Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия»


НазваниеПрограмма педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия»
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНА:

«___»____________2011 г.

Проректор по УМР

_______________ Л. П. Филатова

Программа

педагогической практики студентов 4-5 курсов ХБФ



Основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102.65 Биология с дополнительной специальностью

«Химия»



Нижний Тагил

2011
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры естественных наук 14. 09. 2011 г., протокол № 1.

Зав. кафедрой Т. В. Жуйкова


Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета ИЕМИ 21.09.2011 г., протокол № _1_.
Директор ИЕМИ С. Э. Потоскуев


Составитель: Елистратова И.В., доцент кафедры ЕН

Пояснительная записка


Педагогическая практика у специалистов на химико-биологическом факультете, согласно учебного плана, организуется на 4 и 5 курсах.

Педагогическая практика на 4 курсе является учебной на ступени основного общего образования (5-9 классы). Педагогическая практика на 5 курсе – стажерская, проводится на ступени среднего (полного) образования с учащимися 10-11 классов. Оба вида практики тесно взаимосвязаны, выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции, направлены на развитие профессионально значимых личностных качеств молодого специалиста, способствуют становлению современного, гуманистически ориентированного стиля педагогического мышления.

Педагогическая практика предусматривает систематическое выполнение студентом различных видов педагогической деятельности в средних общеобразовательных учебных заведениях разных типов (средних школах, лицеях, гимназиях).

Педагогическая практика занимает важное место в системе профессиональной подготовки специалиста, являясь связующим звеном между теоретическим обучением студента в вузе и практической деятельностью будущих учителей.

Практика организуется на основе закрепления группы студентов за образовательными учреждениями среднего образования. В качестве организаторов практики отбираются учителя первой и высшей категории.

Педпрактика на каждом курсе имеет свои задачи, содержание и структуру, предполагает участие в руководстве психолого-педагогических и специальных кафедр при соответствующем распределении функций и взаимодействия между ними.

Педагогическая практика меняет условия образовательного процесса. В это время студенты должны использовать полученные теоретические знания по методике преподавания и дидактике для проектирования и реализации педагогических проектов на уровне организации системы урочной и внеурочной деятельности учащихся. Полученные знания выступают в качестве ориентировочной основы педагогической деятельности и на уровне учебного предмета.

Цель педагогической практики:

становление профессионально-педагогической компетентности через приобретение и осознание студентами опыта педагогической деятельности. Сферами деятельности учителя биологии являются преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая и культурно-просветительская.

Общая цель педагогической практики определяет задачи учебной и стажерской практики с учетом их специфики.
Задачи учебной педагогической практики (4 курс)

1. Углубление и совершенствование теоретических знаний и умений, позволяющих осуществлять образовательный процесс, выполнять различные профессиональные функции учителя и классного руководителя.

2. Развитие у студентов устойчивой мотивации к профессиональной деятельности учителя, формирование потребности самосовершенствования в педагогической деятельности, развитие творческих способностей.

3. Овладение основными видами профессиональной деятельности учителя биологии по проектированию, организации и диагностике учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, социально-психологических особенностей педагогического коллектива.

4. Приобретение умений психологического и педагогического изучения школьника и школьного коллектива, организации внеурочной деятельности учащихся.

5. Ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, приобщение к научно-исследовательской деятельности по изучению педагогических отношений и педагогической действительности.

6. Овладение нормами педагогического общения.
Задачи стажерской педагогической практики (5 курс)

Практика студентов выпускного курса имеет свои особенности. Она в большей степени направлена на творческое совершенствование профессионально-педагогических знаний и умений, на определение собственного стиля педагогической деятельности.

Задачи педагогической практики на пятом курсе повторяют перечисленные выше задачи учебной практики и в целом связаны с дальнейшим освоением системы знаний и умений, обеспечивающих качественное выполнение студентом педагогической деятельности в образовательном учреждении. Вместе с тем, стажерская практика имеет определенные специфические черты, которые отражают следующие задачи:

1. Выработка творческого, исследовательского подхода к осуществлению педагогической деятельности через апробацию студентом различных обучающих технологий, выбор наиболее адекватных из них с учетом собственных профессиональных убеждений и установок, а также особенностей учащихся (возрастных, поведенческих, интеллектуальных); углубленная работа над определением собственного стиля профессиональной деятельности.

2. Развитие умения анализировать, оценивать, обобщать педагогический опыт учителей с разным стажем работы, умения проектировать комплекс дидактических связей в структуре урока и в системе уроков.

3. Составление программы дальнейшего профессионального совершенствования, предполагающей развитие способности к самоопределению, самопроектированию, самообразованию.
Организация практики

Педагогическая практикаэто комплексный процесс, в котором студенты выполняют различные виды деятельности, определяемые их специализацией. Согласно общей цели педагогической практики, ее организация осуществляется на основе следующих педагогических принципов:

1. Соответствие содержания и организации педпрактики требованиям, предъявляемым к современному процессу обучения и образовательным учреждениям.

2. Систематичность, преемственность, постепенное усложнение содержания и методов организации практики от четвертого курса к пятому.

3. Содержательно-смысловая связь практики с теоретическими курсами, изучаемыми в вузе.4

4. Комплексный характер практики, предусматривающий:

А) интеграцию содержания учебных дисциплин психолого-педагогического цикла и планируемых результатов обучения, определяемых стандартом высшего образования и моделью специалиста;

Б) сочетание различных видов деятельности, которые осуществляет студент при выполнении профессионально-педагогических функций в образовательном учреждении.

5. Развитие личностных качеств и профессиональных способностей студентов.

План-график педагогической практики на 4-5 курсе ХБФ

Виды педагогической практики

Курс

Семестр

Количество недель

1. Учебная практика

4

8

6

2. Стажерская практика

5

9

7


Организуется педагогическая практика на 4-5 курсах в общеобразовательных школах города Нижнего Тагила.
Руководство педагогической практикой

Руководство педагогической практикой студентов 4-5 курсов осуществляется факультетским руководителем, групповым руководителем методистом, учителем-предметником, классным руководителем, старостой группы.

Функции группового руководителя-методиста

Групповой руководитель (как правило, преподаватель вуза) организует практику в школе и в целом осуществляет ее методическое руководство. Он выполняет следующие функции:

1. Посещает школу до начала практики и решает все организационные вопросы: инструктирует директора (заместителя) школы, учителя биологии, классных руководителей; распределяет студентов по классам, утверждает индивидуальные планы их работы и контролирует выполнение планов по этапам (см. Содержание педагогической практики).

2. Организует посещение и анализ практикантами уроков по специальности, внеклассных занятий по предмету.

3. Совместно с учителем школы для каждого студента определяет систему уроков и внеклассных занятий по предмету, помогает составить индивидуальный план работы практиканта и утверждает его, контролирует представление старостой группы на факультет расписания уроков и внеклассных мероприятий.

4. Оказывает научно-методическую помощь в подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

5.Присутствует на уроках практиканта, анализирует их и выставляет отметки, контролирует выполнение программы практики.

6. Принимает участие в факультетских конференциях (установочной, итоговой), организует проведение конференции по итогам практики в школе.

7. Принимает отчетную документацию студентов, выставляет итоговую оценку по практике, организует подготовку студентов к итоговой конференции на факультете, составляет отчет о педагогической практике и вместе с отчетной документацией студентов сдает ее факультетскому руководителю, выступает с отчетом на итоговой конференции на факультете.
Примерная схема отчета группового руководителя по итогам педагогической практики

1. Выполнение студентами программы педагогической практики:

А) количество проведенных уроков каждым студентом, их темы и типы, преобладающие методы, средства обучения, методические приемы организации познавательной деятельности учащихся и др. Отметить студентов, давших лучшие уроки;

Б) содержание проведенной внеклассной работы по предмету.

2. Уровень теоретической, педагогической и методической подготовки студентов к выполнению профессиональной деятельности. Основные недостатки в проведении уроков, внеклассных мероприятий, их причины.

3. Участие студентов в анализе уроков, умение осуществлять самоанализ педагогической деятельности.

4. Отношение студентов к педагогической практике: выполнение основных обязанностей, требований трудовой дисциплины, в том числе посещаемость уроков, систематическое ведение и своевременная сдача документации.

5. Отношение школьников к педагогической практике, их взаимоотношение со студентами, примеры позитивных и проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

6. Итоговая ведомость по результатам практики.

7. Общие выводы по педпрактике, ее оценка в целом, конкретные предложения по ее совершенствованию.
Функции учителя-предметника (учителя биологии)

1. Знакомит прикрепленную группу студентов с планом своей учебно-воспитательной работы, с основной документацией, проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия для студентов, организует их обсуждение.

2. Совместно с групповым руководителем распределяет студентов по классам, определяет учебные темы школьного курса, по которым студенты будут проводить уроки, намечает темы внеклассных мероприятий.

3. Консультирует студентов, оказывает им методическую помощь в планировании, подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий), не позднее, чем за два дня до проведения урока (мероприятия), проверяет и подписывает конспект урока (мероприятия); без проверенного и утвержденного конспекта студент к урокам не допускается.

4. Участвует в анализе и оценивании уроков, проведенных практикантами.

5. Дает письменную характеристику студентов в отчете по педагогической практике.

6. привлекает студентов к проведению кружковых, факультативных и других занятий с учащимися, изготовлению дидактических средств обучения.

7. Участвует в организационных собраниях по текущим вопросам практики и в итоговой конференции по ее результатам.
Функции классного руководителя

1. Знакомит студента с учащимися класса, их личными делами, дневниками достижений, успеваемостью, посещаемостью, основными воспитательными задачами, планом своей работы, проводит открытые воспитательные мероприятия для студентов, оказывает практикантам помощь в изучении индивидуальных особенностей учащихся.

2. Консультирует студентов при составлении плана воспитательной работы, присутствует на воспитательных мероприятия, проводимых студентом, участвует в их обсуждении.

3. Оценивает воспитательные мероприятия, проведенные практикантом, дает характеристику-отзыв на деятельность студента в отчете по педагогической практике.
Функции старосты студенческой группы

Студенты направляются на практику в базовые школы небольшими группами, обычно по 5-7 человек в каждую. В группе выбирается староста, который выполняет следующие функции:

1. участвует в общей организации педагогической практики, в т.ч. передает студентам и работникам школы необходимые инструктивные материалы, информирует о предстоящих совещаниях, консультациях; выполняет распоряжения руководителей педагогической практики;

2. в первую неделю практики передает групповому руководителю следующие сведения:

А) расписание звонков в 1 и 2 смену;

Б) расписание уроков студентов по схеме:


№ п/п

ФИО практиканта

Класс

Номер урока, название предмета

пн

вт

ср

чт

пт

сб

1

Иванов И. Н.



3. Биология
















В) даты и время проведения студентами внеклассных мероприятий, темы этих мероприятий.

3. Ведет учет посещаемости студентами уроков и внеклассных мероприятий.

4. Организует работу по подготовке и сбору материалов для факультетской выставки по итогам педпрактики (фотомонтаж, стенд или альбом, отражающий деятельность студентов в школе, наглядные пособия, лучшие конспекты уроков), обеспечивает доставку этих материалов на итоговую конференцию.
Обязанности студента в период прохождения педагогической практики

За период педагогической практики студенту необходимо:

1. выполнить все виды работ, предусмотренных содержанием педагогической практики (см. ниже);

2. составить план индивидуальной работы;

3. разработать и провести:

А) во время учебной практики (4 курс) 6-8 уроков по основной специальности и 2-4 урока по дополнительной специальности, а также 2 внеклассных мероприятия по основной специальности и 2 внеклассных мероприятия, выполнить задания по психологии и педагогике;

Б) во время стажерской практики (5 курс): 12 уроков по основной специальности и 6 уроков по дополнительной специальности, а также 3 внеклассных мероприятия по основной специальности и 2 внеклассных мероприятия, выполнить задания по психологии и педагогике;

4. посетить и проанализировать:

А) во время учебной практики (4 курс) не менее 10 уроков школьных учителей, работающих в закрепленном классе, а также все занятия и мероприятия студентов, проходящих практику в этой школе;

Б) во время стажерской практики (5 курс) не менее 15 уроков школьных учителей, работающих в закрепленном классе, а также все занятия и мероприятия студентов, проходящих практику в этой школе;

5. своевременно оформить отчетный материал по итогам педагогической практики.

В период педагогической практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы и руководителей педагогической практики, обязан находиться на рабочем месте за 15 минут до начала первого урока и до 15.00, соблюдать правила педагогической этики. В случае невыполнения данных требований, студент может быть отстранен от прохождения педагогической практики.
Содержание педагогической практики

Учебная и стажерская педагогическая практика состоит из трех основных этапов, контрольные сроки которых определяются на факультетской установочной конференции. Первый этап – вводный или адаптационный, второй этап, наиболее продолжительный – основной, третий этап – заключительный.

Первый этап практики (вводный)

Этот этап занимает первую неделю практики. Начинается с установочной конференции на факультете, в которой принимают участие преподаватели вуза, учителя базовых школ, студенты. Преподаватели педагогики, психологии, школьной гигиены (только четвертый курс), методики обучения предмету инструктируют студентов о целях и содержании заданий, назначают дни и часы консультаций. Групповые руководители знакомят студентов с содержанием предстоящей деятельности.

В течение недели студенты знакомятся с педагогическим коллективом школы, изучают конкретные условия организации образовательного процесса в ней, беседуют с учителями, классными руководителями, осмысливают задачи собственной деятельности, намечают перспективы своей работы во время практики. Студенты изучают различную педагогическую документацию: учебный план школы, планы методических объединений учителей и классных руководителей. Посещение уроков разных учителей в своем классе помогает психолого-педагогическому изучению отдельных учащихся и коллектива в целом, изучению опыта работы учителей в реализации единства требований к организации образовательного процесса.

Более углубленно, используя методы наблюдения, беседы, изучения документации, студенты знакомятся с методикой работы учителей по специальности: посещают уроки, анализируют их, изучают различные виды планирования, научно-методическое обеспечение тем предстоящих уроков, знакомятся с методическим оборудованием кабинета.

К концу первой недели каждый студент составляет индивидуальный план своей работы на весь период практики (на основе общей программы практики, планов работы учителей и классных руководителей), тематический план, разрабатывает конспект первого урока, подбирает необходимые средства обучения, изготавливает наглядные пособия.

Вводный этап заканчивается кратким собранием, на котором оценивается готовность каждого студента к практической деятельности в данном учебном учреждении. В его подготовке и проведении участвуют студенты, групповой руководитель, учителя, классные руководители.

Второй этап практики (основной)

Этот этап составляет большую часть практики. Основная задача студентов состоит в овладении методикой организации и проведения различных типов уроков и внеклассных занятий, их анализа и самоанализа.

Подготовка студента к самостоятельному проведению уроков предусматривает:

1. обязательную консультацию студента с учителем и групповым руководителем;

2. тщательное изучение школьной программы, образовательного стандарта, школьных учебников и учебно-методической литературы;

3. обсуждение разработанного конспекта урока с учителем.

Обязательным является взаимопосещение уроков и их анализ в присутствии группы практикантов, учителей, руководителей практики. Коллективное обсуждение начинается с самоанализа проведенного урока практикантом, что важно для развития у будущего учителя приемов профессионально-педагогической рефлексии.

Студенты ведут внеклассную работу по предмету, а также воспитательную работу в соответствии с планом классного руководителя:

1. разрабатывают и проводят различные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии);

2. принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел (праздников, конференций и т.д.);

3. руководят работой кружков по предмету;

4. проводят индивидуальную работу с учащимися с целью сбора и анализа фактических данных для учета их при дальнейшем планировании учебного процесса, для выполнения заданий по педагогике, психологии.

Важной задачей педагогической практики студентов является овладение методами проведения педагогических исследований, в частности методами анализа и обобщения педагогического опыта. Студенты изучают и анализируют передовой опыт работы учителей, классных руководителей, осмысливают и обобщают личный опыт.

Целенаправленные, систематичные и разносторонние наблюдения, беседы, анкетирование, изучение педагогического опыта помогают студентам глубже понять сущность педагогической профессии, осмыслить связь педагогической теории с практикой образовательного процесса.

Групповые руководители, преподаватели педагогики, психологии организуют и проводят методические часы, консультации и собеседования со студентами, привлекают их к участию в работе учителей. По результатам деятельности студентов в школе определяется тема выступления на итоговой конференции (на основе общей темы, обозначенной на установочной факультетской конференции), систематизируются соответствующие этой теме данные.

Третий этап практики (заключительный)

Заключительный этап практики занимает последнюю неделю, во время которой студенты заканчивают проведение уроков и внеклассных мероприятий. Студенты готовят отчетную документацию и сдают ее групповому руководителю, участвуют в итоговой конференции в школе, готовят выступления для итоговой конференции на факультете. Групповой руководитель проверяет отчетную документацию студентов, выставляет итоговую отметку по результатам педпрактики в отчете студента по педпрактике, в течение недели после окончания педагогической практики сдает аналитический отчет факультетскому руководителю по итогам практики.

Практика заканчивается проведением итоговой конференции на факультете, в подготовке и проведении которой принимают участие преподаватели вуза, учителя школ, студенты. Ее цель – проанализировать и обобщить результаты педагогической практики, отметить успехи и недостатки в ее подготовке и организации. От каждой школы выступает докладчик, как правило, староста группы, который сообщает о результатах работы группы. В выступлениях отмечается качество решения поставленных задач, уровень достижения планируемых результатов практики, указываются негативные моменты в вопросах организации и проведения практики, высказываются предложения по ее улучшению.

Групповые руководители отмечают работу лучших студентов, анализируют основные направления деятельности студенческой группы и отдельных студентов в период практики. Преподаватели педагогики, психологии и методики обучения характеризуют выполненные студентами задания. Факультетские руководители подводят общие итоги практики.

Во время итоговой конференции организуется выставка работ, изготовленных студентами и школьниками, лучших конспектов уроков и внеурочных мероприятий.

Задание по психологии

по педагогической практике для студентов 4 курса

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconПрограмма педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconБиологически важные вещества: жиры, углеводы, белки и методика их...

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconПрограмма педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности...
Цель педагогической практики – приобретение студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности при выполнении...

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconПрограмма педагогической практики Основная образовательная программа...
Кбж/обж в средней общеобразовательной школе, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков...

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconПрограмма преддипломной практики основная образовательная программа...
Программа преддипломной практики рассмотрена и утвержденыа на заседании кафедры «Искусств и дизайна»

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconПрограмма подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconПрограмма практики для студентов I v курсов дневной формы
Программа практики для студентов I – V курсов дневной формы обучения специальности 080601 "Статистика" /сост. Т. А. Блашенкова, И....

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconПрограмма академического бакалавриата профиль подготовки «Физическая химия»
Монина Людмила Николаевна. Практикум по физико-химическому анализу. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная образовательная программа подготовки специалистов по специальности 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью «Химия» iconОсновная образовательная программа ординатуры по специальности 31. 08. 20 «психиатрия»
Основная образовательная программа ординатуры разработана в соответствии с фгос по направлению подготовки (специальности) 31. 08....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск