствовать нормам действующего законодательства.
IV. Права члена районной комиссии при проведении проверки:

Члены территориальной комиссии в пределах своей компетенции имеют право:

- защищать права и законные интересы несовершеннолетних – воспитанников учреждений;

- запрашивать у администрации учреждения сведения, необходимые для работы комиссии в сфере профилактики;

- анализировать документы учреждения в сфере профилактики;

- давать рекомендации руководителю учреждения по совершенствованию деятельности учреждения в проверяемой сфере;

- инициировать по результатам проверки проведение заседаний комиссии, «круглых столов», семинаров;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10 КоАП РФ в отношении должностных лиц учреждений.
V. Обязанности члена территориальной комиссии при проведении проверки учреждений:

Члены территориальной комиссии в пределах своей компетенции должны:

- изучать деятельность учреждения с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- уважительно относиться к имеющемуся опыту специалистов учреждения;

- находить совместно с администрацией и коллективом учреждения пути, методы и приемы выхода из выявленных проблемных ситуаций.

Приложение 3

Памятка

по изучению деятельности образовательных учреждений
В ходе проведения анализа соблюдения условий воспитания и обучения несовершеннолетних в образовательных учреждениях подлежат выяснению следующие вопросы:

  1. Педагогические кадры учреждения

Наличие в штатном расписании ставок заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, руководителей кружков и секций.

  1. Социальный паспорт образовательного учреждения

Количество учащихся. Наличие социального паспорта на учащихся. Количество детей из многодетных семей; из неполных семей; детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; из семей, находящихся в социально опасном положении;

3. Планирование работы

Провести анализ планирования работы: воспитательной, по профилактике правонарушений, мастеров производственного обучения (при изучении деятельности профессиональных училищ) и классных руководителей, руководителей кружков и секций, социального педагога, психолога. Отражена ли в планах совместная работа с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты населения, по делам молодежи.

4. Система контроля за посещаемостью

До проверки изучить сведения ОВД по преступлениям и правонарушениям, совершенным учащимися проверяемого учебного заведения и, сопоставив с информацией, полученной в результате изучения данного вопроса (внутришкольный учет, планы ИПР), сделать вывод об эффективности действующей системы контроля за посещаемостью.

Сопоставить количество поступивших информаций в КДН и ЗП от администрации учреждения о несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия, и фактическое количество таких детей (при изучении журналов посещаемости).

Какие меры принимаются администрацией учреждения по недопущению фактов систематических пропусков занятий учащимися.

Анализ посещаемости по классным журналам.

Ведется ли отдельно учет посещаемости, помимо классных журналов.

Информируются ли родители о пропусках занятий без уважительных причин (в какой форме).

5. Досуговая база

Проверяется наличие и график работы спортзала, актового зала, состояние их материальной базы, количество кружков и секций.

Выясняется количество учащихся, охваченных досуговой деятельностью. Сколько из них проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, кто состоит на учете в КДНиЗП, на профилактическом учете в школе?

Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних с девиантным поведением.

Время работы кружков и секций (в том числе в вечернее время).

Общий процент охвата учащихся досугом, в том числе находящихся в социально опасном положении.

Количество педагогов дополнительного образования в учреждении.

6. Профилактическая работа.

- анализ преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школы, за три года;

  • количество совершенных учащимися преступлений за проверяемый период; состояли ли подростки, совершившие преступления, ранее на внутришкольном учете; результаты проведения с ними индивидуальной профилактической работы (далее ИПР);

  • количество совершенных учащимися правонарушений за проверяемый период; состояли ли подростки, совершившие правонарушения, раннее на внутришкольном учете; результаты проведения с ними ИПР;

  • направлялись ли в учреждения представления КДН и ЗП об устранении причин и условий, способствующих совершению противоправных действий; анализ представлений;

  • своевременность поступления информаций из ОВД о фактах совершения правонарушений и преступлений учащимися;

- анализ ежемесячных планов работы классных руководителей;

- разработаны ли в учреждении программы (планы) по профилактике безнадзорности, правонарушений, табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- формы и методы профилактической работы в учреждении («Дни профилактики», «Дни правовых знаний», рейды в места досуга, посещение неблагополучных семей, индивидуальная работа с учащимися). Результативность проводимых мероприятий;

- количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете:

из них состоит на учете в КДН и ЗП, ПДН ОВД, совершивших правонарушения, преступления, проживают в семьях СОП.

Взаимодействие образовательного учреждения с другими органами системы профилактики по этой категории детей.

Кто проводит с ними работу? Какова роль психолога в данной работе? Проверить документы, фиксирующие результаты работы с педагогически запущенными детьми.

Анализ протоколов заседаний Совета профилактики.

Рассматривались ли вопросы организации воспитательной работы с учащимися «группы риска», какие приняты решения, как осуществляется контроль за их исполнением или работа ведется только по факту совершения правонарушения.

Приглашался ли врач – нарколог на заседания Совета профилактики, его роль и участие в работе Совета.

Количество детей, в отношении которых принято решение об отчислении в связи с нарушением Устава учреждения. Рассматривалось ли поведение ребенка на заседании Совета ранее, как выявлялись причины девиантного поведения.

Регулярность проведения заседаний.

Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска».

Кем проводится ИПР (классные руководители, социальный педагог, психолог), анализ планов работы с учащимися.

Работа психолога

Результаты диагностики, анализ, заключения, план работы психолога с «трудным» ребенком, какая реабилитационная помощь ему оказывается (тренинги, беседы, тесты), отражение результатов работы, рекомендации, каких специалистов привлекает к работе с детьми (консультации психоневролога, нарколога).

7. Работа с семьями.

Проверить регулярность проведения родительских собраний, явку родителей. Тематика родительских собраний.

Количество семей, находящихся в социально опасном положении, в них детей, в том числе – учащихся. Система их выявления, результаты профилактической работы.

Направлялись ли информации в территориальные КДН и ЗП о выявленных семьях (копии).

Проводятся ли сверки данных учреждением с КДН и ЗП и ПДН ОВД по состоящим на учете семьям и несовершеннолетним.

8. Отчисление учащихся из учреждения:

- количество учащихся, отчисленных из учреждения в учебном году (причины), в том числе в возрасте до 15 лет;

- имеется ли разрешение КДН и ЗП на отчисление учащихся в возрасте до 15 лет;

- каким образом отслеживается дальнейшее жизнеустройство отчисленных несовершеннолетних.

9. Защита прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении: из них до 18 лет

- проводились ли обследования ЖБУ органами опеки и попечительства (копии актов обследования);

- взаимодействие администрации учреждения с органами опеки и попечительства.

10. Проводились ли проверки учреждения районной(городской) или краевой прокуратурой. Копии представлений или справок. Контроль за устранением отмеченных нарушений.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconМу «Управление образования администрации Краснояружского района»...
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности...

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconМетодические рекомендации по организации профилактики безнадзорности...
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности...

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconМетодические рекомендации по организации профилактики безнадзорности...
Комендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПрактические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй...
«Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconМетодические рекомендации «Взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних...
Городской Центр по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и спида среди несовершеннолетних

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconКомиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края постановление
Об утверждении новой редакции Механизма взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПояснительная записка Настоящая программа направленна на формирование...
Б основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних №120 от 24. 06. 1999г., ст. 14. 5 обозначена необходимость...

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПроект положения о «Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних (далее Совет профилактики) создается для осуществления единого подхода к решению...

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconМетодические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности...
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений...

Методические рекомендации по технологии проведения территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проверок учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconОтчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Основные направления деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с главой II федерального закона от 24 июня 1999 года...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск