Скачать 0.61 Mb.
|
Государственное учреждение культуры «Областной методический Центр народного творчества» ГРАНИ МАСТЕРСТВА Информационный сборник № 24 г. Оренбург 2010 г. БК 78.39 УДК 793 Г 77 Составитель: Помазанова О.Н. Рецензент: Т. Ю. Скопинцева, кандидат философских наук Компьютерный набор и верстка: Г.С. Захарова Грани мастерства: информационный сборник / сост. О.Н. Помазанова; – Оренбург, 2009. – 50 с. Информационный сборник «Грани мастерства» включает в себя: статью «На- родные песни и наигрыши Оренбургских казаков» Н. М. Савельевой, кандидата искусствоведения, доцента Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, члена Союза композиторов РФ, а также материалы: нотный, из опыта работы Асекеевского района, клубный репертуар и др. Сборник издается с целью оперативной информации о происходящих со- бытиях в социально-культурной сфере, анализа и прогнозирования различных направлений культурно-досуговой деятельности, обобщения опыта работы луч- ших досуговых учреждений области, коллективов самодеятельного творчества и предназначен как для специалистов культурно-досуговой деятельности, так и для всех интересующихся проблемами сферы культуры. УДК 793 ББК 78.39 © ГУК «Областной методический центр народного творчества», 2010 Г 77 3 *Конкурсы, фестивали МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС «РУССКАЯ ПЕСНЯ-2009» Русская песня на протяжении многих лет остается душой человека, она с ним в радости и печали. Русская песня объединяет все на- циональности, проживающие на Оренбургской земле. Русскую песню поют и казаки, и мордва, и украинцы, и чуваши, и немцы, и башкиры. 20-21 ноября 2009 г. в Оренбурге со- стоялись прослушивание коллективов и гала- концерт II Межрегионального конкурса «Рус- ская песня – 2009». Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» были представлены 3 хоровых коллектива: - хор Кардаиловского СДК (рук. Зоя Логачева) Илекского района; - хор Ташлинского РДК (рук. Надежда Тоболина); - хор Переволоцкого РДК (рук. Алек- сей Хвостов). В номинации «вокальный ансамбль»: 2 ансамбля из Оренбургской области: - ансамбль «Добро» (рук. Любовь Чур- сина) из Красногвардейского района, - ансамбль «Калинушка» (рук. Светла- на Плотникова) Сакмарского РДК и ансамбли из других регионов: - народная вокальная группа «Родные напевы» (рук. Татьяна Накоскина) Карга- польского РКЦД Курганской области; - ансамбль русской песни «Млада» (рук. Екатерина Капенкина) из г. Зареч- ного Пензенской области; - вокальный ансамбль «Синегорье» (рук. Наталья Кузнецова) из г. Копейска Челябинской области; - вокальное трио из п. Юргамыш Курганской области. В номинации «сольное пение» принимали участие 8 участников, из них: 6 представляли Оренбургскую область и 2 солиста из Курганской области. 4 Оценивало конкурсное выступление профессиональное жюри: - председатель - Хавторин Борис Порфирьевич – ректор ГОУ ВПО «Орен- бургский Государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей», док- тор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ (г. Орен- бург); - Ильин Анатолий Георгиевич – профессор ГОУ ВПО «Оренбургский Госу- дарственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей», художественный руководитель народного вокального ансамбля «Гармония», заслуженный ра- ботник культуры РФ (г. Орен- бург); - Савельева Нина Михай- ловна – кандидат искусствове- дения, профессор Московской Государственной консервато- рии имени П.И. Чайковского, собиратель и исследователь музыкального фольклора (г. Москва); - Лазарева Людмила Никола- евна – кандидат педагогических наук, профессор Челябинской Государственной академии культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ (г. Челябинск); - Банникова Светлана Петровна – старший преподаватель кафедры вокаль- ного искусства ГОУ ВПО «Оренбургский Государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей» (г. Оренбург). Гала-концерт лауреатов и дипломантов конкурса «Русская песня-2009» со- стоялся 21 ноября в драматическом театре им. М. Горького. Лауреатом 1 степени стали: - хор Переволоцкого РДК (рук. Алексей Хво- стов); - вокальный ансамбль «Добро» (рук. Любовь Чурсина) из Красногвардейского района; - ансамбль русской песни «Млада» (рук. Екате- рина Капенкина) из г. Заречного Пензенской обла- сти; солисты: - Артем Леденев из п.Весенний Оренбургской области; - Екатерина Абрамс из г.Оренбурга. 5 Лауреатами 2 степени: - хор Ташлинского РДК (рук. Надежда Тоболина); - ансамбль «Калинушка» (рук. Светлана Плотникова) Сакмарского РДК; - вокальное трио из п. Юргамыш Курганской области; - солист Илья Тихонов, п. Юргамыш Курганской области. Лауреатами 3 степени: - народная вокальная группа «Родные напевы» (рук. Татьяна Накоскина) Каргапольского РКЦД Курганской области; солисты: - Даша Попова, г.Бугуруслан; - Мария Цыкало, г.Оренбург; - Игорь Учаев, Беляевский РДК. Особыми дипломами за развитие и пропаганду инструментального жанра были отмечены: инструментальный ансамбль Переволоцкого РДК (рук. Николай Кечин) и оркестр народных инструментов Ташлинского РДК (рук. Валентина Литвинова). Дипломом «За вклад в развитии вокально-хорового жанра» отмечены: на- родный хор Кардаиловского СДК (рук. Зоя Логачева) из Илекского района; во- кальный ансамбль «Синегорье» (рук. Наталья Кузнецова) из г. Копейска Челя- бинской области и солистка Олеся Багринцева из Бузулукского района. В рамках конкурса прошла творческая лаборатория с руководителями кол- лективов. Члены жюри сделали профессиональный разбор конкурсной про- граммы. Конкурс «Русская песня» привлек к себе внимание Правительства и Законо- дательного собрания Оренбургской области, руководителей общественных цен- тров. Благодарностью Министерства культуры Оренбургской области награж- дена руководитель Ташлинского народного хора Таболина Надежда Павловна; Законодательного собрания Оренбургской области был отмечен руководитель народного хора Переволоцкого района Хвостов Алексей Алексеевич. Учредили призы: Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области; общественная организация «Совесть»; комбинат Орен- бургских пуховых платков; русский, чувашский, армянский, немецкий, украин- ский, белорусский национальные центры; областной совет женщин и т.д. За 12 лет проведения конкурса лауреатами становились различные творче- ские коллективы и солисты Оренбургской области. Приводим статистику по- следних пяти лет. 2004 год Вокальный ансамбль «Родные напевы» (рук. Нина Беляева), г.Новотроицк и солист Александр Рудаков, Сорочинский район. 6 2005 год Народный хор (рук. Наталья Борисова), Новоорский район, вокальный ан- самбль (рук. Иван Томин), Пригородного СДК Оренбургского района и солист- ка Анастасия Корнилова, Саракташский район. 2006 год Народный хор (рук. Татьяна Сидорова), г. Бузулук, вокальный ансамбль «Рассеюшка» (рук. Татьяна Лебедкова), Тоцкий район, вокальный ансамбль «Сохрани песню» (Юрий Тугулев), г.Оренбург и солисты Елена Журавлева, г.Новотроицк, Алексей Багринцев, Бузулукский район, Эльвира Нигматуллина, Саракташский район. 2007 год Вокальный ансамбль «Русская песня» (рук. Людмила Корнилова), Саракташ- ский район, солистка Анастасия Русецкая, Первомайский район. 2008 год Народный хор (рук. Ольга Советникова), Первомайский район, вокальный ансамбль «Родные напевы» (рук. Нина Беляева), г. Новотроицк, со- листки Ульяна Денисова, Беля- евский район, Лариса Лейхман, г. Соль-Илецк. В 2008 году областному конкурсу «Русская песня» Го- сударственным Российским Домом народного творчества присвоен статус Межрегио- нальный. Впервые в нем приняли участие творческие коллективы и солисты из Республики Татарстан, Астраханской, Курганской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областей, Республики Казахстан. Перед конкурсом стоит немало важных задач. Одна из них - выявление и поддержка молодых дарований. И, надо сказать, эта задача «Русской песней» всегда решается успешно. Конкурс открыл немало талантов, а кому-то дал пу- тевку в профессиональную жизнь. Каленова Н.И. – заместитель директора ГУК «ОМЦНТ» 7 *Нематериальное культурное наследие НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И НАИГРЫШИ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Народная музыкальная культура Оренбургского края складывалась на про- тяжении нескольких веков в сложных политических и социальных условиях. После падения Казани в 1552 году территория Московского государства стала быстро расширяться на восток, захватывая Поволжье, Приуралье и далее «при- растая Сибирью». Для защиты новых восточных рубежей основывались крепо- сти, форпосты, опорные пункты, которые затем превращались в укрепленные линии. Первыми их защитниками были казаки, которых правительство пересе- ляло с прежних рубежей, добавляя к ним партии донских казаков. В ту же среду принимались «охочие люди» из казаков, вольных, а также множество беглых из разных губерний. Казаки охраняли границы, сами совершали ответные набеги, а в мирные периоды обрабатывали землю, полученную за службу. История формирования казачьих войск отражает исторические процессы становления и укрепления российской государственности. Основой всех каза- чьих войск стали донские казаки [1], первые документальные сведения о кото- рых относятся к середине XV века. В те времена их именовали «вольными (во- ровскими) казаками в Южных пределах Руси», основными занятиями которых были разбои и грабежи [2]. В 1552 году группы казаков участвовали во взятии Казани, но к постоянной государственной службе их удалось привлечь позднее: в 1570 году Иван Грозный послал к казакам на Северном Донце боярина Ивана Новосильцева с грамотой о том, «чтобы казаки слушались царского посланника и тем царю служили», за что им были обещаны жалованье и награды. Казаки, в дальнейшем, участвовали во всех военных кампаниях России, за победы в которых были отмечены многими наградами и особыми знаками от- личия. В 1502 году в летописи впервые упоминаются рязанские городовые ка- заки, хотя полное разделение казаков на городовых (полковых) и сторожевых (станичных) произошло позднее (в 1571 году). Городовые казаки составились из вольных и безземельных людей, которые получали за службу поместья наравне с боярскими детьми [3]. В начале XVI века на Кавказе, в устье реки Сунжи рязанские городовые ка- заки вольным заселением основали город Терку, и образовали две общины: по- селившиеся на Тереке стали называться терскими казаками, а те, что ближе к отрогам гор – гребенскими. Сюда же были переселены малороссийские и хо- пёрские казаки. В дальнейшем, они участвовали в образовании Астраханского войска, впоследствии упраздненного. Первые упоминания о службе яицких ка- заков Московскому государству относятся к 1591 году. Основой яицкого каза- чьего войска стали «Волжские казаки», которые от Каспийского моря поднялись 8 по реке Яик и основали Яицкий городок, разоренный татарами, и вновь отстро- енный в несколько ином месте. Яицким казакам приходилось постоянно отражать нападения татар и ногайцев. С начала XVII века они находились в подданстве Московского государства, но всегда отличались вольным нравом. В 1670 году яицкое войско почти в полном составе поддержало Степана Разина. После подавления восстания казаки были прощены. Но в 1677 году они подняли новый бунт, были разбиты и большой группой переселены в Шемаху, где многие приняли мусульманство. В 1773 году яицкие казаки вновь участвовали в крестьянской войне на сторо- не Пугачева. После его поражения, чтобы навсегда стереть из народной памяти эти события, Екатерина II распорядилась переименовать реку Яик – в Урал, яицких казаков в уральских, а их столицу – в город Уральск. В 1875 году казаки вновь выказали неповиновение, за что 2500 семей были высланы в Туркестан. Позднее они получили прощение и частично вернулись в преж- ние места. Кубанское казачье войско ведет свое начало с 1696 года от хопёрских казаков. В конце XYIII века запорожские казаки с разрешения правительства по- селились на Таманском полуострове, получив название Черноморских. В 1860 году на Кубань были переведены линейные казаки (русские), которые вместе с Черноморскими (украинскими) составили Кубанское казачье войско [4]. Еще с XVI века казаки начали совершать походы в Сибирь (с 1578 года), где основали многие города и крепости – Тобольск, Томск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Иркутск и другие. В 1716 году была построена Сибирская линия по реке Иртыш. В состав казачьих войск входили, кроме донских казаков, башки- ры, мещеряки, запорожские казаки, а также казенные крестьяне из внутренних губерний. Таким образом, казаки оказались расселенными на всем огромном протяже- нии границ Российского государства до берегов Тихого океана. К началу XX века в России насчитывалось 12 казачьих войск [5], которые находились в постоян- ном административно движении, так как, в соответствии с военными потребно- стями, расформировывались одни казачьи войска, создавались другие, которых переселяли на новые государственные границы. История Оренбургского казачества восходит к ХVI веку, когда, начался про- цесс присоединения обширных пространств Поволжья и Приуралья к Москов- скому государству. Для защиты новых рубежей правительство переселяло каза- ков (прежде всего донских) во вновь построенные города и крепости. К концу ХVI века между Волгой, Яиком, Камой и Тоболом образовалось четыре отдель- ных группы казаков: исетские (потомки Ермака и его сподвижников), яицкие (уральские), уфимские и самарские, которые и стали основой Оренбургского казачьего войска, учрежденного в 1736 году [6]. Царским указом от 1912 года войску было присвоено старшинство с 1574 года, уступавшее только Донскому казачьему войску [7]. 9 Присоединенный край был очень неспокойным, и для усмирения мятежни- ков и защиты населения от кочевников с юга на протяжении ХVII–ХVIII веков было обустроено более десяти оборонительных линий, протянувшихся от Са- мары (на Волге) и Гурьева (на Урале) до Ялуторовска (на Тоболе), и далее охва- тивших кольцом Башкирию через города Екатеринбург, Oсу, Уфу, Табынск, сом- кнувшихся с Закамскими линиями. К XIX веку в земли Оренбургского казачьего войска входило несколько линий общей протяженностью в 1780 верст, от кре- постей Рассыпная и Переволоцкая (западнее Оренбурга) до Звериноголовской и Миясской (ныне Челябинской области). Оренбургские казаки изначально не только несли сторожевую службу, но и осваивали пустующие земли (так называемые «дикие поля») под земледелие, по- степенно расширяя свою территорию. В дальнейшем, рядом с ними было раз- решено селиться крестьянам из малоземельных губерний, и здесь же оседало немало беглых крепостных, старообрядцев и других русских и нерусских людей. В 1840 году все крестьяне прилинейных уездов «в видах избежания чересполос- ности в землях населения» были обращены в казаки (далеко не всегда с их со- гласия) и причислены к Оренбургскому казачьему войску. Таким образом, в начальный период образования войска русское население было неоднородным, и каждая группа отличалась своими обычаями, обрядами, говором, песнями и многими другими особенностями. Однако долгое сосущество- вание в тесном контакте и общность исторических судеб привели к их сплочению и образованию общего слоя культуры, связанного, в первую очередь, с условиями казачьего быта. С течением времени сформировалась новая региональная тради- ция с яркими музыкально-стилистическими признаками, занимающая свое особое место среди казачьих традиций и во всей русской культуре. В то же время в селах до наших дней сохранились различия (прежде всего, в репертуаре и музыкальном облике песен), которые уходят своими корнями в отдаленные времена, и связыва- ют Оренбуржье со многими регионами России. Особенно ярко выявляются эти различия в раннетрадиционных жанрах, например, в свадебных песнях, в то вре- мя как казачий песенный слой объединяет многие села на большом пространстве в единую музыкально-стилистическую зону [8]. Характерно, что конкретные условия формирования той или иной казачьей группы отразились на манере пения: в «исконно казачьих» селах она совершен- но другая, чем в крестьянских, переведенных в казаки позднее. На манеру пе- ния наложил свой отпечаток даже такой фактор, как возникновение казачьей общины стихийно или по распоряжению правительства: первые отличаются своей особой «размашистостью» в системе украшений мелодии, в многоголо- сии, принципах сочетания голосов в ансамблевом исполнении, в произнесении песенного текста и подаче звука. Наш сборник построен по жанрово-географическому принципу, согласно которому песни внутри жанровых групп подобраны не по тематике, а по сёлам, 10 что позволяет наиболее полно представить каждую сельскую певческую тради- цию. Различия в свадебном обряде и музыкальной стилистке песен также пока- зали целесообразность их показа не «по обряду», а по селам, каждое из которых представляет отдельный стилистический пласт, проявляющий родство с исто- рической родиной. Поэтому чрезвычайно важными оказываются исторические сведения о происхождении первопоселенцев и дальнейших волнах миграции в каждом селе. Станица Угольная [9] на реке Илек (название произошло от изгиба реки поч- ти углом) возникла в 1819 году на месте небольшого поселка, жители которо- го вырубали лес для нужд соляного промысла. Первыми станичниками были донские казаки, воронежские переселенцы и ссыльные, которые работали на соляных карьерах, одновременно защищая их от набегов киргизов. Основными занятиями казаков были земледелие и военная служба (участие в войнах). Григорьевка и Ветлянка, в числе других станиц, расположившихся вверх по рекам Илеку, Курале и Бердянке до пересечения с Оренбургской погранич- ной линией, возникли в начале XIX века при возведении Новоилецкой линии, которая должна была защищать г. Соль-Илецк и соляной промысел от набегов киргизов. Григорьевка была заселена самарскими, уральскими казаками и кур- скими переселенцами. Угольная стала центром, которому подчинялись соседние линейные станицы. Здесь раз в год весной проходили смотры, на которые ата- ман вызывал молодых казаков из разных станиц. Чтобы проверить их боевую выучку, устраивались состязания в силе и ловкости. Служба казака продолжа- лась четыре года, и еще четыре года нужно было содержать в порядке коня, обмундирование, шашку, показываясь на смотрах. На праздничные же гуляния сходились в Григорьевке. Крепость-станица Рассыпная была основана в 1738 году на берегу Урала и заселена драгунами и пехотными частями, которые позднее были «переведены в казаки». В 1841 году сюда прибыли 100 семей из Украины. Основными заня- тиями жителей были земледелие и скотоводство, но набеги киргизов наносили хозяйствам большой урон. После одного из них, когда были уведены в плен сра- зу 82 человека, станицу перенесли за р. Кинель, в более безопасное место [10]. В 1801 году в Рассыпную была переселена партия донских казаков – так в селе возник конец «Донцы». Станица стала самой крупной в округе, в ней имелись школы (мужские и женские) и своё правосудие. Также существовала и старооб- рядческая церковь [11]. Казак обязан был служить в станице с 18 лет до 21 года, а потом его призывали на действительную службу, которая продолжалась до 8 лет. По ее окончании казак еще пять лет числился в запасе с обязательной явкой на сборы. Крепость Чернореченскую основали в 1736 году казаки из-под Са- мары. Несколько позднее сюда прибыли малороссийские казаки, а также пере- селенцы из южных российских губерний. Кардаилово и Краснохолм (основаны в 1828–1829 годах) заселили выходцы из Воронежской, Саратовской, Курской 11 губерний. Также было много переселенцев из Украины, что существенно повли- яло на диалект и музыкальную стилистику песен, особенно в Кардаилове. В на- чале XIX века по обоим берегам степной реки Донгуз возникли Верхняя и Ниж- няя Павловка, в которые были переселены крестьяне из Пензенской губернии («пензетa») и Сибири («сибиря»), причем сибиряки имели корни Тамбовские и Воронежские. В Павловке также существовали школы – церковная и светская, в которых обучали мальчиков после окончания сезона полевых работ. Основой населения села Городище [12] на левом берегу Урала (1823 г) стали однодворцы из Воронежской губернии [13], к которым позднее присоединились сибиряки – первоначально выходцы из Тамбовской и других губерний. Село Ни- кольское основано в 1829 году переселенцами из Курской и Воронежской губер- ний. Сюда также прибыли сибиряки с Тамбовскими историческими корнями. В 1840 году вышел правительственный указ о «переведении в казаки» всех кре- стьянских прилинейных сел по обе стороны Урала. В этот реестр, в числе дру- гих, были включены Никольское, Верхняя и Нижняя Павловки, Городище. Села Беловка и Архиповка [14] Сакмарского района были основаны около 200 лет назад старообрядцами (поповцами «столоверами» с характерным «окающим» диалектом). Центр и церковь находились в Сакмаре, а в селах имелись свои мо- ленные дома. Представление песенной традиции мы начинаем с тех районов Оренбургской области, в которых непосредственно соприкасаются уральские и оренбургские казаки (Илекский, Соль-Илецкий, Ташлинский), различающиеся между собой местом проживания на том или другом берегу Урала. Поскольку те и другие казаки всегда жили здесь в тесном контакте, возникло «песенное пространство», обладающее репертуарной и музыкально-стилистической об- щностью. В жанровой системе оренбургских казаков, наряду с разделением на казачьи и неказачьи слои, присутствуют два главных пласта – протяжные и свадебные песни. К казачьему слою, мы относим военные, строевые, походные, историче- ские, протяжные, плясовые и даже некоторые свадебные, которые порой больше похожи на строевые. В некоторых селах сохранились немногочисленные календарные песни, по существу являющиеся лирическими приуроченными. Свадебные песни являют- ся наиболее ранним слоем, который был «принесен» переселенцами из разных губерний России. Так как русские крестьяне стремились селиться компактно по землячествам, а внутри сел – улицами и концами, каждая группа долгое время сохраняла свой диалект, свои обычаи, обряды и песни. Как и везде в России, самым «злободневным» жанром являются частушки и припевки, среди которых, наряду с общерусскими напевами, имеются и свои местные, обладающие музыкальным своеобразием. К наиболее любимым и широко распространенным инструментам относятся гармошки и балалайки, на которых играют «под пляску», аккомпанируют пе- 12 нию лирических песен, частушек и припевок. Главное место занимает протяж- ная песня, которая по своей тематике чрезвычайно разнообразна. Специфика казачьего быта отражена в слое собственно казачьих, которые повествуют о рас- ставании с родной стороной, о военных событиях, тяготах службы и походной жизни, тоске по дому и разлуке с любимыми, смерти на чужбине. Важное место в жизни семьи занимал обряд проводов казака на службу. Перед отправлением в поход казак обходил всех родных, а в день выступления все собирались к нему в дом. После угощения родных казак выходил из-за стола, кланялся родителям в ноги, благодарил за «неоставление» и просил благословения. Родители бла- гословляли, а отец читал наставление о том, как надо служить царю-батюшке. Потом все выходили во двор, где брат или отец подводил коня в полном снаря- жении. Казак кланялся коню в ноги, просил не выдавать его в трудную минуту, затем прощался с родными и уезжал. Особый пласт казачьих песен составляют походные и строевые песни. До- вольно простые по структуре, они были призваны взбодрить, поднять бое- вой дух и почувствовать себя храбрым, бесстрашным воином. Исторических песен сохранилось мало, но зато они приобрели яркий местный колорит (о «киргизушках-бесурманушках», о Пугачёве). К казачьим примыкают обычные протяжные – лирические мужские и жен- ские, тюремные, разбойничьи. Те и другие в совокупности наиболее ярко пред- ставляют музыкальные особенности местной региональной традиции. Напри- мер, весьма характерен контраст быстрого речитативного сольного запева и чрезвычайно «растяжной» хоровой части. Нередко хоровая часть повторяется внутри строфы (в крупном плане – т. АББ), еще более увеличивая протяжен- ность музыкально-поэтической строфы. Структурные соотношения сольной и хоровой части разнообразны, но неизменным остается принцип изменения счетной единицы внутри строфы, что чрезвычайно характерно для русской про- тяжной песни вообще. Сложность распева протяжной песни, порой необыч- ность лада, красота мелодической линии требуют большого исполнительского мастерства. В народе пение старинных протяжных песен называют пением «с вавилонами, заливами, переходами», а характерную игру гласными в опреде- ленных частях строфы – пением с «е-е-е». Занятия земледелием определили на- личие календарного цикла, правда, связанного не столько с песнями, сколько с обрядовыми действами. В Григорьевке, Угольной и Ветлянке на Рождество дети обходили все дворы, пели тропарь и кондак. Под Рождество и Старый Новый год девушки и парни гадали. На Святки «ходили ряженками – зайдут в избу, попоют, попляшут и уйдут, колядных песен не пели». На масленицу устраивали соревнования по джигитовке, рубке, дракам «верхами» (на конях) веревочными плетьми. Основные масленичные гуляния происходили в пятницу, субботу, вос- кресенье с конными и пешими боями, джигитовкой, драками. За победу при- зов не давали, но победители пользовались почетом и уважением. На масленицу 13 также катались на лошадях, украшенных лентами и коврами, а для молодежи устраивались качели. В Пасху в старину гуляли неделю. За три дня до Троицы делали «семики» – сарай украшали ветками, травой, там пели и играли. В Троицу купались. В Угoльной и Григорьевке в прежние времена в праздники, на свадебных вечор- ках, на осенних «посиденках» молодежь устраивала танцы под гармошку и бала- лайку. Обычно первой танцевали польку, потом краковяк, тамтu и другие, а «в расхoжу» – пели частушки. Кроме парных танцев любой казак мог исполнить сольный танец – казачёк, гупачёк и другие. Значительный пласт местной традиции составляют свадебные песни, которые в каждом селе (или группе сел) обладают своими особенностями. Немаловаж- ную роль в свадебном обряде многих сел играли причеты невесты и ее матери, которые звучали в самые драматичные моменты, в доме или на кладбище, если невеста сирота. В народе причеты называют по-разному – невеста «привывает», «обвывает подруг», «кричит», «голосит». Благодаря мастерству замечательной плачеи из Григорьевки – Войтиной Анастасии Дмитриевны (запись 1967 года) мы имеем возможность услышать традиционный образец народной полифонии – плач невесты, накладывающийся на хоровую песню подруг. Особый колорит музыкальной ткани создают два «автономных» пласта, каждый со своей ритми- кой и метрикой и ладовой организацией, отстоящие своими главными устоями на квинту друг от друга. Не менее впечатляют и сольные причеты в исполнении Бессоновой Анастасии Николаевны из Чернореченского (записи 1991 и 1996 годов), в практике которой не только разные «голоса» причетов, но и несколько структурно-ладовых типов, которые не встретились нам более ни в одном селе. Необыкновенно колоритны и красивы запевы, мелодии обрядовых свадебных, которые она запоминала с юных лет [15]. Необычна структура песни «Уж вы сборы», в которой не совпадают стиховые и музыкальные грани. В Григорьевке свадьбы играли, в основном, осенью. После запоя сразу со- бирались на вечерки у невесты (бывали и у жениха). За день до свадьбы невесту водили в баню, жених тоже ходил в баню. На предсвадебной вечерке оставались только самые близкие подруги и жених. В поезжане жених заранее приглашал друзей. Они с раннего утра катались по селу, заезжали к жениху, угощались и снова катались. В условленное время дружка ехал узнавать, готова ли невеста? Был обычай, подсовывать фальшивую невесту (старуху какую нарядят и выве- дут), но потом выводили настоящую. Перед отъездом жениха и невесту благо- словляют (каждого в своем доме) и сажают за стол. Когда свадебный поезд подъ- езжает к дому невесты, дружка «откупает» ворота. Свадебный поезд может быть огромным, так как все друзья жениха присоединяются к катанию. Из церкви, если недалеко, молодых вели в венцах, они держались за концы платка. Если церковь далеко – их везли в повозке без венцов. Первая часть свадебного засто- лья называется «сыр», потом «гарной». В спальню молодых провожал дружка, 14 будили утром свашки, рубаху отдавали свекру. Утром все гости шли к невесте пить чай. Жених пил и бил стакан. На «гарном» тоже били посуду за молодых. В Никольском старшее поколение еще сохранило в памяти редкие хороводные песни: в старину на Покров (престольный праздник) водили танок, в котором вставали рядами и медленно шли вдоль улицы, держась за платочки. У дворов останавливались и плясали под гармошку. Туда шли с песней «Вы леса», а об- ратно – «Ой, улица». После праздника Покрова каждую неделю бывали базары. Молодежь устраивала кулачки – дрались за девушек, обычно по ночам. Также устраивали посиделки (кильдим), платили за квартиру хлебом (пекли витушки), керосином, дровами, кизяками. На посиделках девушки вязали варежки, перчат- ки, а также танцевали под гармошку и балалайку. В качестве аккомпанемента к любым песням били ножом в заслонку. В день свадьбы родители благословляют невесту иконой. Она становится на колени на расстеленную шубу, кланяется и причитает. После благословления невеста целует родителей, благодарит за воспитание и целует икону, которую от- дают ей с собой в новый дом. За столом невеста сидит, накрытая белой шалью и тоже плачет – «кричит». После венца дружка ведет молодых в дом (держатся за платочек), сажает их за отдельный стол в чулане за печкой, а свашка их угощает. Вечером свашки провожают невесту в постель, снимают подвенечный наряд, расплетают косу и заплетают ее особым образом («завивают кукушку»). На второй день молодых будят дружки выстрелом из ружья. Кто опоздает, тому надевают на голову кошелку, в которой обычно куры несутся. Дружки опо- вещают гостей и зовут их на гулянку. Поют «Калину с малиной». Когда проверя- ли «честность» молодой, разбивали тарелку с тещиными блинами. В Городище за несколько дней до свадьбы наряжают «репей» (репейный куст) и по деревне идут с песнями, обыгрывают. Это означает, что скоро будет свадьба. Потом «ре- пей» ставили перед невестой на стол утром в день венчания, пели «запосад- ные» песни, и особую – невесте-сироте. Накануне свадьбы приезжает женихова родня – свашки берут узел (шторы, а жениху – посадную скатерть, венчальную рубашку, носки, перчатки, платочек), несут его к жениху, и там шторы развеши- вают. Утром в день свадьбы женихова родня (молодежь) и от невесты подруги приходят за постелью, с гармонистом. Постель выкупают и несут ее «трепать», припевают под гармонь и поют песни. При этом, занавес для постели молодых, подзорники кладут на плечо и так идут к жениху. «Подойдут к воротам и встанут с подушками, перинами – “в ворота не лезет”; им подносят водки, выпьют – “ага, пошли”. Занесут постель, положут, а там уже у других в ворота “не полезло”. Потом койку заправят и уходят невесту выкупать. Ее наряжают, сажают за стол с хлебом-солью, а рядом садится сестра (продавать будет) и подруга, с другой стороны – крёстная мать. Девки стол окружут и поют запосадные песни. Жени- ха с невестой выводят из дому и ведут к венцу, по дороге их осыпают хмелем, а 15 впереди веником разметают дорогу и поют “На дворе-то дождь”» [16]. От венца молодых встречали за воротами дома жениха, где уже стоял стол с хлебом-солью. В Павловке молодых от венца встречали в воротах дома родители жениха, благо- словляли, потом заводили в избу. За столом их величали, обыгрывали родителей, дружку, сваху. Пели также, когда везли жениху от невесты венчальную рубашку, и когда ехали за постелью. Особую песню пели, когда молодая прощалась навсег- да с родительским домом, кланяясь на четыре стороны. На второй день свадьбы был «гарнoй» стол, а на третий – «блинный» у тёщи, с битьем посуды и разными «безобразиями» гостей. Здесь уже пели разные песни, в том числе плясовые и протяжные. В Чернореченской, когда жених приезжает за невестой, поют величальные песни жениху, дружке, свахе. Обращаются к дружке: Друженька, вам на потеш- ки, а нам на орешки. Перед отъездом к венцу жениха с невестой во дворе водят с иконами вокруг повозки, на которой им предстоит ехать. Когда жених с не- вестой выходят во двор, подружки поют «дразнилки». В Краснохолме вечорки длились от двух до пяти недель до свадьбы. Соби- рались человек по 30, играли в игры, пели, вязали, вышивали, пряли. Хозяйка натопит хату, все приготовит и уйдет. Девушки сидят, работают, а как заслышат, что идут парни с гармошкой, быстро все убирают, будто только их и ждут. За день до свадьбы девушки с сестрой невесты везли крокосовый веник, уряжен- ный лентами (длиной 10–16 см.). При этом пели «Молодку», «Серую утицу». Их встречала свекровь, приглашала в дом и угощала ватрушками, сдобнушка- ми, выпивкой. Девушки тайно брали угощение для невесты, чтобы она отведала свекровьиной пищи. Веник вставляли в середину круглого хлеба (паляницы) и ставили на видное место. Прежде, чем сесть за стол у свекрови, девушки спра- шивают: А где же наш мальчик? Мальчика потеряли. Тётка жениха отвечает: Вот я нашла жениха, вот ваш жених. В конце вечера тетка жениха дает девушкам мыло и платочек, «для того, чтобы девка была бела». Когда свадебный поезд собирается ехать к венцу, выходит дружка, берет лошадь под уздцы и громко проговаривает: «Дружок, подружки, невеста с женихом, садитесь по местам, как соколы по гнездaм. Добры люди, расступись!» – звенят колокольчики и поезд трогается. Наш сборник представляет лишь небольшую часть Оренбургской казачьей песенной традиции, но она достаточно ярко показывает характерные регио- нальные особенности. Песенные богатства Оренбургского края дошли до нас, прежде всего, благо- даря энтузиазму и бескорыстной любви к народной песне жителей сел, поселков и городов, которые поют, ходят на репетиции, выступают в концертах, несмотря ни на какие жизненные трудности. Им мы обязаны тем, что до сих пор еще можем записать старинную песню и полюбоваться красотой ее распева. Фоль- клорный коллектив в Нижней Павловке, существующий с 1986 года, хорошо 16 известен в Оренбургской области. Им руководила много лет Сарычева Полина Яковлевна – организатор, бессменный руководитель и запевала. Сейчас ее уже нет с нами, но песенные традиции в селе продолжаются. А когда ансамбль толь- ко еще создавался, «песни вспоминали по куплетам, а потом пошли обходить старших и записали целую тетрадь, без которой и сейчас не обходимся » – рас- сказывала нам Полина Яковлевна. В репертуаре ансамбля объединились песни обоих сел, например, песни 40, 54 поются в распеве Верхней Павловки, которая считается исконно казачьим концом. Большинство песен запевает Горбунова Анастасия Петровна (она же играет на бубне), а верхний голос во многих песнях ведет Иванова Валентина Трофимовна. Городищенские песельницы рассказывали, как они перенимали песни от ро- дителей и стариков, собиравшихся раньше на конце села, на улице «Угол» (всё село растянулось вдоль Илекского тракта на два километра). Одна из участниц этого былого ансамбля, знаток песен – Никитина Вера Кузьминична – неодно- кратно принимала участие в наших сеансах, в том числе в записи на компакт- диск в 1996 году. Запевают и ведут звонкий первый голос Образцова Мария Сер- геевна и Рехтина Екатерина Алексеевна. Свадебные песни живо напоминают о южнорусской традиции, но распевы их оригинальны, и отличаются особой «рас- тяжностью», словообрывами, чрезвычайно медленным темпом исполнения. Семья Кутыревых из Григорьевки славилась своими песнями еще в 60-е годы. Ее глава – Иван Алексеевич – хорошо знал и прекрасно пел не только весь традиционный казачий репертуар, но и виртуозно играл на гармошках разных видов, в том числе на саратовской, некогда очень распространенной в казачьей среде. В заключение мы хотим выразить нашу сердечную благодарность замечатель- ным народным исполнителям, которые любят песню, бережно хранят свою тра- диционную культуру и щедро её отдают последующим поколениям. Мы благода- рим всех, кто помогал в нашей непростой собирательской работе - заведующих сельскими клубами и ДК, глав администраций, ОНМЦ, Управление культуры и лично В.А. Позднеева, Т. Ю. Скопинцеву, принимавших непосредственное уча- стие в организации и проведении экспедиций. |
... | Место нахождения эмитента: 690002 Россия, Приморский край, город Владивосток, Народный проспект 29 | ||
Окружной этап Конкурса «Учитель года Кировской области» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки творчески работающих... | |||
Основная образовательная программа основного общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта... | |||
Конкур проводится для всех желающих в период с «10» августа 2015г по «17» мая 2015г. Заявки принимаются до 10 августа 2015г. В процессе... | |||
Результаты работы по рассмотрению обращений Общественные приемные Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области Народный... | Открытый народный чемпионат «Формула Авторадио» – соревнование для жителей города Мурманска и Мурманской области на личном автотранспортном... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |