Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Кафедра политической истории
Учебно-методический комплекс по дисциплине ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В БУХГАЛТЕРИИ
для специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Делопроизводство в бухгалтерии» относится к блоку дисциплин по выбору специальности 032001.65 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Учебный курс разработан с учетом требований государственного образовательного стандарта дисциплины и соответствует потребностям общества, связанным с развитием рыночных отношений, получивших правовое подкрепление в Конституции Российской Федерации, действующем законодательстве и общероссийских стандартах. Данный курс позволяет углубленно изучить нормативно-методическую базу документационного обеспечения управления, технологии организации деятельности по ДОУ, и создания документа. Обеспечения его оперативного хранения и порядка передачи дел в архив, а также ознакомиться с историей становления делопроизводственных служб.
Формы организации обучения: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов. Лекции обеспечивают студентов начальной информацией и организуют их самостоятельную работу. Главной самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским занятиям: чтение и осмысление источников, учебников и другой рекомендованной литературы.
Учебно-методический комплекс по курсу «делопроизводство в бухгалтерии» включает в себя следующие разделы:
рабочую программу дисциплины;
содержание курса;
методические рекомендации для преподавателей;
темы и вопросы лекционных занятий;
методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий;
методические рекомендации студентам по подготовке семинарских занятий;
планы семинарских занятий;
методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
глоссарий;
итоговый контроль;
проблематика курсовых и выпускных квалификационных работ
методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ
Содержание курса Раздел 1 Сущность и содержание бухгалтерского учета Понятие о хозяйственном учете. Понятие о бухгалтерском учете. Основные задачи бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерской информации: внутренние и сторонние, с прямым и косвенным финансовым интересом. Учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные. Виды хозяйственного учета: статистический, оперативный, бухгалтерский, налоговый. Международные принципы бухгалтерского учета: метод начисления, непрерывность деятельности, понятность, уместность, надежность, сопоставимость. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации Раздел 2. Предмет и метод бухгалтерского учета Основные процессы хозяйственной деятельности: снабжение, производство готовой продукции, продажа готовой продукции. Объекты бухгалтерского учета: имущество организации, источники его формирования, обязательства и хозяйственные операции. Классификация имущества по составу и функциональной роли. Классификация имущества по источникам образования и целевому назначению. Метод бухгалтерского учета. Элементы метода. Раздел 3 Содержание и строение бухгалтерского баланса Понятие и схема бухгалтерского баланса. Состав баланса: актив (в необоротные активы, оборотные активы), пассив (капитал и резервы, долгосрочные займы, краткосрочные обязательства). Виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, разделительный, объединительный, консолидационный, ликвидационный. Балансовые изменения происходящие под влиянием хозяйственных операций. Четыре типа балансовых изменений, происходящих под влиянием хозяйственных операций. Сохранение равенства итогов актива и пассива баланса при любых хозяйственных операциях. Раздел 4 Счета и двойная запись Понятие о счетах бухгалтерского учета. Активные и пассивные счета, их назначение. Понятия «дебет» и «кредит» счета, схема счета. Порядок записи начального сальдо (остатка), отражение операций, вызывающих изменения начального сальдо, подсчет дебетовых и кредитовых оборотов, подсчет и порядок записи конечного остатка в активных и пассивных счетах. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи Раздел 5 Синтетический и аналитический учет Понятие синтетический счет, синтетический учет (обобщающий). Понятие аналитический счет, аналитический (детализированный) учет. Субсчет - промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. Счета первого и второго порядка. Зависимость количества групп счетов аналитического учета организации от сложности хозяйственной деятельности, целей и задач учета. Раздел 6 Оборотные ведомости Понятие оборотная ведомость. Цель составления оборотной ведомости: обобщение, проверка правильности записей на счетах бухгалтерского учета, составление нового баланса. Три равенства оборотной ведомости.
Контрольное значение оборотной ведомости.
Раздел 7 План счетов бухгалтерского учета Понятие «план счетов бухгалтерского учета». синтетические (первого порядка) и субсчета (второго порядка). Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию для учета. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре. По отношению к балансу счета делятся на две подгруппы: балансовые и забалансовые.
Раздел 8 Техника и формы бухгалтерского учета Учетные регистры, их классификация и способы записи в них. Книги, журналы, карточки, свободные листы. Классификация регистров: по видам учетных записей, по объему сведений. Способы исправления ошибок в учетных регистрах: корректурный, дополнительных проводок, «красное сторно». Формы бухгалтерского учета, признаки определяющие их (совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них. Формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-главная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная, простая, упрощенная (с использованием регистров для учета имущества).
Раздел 9 Организация документооборота и хранения документов в бухгалтерии Особенности хранения бухгалтерских документов. Номенклатура дел. Определение сроков хранения бухгалтерских документов. Требования к формированию дел и оперативное хранение дел. Дела с долговременными сроками хранения. Порядок передачи дел со сроками хранения свыше 10 лет в архив организации (ведомственный архив). Выделение к уничтожению дел с истекшими сроками хранения.
|