Скачать 131.06 Kb.
|
Конкурс лучших сценариев профориентационных мероприятий «От идеи к проведению» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1213» (ГБОУ Школа № 1213) «Узнаю о профессиях доступно» Развивающие занятия с элементами тренинга по профориентации для учащихся 1 – 4 классов Автор: Викторова Ольга Александровна Педагог-психолог Москва, 2015 год Сценарий профориентационного мероприятия для обучающихся общеобразовательных организаций Развивающие занятия с элементами тренинга по профориентации для учащихся 1 – 4 классов «Узнаю о профессиях доступно» Возраст: 7 – 10 лет (учащиеся 1-ых – 4-ых классов) Цели:
Задачи:
Количество занятий: 4 обязательных +занятия с приглашенными родителями (до 3 занятий) Необходимое оборудование:
Сценарий занятий: Занятие 1 Цель занятия: систематизация представлений учащихся о мире профессий. Представление «матрицы профессий» в соответствующей возрасту обучающихся форме. Введение: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о профессиях. Расскажите, а какие вы знаете профессии?» Происходит беседа с учащимися на тему знакомых им профессий. Можно задавать такие дополнительные вопросы, как: а как этот человек работает? С помощью каких инструментов? С кем/чем он работает? Это сложная работа? В зависимости от возраста учащихся можно усложнить задачу, применив упражнение «Профессия на букву» или «Снежный ком» (только с профессиями) [4;5] В итоге нужно подвести учащихся к мысли, что профессий очень много и в них нужно как-то ориентироваться. Основная часть: «Получается профессий очень много? А как в них ориентироваться – непонятно? Это не совсем так, ребята. На самом деле, профессий действительно очень много. Есть даже такие, которые существуют только в отдельных точках мира. Но все-таки, в большей части профессий можно разобраться! Давайте попробуем с вами это сделать! На самом деле, главное ответить на два вопроса – с чем или с кем работает человек и как он это делает. Давайте начнем в того – с чем можно работать!» В этом задании используется рисунок человека с предметами труда из приложения 2. При этом для учащихся 1 – 2 классов картинка может быть сразу выведена целиком, для старшего возраста можно использовать расширение .pptx, чтобы дать ребятам возможность самим догадаться до возможных вариантов и вывести их на экран по мере угадывания. Так же можно использовать технику «Коллаж» [1], когда картинка человека была бы размещена в формате А4 на доске, а обучающиеся тянули бы из мешочка изображения предметов труда и прикрепляли бы их картинке человека. Когда все предметы труда названы (человек, информация, финансы, техника, искусство, животные, растения, продукты, изделия, природные ресурсы), можно продемонстрировать учащимся упрощенную «матрицу профессий» из приложения 1. «Что же, ребята, мы поняли, с чем и с кем можно работать, а теперь давайте подумаем, как можно работать: у нас есть живые объекты, с которыми кто-то работает, давайте подумаем, что с ними можно делать? Что можно делать с животными и с человеком?» Задавая подобные вопросы можно вывести учащихся на все виды деятельности. Виды деятльности лучше записать словами. При этом, ориентируясь на уровень учащихся, можно воспроизвести матрицу не полностью или использовать более простые определения. В приложении1 приведен пример возможных изменений (зеленым выделены пункты, понятные большинству учащихся, желтым те, которые можно не использовать в целях упрощения задачи). Стоит так же обратить внимание. Что некоторые понятия, применимые к живым объектам, в данном случае, применяются и к неживым (оздоравливать можно и технику). Таким образом, мы получим упрощенный вариант матрицы профессий. В качестве такого же упрощенного варианта самих возможных профессий, можно совместно с учащимися придумать по одной профессии на каждое пересечение предмета и содержания труда. Для фиксирования результата можно использовать слова или картинки. Завершение: В завершении занятия подводятся итоги того, что обучающиеся узнали на занятии, чем занимались, что было нового, интересного. В качестве завершения можно использовать тренинговую процедуру «аплодисменты». [1;5] Занятие 2 Цель: активизация познавательного интереса учащихся путем выполнения творческих заданий и обращения к профессиям родителей. Введение: «Ребята, на прошлом занятии мы с вами составили таблицу профессий. Давайте сейчас попробуем отгадать загадки про профессии с помощью этой таблицы!» Загадки: У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый. (Парикмахер) Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар) Ночью, в полдень, на рассвете Службу он несет в секрете, На тропе, на берегу, Преграждая путь врагу. (Пограничник) С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Скорее, кто же мы? (Пожарные) Кто у постели больного сидит? — И как лечиться он всем говорит. Кто болен — он капли предложит принять, Тому, кто здоров, — Разрешит погулять. (Доктор) Кто учит детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать? (Учитель) [11] Загадывая загадку, стоит акцентировать внимание детей на табличке – с кем/чем этот человек работает? Как он это делает? Данное упражнение позволяет закрепить у обучающихся понятие о предмете и содержании труда, а так же понимание самой матрицы профессий. Можно не только предложить воспользоваться матрицей, но и выводить изображение правильных ответов на соответствующие пресечения. Основная часть: Для выполнения данного задания понадобятся рисунки профессий и предметов, ватман (по количеству команд), цветные карандаши, клей. «Ну что же, загадки мы все отгадали и вспомнили нашу табличку. Теперь давайте выполним наше основное творческое задание. Для этого нам нужно разбиться на группы». Нужно разделить учащихся на равномерные группы по несколько человек. Далее в каждой группе выбирается капитан. «Дорогие ребята, теперь когда у нас есть команды и капитаны, давайте же узнаем, что нам предстоит сделать! Смотрите, у меня есть конверт; в этом конверте лежат рисунки, изображающие людей различных профессий. Каждой команде достанется какая-то одна профессия. После этого вы возьмете ватман (1 на команду), клей, цветные карандаши, и для своей профессии вы сделаете коллаж. То есть на ватман наклеите изображение профессии, которое вытащите, а потом подойдете к столу с другими картинками. Там вам нужно будет выбрать те картинки, которые имеют отношение к вашей профессии и так же разместить их на ватмане. Кроме того, вы можете написать что-нибудь, что имеет отношение к представляемой профессии или нарисовать самостоятельно. Важно работать всем вместе. Командой! А теперь я прошу капитанов подойти ко мне за заданием». Капитаны команд подходят к ведущему и получают профессии, а так же ватман и прочие инструменты для работы. После этого обучающиеся выполняют задание под присмотром ведущего. По окончании, каждая работа демонстрируется группой, ребята рассказывают о ней. Завершение: В завершении занятия подводятся итоги того, что обучающиеся узнали на занятии, чем занимались, что было нового, интересного. «Да, ребята, сегодня мы с вами узнали много нового про некоторые профессии, но нам, наверное, хотелось бы узнать и про многие другие? Давайте, мы так и сделаем! Скажите, ведь ваши родители тоже кем-то работают? Интересно было бы узнать кем? Тогда давайте их спросим об этом!» Всем учащимся раздаются анкеты для родителей №1 из приложения 4. Родители могут письменно заполнить анкету или ответить на вопросу устно, при условии, что ребенок сможет это запомнить и пересказать. Занятие 3 Цель: Активизация познавательного интереса учащихся посредством обращения к профессиям родителей Знакомство учащихся с профессиями родителей (в теоретическом и практическом плане) Введение: «Здравствуйте ребята! В начале нашего очередного занятия предлагаю вам поиграть! Сейчас на доске для вас появится профессия, а вы должны назвать как можно больше вещей/предметов, которые имеют к ней отношение!» На доску можно вывести табличку с шапкой из нескольких профессий и под каждой из них писать предметы, которые будут названы. В конце упражнения стоит отметить и похвалить активность учащихся. Примерные профессии: (Легкие) Повар, учитель, военный, спасатель, доктор (ветеринар), художник. (Посложней) Директор, программист, фотограф, специалист по рекламе, стюардесса, экономист. Основная часть: «Ребята, у вас было задание – узнать о профессии родителей, вы его выполнили? Давайте тогда поделимся друг с другом тем, что мы узнали от родителей». Ребята по очереди выходят к доске и рассказывают о профессиях родителей. Ведущий на доске размещает каждого родителя на соответствующем пересечении матрицы (можно доверить это самим ребятам). В итоге должна получиться матрица, заполненная профессиями родителей всего класса. После этого можно предложить ребятам составить диаграмму родительских профессий по тем или иным признакам. Допустим, это могут быть: рабочие, служащие, занимающиеся наукой, другие. Диаграмму составляет ведущий на доске, учащиеся ему помогают относить те или иный профессии к категориям (выполнение данного пункта зависит от общего уровня подготовки учащихся). Когда все профессии размещены и составлена диаграмма, предлагаем учащимся пригласить родителей рассказать о своей профессии. Можно провести голосование, попросив ребят написать на листочке, о чьей работе они хотели бы узнать получше. Заключение: «Ребята, давайте подведем итоги нашего голосования и узнаем, кто же придет к нам рассказывать о профессиях. Итак, в гости мы ждем…..». Занятия с приглашенными родителями1 Цель: Активизация познавательного интереса учащихся посредством обращения к профессиям родителей Знакомство учащихся с профессиями родителей (в теоретическом и практическом плане) Количество занятий с участием родителей определяется количеством родителей и временем, необходимым для их выступления. Встречи с родителями могут быть, как теоретическим, так и включать в себя практические элементы. Желательно проводить рефлексию в конце каждой встречи: понравилось/не понравилось, что было нового/интересного и т.п. Совместная фотосъемка с последующим размещением фотографий в классном пространстве так же приветствуется. В конце каждой встречи ребятам предлагается побыть интервьюерами и задать представителям профессии вопросы, согласно анкете в приложении 4. Весь материал собирается ведущим и сохраняется. На основе материалов ведущий составляет презентацию для обучающихся с фотографиями с занятий и небольшим текстовым обобщением каждого занятия, на слайдах, посвященных родителям пишется информация, полученная из интервью. После окончания встреч с родителями, проводится итоговое занятие, направленное на закрепление и обобщение полученного опыта. Занятие 4. Итоговое. Цель: обобщение и систематизация полученного опыта и знаний. Введение: «Ребята, на сегодняшнем занятии мы будем подводить итоги и обсуждать все то, что мы узнали!» Ведущий демонстрирует учащимся презентацию и все вместе вспоминают предыдущие занятия и делятся впечатлениями. Основная часть: «А давайте вспомним, с чего все начиналось! Да, все начиналось с таблички профессий. Вы очень много узнали нового о профессиях, вы узнали, как можно в них разобраться. Узнали с чем или с кем может работать человек и как он это может делать. А вы сами уже придумали, кем вам хотелось бы стать? Какая профессия вам нравится больше всего? Давайте тогда все вместе выполним рисунки на тему «Моя будущая профессия!». Вы нарисуете, кем вы хотите быть и те предметы, которые могут пригодиться человеку этой профессии. Потом мы вырежем эти рисунки и приклеим на наш общий коллаж и будем знать, какие же будущие профессионалы учатся в нашем классе!». Учащиеся выполняют рисунки, после чего все нарисованные предметы аккуратно вырезаются и размещаются на общеклассном коллаже «Профессии нашего класса», который сохраняется в кабинете. Возможно так же разместить на нем и фотографии с занятий. В ходе выполнения задания обучающимся можно задать такие вопросы, как: а что нужно делать, чтобы получить такую профессию, что главное для человека этой профессии, чем, в основном, он занимается? Заключение: После того, как все ребята наклеили свои рисунки и рассказали о них, ведущий спрашивает – нравится ли им результат их работы. После этого можно завершить занятия процедурой «Аплодисменты» [1;5]. Приложения Приложение 1 Матрица профессий для учащихся
Приложение 2 Предметы труда Приложение 3 Рисунки профессий : Приложение 4 Анкеты для родителей Анкета для родителей № 1
Анкета для родителей №2
Список литературы:
1 На основе данной части представленного курса занятий учащимися 3А класса ГБОУ Школа №1213 была выполнена проектная работа «Наши родители - профессионалы», занявшая призовое место на конкурсе проектных работ «Парад профессий XXI век» (2015 год). |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «ромашка» | Городской фестиваль-конкурс «Тебе, родной Прокопьевск, я песню посвящаю…» направлен на выявление и популяризацию лучших образцов... | ||
Региональная комиссия по качеству определяет и реализует свои финансовые взаимоотношения с предприятиями-участниками, исходя из общего... | Региональный этап конкурса сочинений (далее Конкурс) проводится в рамках Всероссийского конкурса сочинений согласно пункта 101 Плана... | ||
Настоящее Положение определяет цель, задачи, условия и сроки проведения конкурса профориентационных материалов для обучающихся образовательных... | Программы (далее – Логотип) представляет собой сочетание размещенных в квадрате обязательных элементов: знака соответствия Федерального... | ||
Издание нормативных документов (приказ, план) по проведению мероприятий по гражданской защите | Единого портала является изучение сценариев поведения пользователей, выявление их потребностей и типичных затруднений. Указанную... | ||
Окружной этап Конкурса «Учитель года Кировской области» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки творчески работающих... | Национальных чемпионатов по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» в Красноярском крае, проведения профориентационных... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |