Скачать 6.49 Mb.
|
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» Методические материалы по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне гор. Краснодар Тема № 1/1 «Организационные основы гражданской обороны. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны» За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского договора, исчезла идеологическая конфронтация между странами, уменьшилось военное противостояние. Вместе с тем, несмотря на определенное смягчение международной обстановки, военная опасность для большинства стран в мире продолжает сохраняться. Мало того, наблюдается постоянный рост количества возникающих вооруженных конфликтов. За 50 лет после второй мировой войны в так называемых средних и малых войнах погибло около 40 млн. человек, что сопоставимо с числом жертв в мировых войнах. При этом неуклонно возрастают потери гражданского населения. Несмотря на то, что в последние годы опасность прямой военной агрессии против России уменьшилась, военная опасность для нее сохраняется, а при определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты. Наиболее вероятными военными конфликтами в настоящее время могут быть приграничные межгосударственные, внутренние вооруженные конфликты и локальные войны. Не исключено развязывание на границах России одновременно и последовательно нескольких локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом возможно нанесение ударов по тыловым объектам страны с целью снижения ее экономического потенциала с применением высокоточного оружия. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных военных и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают. В последнее время значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутригосударственный терроризм, имеющий возможность использовать в своих целях средства массовой информации. Весь ход исторического процесса, политика ряда государств и, особенно блока НАТО, убедительно свидетельствуют о том, что военные угрозы настоящего времени и на перспективу остаются реальными для населения России. Этим обусловлена необходимость поддержания готовности по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей страны на уровне, адекватном реальным угрозам. Главное место в решении данной задачи отводится гражданской обороне. 1. Основы государственной политики и нормативно- правовое регулирование в области ГО. Международным гуманитарным правом (Женевские конвенции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания. В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время. Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране ее зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую государственную систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 04.10.1932 г. «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение. В результате была создана местная противовоздушная оборона страны. МПВО организовывала и проводила комплексные организационно-технические мероприятия по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника. В ходе Великой Отечественной войны бойцы подразделений и частей МПВО, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся авиационные бомбы. В 1956 г. в связи с угрозой применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены задачи. Она стала организовываться и проводится на территории всей страны. В 1961 г. МПВО преобразуется в гражданскую оборону СССР, которая становиться составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР. За время своего существования гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития. В ходе первого этапа (1961 – 1972 г.г.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ядерных ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения из городов – вероятных целей нападения – в загородную зону. Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска гражданской обороны. Создавались массовые невоенизированные спасательные формирования. На втором этапе (1972 – 1992 г.г.) появились новые аспекты в ведении гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений. В это время ежегодно в стране в среднем вводилось убежищ вместимостью на 1 млн. человек, противорадиационных укрытий на 3-4 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок. Особую актуальность приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой также было возложено на гражданскую оборону. С 1992 г. начался третий этап развития гражданской обороны. Чем характерен этот период? Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и соответственно на роль и место при этом гражданской обороны. Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно- политическая обстановка в мире – значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям гражданской обороны. В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. Проблематичной стала угроза реального применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. В этот период основные усилия руководства страны направляются, прежде всего, на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени. Гражданская оборона выводится из структуры Минобороны России и объединяется с ГКЧС России. Органы ее управления и войска гражданской обороны нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планируется преобразование войск гражданской обороны в государственную спасательную службу и реорганизуются формирования гражданской обороны. В-четвертых, после распада СССР в условиях коренного реформирования общества изменилось геополитическое положение и социально- экономическая обстановка в России. Ушел в прошлое авторитарный режим, изменились формы собственности. Государство встало на демократический путь развития. В то же время следует отметить, что экономическое положение России резко ухудшилось, что не могло не сказаться на выполнении мероприятий гражданской обороны и потребовало уделить поддержанию ее на должном уровне и дальнейшему совершенствованию самое пристальное внимание. Основными принципами организации современной гражданской обороны являются: территориально – производственный принцип ее построения; соответствие структуры гражданской обороны государственному устройству страны и решаемым задачам; максимально полное соответствие организации гражданской обороны требованиям как мирного, так и военного времени. Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих при ведении военных действий предотвращение или максимальное снижение людских потерь и материального ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Государственная политика в области гражданской обороны формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О гражданской обороне» и других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, общепринятых норм и принципов международного права в данной области, а также с учетом следующих основных принципов: – защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны; – организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации; – мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, планируются заблаговременно, осуществляются по возможности в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов; – мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территориям и объектам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций; – гражданская оборона является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности. Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:
Государственная политика в области гражданской обороны в Российской Федерации реализуется путем разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых и научно – технических программ, планов гражданской обороны, мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны, а также через систему государственного оборонного заказа. Безусловно, перспектива дальнейшего совершенствования и развития гражданской обороны в России зависит от объективных предпосылок, которые могут сложиться в XXI веке. Анализируя имеющие место современные тенденции развития военно – политической обстановки в мире, можно предположить, что роль гражданской обороны в системе национальной безопасности страны будет возрастать. Это обусловлено тем, что в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства она выполняет три важнейших функции:
2. Задачи и организационная структура гражданской обороны. В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ (в ред. ФЗ от 09.10.2002 № 123-ФЗ, от 19.06.2004 г. № 51-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ). Основные понятия определены первой статьей данного закона. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – территория на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение и находящимися в нем объектами, представляющей высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Принципы организации и ведения гражданской обороны:
Структура гражданской обороны соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления. Построение органов управления и сил гражданской обороны также максимально полно соответствует требованиям как мирного, так и военного времени. Организационная структура гражданской обороны в соответствии с основными положениями ФЗ «О гражданской обороне» представлена на схеме. В законе также определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны. Статья 5 определяет полномочия Президента РФ, статья 6 – полномочия Правительства РФ, статья 7 – полномочия федеральных органов исполнительной власти. Рассмотри полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления Органы исполнительной власти субъектов РФ:
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: - проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы гражданской и защиты населений; - проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты ГО4 - проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; - создают и содержат в целях ГО запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств. Полномочия организаций в области гражданской обороны:
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством РФ и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: - проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - принимают участие в проведении других мероприятий по ГО; - оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО. Руководство гражданской обороной Руководство гражданской обороной РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской в федеральных органах исполнительной власти осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, оранов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом; Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Основными задачами МЧС России являются:
Для выполнения мероприятий гражданской обороны, подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ создаются службы гражданской обороны. Службы гражданской обороны создаются и функционируют на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Решение о создании федеральных служб принимаются Правительством РФ, о создании территориальных, местных и объектовых служб – органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций. В зависимости от решаемых задач, соответствующей базы и местных условий могут создаваться следующие федеральные, территориальные, местные и объектовые службы гражданской обороны: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты сельскохозяйственных животных и растений, связи, оповещения и информации, снабжения горючими и смазочными материалами, коммунально-техническая, инженерная, убежищ и укрытий, жизнеобеспечения пострадавшего населения, материально-технического снабжения, энергоснабжения и светомаскировки, техническая и др. Структура, задачи и деятельность служб гражданской обороны определяются положениями о службах гражданской обороны, утвержденными соответствующими начальниками гражданской обороны. Постановлением Правительства РФ № 1266 от 18.11.1999 г. созданы следующие федеральные службы гражданской обороны: медицинская, охраны общественного порядка, противопожарная, защиты животных и растений, защиты культурных ценностей. В Краснодарском крае Постановлением главы администрации определены 19 служб гражданской обороны. В городах и районах рекомендовано иметь 12-14 служб ГО, на объектах экономики – 6-8 служб ГО. Для создания служб гражданской обороны на соответствующей территории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способах независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) к совместному проведению конкретных видов мероприятий гражданской обороны. При этом выбираются объект (учреждение), имеющий наилучшие условия и материально-техническую базу, на который возлагаются функции головного при создании соответствующей службы гражданской обороны. Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на нее задач, является соединения, воинские части и другие воинские формирования войск гражданской обороны и аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ. Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ. Войска гражданской обороны представляют собой наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют самые сложные и трудоемкие задачи по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент РФ через начальника Гражданской обороны РФ. Управления войсками осуществляет министр РФ по ГО, ЧС и ЛПСБ. Нештатные аварийно-спасательные формирования составляют наибольшие по численности формирования сил гражданской обороны и предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются в порядке, установленном законодательством РФ и поддерживаются в состоянии постоянной готовности. Порядок определения этих формирований устанавливается Правительством РФ. Перевод гражданской обороны организации с мирного на военное положение осуществляется на основании соответствующего Приказа НГО РФ от 27.08.1991г. и других директивных документов. Перевод гражданской обороны проводятся под руководством глав администраций органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления и руководителей организаций в комплексе с переводом экономики на военное положение. В зависимости от условий обстановки, планирующие мероприятия могут проводится в полном объеме или частично, с определенными ограничениями. Характер и объем мероприятий должен быть адекватным сложившейся обстановке. Заключение Организация и ведение гражданской обороны, в соответствии с законом, является одним из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства. От знаний своих обязанностей и прав по гражданской обороне Гражданами РФ, руководителями и начальниками всех уровней, зависит в целом уровень готовности ГО – как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий. Неисполнение должностными лицами и гражданами РФ обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность с законодательством РФ. |
Под общей редакцией директора Департамента гражданской защиты мчс россии к т н. В. А. Пучкова | Отдел формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава | ||
Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени | Фгу внии гочс мчс россии, итоговые материалы проекта «Формирование, подготовка и внедрение механизмов поддержания в готовности нештатных... | ||
Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П. И. Сидорова. – М.: Гэотар-мед, 2006.... | «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Об утверждении Положения об организации обучения... | ||
По организации подготовки и проведения объектовых тренировок по граждансой обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций | |||
По организации проведения вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям для руководителей организаций Амурской... | Действия работников при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |