1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Преподавание дисциплины имеет своей целью изучение основополагающих принципов и правил проведения различных аудитов продукции, процессов и систем менеджмента качества для улучшения качества на всех этапах жизненного цикла. Основными задачами дисциплины являются: изучение основополагающих принципов и технологии проведения аудитов систем менеджмента на примере системы менеджмента качества; приобретение навыков решения практических задач и выполнение процедур по проведению аудита качества при создании и функционировании систем менеджмента качества па предприятии; изучение и использование методов, используемых при проведении аудита, для обеспечения его результативности и эффективности; закрепление навыков работы в команде при решении практических задач по осуществлению важнейшего процесса системы менеджмента качества - аудита для улучшения качества деятельности предприятия.
| Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать: основные положения и теоретические основы (философию, принципы) и термины в области аудита качества; виды аудита область объекты процедуры внутреннего и внешнего аудита; основные функции, ответственность права и обязанности участников аудита, требования компетентности и порядок оценки аудиторов; основные средства и методы аудита и их использование в процессе проведения аудита; механизм проведения внутреннего и внешнего аудитов систем менеджмента; область использования результатов аудита для повышения результативности и эффективности управления деятельностью предприятия; взаимосвязь процедур аудита с другими видами проверки качества; психологические аспекты проведения аудита.
| Обучающийся должен уметь: разработать документированную процедуру проведения внутреннего аудита в системе менеджмента качества предприятия; использовать нормативные документы для организации и при проведении аудита; составлять рабочие документы для проведения внутреннего аудита: графики, планы, вопросники, протоколы несоответствий, заключения и использовать их при проведении аудита; определять источники информации для сбора свидетельств аудита; использовать известные методы и средства управления качеством, в том числе статистические, при выполнении процедур аудита; организовать работы группы аудиторов на проверяемом предприятии; осуществлять процедуры внутреннего аудита в соответствии с планом; использовать результаты аудита для разработки плана корректирующих мероприятий и программ совершенствования деятельности; создать рабочую атмосферу при проведении аудита, используя знания в области психологии проведения аудита; оценивать результативность и эффективность аудита с точки зрения достижения поставленных целей.
| Обучающийся должен владеть методами оценки качества и их применением в аудите; психологическими аспектами проведения аудита; механизмом проведения аудита; оценкой, достоверностью и надежностью результатов анализа качества.
| У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
- способность анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-1);
- способность осуществлять мониторинг и владеть методами оценки процесса в области улучшения качества (ПК-2);
- способность идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ПК-3);
- способность применять инструменты управления качеством (ПК-5).
- способность применять знание этапов жизненного цикла продукции или услуги (ПК-6);
- способность применять знание подходов к управлению качеством (ПК-7);
- способность применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ПК-8);
- способность применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ПК-9);
- способность вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ПК-10);
- способность пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности, выбирать (строить) адекватные объекту модели (ПК-12);
- способность консультировать и прививать навыки работникам по аспектам своей профессиональной деятельностью (ПК-14);
- способность корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины появления проблем (ПК-17);
- способность руководить малым коллективом (ПК-19).
| Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| .Средства и методы управления несоответствующей продукцией; Технология и организация производства продукции и услуг; Метрология; Сертификация; Статистические методы в управлении качеством; Управление процессами; Средства и методы управления качеством; Всеобщее управление качеством; Технический контроль качества.
| Управление качеством в процессе международного товародвижения; Самооценка деятельности организации; Экспериментальные методы оценки качества товаров; Конкурентоспособность товаров и услуг; Курсовое, дипломное проектирование.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и обучающегося; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающиеся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 1-8
1-4
5-6 7-8
9-18 9-10
11-12
13-18
| 8
4
2 2
10 2
2 6
|
2 6
| Модуль 1 «Внутренний аудит. Требования, программа»
Лекция «Предпосылки возникновения аудитов, классификация, термины и определения, нормативные документы». Лекция «Принципы аудита, цель, управление программой». Лекция «Компетентность аудитора».
Модуль 2 «Инструментарий внутреннего аудита» Лекция «Особенности внутреннего аудита».
Лекция «Программа аудита, подготовка отчетности». Лекция «Использование в процессе внутреннего аудита статистических инструментов. Применение информационных технологий в процессе аудита».
|
М
П
Д Д
Э Д Д
И
|
ПК-1
ПК-2
ПК-3 ПК-3
ПК-7
ПК-8
ПК-9
ПК-10
ПК-3 ПК-6
ПК-10
ПК-12
ПК-19
ПК-6
ПК-5
ПК-10
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
| 1-8 1-4
5-8
9-18
9-12
13-14 15-18
| 8 4
4
10 4
2
4
|
4
4 4
2
2
| Модуль 1 «Внутренний аудит. Требования, программа» Практическое занятие «Нормативные документы по аудиту. МС ИСО 19011-2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). Порядок сертификации СМК на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008».
Практическое занятие «Работа с анкетой предсертификационного аудита».
Модуль 2 «Инструментарий внутреннего аудита» Практическое занятие «Формирование отчета по результатам аудита».
Практическое занятие «Особенности внутреннего аудита».
Практическое занятие «Применение инструментов контроля и информационных технологий при проведении аудита».
|
Э
Э Э П
Э И
|
ПК-1
ПК-2
ПК-6
ПК-5 ПК-10
ПК-12
ПК-2
ПК-3
ПК-6
ПК-7
ПК-8
ПК-9
ПК-10
ПК-14
ПК-17
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 2
2 2
|
| Лекция «Предпосылки возникновения аудитов, классификация, термины и определения, нормативные документы». Лекция «Принципы аудита, цель, управление программой». Лекция «Программа аудита, подготовка отчетности».
| М
П Д Д
Э
| ПК-1
ПК-2 ПК-3 ПК-3
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
| 2
2 2
2
|
| Практическое занятие «Нормативные документы по аудиту. МС ИСО 19011-2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). Порядок сертификации СМК на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008». Практическое занятие «Работа с анкетой предсертификационного аудита». Практическое занятие «Формирование отчета по результатам аудита».
Практическое занятие «Особенности внутреннего аудита».
| Э
Э Э
П
Э
| ПК-1
ПК-2
ПК-6 ПК-5 ПК-10
ПК-11 ПК-2
ПК-3
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 2
2
|
| Лекция «Предпосылки возникновения аудитов, классификация, термины и определения, нормативные документы». Лекция «Принципы аудита, цель, программа аудита, управление программой, подготовка отчетности».
| М
П Д
Э
| ПК-1
ПК-2 ПК-3
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
| 2
2 2
2
|
| Практическое занятие «Нормативные документы по аудиту. МС ИСО 19011-2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). Порядок сертификации СМК на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008». Практическое занятие «Работа с анкетой предсертификационного аудита». Практическое занятие «Формирование отчета по результатам аудита».
Практическое занятие «Особенности внутреннего аудита».
| Э
Э Э
П
Э
| ПК-1
ПК-2
ПК-6 ПК-5 ПК-10
ПК-11 ПК-2
ПК-3
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 2
2
|
| Лекция «Предпосылки возникновения аудитов, классификация, термины и определения, нормативные документы». Лекция «Принципы аудита, цель, программа аудита, управление программой, подготовка отчетности».
| М
П Д
Э
| ПК-1
ПК-2 ПК-3
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
| 2
2 2
2
|
| Практическое занятие «Нормативные документы по аудиту. МС ИСО 19011-2002 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). Порядок сертификации СМК на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008». Практическое занятие «Работа с анкетой предсертификационного аудита». Практическое занятие «Формирование отчета по результатам аудита».
Практическое занятие «Особенности внутреннего аудита».
| Э
Э Э
П
Э
| ПК-1
ПК-2
ПК-6 ПК-5 ПК-10
ПК-11 ПК-2
ПК-3
| |