Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики


НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5

Приложение


к письму Министерства образования

Московской области

от 10.01.2017 № 33/09о

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики

на основной и старшей ступени общего образования в контексте реализации Концепции развития математического образования

в Московской области

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации отмечается, что «Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин». Таким образом, математика является одним из средств формирования личности выпускника, оканчивающего среднюю школу. Личности, способной к самосовершенствованию, самообучению и самореализации в обществе, что нашло отражение в требованиях к личностным, предметным и метапредметным результатам обучения. В связи с этим целью обучения математике является не только приобретение предметных знаний, умений и навыков, но и достижение компетенций и компетентностей, специфических математике и направленных на формирование и развитие личности обучающихся. Система обучения математике должна опираться на установку «нет неспособных к математике детей», строиться таким образом, чтобы все без исключения обучающиеся владели базовыми математическими знаниями. В то же время система обучения математики должна удовлетворить потребности мотивированных к изучению математики на повышенном уровне обучающихся. Так же важным являются два аспекта:

1) усиление воспитательного и развивающего потенциала математики, как науки и школьного предмета, способствующего мотивированному процессу приобретения математических знаний;

2) возможность практически на любом этапе каждому обучающемуся перейти на более высокий уровень образовательных потребностей.

Одним из направлений для достижения этого является популяризация математики. Под популяризацией математики будем понимать процесс распространения математических научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации). Основной целью популяризации математики является превращение научных данных в интересную и понятную большинству информацию.

Сущность, смысл, цели и ожидаемые результаты популяризации математики на основной и старшей ступенях общего образования. Методологической основой Концепции развития математического образования в Российской Федерации в направлении математического просвещения и популяризации математики является:

– обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения;

– создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирования гордости за достижения российских учёных;

– обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения (концепция)

Целью популяризации математики на основной и старшей ступенях общего образования является формирование интереса и уважения к математической деятельности, установка на ценность индивидуальной и общественной математической культуры и образованности, на критическую важность профессиональной математической деятельности и результатов для информационной, технологической, военной безопасности.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации мероприятий популяризации математики на основной и старшей ступенях общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

– обеспечение соответствия мероприятий по популяризации математики Концепции развития математического образования в Российской Федерации;

– обеспечение преемственности математического образования на всех ступеней общего образования;

– построение системы популяризации математики в урочной и внеурочной деятельности;

– выявление и развитие математических способностей учащихся.

Ожидаемые результаты популяризации математики. Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал в любой сфере человеческой деятельности. Помимо специальных знаний современному человеку важно уметь логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли, критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства; способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве. Все эти и многие другие полезные качества могут быть привиты и воспитаны в процессе изучения математики.

Неотъемлемой чертой популяризации математики являются доступность изложения, занимательность информации, актуальность и практическая направленность материала. Для достижения этого пользуются следующими средствами: его конкретностью и последовательностью, посредством простого и увлекательного языка, тщательный подбор материала.

Популяризация математики может быть реализована через различные мероприятия, которые различаются по числу участников, особенностям организации и частоте проведения. По числу участников это могут быть индивидуальные групповые и массовые мероприятия. По особенностям реализации – событийные и организационные. По частоте проведения – разовыми, эпизодическими и постоянными.

Большую роль в популяризации математики играют событийные формы. В настоящее время самыми распространёнными из них являются демонстрации экспериментов, кружки, клубы, мастер-классы, мастерские, фестивали науки, научно-практические конференции и др. Событийные формы направлены на вовлечение как можно большего числа участников и реализуются в виде либо отдельных мероприятий, либо серии мероприятий. Для первичного привлечения внимания широкой аудитории к науке и научной деятельности именно событийные формы наиболее подходящий инструмент. Например, мероприятия вроде фестивалей науки, проводимых в формате праздника, способны привлекать довольно много участников, как школьников, так и их родителей.

Вторую большую группу мероприятий по популяризации математики составляют организационные формы. К ним относятся музеи науки и отдельные музейные экспозиции, научные кафе, «города науки» и др. Организационные формы направлены на людей уже имеющих некоторый интерес к науке и определённый уровень предметных знаний. Однако путем организации определённых событий: встреч с известными людьми, лекций, презентаций новых проектов, конкурсов и др. возможно серьёзное воздействие и на немотивированных обучающихся, а также обучающихся с недостаточной математической подготовкой.

Возрастные особенности юношеского возраста и их учёт при проведении мероприятий по популяризации математики. При разработке программ и проведении мероприятий, направленных на популяризацию математики на основной и старшей ступенях общего образования в Московской области необходимо учитывать культурные различия и возрастные особенности юношеского возраста, индивидуальные особенности, которые должны обеспечивать достижение целей и задач популяризации математики:

К 15-17 годам завершается физическое развитие организма, половое созревание, и вместе с этим замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Юношеский возраст является периодом относительно спокойного развития и характеризуется готовностью старших школьников к увеличению физических и умственных нагрузок, существенному повышению работоспособности.

Если в 11-15 лет для подростка основополагающим зачастую становится мнение сверстников, что существенно влияет на мотивацию к учению, то в юношеском возрасте формируются собственные взгляды и отношения. У старшеклассников проявляется самостоятельность взглядов. Если подростки проявляют самостоятельность в делах и поступках, то в юношеском возрасте обучающиеся считают проявлением самостоятельности проявление собственных взглядов, оценок, высказывание собственного мнения. Понятно, что эти возрастные особенности необходимо учитывать и использовать. Вовлечение обучающихся юношеского возраста в мероприятиях, направленных на популяризацию математики, будет способствовать закреплению имеющихся интересов, позволит реализовать свои способности, даст возможность для самореализации. В то же время участие в мероприятиях, направленных на популяризацию математики, позволит обучающимся, не проявившим на этапе подросткового возраста склонностей и интересов к математической науке, развернуть свои интересы в этом направлении. Характерное для юношеского возраста стремление самому во всем разобраться будет серьёзно этому способствовать.

Реализация себя в мероприятиях, объединённых идеями популяризации науки и математики, позволяет старшим школьникам реализовать свою острую потребность в общении. В этом возрасте обучающиеся уже достаточно избирательны в общении, в то же время стремятся к периодическому уединению, чтобы услышать собственный внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью. Юношеский возраст так же характеризуется большой потребность в общении со взрослыми. При чём, потребность эта именно в юношестве значительно выше, чем в других возрастах, поскольку уже возникают проблемы, которые со сверстниками решить невозможно из-за недостаточности жизненного опыта. В этот момент на помощь приходят взрослые, однако старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации. В этой связи объединение взрослых со старшеклассниками на основе научных интересов позволит решить многие проблемы, поможет найти ответы на многие вопросы.

Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, юношеский максимализм, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию – основные новообразования в личности старшего школьника, которые могут стать помощниками при его формировании его научных увлечений. Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних. В основе юношеской тяги к дружбе – страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте. Если в юношеском возрасте ребёнок оказывается в компании сверстников и взрослых, увлечённых некоторыми научными идеями, то это может сыграть важную роль в его дальнейшем самоопределении, выборе жизненного пути.

Центром ситуации развития в 10-11-х классах является профессиональное самоопределение, ведущая деятельность становится учебно-профессиональная. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить своё место и назначение в жизни. Развитие познавательных интересов стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего школьного возраста учащиеся овладевают памятью, восприятием, воображением, вниманием и подчиняют их определенным задачам деятельности.

Мыслительная деятельность в юношеском возрасте по сравнению с подростковым характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования; нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений; умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений; делать глубокие выводы и обобщения; связывать изучаемое в систему. Это позволяет затрагивать более серьёзные вопросы развития математической науки, активно использовать мероприятия по популяризации математики для удовлетворения возросших потребностей растущего молодого человека.

Через популяризацию математики можно вовлечь в занятия математикой обучающихся с недостаточной математической подготовкой, тех, у кого из-за сложностей протекания подросткового кризиса возникали проблемы. На новом возрастном этапе развития личности важно оказать поддержку и помощь.

Существенные изменения в социальной и культурной жизни нашей страны, а также психологические особенности, характерные современному старшему подростковому и юношескому возрасту, отражают недостаточно сформированный уровень рефлексии у обучающихся. Индивидуализм и отсутствие коллективного духа современных школьников подчеркивают, что проблема общения в учебно-воспитательном процессе требует внимания, так как умение вступать в диалог и находиться в диалоге, способность чётко и ясно излагать свои мысли, имеет огромное значение для развития личности, её самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач учителя – найти пути к развитию каждого молодого человека, а сам процесс обучения превратить в диалог учителя и ученика.

Совокупность видов (форм, форматов) мероприятий школьного, муниципального и регионального уровня, направленных на популяризацию математики на основной и старшей ступенях общего образования. Популяризация математики может быть организована в урочной и внеурочной деятельности школьников.

Мероприятия в образовательной организации. Выстроить систему работы по популяризации математики в образовательной организации является одним из важнейших направлений, поскольку именно такая работа позволяет охватить как можно большее число обучающихся. В рамках системы можно использовать все виды мероприятий – организационных и ситуационных. Обязательно включать индивидуальные, групповые и массовые мероприятия. Проводить мероприятия разово, периодически и постоянно. Для примера рассмотрим такую структуру:

1) В образовательной организации постоянно функционирует научный ученический клуб «Любители математики». В начале года составляется план заседаний клуба, в течение всего учебного года раз в неделю проходят заседания членов клуба в соответствии с тематикой по плану. Член клуба так же являются организаторами различных мероприятий: школьного тура олимпиады, предметной недели математики.

2) Осенью проводится школьный этап математической олимпиады. Победители школьного тура затем принимают участие в муниципальном, региональном и др. этапах (если проходят соответствующий отбор).

3) Весной проводится предметная неделя математики. В рамках недели в каждом классе проходят различные мероприятия: тематические вечера, конкурсы, викторины, КВН математической тематики. Завершающим мероприятием предметной недели является общешкольная ученическая научно-практическая конференция. На конференции учащиеся представляют свои проектные и исследовательские работы, подводя итоги предметной недели, проводят награждение особо проявивших себя учащихся.

Представленная структура позволяет выстроить систему работы вокруг деятельности математического клуба. Поскольку членами клуба могут учащиеся разных классов, то возможно создания в каждой учебной параллели классов клубные секции. Это позволит лучше учесть возрастные особенности обучающихся, точнее определить актуальные предметные вопросы для изучения. Элементы игры: выбор президента и актива клуба, определение устава и т.д. позволяет внести некую интригу в серьёзную познавательную деятельность и активизировать обучающихся.

Другой пример построения структуры внеурочной деятельности в образовательной организации, направленной на популяризацию математики:

1) В каждой параллели классов функционирует математический кружок. Занятия кружка проводятся в соответствии с утверждённой на управляющем совете программой.

2) Осенью проводится школьный этап математической олимпиады. Победители школьного тура затем принимают участие в муниципальном, региональном и др. этапах (если проходят соответствующий отбор).

3) Весной проводится предметная неделя математики. В рамках недели в каждом классе проходят различные мероприятия: тематические вечера, конкурсы, викторины, КВН математической тематики. Завершающим мероприятием предметной недели является общешкольный фестиваль науки. На фестивале каждый кружковой коллектив демонстрирует свои достижения за учебный год. Так же представлять свои предметные достижения могут индивидуальные участники, например, победители олимпиад. На фестивале науки подводятся итоги предметной недели, награждаются особо проявившие себя обучающиеся.

Приведённые в качестве примеров структуры схожи. В обеих присутствует некоторое объединение детей с относительно постоянным составом. В рамках такого объединения реализуются регулярные мероприятия (занятия кружка, заседание клуба и др.), а также некоторая система ежегодных эпизодических и разовых мероприятий. Важным является гармоничное сочетание индивидуальной, групповой и массовой работы. Правила участия в этих мероприятиях известны с самого начала учебного года всем обучающимся образовательной организации.

Групповые формы работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов, курсов по выбору по математике. Индивидуальные формы работы представлены подготовкой докладов, лекций, презентаций и т.д.

Курсы по выбору, являясь обязательной составляющей в рамках реализации профильного обучения, позволяют также активно осуществлять популяризацию математической науки. Построение системы курсов по выбору позволяет осуществить профильную ориентацию на инженерные и другие профессии, требующие высокой математической подготовки.

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности обучающихся, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение. Кружковая форма работы является наиболее распространённое в современных образовательных организациях, она близка по организационным формам классной деятельности, удобна в реализации в условиях классно-урочной системы обучения.

Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (её объём и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности, тематических соревнованиях, мастерских. На кружковом занятии не только возможно, но и целесообразно проводить занятия в форме диалога равных партнёров.

Для учащихся важно не только участие их в различных мероприятиях, но и не менее важно представление результата их труда. Именно поэтому в приведённых примерах структуры систем мероприятия по популяризации математики обязательным элементом присутствуют мероприятия, в рамках которых учащиеся представляли свои результаты: проекты, учебно-исследовательские работы и пр. Важным вопросом является решение о способах оценки результата проектной и учебно-исследовательской деятельности. Опыт показывает, что одной из наиболее подходящих систем оценки такого рода работ является критериально-рейтинговая форма оценки. Система критериев:

  • должна быть четко определенной и заранее известной всем участникам;

  • результаты оценки работ по каждому из критериев должны быть также известны всем заинтересованным лицам;

  • должна носить скользящий характер, изменяться в зависимости от возраста участника, сохраняя при этом возможность сопоставления участников различного возраста между собой;

  • должна давать преимущество тем участникам, работы которых в наибольшей степени отвечают оптимальной стратегии развития научных способностей.

Среди критериев могут быть выделены следующие:

  1. Соблюдение требований к содержанию и оформлению.

  2. Наличие и качество содержательного анализа литературы по теме.

  3. Освоение и применение новых для учащегося методов, приемов и т.п., выходящих за пределы школьного курса.

  4. Постановка проблемы.

  5. Качество выполненного исследования проблемы.

  6. Решение поставленной проблемы.

  7. Раскрытие темы работы, достижение целей, решение задач.

  8. Практическая значимость работы.

  9. Оригинальность подхода и качество оформления работы.

  10. Качество доклада и ответов на вопросы.

Рейтинг работы определяется следующим образом: для каждого критерия в соответствии с возрастом автора оцениваемой работы подбираются коэффициенты значимости каждого критерия. Вычисляется максимально возможный балл: умножения соответствующего коэффициента на значимость критерия. Для нахождения рейтингового балла вычисляется количество набранных баллов и находится отношение этого числа к максимально возможному баллу. Можно рейтинговый балл перевести в 5-бальную оценку:

0-0,4 рейтинговых баллов – не оценивается;

0,41-0,6 рейтинговых баллов – оценивается на «3»;

0,61-0,8 рейтинговых баллов – оценивается на «4»;

0,81-1 рейтинговых баллов – оценивается на «5».

Можно подобрать коэффициенты таким образом, чтобы максимально возможный балл был равен 100, в этом случае рейтинговый балл можно считать просто умножая значимость критерия на соответствующий коэффициент. Для удобства подсчёта рейтинга можно составить таблицу с критериями соответствующими коэффициентами (см. таблица 14).

Таблица 14 - Фрагмент таблицы коэффициентов для подсчёта рейтинга работы для 9-11-х классов

Критерии оценки

Класс

9

10

11

Коэффициент

Соблюдение требований к содержанию и оформлению:

0 – требования к содержанию и оформлению не выполнены;

1 – выполнены основные требования к оформлению: печатный текст отформатирован должным образом; требования к содержанию не поддержаны;

2 – основные требования к оформлению выполнены: печатный текст отформатирован должным образом; работа имеет введение, основную часть, заключение, список литературы приведен без соблюдений требований ГОСТа.

3 –требования к оформлению выполнены: печатный текст отформатирован должным образом, имеются ссылки на печатные источники, схемы и таблицы представлены должным образом; работа имеет введение, основную часть, заключение, список литературы приведен в соответствии с требованиями ГОСТа. введения и другие части работы соответствуют по структуре требованиям, предъявляемым к работам такого типа.

1

2

3

Наличие и качество содержательного анализа литературы по теме:

0 – анализ отсутствуют;

1 – приводятся декларативно имеющиеся в литературе подходы к данной теме;

2 – приводятся 1-2 мнения по данной теме с указанием авторов.

3 – приводятся основные подходы к данному вопросу с указанием письменных источников, авторов, цитат.

1

2

3


При этом каждый обучающийся должен иметь возможность ознакомиться с выставленными баллами по каждому из критериев. Важно, чтобы он понимал, за что он получил высокий балл, какая часть работы ему особенно удалась. Но не менее важным является и понимание, за что были снижены баллы. Поскольку обучающийся находится лишь вначале своего пути, как исследователя, научить его правильно подходить ко всем этапам исследовательской и проектной деятельности.
Мероприятия на муниципальном уровне. Организация проведения мероприятий по популяризации математики на муниципальном уровне может осуществляться в созданных городских математических клубах, математических школах. На базе этих муниципальных структур могут проводиться предметные олимпиады, научно-практические ученические конференции, научные фестивали, математические вечера, конкурсы, предметные недели (декады) и др. мероприятия муниципального уровня.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.

Математический клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Для большинства членов он является временным, неустойчивым объединением и лишь для единиц-энтузиастов, выполняющих роль лидеров, – постоянным местом самоутверждения, развития.

Клубы различаются по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); степени организованности (официальные и неформальные); возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); временному фактору (постоянные, временные).

Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как организованного общения в группе единомышленников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д. Результатами деятельности клуба можно считать наличие у старших школьников способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
Мероприятия на региональном уровне. В организации и проведении мероприятий по популяризации математики на региональном уровне особую роль приобретает создание сред, условий и ситуаций в среднем образовании, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований.

Создание таких сред и условий может быть реализовано в предметных сборах по математике, в математических лагерях (созданных в дни каникул).

Мероприятия по популяризации математики на региональном уровне могут быть: математические вечера; олимпиады по математике; конкурсы по математике; научно-практические ученические конференции; предметные недели (декады) математики; предметные сборы по математике; математические лагеря, созданные в дни каникул.

Рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий школьного, муниципального и регионального уровня направленных на популяризацию математики в средней школе. Одним из критериев полной готовности образовательной организации к проведению мероприятий по популяризации математики является определение оптимальной модели всего образовательного процесса, обеспечивающей реализацию Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуется согласованные усилия педагогического коллектива на уровне образовательной организации, города, района, региона.

Определяющая роль в организации мероприятий по популяризации принадлежит её педагогическому коллективу. Образовательная организация формирует образовательное пространство для реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, объединяющее урочную и внеурочную деятельность школьников, обеспечивает взаимодействие с другими образовательными организациями, учителями математики, реализующими лучшие практики и передовой педагогический опыт в Московской области по развитию содержания математического образования и популяризации математики.

Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации мероприятий по популяризации математики в образовательных организациях Московской области в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Популяризация математики может являться неотъемлемой частью образовательного процесса и реализовываться в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и учебно-исследовательские работы, общественно полезные практики и т. д.

Исходя из задач, форм и содержания деятельности по популяризации математики, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Деятельность по популяризации математики может осуществляться через учебный план образовательной организации, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самой общеобразовательной организации (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Образовательная организация самостоятельно определяет содержание мероприятий по популяризации математики.

Образовательной организации при разработке и проведении мероприятий по популяризации математики целесообразно учесть следующие факторы:

– запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей);

– уровень квалификации педагогических работников;

– качество программ внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами образовательной программы соответствующей ступени обучения;

– соответствие мероприятий целям и задачам Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Большие возможности популяризации математики могут быть реализованы в период школьных каникул. Как на базе образовательных организаций, так и на базе организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, предметных сборов создаваемых на базе общеобразовательных организаций.

Количество групп, количество учащихся в группах, а также направления мероприятий по популяризации математики в общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.

Образовательная организация на основе разработанных программ, или самостоятельно, создаёт программы мероприятий по популяризации математики, корректирует их в соответствии со своими целями, задачами, возможностями педагогов. Обеспечивая реализацию Концепции развития математического образования в Российской Федерации, образовательные организации предоставляют обучающимся, родителям возможность выбора широкого спектра мероприятий, направленных на развитие потенциала обучающихся, одарённых и мотивированных детей, детей с недостаточно сформированной мотивацией, а также с ограниченными возможностями.

Программы мероприятий по популяризации математики необходимо выстроить на основе следующих принципов: непрерывности образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом, развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности, системной организации управления учебно-воспитательным процессом, соответствия целям и задачам Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Для организации различных видов мероприятий по популяризации математики рекомендуется использовать общешкольные помещения: кабинеты, читальный и актовый залы, библиотеку. Важно, чтобы деятельность по популяризации не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение цели Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Методические основы организации и проведения школьной олимпиады по математике. Основная цель олимпиады в школе – повышение интереса к математике как к учебному предмету.

Важно создать в школе атмосферу праздника, ощущение причастности к происходящему, помочь избавиться от неуверенности в себе, вызвать желание участвовать в таком соревновании.

При правильной организации олимпиады интерес к математике возрастает не только у тех школьников, для кого она проводится, но и у всех, кто как-либо к ней причастен: администрации школы, учителей, старшеклассников и родителей. Кроме того, олимпиада учит детей мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Давно замечено также, что проведение олимпиад является прекрасным средством информального повышения профессиональной компетентности учителей математики. Чтобы подготовить школьников к участию в олимпиаде и организовать саму олимпиаду, необходимо решать и разбирать вместе со школьниками нестандартные задачи, вести кружки, вовлекать учащихся в проектную деятельность по предмету.

Организация олимпиады доставляет радость всем участникам. А если им сопутствует успех, то радость вдвойне. В этом и есть основной смысл школьной олимпиады: создать условия для самореализации, для успеха как можно большему числу обучающихся познать чувство радости от победы, зачастую самой трудной победы – победы над самим собой. Самое главное на школьной олимпиаде – задачи. Ведь известны случаи, когда решение одной занимательной задачи определило весь жизненный путь человека. Следует выделить следующие важные аспекты в организации олимпиад:

  • Олимпиадные задачи должны быть разного уровня трудности, чтобы каждый ребенок мог что-то решить. Если все задачи олимпиады слишком трудны, ребята теряют интерес к олимпиаде.

  • Задачи, при всей их нестандартности и занимательности, должны опираться на пройденный школьниками программный материал и быть достаточно разнообразными по тематике, чтобы учащиеся могли сделать выбор с учётом своих предметных интересов.

  • На олимпиаде должны быть обеспечены одинаковые условия работы для всех. Хорошо, если тексты задач распечатаны заранее и выдаются каждому участнику.

К числу недостатков многих олимпиад относится то, что разбор задач и объявление победителей проводятся через значительный промежуток времени. Желательно разбор задач проводить на следующий день. А награждение победителей (примерно 10% участников) должно проходить в торжественной обстановке, но важно, чтобы как можно больше детей получили утешительные призы за участие в олимпиады: книги по математике, грамоты.

Порядок проведения школьного тура.

  1. Школьный тур проводится организаторами в октябре; конкретная дата устанавливается управляющим органом образовательной организации.

  2. Для проведения школьного тура в образовательной организации создаются Оргкомитет и жюри.

  3. Школьный тур проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией с учетом всех методических рекомендаций.

  4. В школьном этапе Олимпиады принимают участие ученики 5-11-х классов образовательной организации, желающие участвовать в олимпиаде.

  5. Участники школьного тура, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями при условии, что количество набранных баллов составляют 50% от возможных.

  6. Количество призёров школьного этапа определяется исходя из квоты, установленной организатором муниципального этапа.

  7. Призерами школьного этапа, в пределах установленной квоты, признаются все участники школьного этапа, следующие в итоговой таблице за победителями.

  8. Список победителей и призёров школьного этапа утверждаются организатором школьного этапа.

  9. Победители и призёры школьного этапа награждаются грамотами и призами.

Требования к олимпиадным задачам школьного этапа

1. Олимпиадные задания школьного этапа составляются на основе примерной программы по математике для общеобразовательных организаций. Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы школьных кружков, факультативных курсов и курсов по выбору.

2. Вариант должен содержать 4-6 задач разной сложности. Желательно, чтобы решения заданий опирались как на различные разделы школьной математики, изученных к моменту проведения олимпиады, так базировались на логических рассуждениях не связанных со специальными знаниями.

3. Первые две (самые лёгкие) задачи варианта должны быть доступны подавляющему большинству участников.

4. Нарастание сложности заданий от первого к последнему. Их трудность должна быть такой, чтобы с первым заданием могли успешно справиться примерно 70% участников, со вторым – более 50%, с третьим – около 20%, а с последними – лучшие из участников.

5. В качестве сложных задач рекомендуется включать в олимпиадные задания задачи, использующие материал, изучаемый на внеурочных занятиях.

6. Геометрические задачи вызывают наибольшие трудности у учеников. При этом можно утверждать, что как раз геометрия лучше всего развивает нестандартное мышление и помогает выделить математически одаренных детей.

7. Простое условие задачи заставляет школьника среднего уровня способностей активно искать решение на равных с сильным сверстником.

8. Тематическое разнообразие заданий по содержанию: в олимпиадные задания должны входить задачи по геометрии (планиметрии и стереометрии), алгебре и началам анализа, элементам комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики, теории чисел.

Структура подготовительной работы мероприятий по популяризации математики: 1) Консультации с администрацией школы, с классным руководителем, с учителем-куратором, с групповым методистом по вопросу организации и проведения мероприятий по популяризации математики. 2) Определение темы и даты проведения мероприятий по популяризации математики. 3) Определение целей и задач мероприятий по популяризации математики. 4) Определение формы проведения мероприятий по популяризации математики. 5) Разработка программы-сценария мероприятий по популяризации математики. 6) Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий по популяризации математики. 7) Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятий по популяризации математики. 8) Распределение ролей и поручений. 9) Проведение консультаций и репетиций. 10) Оформление места проведения мероприятий по популяризации математики. 11) Определение списка приглашённых на мероприятие и оформление пригласительных билетов. 12) Организация демонстрационных стендов (при необходимости). 13) Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.). 14) Анализ мероприятия, выводы.

Рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий для муниципального уровня, включая рекомендации по оформлению и ресурсному обеспечению. Популяризации математики и повышению познавательной активности способствует проведение городских или районных научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов, математических школ, игр и др.

Целью, подобных мероприятий может являться создание условий для выявления и расширения интеллектуального потенциала обучающихся, привитие интереса к предмету через активизацию форм внеурочной деятельности.

В мероприятиях могут принимать участие учащиеся классов основной и средней ступеней общего образования образовательных организаций района. Каждая организация может направлять определенное число участников.

Проведение математической игры КВН способствует проявлению у участников математической логики, смекалки, любознательности и собственной инициативы. Может быть предусмотрено домашнее задание в виде эмблемы, приветствия и конкурса капитанов, т.е. участникам необходимо проявлять творчество при выборе названия команды, подготовке инсценированного приветствия. Задача вдвойне усложнена тем, что необходимо сочетать творчество с математикой.

Соревнование – творчество, соревнование – труд. В процессе соревнования у участников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают мир, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, осознают притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Учатся выслушивать соперника и учатся правильно выражать своё мнение.

В результате КВНа достигается задача развития коммуникативных навыков, сплочение коллектива, взаимовыручка, взаимоуважение, девиз которой «Один за всех и все за одного».

Структура подготовительного этапа. Проведение математического КВНа требует основательной подготовки. Важно вовлечь как можно большее число обучающихся в процесс подготовки и проведения КВН: одни – становятся членами команд, другие – занимаются организационными вопросами, третьи - готовятся быть болельщиками. Команды выбирают капитанов и под руководством осуществляют подготовку к игре. Оргкомитет готовит оформление помещения, мультимедийное и музыкальное сопровождение КВН. Оргкомитет также продумывает деятельность болельщиков во время подготовки и проведения КВН. Например, болельщики готовят баннеры с поддерживающимися надписями, также для болельщиков могут быть специальные конкурсы. Выбирается группа ведущих, которые будут вести весь КВН.

КВН позволяет решить следующие основные задачи:

1. Развивать и укреплять интерес к математике, сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление, мотивировать познавательную и творческую деятельность.

2. Совершенствовать предметные компетенции в области математики, расширять математический кругозор учащихся, развивать внимание, память и абстрактное мышление.

3. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи.

4. Содействовать формированию доброжелательных и дружеских отношений.

5. Поддерживать профильную ориентацию.

Работа районных (городских) математических школ, как коллективная работа учителей математики района с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию в изучении математики. Работа районной (городской) математической школы направлена на достижение цели: обеспечения максимальной эффективности работы с обучающимися средней школы в развитии общеинтеллектуальных и математических способностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1) развить математический кругозор, логическое и творческое мышление, исследовательские умения обучающихся;

2) совершенствовать накопленный опыт работы передовых учителей математики и внедрять его в работу учителей математики на школьном уровне, преподавая в математических кружках образовательных организаций;

3) учить учебному сотрудничеству, самостоятельному приобретению знаний;

4) повышать результаты муниципальной и школьной олимпиад по математике в результате обучения обучающихся по программе математической школы.

Программы математических школ должны включать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;

  2. общая характеристика программы математической школы;

  3. описание места программы в структуре ООП;

  4. описание ориентиров содержания программы математической школы;

  5. результаты освоения программы математической школы;

  6. содержание программы математической школы;

  7. тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;

  8. описание материально-технического обеспечения математической школы.

Условием успешной организации учебного процесса в математической школе является правильный выбор методов и приёмов обучения с учётом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, что предполагает сочетание теоретического и практического материала, использование интересных фактов из истории математики.

Программа математической школы должна удовлетворять потребностям учащихся при обучении математике, давать возможность проявить свои способности в математике каждому ученику.

Большинство задач курса математической школы должны быть обличены в интересную для обучающихся форму, либо казаться непреступно трудными на первый взгляд, но решаться оригинальным образом, либо иметь красивый и неожиданный ответ. Такие задачи заставят учащихся удивляться и будут пробуждать интерес к математике в целом.

При отборе учебного материала программы математической школы необходимо учитывать принципы
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по мониторингу реализации мероприятий,...
Методические рекомендации по мониторингу реализации мероприятий, направленных на достижение показателей, содержащихся в указах Президента...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по организации и проведению эвакуационных...
Приказ руководителя объекта «Об организации эвакуационных мероприятий и подготовке эвакуационных органов»

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по организации профессиональной ориентации...
Профессиональная ориентациям как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconКонкурсная документация по проведению конкурсного отбора на предоставление...
Настоящий конкурс проводится в целях реализации следующих мероприятий федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по организации мероприятий, направленных...
Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по проведению проверки целевого и эффективного...
Свердловской области и направленных на повышение эффективности государственного контроля за расходованием бюджетных средств, направляемых...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации для общеобразовательных организаций по...
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по участию в ежегодном конкурсе проектов...
Проект – это цепь действий и/или мероприятий, связанных одной целью и задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по организации и обеспечению требований...
Методические рекомендации предназначены для обеспечения антитеррористических мероприятий на разовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных,...

Методические рекомендации по организации и проведению системы мероприятий, направленных на популяризацию математики iconМетодические рекомендации по организации и обеспечению требований...
Методические рекомендации предназначены для обеспечения антитеррористических мероприятий на разовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск