Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт педагогики и психологии
Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Учебно-методическое пособие по профилю подготовки 050716 «Специальная психология»
Казань - 2012
УДК 159.9 (075.8)
ББК 88.4 я73
Рецензенты:
Артемьева Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики К(П)ФУ
Кучеряну С.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Приднестровского государственного университета
Ткачук А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Приднестровского государственного университета
Введение в специальность. Учебно-методическое пособие по профилю подготовки 050716 «Специальная психология». / Сост. Твардовская А.А. – Казань, 2012. – 85с.
Составитель: Твардовская А.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики К(П)ФУ В учебно-методическом пособии раскрываются базовые компоненты профпригодности применительно к специальному психологу; представлены особенности специальной психологической помощи; рассмотрены профессионально значимые личностные качества специального психолога; выделены и проанализированы основные направления работы специального психолога, а также этика деятельности специального психолога.
Пособие содержит теоретические основы профессиональной деятельности специального психолога, вопросы и задания для практических работ, тестовые задания, направленные на оценку полученных знаний.
Предназначено для студентов высших образовательных учреждений, практикующих специалистов в области специального образования.
Содержание
Введение…………………………………………..………………………………...4
Глава 1. Общетеоретические основы профессиональной деятельности…..5
1.1. Профессиональная деятельность психолога………………………………….5
1.2. Специальная психология как наука………………………………………..….9
1.3. Нормативное и отклоняющееся развитие....…………………………………11
Литература…………………….…..………………………………………………..19
Вопросы и задания …………………..………….…………………………………20
Основные понятия…………………………………………………………………21 Глава 2. Специальная психология как профессиональная деятельность…22
2.1.Специфика деятельности специального психолога……………………….…22
2.2. Специальный психолог как личность и профессионал………………………26
2.3. Этика профессиональной деятельности специального психолога…………29
Литература…………………………………………………………………………..32
Вопросы и задания ………………………………………………...........................33
Основные понятия………………………………………………………………….34 Глава 3. Основные виды профессиональной деятельности специального психолога…………………………………………………………………………...35
3.1.Психодиагностика как база деятельности специального психолога………..35
3.2.Психокоррекционная работа в практике специального психолога…………39
3.3. Консультирование как направление работы специального психолога…….43
3.4. Экспертная деятельность специального психолога……….............................48
Литература…………………………………………………….…………………….52
Вопросы и задания ………………………………………………............................54
Основные понятия………………………………………………………………….55 Тестовые задания ……………….………………………………………………….56
Приложение 1…………………………………………………………………….....59
Приложение 2……………………………………………………………………….67
Приложение 3……………………………………………………………………….69
Приложение 4……………………………………………………………………….71
Приложение 5……………………………………………………………………….72
ВВЕДЕНИЕ Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности психолога специального образовательного учреждения. За последние годы разработаны новые теоретические и методологические подходы к организации и содержанию специализированной психологической помощи, предложены методические средства и способы организации деятельности психолога.
Сегодня, как никогда ранее, актуальной становится задача приведения в соответствиее содержание профессиональной деятельности специального психолога. В связи с этим в пособии представлен материал, основываясь на общих принципах работы специального психолога, общих положениях и практических технологиях.
Предлагаемая в учебно-методическом пособии организация деятельности специального психолога базируется на имеющихся нормативно-правовых документах Министерства образования РФ.
Целью данного пособия является аккумулирование и систематизирование знаний об основных направлениях деятельности психолога специального образовательного учреждения.
Учебно – методическое пособие состоит из введения и трех глав. Для успешного усвоения материала по каждой главе представлен список литературы, предлагаются контрольные вопросы и задания, основные понятия темы. В приложении имеются материалы в виде схем, макетов программ, и примерного образца составления необходимой документации.
Глава 1. Общетеоретические основы профессиональной деятельности 1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА План
Общее представление о профессии.
Характеристики понятие «профессия».
Понятие профессионализм.
Научная и житейская психология.
Психология профессиональная.
1.1.1. Общее представление о профессии
В современном словаре терминов (2011) профессия определяется как вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта.
С.М. Богословский под профессией понимает деятельность, посредством которой лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию, и признается за профессию личным самосознанием данного лица (1992).
Профессия возникала в истории человечества в результате общественного разделения труда. В соответствии с этим в обществе создавались различные места работы и должности.
Для того чтобы иметь представление о понятии «профессия» полезно разобраться с такими близкими понятиями, как понятие «специальность» - это деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций, необходимых для общества, которая дает ему возможность взамен выполненного труда получить необходимые средства существования и развития. То есть это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т.п.
Еще более конкретным понятием является «должность» или «трудовой пост», что предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций.
Понятие «занятие», наоборот, является достаточно широким образованием, включающим в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности. Например, можно сказать, что данные специалисты «занимаются» вопросами школьной профориентации, что предполагает рассмотрение и проблем возрастно-психологического развития подростков, и проблем детско-родительских отношений, и общих проблем социализации личности, и связанных с этим вопросов понимания социально-экономических особенностей общества (в котором они собираются самоопределяться), и вопросов, связанных с отклонениями в развитии и т.п.
Следовательно, говоря о профессии можно говорить о том, что это группа родственных специальностей, но прежде всего это продуктивная деятельность, когда человек не просто что-то «потребляет», «наблюдает», а сам делает что-то полезное для окружающих. 1.1.2. Характеристики понятие «профессия»
это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами;
это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (заметим, что профессия психолога предполагает только высшее образование);
это труд, выполняемый за вознаграждение - моральное и материальное (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга);
это общественно полезный труд (эта характеристика по-настоящему еще не осмыслена даже самими психологами), направленный на выполнение им определенных трудовых функций;
это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (для многих сказать «я - психолог» - это кое-что значит);
это юридически фиксированная должность, которая предполагает выполнение человеком определенных служебных обязанностей;
это деятельность, требующая определенных знаний, умений навыков и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее успешного выполнения;
это общность людей, занятых определенным видом деятельности.
В настоящее время насчитывается более семи тысяч профессий. 1.1.3. Понятие профессионализм
Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Мы будем рассматривать два из них.
«Нормативный профессионализм» как совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. В данном случае имеется в виду нормативные требования профессии к личности человека, что выражается в словах «эта работа требует профессионализма».
«Реальный профессионализм» конкретного человека, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм», подразумевается, что человек обладает этим необходимым набором психических качеств, знаний и умений, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека.
Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне. Но необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояние его психических качеств. Поэтому целесообразно выделять две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы проф. деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленной цели, какие они).
Основные черты личности-профессионала:
Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области.
Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и правильно использовать.
Знает своих коллег, организует свою коммуникативную сеть, то есть завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами, смежниками, потенциальными работодателями, имеющимися и возможными клиентами и заказчиками.
Владеет основами менеджмента и тайменеджмента, то есть умеет организовывать и работу других, и свой труд.
Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в своей профессиональной среде.
1.1.4. Научная и житейская психология
Сегодня многие люди считают себя «неплохими психологами»: они ведь общаются, решают какие-то вопросы, «понимают» друг друга и т.п. «Житейская психология» имеет полное право на существование и даже настоящие психологи (психологи-профессионалы) в немалой степени опираются на опыт житейской психологии, включая и свой собственный житейский опыт. Но специалисты все-таки различают психологию научную и психологию житейскую. Ю. Б. Гиппенрейтер выделяет различия.
Житейские знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями, а научная психология стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей.
Житейские знания больше носят интуитивный характер, а в психологической науке стремятся к рациональному объяснению психических явлений, то есть к лучшему их пониманию и даже прогнозированию.
Житейские знания передаются в очень ограниченных вариантах (из уст в уста, через письма и т.п.), а научные знания передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта (через книги, лекции, аккумулируются в научных школах и т.п.).
В житейской психологии получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий. В научной психологии новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения (то, что называют «воображаемым экспериментом»). Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступным ни одному носителю житейской психологии.
1.1.5. Психология профессиональная
В течение XX века деятельность психологов постепенно становилась социально признаваемой и, как следствие, получала нормативно-правовую основу (появлялись юридические документы, регулирующие статус, содержание и формы деятельности профессионального психолога). Постепенно формировалась система профессиональной подготовки психологов, создавались профессиональные общества психологов, формулировались требования к профессиональной квалификации и опыту специалистов-психологов.
Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности.
Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Ученые стремятся к получению новых научных фактов, к поиску общих психологических закономерностей. В области фундаментальной научной психологии изучаются общие законы и механизмы психической деятельности, проводятся прикладные исследования функционирования психики в отдельных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей.
Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологически помощь конкретным людям или группам людей. Психологи-практики стремятся на основе общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальности конкретного человека или группы. Это понимание и дает ключ к оказанию психологической помощи.
Понятия прикладной и практической психологии иногда рассматриваются как синонимы, хотя, в сущности, это не так. Прикладная психология - это отрасль научной психологии, направленная на изучение типичных закономерностей психики людей в определенных условиях. Эти исследования представляют непосредственную практическую ценность. Их цель - изучение психической деятельности и формулировка практических рекомендаций. Цель практической психологи - не научные исследования, а непосредственная психологическая помощь.
Можно выделить три основных вида профессиональной деятельности психологов:
научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).
|