Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»


Скачать 478.67 Kb.
НазваниеРабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
страница1/5
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Актуальность

Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею – возможность гармонического развития личности каждого ребёнка – и содействует ее реализации в практической работе. Задача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки, помощи.

Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/. Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (.)

Основой для разработки рабочей программы стали следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ – I «Об образовании в РФ».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155

  3. Устав ДОУ 6240 от 17.11.2011

  4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

  5. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидеомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и компетенций.

Так же строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Основное приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения являются познавательно-речевое развитие, выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы»

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Принципы программы:

В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;




  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.


Основные функции педагога-психолога в МАДОУ №77 – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Цель работы: сопровождение процесса психологического развития детей посредством создания определенных условий в воспитательно-образовательном пространстве детского дошкольного учреждения

Задачи:

- отслеживание результатов психологического развития дошкольников;

- создание условий для оказания психологической помощи детям и родителям в решении проблем развития;

- осуществление психологического анализа образовательных программ (внутри ДОУ) и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов образования, воспитания, и развития в образовательно-воспитательной среде ДОУ.


Основные направления деятельности педагога - психолога

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

- Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

- По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Используемый диагностический инструментарий




п/п

Название методики

Цель

Возраст детей

1

«Свободная классификация»

Выявление элементов логического мышления

5-6 лет

6-7 лет

2

«Пиктограмма» А.Р.Лурия

Выявление уровня словесно - логического мышления и опосредованного запоминания

5-6 лет

6-7 лет

3

«Десять слов» А.Р.Лурия

Выявление уровня непосредственной памяти

5-6 лет

6-7 лет

4

«Коробка форм», «Пирамидка», «Мисочки»

Выявление уровня восприятия и пространственных отношений

3-4 лет

4-5 лет

5

«Перцептивное моделирование» В.В. Холомовская

Выявление уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления

5-6 лет

6-7 лет

6

«Шифровка»

Д. Векслер

Исследование устойчивости внимания

5-6 лет

6-7 лет

7

«Несуществующее животное»

Исследование личностных качеств ребенка и особенностей воображения

5-6 лет

6-7 лет

8

«Дорисовывание фигур»

Исследование личностных качеств ребенка и особенностей воображения

3-4 лет

4-5 лет

9

«Повторение слов и предложений»

Выявление уровня развития памяти

3-4 лет

4-5 лет

9

«Бирюльки»

Исследование уровня развития мелкой моторики

3-4 лет

4-5 лет

10

«Ориентировочный тест школьной зрелости» Керн - Йирасек

Определение школьной зрелости

6-7 лет

11

«Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург

Определение уровня сформировнности мотивации к обучению в школе

6-7 лет

12

«От диагностики к развитию»

С. Д. Забрамная

Исследование уровня развития

3-7 лет

13

Рисуночный тест «Моя семья»

Исследование взаимоотношений в семье, эмоционально-личностных трудностей ребенка

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

14

«Лесенка»

Выявление уровня самовосприятия и самооценки ребенка

4 - 5 лет

5 - 6 лет

6 – 7 лет

15

«Почта»

Исследование взаимоотношений ребенка в коллективе

4 - 5 лет

5 - 6 лет

6 – 7 лет

16

«Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей» Аверина И.С., Щебланова Е.И.

Выявление уровня интеллектуальных способностей детей 6-7 лет

6-7 лет

17

«Диагностика адаптационного периода»

Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада

1 младший возраст


2. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

- Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

- Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

- Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

-Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Развитие – это процесс качественного изменения, перестройки, преобразование, возникновение новых способностей, усовершенствование.

Коррекционно-развивающее направление деятельности является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя широкий спектр форм работы:

  • групповые психокоррекционные занятия;

  • индивидуальные психокоррекционные занятия;

  • тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;

  • индивидуальные занятия с одарёнными детьми;

  • адаптационные мероприятия;

  • занятия по психологической и интеллектуальной подготовке детей к школьному обучению;

  • тематические занятия с родителями (обучающие игры и семинары).

Объектом коррекционной-развивающей работы психолога являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах.

Для осуществления коррекционно-развивающих мероприятий используются следующие методы: сказкотерапия, пескотерапия, водотерапия, игровая терапия, музыкально-танцевальная терапия, психогимнастика,

арт-терапия.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Коррекционная и развивающая работа ведется с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры.

Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу – в соответствии...

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа педагога доу с учетом федерального государственного...
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. ВераксыТ....

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconПрограмма)разработана на основе общеобразовательной программы доу...
Приказ моин РФ от 17. 10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»....

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа по развитию детей 1 младшей группы (Далее Программа)...
Организация проведения воспитательно-образовательного процесса по образовательным областям 4

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа социально-бытовая ориентировка (5,6,7,8,9 классы)...
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос,...

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconПлан работы педагога-психолога Ганиной Ирины Сергеевны на 2018-2019 учебный год
Составлен на основе Образовательной программы доу, Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до...

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа педагога-психолога выстроена с учетом общеобразовательной...
...

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconПояснительная записка Программа разработана в соответствии с фгос...
...

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа по английскому языку для 2 класса составлена на...
Московской области и Примерной рабочей программы по учебному предмету для 2-9 классов Е. Н. Солововой (М.: Академкнига/Учебник, 2015)...

Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» iconРабочая программа педагогов
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы доу

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск