Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор»


НазваниеКонкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор»
страница1/5
ТипКонкурс
filling-form.ru > Туризм > Конкурс
  1   2   3   4   5
Государственное учреждение культуры

«Областной методический Центр народного творчества»

ГРАНИ МАСТЕРСТВА

Информационный сборник № 24

г. Оренбург

2010 г.

БК 78.39

УДК 793

Г 77

Составитель: Помазанова О.Н.

Рецензент: Т. Ю. Скопинцева, кандидат философских наук

Компьютерный набор и верстка: Г.С. Захарова

Грани мастерства: информационный сборник / сост. О.Н. Помазанова; –

Оренбург, 2009. – 50 с.

Информационный сборник «Грани мастерства» включает в себя: статью «На-

родные песни и наигрыши Оренбургских казаков» Н. М. Савельевой, кандидата

искусствоведения, доцента Московской государственной консерватории имени

П. И. Чайковского, члена Союза композиторов РФ, а также материалы: нотный,

из опыта работы Асекеевского района, клубный репертуар и др.

Сборник издается с целью оперативной информации о происходящих со-

бытиях в социально-культурной сфере, анализа и прогнозирования различных

направлений культурно-досуговой деятельности, обобщения опыта работы луч-

ших досуговых учреждений области, коллективов самодеятельного творчества

и предназначен как для специалистов культурно-досуговой деятельности, так и

для всех интересующихся проблемами сферы культуры.

УДК 793

ББК 78.39

© ГУК «Областной методический

центр народного творчества», 2010

Г 77

3

*Конкурсы, фестивали

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«РУССКАЯ ПЕСНЯ-2009»



Русская песня на протяжении многих лет

остается душой человека, она с ним в радости

и печали. Русская песня объединяет все на-

циональности, проживающие на Оренбургской

земле. Русскую песню поют и казаки, и мордва,

и украинцы, и чуваши, и немцы, и башкиры.

20-21 ноября 2009 г. в Оренбурге со-

стоялись прослушивание коллективов и гала-

концерт II Межрегионального конкурса «Рус-

ская песня – 2009».

Конкурс проходил по трем номинациям:

народный хор, вокальный ансамбль, сольное

пение.

В номинации «народный хор» были представлены 3 хоровых коллектива:

- хор Кардаиловского СДК (рук. Зоя Логачева) Илекского района;

- хор Ташлинского РДК (рук. Надежда Тоболина);

- хор Переволоцкого РДК (рук. Алек-

сей Хвостов).

В номинации «вокальный ансамбль»:

2 ансамбля из Оренбургской области:

- ансамбль «Добро» (рук. Любовь Чур-

сина) из Красногвардейского района,

- ансамбль «Калинушка» (рук. Светла-

на Плотникова) Сакмарского РДК

и ансамбли из других регионов:

- народная вокальная группа «Родные

напевы» (рук. Татьяна Накоскина) Карга-

польского РКЦД Курганской области;

- ансамбль русской песни «Млада» (рук. Екатерина Капенкина) из г. Зареч-

ного Пензенской области;

- вокальный ансамбль «Синегорье» (рук. Наталья Кузнецова) из г. Копейска

Челябинской области;

- вокальное трио из п. Юргамыш Курганской области.

В номинации «сольное пение» принимали участие 8 участников, из них:

6 представляли Оренбургскую область и 2 солиста из Курганской области.

4

Оценивало конкурсное выступление профессиональное жюри:

- председатель - Хавторин Борис Порфирьевич – ректор ГОУ ВПО «Орен-

бургский Государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей», док-

тор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ (г. Орен-

бург);

- Ильин Анатолий Георгиевич – профессор ГОУ ВПО «Оренбургский Госу-

дарственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей», художественный

руководитель народного вокального ансамбля «Гармония», заслуженный ра-

ботник культуры РФ (г. Орен-

бург);

- Савельева Нина Михай-

ловна – кандидат искусствове-

дения, профессор Московской

Государственной консервато-

рии имени П.И. Чайковского,

собиратель и исследователь

музыкального фольклора (г.

Москва);

- Лазарева Людмила Никола-

евна – кандидат педагогических

наук, профессор Челябинской

Государственной академии

культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ (г. Челябинск);

- Банникова Светлана Петровна – старший преподаватель кафедры вокаль-

ного искусства ГОУ ВПО «Оренбургский Государственный институт искусств

им. Л. и М. Ростроповичей» (г. Оренбург).

Гала-концерт лауреатов и дипломантов конкурса «Русская песня-2009» со-

стоялся 21 ноября в драматическом театре им. М.

Горького.

Лауреатом 1 степени стали:

- хор Переволоцкого РДК (рук. Алексей Хво-

стов);

- вокальный ансамбль «Добро» (рук. Любовь

Чурсина) из Красногвардейского района;

- ансамбль русской песни «Млада» (рук. Екате-

рина Капенкина) из г. Заречного Пензенской обла-

сти;

солисты:

- Артем Леденев из п.Весенний Оренбургской

области;

- Екатерина Абрамс из г.Оренбурга.

5

Лауреатами 2 степени:

- хор Ташлинского РДК (рук. Надежда Тоболина);

- ансамбль «Калинушка» (рук. Светлана Плотникова) Сакмарского РДК;

- вокальное трио из п. Юргамыш Курганской области;

- солист Илья Тихонов, п. Юргамыш Курганской области.

Лауреатами 3 степени:

- народная вокальная группа «Родные напевы» (рук. Татьяна Накоскина)

Каргапольского РКЦД Курганской области;

солисты:

- Даша Попова, г.Бугуруслан;

- Мария Цыкало, г.Оренбург;

- Игорь Учаев, Беляевский РДК.

Особыми дипломами за развитие и

пропаганду инструментального жанра

были отмечены: инструментальный

ансамбль Переволоцкого РДК (рук.

Николай Кечин) и оркестр народных

инструментов Ташлинского РДК (рук. Валентина Литвинова).

Дипломом «За вклад в развитии вокально-хорового жанра» отмечены: на-

родный хор Кардаиловского СДК (рук. Зоя Логачева) из Илекского района; во-

кальный ансамбль «Синегорье» (рук. Наталья Кузнецова) из г. Копейска Челя-

бинской области и солистка Олеся Багринцева из Бузулукского района.

В рамках конкурса прошла творческая лаборатория с руководителями кол-

лективов. Члены жюри сделали профессиональный разбор конкурсной про-

граммы.

Конкурс «Русская песня» привлек к себе внимание Правительства и Законо-

дательного собрания Оренбургской области, руководителей общественных цен-

тров. Благодарностью Министерства культуры Оренбургской области награж-

дена руководитель Ташлинского народного хора Таболина Надежда Павловна;

Законодательного собрания Оренбургской области был отмечен руководитель

народного хора Переволоцкого района Хвостов Алексей Алексеевич.

Учредили призы: Министерство молодежной политики, спорта и туризма

Оренбургской области; общественная организация «Совесть»; комбинат Орен-

бургских пуховых платков; русский, чувашский, армянский, немецкий, украин-

ский, белорусский национальные центры; областной совет женщин и т.д.

За 12 лет проведения конкурса лауреатами становились различные творче-

ские коллективы и солисты Оренбургской области. Приводим статистику по-

следних пяти лет.

2004 год

Вокальный ансамбль «Родные напевы» (рук. Нина Беляева), г.Новотроицк и

солист Александр Рудаков, Сорочинский район.

6

2005 год

Народный хор (рук. Наталья Борисова), Новоорский район, вокальный ан-

самбль (рук. Иван Томин), Пригородного СДК Оренбургского района и солист-

ка Анастасия Корнилова, Саракташский район.

2006 год

Народный хор (рук. Татьяна Сидорова), г. Бузулук, вокальный ансамбль

«Рассеюшка» (рук. Татьяна Лебедкова), Тоцкий район, вокальный ансамбль

«Сохрани песню» (Юрий Тугулев), г.Оренбург и солисты Елена Журавлева,

г.Новотроицк, Алексей Багринцев, Бузулукский район, Эльвира Нигматуллина,

Саракташский район.

2007 год

Вокальный ансамбль «Русская песня» (рук. Людмила Корнилова), Саракташ-

ский район, солистка Анастасия Русецкая, Первомайский район.

2008 год

Народный хор (рук. Ольга

Советникова), Первомайский

район, вокальный ансамбль

«Родные напевы» (рук. Нина

Беляева), г. Новотроицк, со-

листки Ульяна Денисова, Беля-

евский район, Лариса Лейхман,

г. Соль-Илецк.

В 2008 году областному

конкурсу «Русская песня» Го-

сударственным Российским

Домом народного творчества

присвоен статус Межрегио-

нальный. Впервые в нем приняли участие творческие коллективы и солисты из

Республики Татарстан, Астраханской, Курганской, Саратовской, Ульяновской,

Челябинской областей, Республики Казахстан.

Перед конкурсом стоит немало важных задач. Одна из них - выявление и

поддержка молодых дарований. И, надо сказать, эта задача «Русской песней»

всегда решается успешно. Конкурс открыл немало талантов, а кому-то дал пу-

тевку в профессиональную жизнь.

Каленова Н.И. – заместитель директора

ГУК «ОМЦНТ»

7

*Нематериальное культурное наследие

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И НАИГРЫШИ

ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ

Народная музыкальная культура Оренбургского края складывалась на про-

тяжении нескольких веков в сложных политических и социальных условиях.

После падения Казани в 1552 году территория Московского государства стала

быстро расширяться на восток, захватывая Поволжье, Приуралье и далее «при-

растая Сибирью». Для защиты новых восточных рубежей основывались крепо-

сти, форпосты, опорные пункты, которые затем превращались в укрепленные

линии. Первыми их защитниками были казаки, которых правительство пересе-

ляло с прежних рубежей, добавляя к ним партии донских казаков. В ту же среду

принимались «охочие люди» из казаков, вольных, а также множество беглых из

разных губерний. Казаки охраняли границы, сами совершали ответные набеги,

а в мирные периоды обрабатывали землю, полученную за службу.

История формирования казачьих войск отражает исторические процессы

становления и укрепления российской государственности. Основой всех каза-

чьих войск стали донские казаки [1], первые документальные сведения о кото-

рых относятся к середине XV века. В те времена их именовали «вольными (во-

ровскими) казаками в Южных пределах Руси», основными занятиями которых

были разбои и грабежи [2]. В 1552 году группы казаков участвовали во взятии

Казани, но к постоянной государственной службе их удалось привлечь позднее:

в 1570 году Иван Грозный послал к казакам на Северном Донце боярина Ивана

Новосильцева с грамотой о том, «чтобы казаки слушались царского посланника

и тем царю служили», за что им были обещаны жалованье и награды.

Казаки, в дальнейшем, участвовали во всех военных кампаниях России, за

победы в которых были отмечены многими наградами и особыми знаками от-

личия. В 1502 году в летописи впервые упоминаются рязанские городовые ка-

заки, хотя полное разделение казаков на городовых (полковых) и сторожевых

(станичных) произошло позднее (в 1571 году). Городовые казаки составились из

вольных и безземельных людей, которые получали за службу поместья наравне

с боярскими детьми [3].

В начале XVI века на Кавказе, в устье реки Сунжи рязанские городовые ка-

заки вольным заселением основали город Терку, и образовали две общины: по-

селившиеся на Тереке стали называться терскими казаками, а те, что ближе к

отрогам гор – гребенскими. Сюда же были переселены малороссийские и хо-

пёрские казаки. В дальнейшем, они участвовали в образовании Астраханского

войска, впоследствии упраздненного. Первые упоминания о службе яицких ка-

заков Московскому государству относятся к 1591 году. Основой яицкого каза-

чьего войска стали «Волжские казаки», которые от Каспийского моря поднялись

8

по реке Яик и основали Яицкий городок, разоренный татарами, и вновь отстро-

енный в несколько ином месте.

Яицким казакам приходилось постоянно отражать нападения татар и ногайцев.

С начала XVII века они находились в подданстве Московского государства, но

всегда отличались вольным нравом. В 1670 году яицкое войско почти в полном

составе поддержало Степана Разина. После подавления восстания казаки были

прощены. Но в 1677 году они подняли новый бунт, были разбиты и большой

группой переселены в Шемаху, где многие приняли мусульманство.

В 1773 году яицкие казаки вновь участвовали в крестьянской войне на сторо-

не Пугачева. После его поражения, чтобы навсегда стереть из народной памяти

эти события, Екатерина II распорядилась переименовать реку Яик –

в Урал, яицких казаков в уральских, а их столицу – в город Уральск. В 1875

году казаки вновь выказали неповиновение, за что 2500 семей были высланы

в Туркестан. Позднее они получили прощение и частично вернулись в преж-

ние места. Кубанское казачье войско ведет свое начало с 1696 года от хопёрских

казаков. В конце XYIII века запорожские казаки с разрешения правительства по-

селились на Таманском полуострове, получив название Черноморских. В 1860

году на Кубань были переведены линейные казаки (русские), которые вместе с

Черноморскими (украинскими) составили Кубанское казачье войско [4].

Еще с XVI века казаки начали совершать походы в Сибирь (с 1578 года), где

основали многие города и крепости – Тобольск, Томск, Енисейск, Красноярск,

Якутск, Иркутск и другие. В 1716 году была построена Сибирская линия по

реке Иртыш. В состав казачьих войск входили, кроме донских казаков, башки-

ры, мещеряки, запорожские казаки, а также казенные крестьяне из внутренних

губерний.

Таким образом, казаки оказались расселенными на всем огромном протяже-

нии границ Российского государства до берегов Тихого океана. К началу XX века

в России насчитывалось 12 казачьих войск [5], которые находились в постоян-

ном административно движении, так как, в соответствии с военными потребно-

стями, расформировывались одни казачьи войска, создавались другие, которых

переселяли на новые государственные границы.

История Оренбургского казачества восходит к ХVI веку, когда, начался про-

цесс присоединения обширных пространств Поволжья и Приуралья к Москов-

скому государству. Для защиты новых рубежей правительство переселяло каза-

ков (прежде всего донских) во вновь построенные города и крепости. К концу

ХVI века между Волгой, Яиком, Камой и Тоболом образовалось четыре отдель-

ных группы казаков: исетские (потомки Ермака и его сподвижников), яицкие

(уральские), уфимские и самарские, которые и стали основой Оренбургского

казачьего войска, учрежденного в 1736 году [6]. Царским указом от 1912 года

войску было присвоено старшинство с 1574 года, уступавшее только Донскому

казачьему войску [7].

9

Присоединенный край был очень неспокойным, и для усмирения мятежни-

ков и защиты населения от кочевников с юга на протяжении ХVII–ХVIII веков

было обустроено более десяти оборонительных линий, протянувшихся от Са-

мары (на Волге) и Гурьева (на Урале) до Ялуторовска (на Тоболе), и далее охва-

тивших кольцом Башкирию через города Екатеринбург, Oсу, Уфу, Табынск, сом-

кнувшихся с Закамскими линиями. К XIX веку в земли Оренбургского казачьего

войска входило несколько линий общей протяженностью в 1780 верст, от кре-

постей Рассыпная и Переволоцкая (западнее Оренбурга) до Звериноголовской и

Миясской (ныне Челябинской области).

Оренбургские казаки изначально не только несли сторожевую службу, но и

осваивали пустующие земли (так называемые «дикие поля») под земледелие, по-

степенно расширяя свою территорию. В дальнейшем, рядом с ними было раз-

решено селиться крестьянам из малоземельных губерний, и здесь же оседало

немало беглых крепостных, старообрядцев и других русских и нерусских людей.

В 1840 году все крестьяне прилинейных уездов «в видах избежания чересполос-

ности в землях населения» были обращены в казаки (далеко не всегда с их со-

гласия) и причислены к Оренбургскому казачьему войску.

Таким образом, в начальный период образования войска русское население

было неоднородным, и каждая группа отличалась своими обычаями, обрядами,

говором, песнями и многими другими особенностями. Однако долгое сосущество-

вание в тесном контакте и общность исторических судеб привели к их сплочению

и образованию общего слоя культуры, связанного, в первую очередь, с условиями

казачьего быта. С течением времени сформировалась новая региональная тради-

ция с яркими музыкально-стилистическими признаками, занимающая свое особое

место среди казачьих традиций и во всей русской культуре. В то же время в селах

до наших дней сохранились различия (прежде всего, в репертуаре и музыкальном

облике песен), которые уходят своими корнями в отдаленные времена, и связыва-

ют Оренбуржье со многими регионами России. Особенно ярко выявляются эти

различия в раннетрадиционных жанрах, например, в свадебных песнях, в то вре-

мя как казачий песенный слой объединяет многие села на большом пространстве

в единую музыкально-стилистическую зону [8].

Характерно, что конкретные условия формирования той или иной казачьей

группы отразились на манере пения: в «исконно казачьих» селах она совершен-

но другая, чем в крестьянских, переведенных в казаки позднее. На манеру пе-

ния наложил свой отпечаток даже такой фактор, как возникновение казачьей

общины стихийно или по распоряжению правительства: первые отличаются

своей особой «размашистостью» в системе украшений мелодии, в многоголо-

сии, принципах сочетания голосов в ансамблевом исполнении, в произнесении

песенного текста и подаче звука.

Наш сборник построен по жанрово-географическому принципу, согласно

которому песни внутри жанровых групп подобраны не по тематике, а по сёлам,

10

что позволяет наиболее полно представить каждую сельскую певческую тради-

цию. Различия в свадебном обряде и музыкальной стилистке песен также пока-

зали целесообразность их показа не «по обряду», а по селам, каждое из которых

представляет отдельный стилистический пласт, проявляющий родство с исто-

рической родиной. Поэтому чрезвычайно важными оказываются исторические

сведения о происхождении первопоселенцев и дальнейших волнах миграции в

каждом селе.

Станица Угольная [9] на реке Илек (название произошло от изгиба реки поч-

ти углом) возникла в 1819 году на месте небольшого поселка, жители которо-

го вырубали лес для нужд соляного промысла. Первыми станичниками были

донские казаки, воронежские переселенцы и ссыльные, которые работали на

соляных карьерах, одновременно защищая их от набегов киргизов. Основными

занятиями казаков были земледелие и военная служба (участие в войнах).

Григорьевка и Ветлянка, в числе других станиц, расположившихся вверх

по рекам Илеку, Курале и Бердянке до пересечения с Оренбургской погранич-

ной линией, возникли в начале XIX века при возведении Новоилецкой линии,

которая должна была защищать г. Соль-Илецк и соляной промысел от набегов

киргизов. Григорьевка была заселена самарскими, уральскими казаками и кур-

скими переселенцами. Угольная стала центром, которому подчинялись соседние

линейные станицы. Здесь раз в год весной проходили смотры, на которые ата-

ман вызывал молодых казаков из разных станиц. Чтобы проверить их боевую

выучку, устраивались состязания в силе и ловкости. Служба казака продолжа-

лась четыре года, и еще четыре года нужно было содержать в порядке коня,

обмундирование, шашку, показываясь на смотрах. На праздничные же гуляния

сходились в Григорьевке.

Крепость-станица Рассыпная была основана в 1738 году на берегу Урала и

заселена драгунами и пехотными частями, которые позднее были «переведены

в казаки». В 1841 году сюда прибыли 100 семей из Украины. Основными заня-

тиями жителей были земледелие и скотоводство, но набеги киргизов наносили

хозяйствам большой урон. После одного из них, когда были уведены в плен сра-

зу 82 человека, станицу перенесли за р. Кинель, в более безопасное место [10].

В 1801 году в Рассыпную была переселена партия донских казаков – так в селе

возник конец «Донцы». Станица стала самой крупной в округе, в ней имелись

школы (мужские и женские) и своё правосудие. Также существовала и старооб-

рядческая церковь [11]. Казак обязан был служить в станице с 18 лет до 21 года,

а потом его призывали на действительную службу, которая продолжалась до 8

лет. По ее окончании казак еще пять лет числился в запасе с обязательной явкой

на сборы. Крепость Чернореченскую основали в 1736 году казаки из-под Са-

мары. Несколько позднее сюда прибыли малороссийские казаки, а также пере-

селенцы из южных российских губерний. Кардаилово и Краснохолм (основаны

в 1828–1829 годах) заселили выходцы из Воронежской, Саратовской, Курской

11

губерний. Также было много переселенцев из Украины, что существенно повли-

яло на диалект и музыкальную стилистику песен, особенно в Кардаилове. В на-

чале XIX века по обоим берегам степной реки Донгуз возникли Верхняя и Ниж-

няя Павловка, в которые были переселены крестьяне из Пензенской губернии

(«пензетa») и Сибири («сибиря»), причем сибиряки имели корни Тамбовские и

Воронежские. В Павловке также существовали школы – церковная и светская, в

которых обучали мальчиков после окончания сезона полевых работ.

Основой населения села Городище [12] на левом берегу Урала (1823 г) стали

однодворцы из Воронежской губернии [13], к которым позднее присоединились

сибиряки – первоначально выходцы из Тамбовской и других губерний. Село Ни-

кольское основано в 1829 году переселенцами из Курской и Воронежской губер-

ний. Сюда также прибыли сибиряки с Тамбовскими историческими корнями.

В 1840 году вышел правительственный указ о «переведении в казаки» всех кре-

стьянских прилинейных сел по обе стороны Урала. В этот реестр, в числе дру-

гих, были включены Никольское, Верхняя и Нижняя Павловки, Городище. Села

Беловка и Архиповка [14] Сакмарского района были основаны около 200 лет

назад старообрядцами (поповцами «столоверами» с характерным «окающим»

диалектом). Центр и церковь находились в Сакмаре, а в селах имелись свои мо-

ленные дома. Представление песенной традиции мы начинаем с тех районов

Оренбургской области, в которых непосредственно соприкасаются уральские и

оренбургские казаки (Илекский, Соль-Илецкий, Ташлинский), различающиеся

между собой местом проживания на том или другом берегу Урала. Поскольку

те и другие казаки всегда жили здесь в тесном контакте, возникло «песенное

пространство», обладающее репертуарной и музыкально-стилистической об-

щностью.

В жанровой системе оренбургских казаков, наряду с разделением на казачьи

и неказачьи слои, присутствуют два главных пласта – протяжные и свадебные

песни. К казачьему слою, мы относим военные, строевые, походные, историче-

ские, протяжные, плясовые и даже некоторые свадебные, которые порой больше

похожи на строевые.

В некоторых селах сохранились немногочисленные календарные песни, по

существу являющиеся лирическими приуроченными. Свадебные песни являют-

ся наиболее ранним слоем, который был «принесен» переселенцами из разных

губерний России. Так как русские крестьяне стремились селиться компактно по

землячествам, а внутри сел – улицами и концами, каждая группа долгое время

сохраняла свой диалект, свои обычаи, обряды и песни.

Как и везде в России, самым «злободневным» жанром являются частушки и

припевки, среди которых, наряду с общерусскими напевами, имеются и свои

местные, обладающие музыкальным своеобразием.

К наиболее любимым и широко распространенным инструментам относятся

гармошки и балалайки, на которых играют «под пляску», аккомпанируют пе-

12

нию лирических песен, частушек и припевок. Главное место занимает протяж-

ная песня, которая по своей тематике чрезвычайно разнообразна. Специфика

казачьего быта отражена в слое собственно казачьих, которые повествуют о рас-

ставании с родной стороной, о военных событиях, тяготах службы и походной

жизни, тоске по дому и разлуке с любимыми, смерти на чужбине. Важное место

в жизни семьи занимал обряд проводов казака на службу. Перед отправлением в

поход казак обходил всех родных, а в день выступления все собирались к нему

в дом. После угощения родных казак выходил из-за стола, кланялся родителям

в ноги, благодарил за «неоставление» и просил благословения. Родители бла-

гословляли, а отец читал наставление о том, как надо служить царю-батюшке.

Потом все выходили во двор, где брат или отец подводил коня в полном снаря-

жении. Казак кланялся коню в ноги, просил не выдавать его в трудную минуту,

затем прощался с родными и уезжал.

Особый пласт казачьих песен составляют походные и строевые песни. До-

вольно простые по структуре, они были призваны взбодрить, поднять бое-

вой дух и почувствовать себя храбрым, бесстрашным воином. Исторических

песен сохранилось мало, но зато они приобрели яркий местный колорит (о

«киргизушках-бесурманушках», о Пугачёве).

К казачьим примыкают обычные протяжные – лирические мужские и жен-

ские, тюремные, разбойничьи. Те и другие в совокупности наиболее ярко пред-

ставляют музыкальные особенности местной региональной традиции. Напри-

мер, весьма характерен контраст быстрого речитативного сольного запева и

чрезвычайно «растяжной» хоровой части. Нередко хоровая часть повторяется

внутри строфы (в крупном плане – т. АББ), еще более увеличивая протяжен-

ность музыкально-поэтической строфы. Структурные соотношения сольной

и хоровой части разнообразны, но неизменным остается принцип изменения

счетной единицы внутри строфы, что чрезвычайно характерно для русской про-

тяжной песни вообще. Сложность распева протяжной песни, порой необыч-

ность лада, красота мелодической линии требуют большого исполнительского

мастерства. В народе пение старинных протяжных песен называют пением «с

вавилонами, заливами, переходами», а характерную игру гласными в опреде-

ленных частях строфы – пением с «е-е-е». Занятия земледелием определили на-

личие календарного цикла, правда, связанного не столько с песнями, сколько с

обрядовыми действами. В Григорьевке, Угольной и Ветлянке на Рождество дети

обходили все дворы, пели тропарь и кондак. Под Рождество и Старый Новый

год девушки и парни гадали. На Святки «ходили ряженками – зайдут в избу,

попоют, попляшут и уйдут, колядных песен не пели». На масленицу устраивали

соревнования по джигитовке, рубке, дракам «верхами» (на конях) веревочными

плетьми. Основные масленичные гуляния происходили в пятницу, субботу, вос-

кресенье с конными и пешими боями, джигитовкой, драками. За победу при-

зов не давали, но победители пользовались почетом и уважением. На масленицу

13

также катались на лошадях, украшенных лентами и коврами, а для молодежи

устраивались качели.

В Пасху в старину гуляли неделю. За три дня до Троицы делали «семики» –

сарай украшали ветками, травой, там пели и играли. В Троицу купались. В

Угoльной и Григорьевке в прежние времена в праздники, на свадебных вечор-

ках, на осенних «посиденках» молодежь устраивала танцы под гармошку и бала-

лайку. Обычно первой танцевали польку, потом краковяк, тамтu и другие, а «в

расхoжу» – пели частушки. Кроме парных танцев любой казак мог исполнить

сольный танец – казачёк, гупачёк и другие.

Значительный пласт местной традиции составляют свадебные песни, которые

в каждом селе (или группе сел) обладают своими особенностями. Немаловаж-

ную роль в свадебном обряде многих сел играли причеты невесты и ее матери,

которые звучали в самые драматичные моменты, в доме или на кладбище, если

невеста сирота. В народе причеты называют по-разному – невеста «привывает»,

«обвывает подруг», «кричит», «голосит». Благодаря мастерству замечательной

плачеи из Григорьевки – Войтиной Анастасии Дмитриевны (запись 1967 года)

мы имеем возможность услышать традиционный образец народной полифонии

– плач невесты, накладывающийся на хоровую песню подруг. Особый колорит

музыкальной ткани создают два «автономных» пласта, каждый со своей ритми-

кой и метрикой и ладовой организацией, отстоящие своими главными устоями

на квинту друг от друга. Не менее впечатляют и сольные причеты в исполнении

Бессоновой Анастасии Николаевны из Чернореченского (записи 1991 и 1996

годов), в практике которой не только разные «голоса» причетов, но и несколько

структурно-ладовых типов, которые не встретились нам более ни в одном селе.

Необыкновенно колоритны и красивы запевы, мелодии обрядовых свадебных,

которые она запоминала с юных лет [15]. Необычна структура песни «Уж вы

сборы», в которой не совпадают стиховые и музыкальные грани.

В Григорьевке свадьбы играли, в основном, осенью. После запоя сразу со-

бирались на вечерки у невесты (бывали и у жениха). За день до свадьбы невесту

водили в баню, жених тоже ходил в баню. На предсвадебной вечерке оставались

только самые близкие подруги и жених. В поезжане жених заранее приглашал

друзей. Они с раннего утра катались по селу, заезжали к жениху, угощались и

снова катались. В условленное время дружка ехал узнавать, готова ли невеста?

Был обычай, подсовывать фальшивую невесту (старуху какую нарядят и выве-

дут), но потом выводили настоящую. Перед отъездом жениха и невесту благо-

словляют (каждого в своем доме) и сажают за стол. Когда свадебный поезд подъ-

езжает к дому невесты, дружка «откупает» ворота. Свадебный поезд может быть

огромным, так как все друзья жениха присоединяются к катанию. Из церкви,

если недалеко, молодых вели в венцах, они держались за концы платка. Если

церковь далеко – их везли в повозке без венцов. Первая часть свадебного засто-

лья называется «сыр», потом «гарной». В спальню молодых провожал дружка,

14

будили утром свашки, рубаху отдавали свекру. Утром все гости шли к невесте

пить чай. Жених пил и бил стакан. На «гарном» тоже били посуду за молодых.

В Никольском старшее поколение еще сохранило в памяти редкие хороводные

песни: в старину на Покров (престольный праздник) водили танок, в котором

вставали рядами и медленно шли вдоль улицы, держась за платочки. У дворов

останавливались и плясали под гармошку. Туда шли с песней «Вы леса», а об-

ратно – «Ой, улица». После праздника Покрова каждую неделю бывали базары.

Молодежь устраивала кулачки – дрались за девушек, обычно по ночам. Также

устраивали посиделки (кильдим), платили за квартиру хлебом (пекли витушки),

керосином, дровами, кизяками. На посиделках девушки вязали варежки, перчат-

ки, а также танцевали под гармошку и балалайку. В качестве аккомпанемента к

любым песням били ножом в заслонку.

В день свадьбы родители благословляют невесту иконой. Она становится

на колени на расстеленную шубу, кланяется и причитает. После благословления

невеста целует родителей, благодарит за воспитание и целует икону, которую от-

дают ей с собой в новый дом. За столом невеста сидит, накрытая белой шалью и

тоже плачет – «кричит».

После венца дружка ведет молодых в дом (держатся за платочек), сажает их

за отдельный стол в чулане за печкой, а свашка их угощает. Вечером свашки

провожают невесту в постель, снимают подвенечный наряд, расплетают косу и

заплетают ее особым образом («завивают кукушку»).

На второй день молодых будят дружки выстрелом из ружья. Кто опоздает,

тому надевают на голову кошелку, в которой обычно куры несутся. Дружки опо-

вещают гостей и зовут их на гулянку. Поют «Калину с малиной». Когда проверя-

ли «честность» молодой, разбивали тарелку с тещиными блинами. В Городище

за несколько дней до свадьбы наряжают «репей» (репейный куст) и по деревне

идут с песнями, обыгрывают. Это означает, что скоро будет свадьба. Потом «ре-

пей» ставили перед невестой на стол утром в день венчания, пели «запосад-

ные» песни, и особую – невесте-сироте. Накануне свадьбы приезжает женихова

родня – свашки берут узел (шторы, а жениху – посадную скатерть, венчальную

рубашку, носки, перчатки, платочек), несут его к жениху, и там шторы развеши-

вают. Утром в день свадьбы женихова родня (молодежь) и от невесты подруги

приходят за постелью, с гармонистом. Постель выкупают и несут ее «трепать»,

припевают под гармонь и поют песни. При этом, занавес для постели молодых,

подзорники кладут на плечо и так идут к жениху. «Подойдут к воротам и встанут

с подушками, перинами – “в ворота не лезет”; им подносят водки, выпьют – “ага,

пошли”. Занесут постель, положут, а там уже у других в ворота “не полезло”.

Потом койку заправят и уходят невесту выкупать. Ее наряжают, сажают за стол

с хлебом-солью, а рядом садится сестра (продавать будет) и подруга, с другой

стороны – крёстная мать. Девки стол окружут и поют запосадные песни. Жени-

ха с невестой выводят из дому и ведут к венцу, по дороге их осыпают хмелем, а

15

впереди веником разметают дорогу и поют “На дворе-то дождь”» [16]. От венца

молодых встречали за воротами дома жениха, где уже стоял стол с хлебом-солью.

В Павловке молодых от венца встречали в воротах дома родители жениха, благо-

словляли, потом заводили в избу. За столом их величали, обыгрывали родителей,

дружку, сваху. Пели также, когда везли жениху от невесты венчальную рубашку,

и когда ехали за постелью. Особую песню пели, когда молодая прощалась навсег-

да с родительским домом, кланяясь на четыре стороны. На второй день свадьбы

был «гарнoй» стол, а на третий – «блинный» у тёщи, с битьем посуды и разными

«безобразиями» гостей. Здесь уже пели разные песни, в том числе плясовые и

протяжные.

В Чернореченской, когда жених приезжает за невестой, поют величальные

песни жениху, дружке, свахе. Обращаются к дружке: Друженька, вам на потеш-

ки, а нам на орешки. Перед отъездом к венцу жениха с невестой во дворе водят

с иконами вокруг повозки, на которой им предстоит ехать. Когда жених с не-

вестой выходят во двор, подружки поют «дразнилки».

В Краснохолме вечорки длились от двух до пяти недель до свадьбы. Соби-

рались человек по 30, играли в игры, пели, вязали, вышивали, пряли. Хозяйка

натопит хату, все приготовит и уйдет. Девушки сидят, работают, а как заслышат,

что идут парни с гармошкой, быстро все убирают, будто только их и ждут. За

день до свадьбы девушки с сестрой невесты везли крокосовый веник, уряжен-

ный лентами (длиной 10–16 см.). При этом пели «Молодку», «Серую утицу».

Их встречала свекровь, приглашала в дом и угощала ватрушками, сдобнушка-

ми, выпивкой. Девушки тайно брали угощение для невесты, чтобы она отведала

свекровьиной пищи. Веник вставляли в середину круглого хлеба (паляницы) и

ставили на видное место. Прежде, чем сесть за стол у свекрови, девушки спра-

шивают: А где же наш мальчик? Мальчика потеряли. Тётка жениха отвечает: Вот

я нашла жениха, вот ваш жених. В конце вечера тетка жениха дает девушкам

мыло и платочек, «для того, чтобы девка была бела». Когда свадебный поезд

собирается ехать к венцу, выходит дружка, берет лошадь под уздцы и громко

проговаривает: «Дружок, подружки, невеста с женихом, садитесь по местам, как

соколы по гнездaм. Добры люди, расступись!» – звенят колокольчики и поезд

трогается.

Наш сборник представляет лишь небольшую часть Оренбургской казачьей

песенной традиции, но она достаточно ярко показывает характерные регио-

нальные особенности.

Песенные богатства Оренбургского края дошли до нас, прежде всего, благо-

даря энтузиазму и бескорыстной любви к народной песне жителей сел, поселков

и городов, которые поют, ходят на репетиции, выступают в концертах, несмотря

ни на какие жизненные трудности. Им мы обязаны тем, что до сих пор еще

можем записать старинную песню и полюбоваться красотой ее распева. Фоль-

клорный коллектив в Нижней Павловке, существующий с 1986 года, хорошо

16

известен в Оренбургской области. Им руководила много лет Сарычева Полина

Яковлевна – организатор, бессменный руководитель и запевала. Сейчас ее уже

нет с нами, но песенные традиции в селе продолжаются. А когда ансамбль толь-

ко еще создавался, «песни вспоминали по куплетам, а потом пошли обходить

старших и записали целую тетрадь, без которой и сейчас не обходимся » – рас-

сказывала нам Полина Яковлевна. В репертуаре ансамбля объединились песни

обоих сел, например, песни 40, 54 поются в распеве Верхней Павловки, которая

считается исконно казачьим концом. Большинство песен запевает Горбунова

Анастасия Петровна (она же играет на бубне), а верхний голос во многих песнях

ведет Иванова Валентина Трофимовна.

Городищенские песельницы рассказывали, как они перенимали песни от ро-

дителей и стариков, собиравшихся раньше на конце села, на улице «Угол» (всё

село растянулось вдоль Илекского тракта на два километра). Одна из участниц

этого былого ансамбля, знаток песен – Никитина Вера Кузьминична – неодно-

кратно принимала участие в наших сеансах, в том числе в записи на компакт-

диск в 1996 году. Запевают и ведут звонкий первый голос Образцова Мария Сер-

геевна и Рехтина Екатерина Алексеевна. Свадебные песни живо напоминают о

южнорусской традиции, но распевы их оригинальны, и отличаются особой «рас-

тяжностью», словообрывами, чрезвычайно медленным темпом исполнения.

Семья Кутыревых из Григорьевки славилась своими песнями еще в 60-е

годы. Ее глава – Иван Алексеевич – хорошо знал и прекрасно пел не только весь

традиционный казачий репертуар, но и виртуозно играл на гармошках разных

видов, в том числе на саратовской, некогда очень распространенной в казачьей

среде.

В заключение мы хотим выразить нашу сердечную благодарность замечатель-

ным народным исполнителям, которые любят песню, бережно хранят свою тра-

диционную культуру и щедро её отдают последующим поколениям. Мы благода-

рим всех, кто помогал в нашей непростой собирательской работе - заведующих

сельскими клубами и ДК, глав администраций, ОНМЦ, Управление культуры и

лично В.А. Позднеева, Т. Ю. Скопинцеву, принимавших непосредственное уча-

стие в организации и проведении экспедиций.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconСеминар о порядке рассмотрения уведомлений, поступающих в гис рт «Народный контроль»
...

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» icon690002 Россия, Приморский край, город Владивосток, Народный проспект...
Место нахождения эмитента: 690002 Россия, Приморский край, город Владивосток, Народный проспект 29

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconКонкурс проводится по трем номинациям: «Учитель года»
Окружной этап Конкурса «Учитель года Кировской области» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления и поддержки творчески работающих...

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconВ городской (районный) народный

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» icon1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconЗаявка для участия в конкурсном отборе проекта «Народный бюджет 2017»

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconКонкурс проходит в два тура, в каждом туре конкурсант представляет...
Конкур проводится для всех желающих в период с «10» августа 2015г по «17» мая 2015г. Заявки принимаются до 10 августа 2015г. В процессе...

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconОболенский Александр Митрофанович народный президент миф или реальность?...

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconСодержание
Результаты работы по рассмотрению обращений Общественные приемные Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области Народный...

Конкурс проходил по трем номинациям: народный хор, вокальный ансамбль, сольное пение. В номинации «народный хор» iconУгибдд умвд мо
Открытый народный чемпионат «Формула Авторадио» – соревнование для жителей города Мурманска и Мурманской области на личном автотранспортном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск