Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия»


Скачать 498.2 Kb.
НазваниеПрограмма педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия»
страница1/4
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

________________________________________________________________
У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по УМР
_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2012 г.
ПРОГРАММА

педагогической практики студентов 4-5 курсов

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101.65 «Химия» с дополнительной специальностью «Биология»



Нижний Тагил

2012

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры естественных наук от 11.09.2012 г., протокол № 1.
Зав. кафедрой Т.В. Жуйкова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета ИЕМИ от 25.09.2012 г., протокол № 1.
Директор ИЕМИ С.Э. Потоскуев


Составитель: Катаева Н.Н., доцент кафедры ЕН

1. Пояснительная записка

Совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих учительских кадров по химии и биологии является неотъемлемой частью оптимизации учебно-воспитательного процесса в социально-педагогической академии.

Педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса как его звено, цель которого состоит в практическом освоении студентами различных видов педагогической работы. Она позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в вузе соединять теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях. Практика организуется на основе закрепления за академией базовых общеобразовательных школ и других учебных заведений.

Главное содержание педагогической практики студентов составляет учебно-воспитательная деятельность студентов, которая организуется, прежде всего, как действенная помощь коллективам школ.

Педагогическая практика реализует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки, воспитывает и развивает педагогические способности будущего учителя: на каждом курсе имеет свои задачи, содержание и структуру; предполагает участие в руководстве практикой кафедры психологии, педагогики, кафедры естественных наук при соответствующем распределении функций и взаимодействии между ними.

В основу разработки программы педагогической практики были положены следующие нормативно – правовые документы, отражающие принципы государственной образовательной политики

  • Закон российской Федерации «Об образовании»

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

  • Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Химия» с дополнительной специальностью «Биология», Москва 2005 г.

  • Программа непрерывной педагогической практики студентов 1 – 5 курсов НТГСПА.

Педагогическая практика является обязательной формой обучения и включена в учебный план. Итоговая аттестация студента по результатам практики проводится факультетским руководителем.

Целью педагогической практики является углубление профессиональной ориентации и формирование профессиональных убеждений и качеств личности; формирование навыков и умений самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.

Педагогическая практика студентов решает следующие задачи:

- углубление и закрепление теоретических знаний, и применение этих знаний в учебно-воспитательном процессе;

- формирование умений организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по химии и биологии;

- проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников с применением здоровьесберегающих технологий;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по химии и биологии;

- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя химии и биологии и классного руководителя;

- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании химии и биологии;

- отработка приемов работы с аудиторией, формирование мотивации учащихся;

- освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднение в обучении химии и биологии;

- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

- овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
2. Содержание практики

Студенты IV курса проходят практику только по основной специальности, а V курса, как по основной, так и по дополнительной специальностям.

В содержание деятельности студентов IV курса входит совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, овладение студентами методами, приемами и средствами проведения пробных уроков по химии. Совершенствование навыков руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин, теории и методики преподавания химии.

V курс – производственная педагогическая практика. Студенты выполняют все функции учителя химии и биологии, а не отдельные виды педагогической деятельности. В содержание деятельности студентов пятого курса входит обобщение и совершенствование знаний, умений и навыков по химии и биологии; проверка возможности самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного образовательного учреждения; подготовка и проверка материалов по теме исследования выпускной квалификационной работы.

3. Организация педагогической практики

Педагогическая практика студентов старших курсов включает два этапа:

I этап: IV курс (8-й семестр) февраль – март – 6 недель – производственная педагогическая практика.

II этап: V курс (9-й семестр) сентябрь – октябрь – 7 недель – производственная педагогическая практика.
4. База для прохождения педагогической практики

Базой для прохождения педагогической практики являются школы г. Нижнего Тагила и другие образовательные учреждения.

Учителя химии в данных школах имеют большой стаж работы, а также первую и высшую категории.

Студенты направляются в школу группами не менее трех человек. Студенты V курса могут проходить практику по месту жительства.
5. Руководство практикой

1. Руководство практикой от организации, являющейся базой практики осуществляется в лице руководителя учебно-воспитательного учреждения. В его функции входит:

- обеспечение необходимых условий для прохождения педагогической практики, проведение работы с учителем химии и биологии, обслуживающим персоналом и учащимися по вопросам проведения практики;

- ознакомление студентов с учебно-воспитательным учреждением, работой школы, составом преподавательского коллектива, документацией, учебно-производственной базой, с общей постановкой учебно-воспитательной работы;

- распределение студентов по классам;

- предоставление возможности присутствовать на педагогическом совете, заседаниях методических объединений, родительского комитета, ознакомление с планом их работы;

- выборочное посещение уроков и других мероприятий студентов – практикантов и их анализ;

- вынесение предложений по совершенствованию практики, проведение совещания по итогам педагогической практики.

2. Учитель по химии и/или биологии обеспечивает следующие элементы руководства:

- знакомит студентов с планом учебной работы по химии и биологии, проводит уроки и внеклассные занятия с организацией их обсуждения;

- намечает график проведения студентами уроков и внеклассных мероприятий по предмету;

- осуществляет методическое руководство при подготовке уроков по химии и биологии, утверждает планы- конспекты предстоящих уроков;

- оказывает помощь студентам при подготовке уроков разного типа, в проведении практических и факультативных занятий и т.д.;

- участвует в анализе каждого проведенного студентами урока;

- поручает студентам проведение занятий с отстающими. Проверку тетрадей, подготовку лабораторных работ по химии биологии и.т.д.;

- дает характеристику и оценку учебной и воспитательной работе студентов по химии и биологии;

- участвует в совещаниях по итогам педагогической практики, а так же по возможности в установочных и итоговых конференциях, выносит предложения по совершенствованию практики.

3. Классный руководитель:

знакомит студентов с составом класса, их личными делами;

- помогает студентам в составлении плана воспитательной работы, утверждает его, консультирует, контролирует выполнение;

руководит совместно с преподавателем психологии работой студентов по составлению психолого-педагогической характеристики учащихся;

- привлекает студентов к текущей воспитательной работе в классе;

- дает характеристику и оценку воспитательной работы студентов;

- - участвует в совещаниях по итогам педагогической практики, а так же по возможности в установочных и итоговых конференциях, выносит предложения по совершенствованию практики.

4. Факультетский руководитель:

- осуществляет совместно с отделом педагогической практики подбор учебно-воспитательных учреждений в качестве базы для всех видов практики на химико-биологическом факультете;

- обеспечивает планирование, организацию и учет педагогической практики на факультете, осуществляет распределение студентов по учебно-воспитательным учреждениям и составляет проект приказа о распределении студентов по базам практики на факультете;

- совместно с отделом педагогической практики устанавливает связь с базами практики и обеспечивает своевременное оформление документов к оплате руководителей практики;

- организует установочные и итоговые конференции на IV-V курсах, организует выставки по итогам практики;

- контролирует работу групповых руководителей, выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия, проводимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в проведении практики;

- изучает отчетную документацию практикантов и оценивает их работу;

- выносит предложения по совершенствованию практики, составляет отчет по итогам проведения педагогической практики.

5. Групповой руководитель:

- устанавливает связь с учебно-воспитательными учреждениями, ведет инструктивно-методическую работу с педагогическими кадрами учебно-воспитательного учреждения;

- обеспечивает выполнение программы педагогической практики;

- вместе с администрацией школы создает условия для прохождения и педагогической практики и реализации учебно-воспитательной работы студентов, контролирует их выполнение;

- осуществляет методическую помощь в организации и проведении уроков;

- анализирует отчетную документацию студентов о работе за время практики с учителями, классными руководителями, руководителями кафедр педагогики и психологии, оценивает работу студентов;

- составляет отчет о педагогической практике и предоставляет его факультетскому руководителю.
6. Обязанности студентов-практикантов

1. В первый день педагогической практики:

- студенты знакомятся с учителями химии и биологии, администрацией школы, традициями школы, определяются с классом, где будут работать в период практики;

- студенты знакомятся с учебными программами по химии и биологии, по которым изучает выше названные предметы выбранный класс.

2. В период практики студент обязан ежедневно работать в школе не менее шести часов в соответствии с индивидуальным планом, составленным практикантом совместно с учителем и классным руководителем.

3. Студент обязан выполнять все виды работ по практике, посещать и обсуждать уроки однокурсников, тщательно готовиться к каждому уроку и внеклассному занятию, участвовать в проведении факультативов и предметных кружков.

4. За период педагогической практики студент

должен провести:

– 10 уроков по химии (из них по 4 урока зачетные) – IV курс, 14 уроков по химии и 4 урока по биологии, (из них по 4 зачетных урока по химии и 2 по биологии) – V курс,

– внеклассное мероприятие (школьного масштаба) по предмету (конференцию, вечер, лекцию и т. д.),

– внеклассное воспитательное мероприятие согласно плану воспитательной работы класса,

– родительское собрание (для студентов V курса);

должен выполнить:

– задание по психологии,

– задание по педагогике;

должен организовать:

– работу кружка или факультатива в соответствии с тематикой выпускной научно-исследовательской работы.


7. Примерный график работы студента
7.1. Учебная работа

В течение первой недели практики необходимо посетить уроки в прикрепленных классах, познакомиться с учащимися, уровнем подготовки класса, требованиями, предъявляемыми учителями к данному классу. Кроме того, студент должен обязательно посещать уроки, проводимые учителем химии и биологии в других классах, а также уроки, проводимые однокурсниками, с целью проведения сравнительного анализа, знакомства с приемами и методами работы.

В дальнейшем студенты проводят все уроки по химии и биологии в прикрепленных классах. Для каждого урока пишется конспект (проект) урока, который проверяется и утверждается учителем. Каждый урок обсуждается, анализируется и оценивается, за исключением первых двух, если они были неудачными. Анализ урока проводится самим студентом, преподавателем, однокурсниками.

При обсуждении первое слово предоставляется студенту, проводившему урок, он должен обосновать выбранный им вариант проведения, попытаться проанализировать допущенные ошибки в методике проведения урока. Далее в обсуждение включаются другие студенты и учитель-методист.

Взаимопосещение и взаимоанализ студентов является обязательным условием прохождения практики, дающим возможность более адекватно обдумать свой урок и уроки, проведенные однокурсниками, получить материал для сравнения и анализа.

После обсуждения выставляется оценка за проведенный урок.

Уроки должны отвечать современным требованиям, включать новейшие достижения дидактики, психологии, педагогики, способствовать творческому развитию и самостоятельности учащихся (см. Приложение 1, 2).
7.2. Воспитательная работа студентов.

В течение первой недели практики студенты должны познакомиться с планом воспитательной работы классного руководителя, школы.

Начиная со второй недели студенты IV, V курсов включаются в работу и проводят ее в соответствии с планами работы классного руководителя, учителя-предметника и школы.
Примерное задание по педагогике для студентов

для выполнения на педагогической практике

IV и V курс
Цель воспитательной работы студента в период практики: овладеть организационно-методическими и рефлексивными умениями при проведении воспитательной работы со школьниками.

Задачи:

1.Научиться выявлять пед. проблемы при работе с коллективом учащихся и отдельными учениками;

2.Сформировать умение ставить педагогические цели и проектировать деятельность по их достижению;

3.Организовывать пед. взаимодействие с учащимися в соответствии с их личностными и возрастными особенностями.

4.Овладеть навыками анализа и оценки собственной пед. деятельности и планировать дальнейшую работу по совершенствованию собственной профессиональной квалификации.

Задания выполняются согласно Приложениям 4,5
Профессионально-деятельностные задания:

1. Составить план воспитательной работы с классом на период практики (Приложение 4)

2. Составить сценарий Коллективного Творческого Дела (КТД)

по И.П. Иванову. Разработать конспект проведенного коллективного творческого дела с анализом (Приложение 5)

  1   2   3   4

Похожие:

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconПрограмма педагогической практики студентов 4-5 курсов хбф основная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Программы учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента, преддипломной практик

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconПрограмма педагогической практики Основная образовательная программа...
Кбж/обж в средней общеобразовательной школе, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков...

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconПрограмма преддипломной практики основная образовательная программа...
Программа преддипломной практики рассмотрена и утвержденыа на заседании кафедры «Искусств и дизайна»

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconФгбоу впо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconОсновная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста,...
Основная образовательная программа (ооп) подготовки специалиста, реализуемая вузом по специальности 050706. 65 (031000 по гос) –...

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconПрограмма практики для студентов I v курсов дневной формы
Программа практики для студентов I – V курсов дневной формы обучения специальности 080601 "Статистика" /сост. Т. А. Блашенкова, И....

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 26 (сд 26) «Вербальные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconПрограмма академического бакалавриата профиль подготовки «Физическая химия»
Монина Людмила Николаевна. Практикум по физико-химическому анализу. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...

Программа педагогической практики студентов 4-5 курсов Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050101. 65 «Химия» iconОсновная образовательная программа ординатуры по специальности 31. 08. 20 «психиатрия»
Основная образовательная программа ординатуры разработана в соответствии с фгос по направлению подготовки (специальности) 31. 08....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск