краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Минусинский медицинский техникум»
СБОРНИК
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ Специальность: 31.02.01 Лечебное дело ПМ.07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК.07.01. Теория и практика сестринского дела
Разработчик:
Преподаватель ПМ.07
Г.В.Медведева
Минусинск
Утверждено на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин Рецензент: В.Д.Гордашевская – методист Сборник теоретического материала для специальности 31.02.01 Лечебное дело/Разработчик: преподаватель Г.В.Медведева – Минусинск КГБПОУ ММТ, 2015.
Сборник теоретического (лекционного) материала предназначен для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело медицинского техникума. В нем изложены сущность сестринского дела, его философия, содержащая элементы медицинской этики, этические ценности, добродетели, основные обязанности. История развития сестринского дела в России и за рубежом, освещены основные потребности по А. Маслоу, этапы сестринского процесса, его документирование, освещается техника общения и обучения пациентов. Сборник составлен с учетом программы ПМ. 07. Разработчик Г.В. Медведева, 2015
КГБПОУ ММТ, 2015
Тема 1.1. История сестринского дела. Философия сестринского дела. План:
Основные вехи истории сестринского дела.
Основоположники сестринского дела.
Участие А.Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны. Российское общество Красного Креста.
Развитие сестринского дела в годы советской власти. Создание системы среднего специального медицинского образования.
Основные направления и события в процессе реформирования сестринского дела в РФ на современном этапе.
Принципы философии сестринского дела в РФ.
Фундаментальные понятия сестринского дела.
Этические компоненты как основы философии сестринского дела.
Сестра как независимый специалист в сфере здравоохранения.
Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер России.
Профессиональные и общие компетенции: ПК7.2 - Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК7.9 - Участвовать в санитарно- просветительской работе среди населения
ОК4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5 - Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК7 - Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. Основные вехи истории сестринского дела.
Впервые в России женский труд для ухода за больными был применен по указу Петра I в 1715 году.
Сестринское дело в России возникло в 1803 году- появилась служба «Сердобольные вдовы».
В 1815 году был учрежден золотой крест, на обратной стороне которого было написано «Сердоболие» и его вручали сестрам милосердия, которые приняли присягу служить больным и страждущим.
1818 г.- Москва, создан институт сердобольных вдов.
С этого времени в России начинается спецподготовка женского персонала. Учебник, по которому учились, написал Христофор Оппель в 1822 году.
1844 г. в Петербурге открыта 1-я в России община сестер милосердия «Святотроицкая»
Идея международной помощи жертвам войны и стихийных бедствий принадлежит Анри Дюнану, швейцарскому бизнесмену и гуманисту. В 1859 г. Дюнан организовал отряд добровольцев для помощи жертвам кровавой битвы при Сольферино (Северная Италия), где участвовало 160 тыс. франко-итальянских солдат и столько же австрийских. Дюнану удалось спасти многих раненых, для которых он нашел пищу, воду и уход.
В воспоминаниях о Сольферино, опубликованных в 1863 г. , Дюнан наметил пути помощи больным и раненым военного времени. Книга вызвала повсеместное сочувствие жертвам войны, и в феврале 1863 г. Женевское общество благоденствия, небольшая благотворительная организация, ставившая целью помощь больным и нуждающимся, образовало комитет из пяти человек для рассмотрения предложений Дюнана. В октябре 1863 г. комитет, в который входил и Дюнан, организовал международную конференцию в Женеве. Представители 16 стран создали национальные благотворительные организации, в качестве эмблемы был избран красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг) . Комитет пяти был преобразован в Международный комитет Красного Креста (МККК) , в задачу которого входила координация деятельности благотворительных групп.
Конференция послужила толчком для организованного швейцарским правительством аналогичного мероприятия в 1864 г. , где были сформулированы принципы работы с пострадавшими. 24 августа представители 12 государств подписали конвенцию об улучшении положения больных и раненых в воюющих армиях. Это соглашение, именуемое также Женевской конвенцией 1864 г. , гарантировало нейтралитет медицинского персонала и оборудования и официально приняло красный крест в качестве опознавательного знака. Большинство государств с течением времени признали положения этой и других конвенций.
Боевое крещение Красный Крест принял уже в 1864 г. , когда оказывал помощь во время датско-прусского конфликта из-за герцогств Шлезвиг и Гольштейн. В более широких масштабах он развернул свою деятельность во время франко-прусской войны 1870...1871 гг. , хотя французские руководители не одобряли гуманизм Дюнана и Франция, в отличие от Пруссии, к Женевской конвенции не присоединилась.
Хотя и ограниченный в своих возможностях, МККК успел проявить себя в русско-турецкой войне 1877 г. , сербо-болгарской войне 1885 г. и Балканских войнах 1912...1913 гг. Многие национальные общества Красного Креста были созданы в это время. Например, американский Красный Крест основан в 1881 г. Кларой Бартон, которая была его первым председателем вплоть до 1904 г. Однако всю важность работы Красного Креста показала первая мировая война. Крымская война 1853-1856 гг.
Легендарные имена этой войны:
•Даша Севастопольская-15-летняя девчонка, которая на поле боя организовала перевязочный год и таким образом стала первой сестрой милосердия.
•А.П.Стахович- в 1854 году была начальницей отряда медсестер из 28 человек(почти все погибли).
•М.И.Меркулова- 1855 год, начальница 2-го отряда. Отряд состоял из 20 чел.
1/3 часть умерла от тифа.
• Екатерина Михайловна Бакунина- прародительница фельдшеров.
• Флоренс Найтингейл- 1820-1910 основоположница сестринского дела в мире, английская сестра милосердия.
1859- выпуск книги «Записки об уходе».
1912г.- учреждена медаль её имени. Каждый год 12 мая отмечается международный день медсестры.
1863г.- в Женеве был создан комитет, который получил название «Международный красный крест» КК на белом.
1876г- Организовано Российское общество красного креста.
1897г- Открылся институт по подготовке мужчин для ухода за больными(срок 2 года).
1909г.- в Москве открылась Марфо-Мариинская Обитель сестер милосердия.
1917г.- В Москве состоялся первый всероссийский съезд сестер милосердия.
1920г.- Общины сестер-милосердия упразднены.
1922г.- Определены типы учебных заведений и двухгодичный срок обучения.
1926г.- Мед.учебные заведения стали называть техникумами, а сестер- техники по уходу.
1942г.- Журнал «Медсестра»
1988г.- введена новая специальность сестринского дела.
1991г.- мед.колледжи с 4-хгодичным обучением.
1991г.- ВСО
1993г.- в Галицино прошла международная конференция «Новые сестры для новой России» - принята философия сестринского дела.
1995г.- вышел журнал «Сестринское дело»
Философия с/д представляет систему взглядов на взаимоотношения между сестрой ,пациентом, обществом и окружающим.
Она основана на общечеловеческих принципах этики.
В основе этики находится человек.
Этика-наука о морали.
Мораль- нормы, принципы, определяющие правила поведения людей.
Медицинская этика- раздел науки о роли нравственных начал в деятельности мед.работника, их гуманное отношение к пациенту. Философия сестринского дела
Согласно общепринятому определению философия — это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных с формированием целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Это специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения.
Философия медицины начала формироваться в Древней Греции. Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Ф. Бэкон, представитель эпохи Нового времени, писал, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной.
Современная философия медицины руководствуется критерием духовной ценности человеческой жизни. Роль такой философии состоит в том, что она определяет общие идеи медицины, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но и в жизни человека вообще. Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Она является основой выполнения лечебных манипуляций и веры пациента в свое выздоровление, становится духовным элементом терапевтического воздействия.
Философия любой профессии, в частности сестринского дела, всегда находится в развитии. Взгляды общества на те или иные ценности постоянно претерпевают изменения, поэтому меняется и мнение о профессии медсестры.
Философия сестринского дела существенно отличается не только в разных регионах, национальных группах, но и в лечебно-профилактических, медицинских образовательных учреждениях. Реформа здравоохранения в России подразумевает выработку нового взгляда и на сестринское дело, потому что будущему среднему медицинскому персоналу придется работать при новых социально-экономических условиях.
В философии сестринского дела можно выделить четыре основных понятия:
1) сестринское дело как искусство и наука;
2) пациент как личность;
3) окружающая среда;
4) здоровье.
Искусство оказывает большое воздействие на духовный мир человека. Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. В свое время Ф. Найтингейл говорила, что сестринское дело — одно из древнейших искусств и одна из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах.
Как наука сестринское дело опирается не только на медицинские знания, но и на психологию, социологию, культурологию, историю, этику и эстетику. В процессе профессиональной деятельности у сестринского персонала вырабатывается определенный концептуальный подход, на базе которого составляются обширные описательные характеристики особенностей сестринского дела. Они образуют прочную основу для создания теории сестринского дела.
Понятие «личность» занимает в философии сестринского дела особое место. Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире. Человек — это целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой. Биологические, психологические, социальные и духовные компоненты составляют единое целое человека, пациента. Они характерны для всех людей, но индивидуальны для каждого и образуют уникальную личность. Медицинская сестра должна быть готова иметь дело с любым пациентом, уважительно относиться к его прошлому и настоящему, жизненным ценностям, обычаям и убеждениям.
Окружающая среда всегда оказывала влияние на жизнедеятельность людей. Еще Гиппократ исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и др.) с точки зрения их влияния на человека. Ф.Найтингейл также считала окружающую среду существенным фактором в предотвращении заболеваний и поддержании здоровья.
Окружающая среда — это совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Она подразделяется:
- на физическую, включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п. В дополнение к природной окружающей среде необходимо учитывать и техногенную;
- социальную, оказывающую огромную роль на личность пациента (семья, школа, знакомые, рабочий коллектив и т.д.);
- культурную, которая включает поведение человека, его взаимоотношение с другими людьми (язык, традиции, обычаи, вера, манеры общения и т.п.).
Медицинская сестра строит свои взаимоотношения с пациентом в зависимости от окружающей среды, в которой он рос, живет и работает. Следует помнить, что среда обитания накладывает отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье.
В 1947 г. ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний или неполноценности. Порой трудно определить, что является здоровьем, но следует учитывать, что это динамический процесс. Здоровье можно определить как объективно, так и субъективно: это цель, к которой нужно стремиться; оно включает умение заботиться о самом себе; обеспечивает чувство целостности; справляется со стрессом путем адаптации; его составной частью являются процессы непрерывного роста и становления. В любой момент жизни каждый человек должен стремиться к здоровью.
Таким образом, философия сестринского дела отражает отношение медицинской сестры к своей деятельности, формирует целостный взгляд на сестринское дело, роль и место в нем сестринского персонала.
Этические обязанности:
1.Говорить правду
2.Делать добро
3.Не причинять вреда
4.Уважать права пациента
5.Уважать обязательства других
6.Держать слово
7.Быть преданным
8.Уважать права пациента на самостоятельность. Этические ценности:
1.Профессианолизм
2.Здоровье
3.Здоровая окружающая среда
4.Человеческое достоинство
5.Независимость
6.Забота. Добродетели:
Это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам:
1.Знания
2.Умения
3.Сострадание
4.Милосердие
5.Терпение
6.Целеустремленность.
Тема 1.2 Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле План:
Определение «Биоэтика», Медицинская тайна».
Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.
Общение, как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.
Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.
Сферы обучения: познавательная ,эмоциональная, психомоторная.
Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
Цели обучения: промежуточные, конечные.
Реалистичность целей. Условия достижения целей.
Профессиональные и общие компетенции: ПК7.1 - Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК7.2 - Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК7.4 - Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому
ПК7.9 - Участвовать в санитарно- просветительской работе среди населения. ОК1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2 - Организовать собственную деятельность своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК4 - Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5 - Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |