Скачать 375.42 Kb.
|
Приложение 1 к приказу № 134 от 20.01.2009 Методические указания к разработке учебно-методических комплексов по специальностям (направлениям), дисциплинам и изданию их элементов
1.1. Учебно-методический комплекс по специальности (направлению) (УМКС) представляет собой комплект нормативных и методических материалов, определяющих цели, содержание, объем, логическую последовательность, организацию и методику подготовки специалистов (бакалавров, магистров). УМКС является документационным основанием для организации и планирования учебного процесса. Выпускающие кафедры являются ответственными за комплектование, обновление и хранение УМКС по профессиональным образовательным программам, реализуемым на кафедрах. 1.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) – это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном или электронном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены УМКД. Учебные издания должны соответствовать ГОСТ 7.6-2003 «Издания. Основные виды, термины, определения». 1.3. Изданием являются авторские материалы, прошедшие редакторскую правку, согласованную с автором, верстку и оформление для печати типографским способом или процедуру представления на экране компьютера для получения электронного издания. Электронное издание может быть самостоятельным, не имеющим печатных аналогов, или аналогом печатного издания (в основном, воспроизводящим соответствующее печатное издание).
Определения элементов УМКС, УМКД 2.1. Состав УМКС. Учебно-методический комплекс по специальности должен содержать утвержденные в установленном порядке следующие документы и методические материалы: 2.1.1. Государственный образовательный стандарт ВПО по специальности (направлению). 2.1.2. Учебные планы специальности (направления) всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной). 2.1.3. Комплект рабочих программ дисциплин учебного плана для каждой реализуемой формы обучения. 2.1.4. Сведения о базах практик (Приложение 1). 2.1.5. Программы всех видов практик. 2.1.5. Программу итогового государственного экзамена (междисциплинарного или по отдельной дисциплине) (Приложение 2). 2.1.6. Экзаменационные билеты к итоговому государственному экзамену (Приложение 3). 2.1.7. Примерную тематику выпускных квалификационных работ за последние 3 года (Приложение 4). 2.1.8. Отчеты ГАК за последние 3 года. 2.1.9. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы. 2.1.10. Сведения о трудоустройстве выпускников за последние 3 года (Приложение 5). 2.1.11. Отзывы о качестве подготовки выпускников от основных потребителей специалистов. 2.1.12. Сведения о специализированных аудиториях и компьютерных классах (Приложение 6) и паспорта этих помещений по форме, установленной Положением об учебно-методическом кабинете (приказ № 724 от 28.05.2002 г.). 2.1.13. Перечень документов УМКС. 2.2. Состав УМКД. Учебно-методический комплекс по дисциплине должен включать: 2.2.1. Рабочую программу по дисциплине. 2.2.2. Материалы по теоретической части курса:
2.2.3.Материалы по практической части курса:
2.2.4. Материалы к формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля:
Кроме перечисленных элементов, УМКД может включать дополнительные материалы, такие как:
2.3.Определения элементов УМКС и УМКД. Государственный образовательный стандарт является основным документом, определяющим концепцию обучения по всем дисциплинам учебного плана. ГОС ВПО используется всеми кафедрами при разработке рабочих программ и учебно-методических материалов. Учебный план специальностей и направлений подготовки по всем формам обучения - документ, регламентирующий учебный процесс в университете по направлениям подготовки и специальностям по всем реализуемым формам обучения. Рабочая программа дисциплины – это план учебных мероприятий и ресурсного обеспечения по дисциплине, составленный на основе ГОС, учебного плана и Положения о рабочих программах дисциплин. Программы всех видов практик студентов представляют собой методические документы, раскрывающие цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов. Программа разрабатывается кафедрой, за которой закреплен данный вид практики, и утверждается заведующим кафедрой. В случае, когда практика закреплена за обеспечивающей кафедрой, программа согласовывается с заведующим выпускающей кафедрой. Программы итоговых государственных экзаменов по отдельным дисциплинам, итоговых государственных междисциплинарных экзаменов по направлениям (специальностям) разрабатываются кафедрами в соответствии с ГОС ВПО, рекомендациями УМО, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников университета и утверждаются решениями советов институтов (факультетов). Программа должна включать:
Учебник – официально утвержденное в качестве данного вида издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), отражающее определенную систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сферы деятельности, необходимых и достаточных для овладения профессией и применения в конкретной области. Учебное пособие – официально утвержденное в качестве данного вида издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник. Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике изучения, преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части). К учебно-методическим пособиям можно, например, отнести:
Конспект лекций – учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, представляющее собой содержание курса лекций, читаемого преподавателем по данной дисциплине. Рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студентов над освоением учебного предмета. Хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала, а также методические указания к их выполнению. К практикуму можно отнести:
Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.
и рекомендации к их проектированию 3.1. Учебник или учебное пособие. При проектировании учебника или учебного пособия автор самостоятельно принимает решение о структуре создаваемого издания. 3.2. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины должно содержать:
Образец оформления учебно-методического пособия представлен в Приложении 7. 3.3. Курс лекций должен иметь следующую структуру:
Рекомендации для конструирования параграфов:
Курс лекций должен быть построен на следующих принципах:
3.4. Практикум по семинарским или практическим занятиям должен содержать по каждому занятию:
Практические задания должны быть направлены на овладение студентами умениями решения стандартных задач и приобретение навыков применения теории и практических действий в соответствующей сфере профессиональной деятельности. Основные требования к практическим заданиям:
Конкретная постановка практических заданий определяется особенностями изучаемой дисциплины. Выделяют следующие формы практических заданий:
Методические рекомендации по выполнению заданий должны содержать сценарий (алгоритм) выполнения практического задания: назначение; методы, способы и приемы выполнения действий; типовые решения; инструкции; формулы и т.д. 3.5. Практикум по лабораторным занятиям должен содержать по каждому занятию:
3.6. Материалы для контроля знаний должны быть:
Тесты предназначены для контроля усвоения знаний по конкретным темам дисциплины и предполагают конструирование их элементов – тестовых заданий. При разработке тестовых заданий автор должен придерживаться рекомендаций и требований, изложенных Методических указаниях по составлению тестового материала для проведения компьютерного тестирования. 3.7. Учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта (работы) должно содержать:
3.8. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы должно содержать:
4.1. Общие рекомендации. Издание учебно-методического комплекса по дисциплине может быть в виде отдельных элементов УМК или в виде сборника. Стандартный состав такого сборника для дисциплины, имеющей лекционные, практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия должен включать:
Если в учебном плане по дисциплине предусмотрена курсовая работа или курсовой проект, то учебно-методическое пособие по курсовому проектированию разрабатывается в виде отдельного издания. 4.2. Требования к подготовке печатной версии. В редакционно-издательский центр для создания печатного издания должны быть представлены:
Титульный лист – страница книги, на которой должно быть наименование издающей организации, фамилия автора, название работы, её вид, место и год издания. Оборот титульного листа должен содержать библиографические указатели (УДК, ББК, авторский знак), библиографическое описание книги, аннотацию (ГОСТ 7.9 – 95 рекомендует объем 500 печатных знаков, т.е. около 9 машинописных строк (по 60 знаков в строке)), фамилии и должности рецензентов. Основной текст:
На первой, второй и последней страницах номера не проставляются. Оглавление (содержание) представляет собой систему заголовков структурных частей книги с указанием страниц, на которых они помещены. Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. Примеры оформления приведены в Приложении 8. Библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5-2008. 4.3. Требования к подготовке электронного издания. 4.3.1. Сетевая версия (аналог печатного издания). Для размещения отдельного элемента или сборника элементов учебно-методического комплекса по дисциплине в электронной обучающей среде Портал ТГУ или Moodle необходимо представить:
Редактор SunRav TestOffice Pro предоставляется автору на любом удобном для него носителе вместе с инструкцией пользователя.
Преподаватель должен определить количество рубежных тестов и количество тем, по которым будет формироваться каждый рубежный тест.
4.3.2. Сетевая версия самостоятельного электронного издания. Для размещения самостоятельного электронного издания в электронной обучающей среде необходимо иметь:
4.3.3. CD-версия УМКД или его элементов. CD-версия – это автономная, расширенная и дополненная версия электронной обучающей системы (ЭОС), предназначенная при использовании дистанционных образовательных технологий для обучения и самоконтроля по дисциплине студентов, не имеющих свободного доступа к Интернет при наличии домашнего компьютера. В CD-версии объем диска позволяет разместить рисунки, видео и аудиофрагменты, анимации, поясняющие содержание дисциплины и способствующих лучшему ее усвоению. Структура CD-версии УМК должна включать:
С целью подготовки материалов для CD-версии автор должен выделить в печатной версии курса лекций:
Допускается любой из способов выделения: либо в бумажной копии вручную выделяется фрагмент текста с указанием на полях вида внедряемого дополнения, либо в специально подготовленном файле курса лекций в формате doc выделяется цветом нужный фрагмент текста со вставкой к выделенному фрагменту примечания, в котором указывается вид внедряемого дополнения. Автор должен подготовить предложения по звуковым, анимационным и иллюстративным фрагментам, внедряемым в курс лекций.
Все учебно-методические материалы, издаваемые в ТГУ должны проходить экспертизу с целью всесторонней и объективной оценки содержания, структуры, дидактических принципов, методического аппарата, актуальности содержания, соответствия требованиям к структуре данного вида издания. Рекомендуемая форма составления рецензии: 5.1. Название работы. 5.2. Вид элемента УМКД (УМКС). 5.3. Фамилия, имя, отчество автора (авторов). 5.4. Ученая степень и звание. 5.5. Место работы и должность. 5.6. Оценка содержания и структуры учебно-методических материалов:
5.6. Заключение.
6.1. Состав УМКД определяется кафедрой, за которой закреплена дисциплина, на основании учебного плана и пункта 2.2. настоящего документа. 6.2. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 1623 от 11.04.2001 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов» установлена степень устареваемости для основной учебной литературы (учебники, учебные пособия):
6.3. Если учебник не переиздавался в течение указанного срока, то кафедра должна получить заключение УМО или решение методической комиссии института (факультета) о том, что этот учебник может быть использован в качестве основной или дополнительной литературы. Для всех остальных элементов УМКД установлено требование ежегодного обновления в соответствии с Постановлением Правительства РФ №71 от 14.02.2008 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
7.1. УМКС должны храниться на выпускающих кафедрах в виде комплекта документов, собранных в папку (желательно и в электронном виде) и должны иметь:
7.2. УМКД должен храниться на кафедре, за которой закреплена дисциплина, в виде набора элементов, предусмотренных учебным планом, собранных в папку. Для каждого УМКД должны быть:
Приложение 1 Образец оформления сведений о базах практик ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Сведения о базах практик Специальность (направление подготовки) ______________________________________________________ (код и наименование по ОКСО)
Приложение 2 Образец оформления титульного листа программы итогового государственного экзамена ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
ПРОГРАММА итогового государственного экзамена по дисциплине _________________________________________ (итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности, направлению подготовки) Специальность (направление подготовки) _____________________________________________________________ ( код и наименование по ОКСО) Тольятти, 200___ Программу итогового государственного экзамена составил(и): ________________________ _________________ ___________________ (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И. О.) ________________________ _________________ ___________________ (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И. О.) Программа итогового государственного экзамена составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана направления подготовки (специальности) ____________________________________________________________________________________ на кафедре _________________________________________________________________________ (наименование кафедры) Рецензирование программы итогового государственного экзамена:
_________________________ _____________ __________________ (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Фамилия И.О.) «___»________200__г Срок действия программы итогового государственного экзамена: до «___» _______ 200__ г. СОГЛАСОВАНО Заведующий кафедрой ___________________________________________________ (выпускающей специальность (направление)) «___»________200__г. _________________ ___________________ (подпись) (Фамилия И.О.) Приложение 3 Образец оформления билета итогового государственного экзамена ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Билет № _____ 1. 2. …
Приложение 4 Образец оформления примерной тематики выпускных квалификационных работ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Тематика выпускных квалификационных работ __________/________ уч. год Специальность (направление подготовки) _____________________________________________________________ ( код и наименование по ОКСО) 1. 2. 3. 4. 5. … Приложение 5 Образец оформления сведений о трудоустройстве выпускников ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Сведения о трудоустройстве выпускников за _________ /__________ уч. год Специальность (направление):_______________________________________________________________________________________________ (код, наименование по ОКСО) Выпускающая кафедра:_____________________________________________________________________________________________________ (наименование)
Приложение 6 Образец оформления |
Шаблон создан на основе Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее... | Методические указания к проведению урока по учебным дисциплинам «Геодезия», «Основы геодезии» предназначены для преподавателей специальности... | ||
Целью данных рекомендаций является проверка в реальных условиях, на практике, теоретически построенных моделей проектирования и апробации... | Методические указания по выполнению курсовых работ по направлениям: 080200. 62 «Менеджмент», 081100. 62 «Государственное и муниципальное... | ||
Методические указания содержат общие положения, организационные вопросы выполнения и процедуры защиты работ, требования к оформлению... | Методические указания содержат общие положения, организационные вопросы выполнения и процедуры защиты работ, требования к оформлению... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования... | Аттестационная комиссия ) создается на факультете института по всем реализуемым направлениям подготовки (специальностям) для организации... | ||
Методические указания по составлению заявки на грант для подготовки магистров по направлениям | Учебно-методические указания предназначены для студентов техникумов и направлены на оказание помощи при изучении программы КонсультантПлюс,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |