Скачать 0.72 Mb.
|
Департамент образования и молодежной политики Новгородской области Государственное областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный институт профессионального развития» Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации в образовательных организациях Подготовил: Гормин Аркадий Семенович, профессор кафедры управления образовательными системами, доктор педагогических наук. Великий Новгород 2017г Содержание:
2.Система профессиональной ориентации в дошкольном образовании...................................................................................................... с.7-11 3. Профессиональная ориентация в начальной школе………………… с.11-17 4.Профориентационная работа в основной школе………………………. с.18-22 5.Профориетационная работа в 10-11 классах…………………………… с. 22-25 6. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья…………………………………. с.25-31 7.Приложения Приложение 1 Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы школы……………………………………………………. с.31 Приложение 2 Организация предпрофильной подготовки по типам профессий в начальном и среднем звене через систему внеклассных занятий……… с.35 Приложение 3 Ориентационные курсы по предпрофильной подготовке в 9 классе……………………………………………………………………….. с. 36 Приложение 4 Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей………………………………… с.37 Приложение 5 Календарный план работы с портфолио………………. с. 40 8.Список литературы и Интернет-ресурсов……………………………. с. 42 1.Профессиональная ориентациям как система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии. Система профориентации в образовании является подсистемой общей системы трудовой подготовки, непрерывного образования и воспитания, цель которых - гармоничное развитие личности, раскрытие творческих сил и способностей каждого. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи обучающимся в выборе профессии и, безусловно, профессиональная ориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом профессий, востребованных, в первую очередь, на региональном рынке труда. Таким образом, профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Переход образовательных организаций на ФГОС существенно изменил и подходы к реализации профессионального самоопределения школьников, где для каждого уровня обучения достаточно четко определены параметры и особенности профориентации:
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности. Её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса. Воспитание учащихся должно строиться на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно-полезной деятельности, включения в волонтерское движение. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и является ее логическим завершением. Она обеспечивает «предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций», - отмечено в Поручении Президента РФ (от 02.01.2015. Пр-15ГС, п.2б). Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему, когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С.Кону, А.Е.Голомштоку, Н.С.Пряжникову, С.Н.Частиковой, А.Д. Сазонову. Е.А.Климов подчеркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути». Ученый, рассматривая соотношение понятий «профориентация» и «профессиональное самоопределение», говорит «профориентация – это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения». Н.С.Пряжников считает, что «…профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. В работе по профориентации необходимо определиться со значением понятий «профессия» и «самоопределение». Профессия (от лат. professio. – объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования. В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность». Специальность (лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, понятие специальность характеризует дифференциацию трудовой деятельности в пределах профессии». Современная система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. 2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности (интеллектуальные, физические, психофизические): потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность. 3. Профессиональная консультация устанавливает соответствие индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. 4. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду. Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии. 5. Социально-профессиональная адаптация представляет собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы. 6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. (по Н.С.Пряжникову). Любая система – это единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Необходимо выделить элементы системы профессиональной ориентации. Так Е.Ю.Пряжникова выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее:
В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации:
В качестве задач определены:
На основе развития профессионального интереса обучающегося формируется его готовность к профессиональному самоопределению. Особое внимание необходимо уделять профориентации детей-инвалидов. Для более успешной реабилитации профессия инвалида должна соответствовать не только их физическим возможностям, но и их психологическим особенностям. Таким молодым людям свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, общая пассивность и другие личностные особенности. Но для многих характерна и недооценка тяжести своего заболевания Профориентация обучающихся с ограниченными возможностями тоже имеет свои характерные особенности. Для успешной реабилитации детей с ОВЗ избираемая ими профессия должна соответствовать перечню возможных профессий и ограничений для людей с конкретным заболеванием. Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей. Как отмечает И.С. Кон, попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще что-либо выбирать. Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню. Таким образом, профессиональную ориентацию обучающихся необходимо рассматривать через разработку и реализацию (на основе межведомственного взаимодействия) целостного комплекса мер образовательной организации. 2.Система профессиональной ориентации в дошкольном образовании Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение дляформирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимостипрофессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей спрофессиями обоснована в ФГОС в структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования, которая определяет содержание психолого–педагогическойработы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенныхпредставлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей четкихпонятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющийточное значение – удовлетворять ту или иную потребность человека. Следовательно, знаниеназначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытьяпосуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиямидолжно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органическийпроцесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игрукак самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задачпо ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительногоотношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе ижизни каждого человека. Отсюда развиваетсяинтерес к различным профессиям,востребованными в современном обществе. Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младшийдошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); среднийдошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольныйвозраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада). Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачиработы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастнойгруппы. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Задачи работы:
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Задачи работы:
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Задачи работы с детьми 5-6 лет:
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольногообразования достичь следующих результатов:
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательнойорганизации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками. В различные разделы программы дошкольного образования включаются сведения одеятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, методы формированиятрудовых навыков с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональнойдеятельности взрослых. Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам раннейпрофориентации посвящены авторская программа А.Д.Шатовой «Дошкольник иэкономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П.Кондрашова. Программа А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьмистаршего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырёх взаимосвязанных блоков: 1) Труд – продукт. 2) Деньги (цена, стоимость). 3) Реклама: желания и возможности. 4) Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика. Занятия по программе проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины, игры и т. п. Заявлены следующиеспособы реализации программных задач:
Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, таки для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученныхдетьми знаний в быту и в будущей профессии. Программа «Мир профессий» В.П.Кондрашова подразумевает формированиепредставлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специальноорганизованных профориентационных сюжетно-ролевых игр. Заявляются следующиезадачи программы:
Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными ибытовыми сюжетами основной и других программ дошкольного образования идополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационнойнаправленности. Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждойвозрастной группе в расширенном и усложнённом виде. Подборка игр производится повозрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данноговозраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чемс 80 профессиями. В дошкольной образовательной организации задачу по формированиюпредставлений о людях разных профессий целесообразно решать не тольконепосредственно в образовательной деятельности, но и вне её. Ранняя профориентациябудет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанногоперспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала. |
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций... | Областной конкурс занятий с элементами профессиональной ориентации обучающихся организации. Материалы конкурса. Часть I. Составитель:... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях | Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования... | ||
Методические рекомендации созданы для оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы на заочном отделении.... | Разработчик: Перфилова С. Б., директор мку «Центр информационно-методического сопровождения образовательных учреждений» | ||
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в... | Рекомендации психолога "Психологические особенности профессиональной ориентации старших школьников" |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |