Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33


НазваниеМетодические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Департамент образования Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНЯТИЙ СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАСТНИКА

Методическая разработка

Автор: Комарова Ольга Сергеевна, Педагог дополнительного образования Центра развития детей и юношества г. Ярославля

Научный руководитель: Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики ЯЛТУ им. К.Д. Ушинского

Ярославль, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. Изучение воспитательных возможностей секции по волейболу, как
педагогическая проблема 6

  1. Воспитательные возможности секции волейбола 6

  2. Методы, позволяющие формировать личность старшеклассника, занимающегося волейболом 10

  3. Мониторинг как способ отслеживания формирования личности старшеклассника, занимающегося волейболом 15

Глава 2. Методические особенности формирования личности учащихся в процессе
занятий в спортивной секции по волейболу 18

  1. Методическое обоснование целесообразности предлагаемой рабочей программы по волейболу 18

  2. Психолого-педагогическая характеристика особенностей учащихся, занимающихся волейболом 21

  3. Методика формирования физических, морально-волевых и нравственных качеств личности учащихся 22

  4. Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Приложения 38

2
Введение

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, молодежных и детских общественных объединений. Новые черты приобрело участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи.

В последние годы наблюдается рост асоциальных явлений в подростковой
среде, связанных с изменившимися условиями жизни. Дети, растущие в
неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром
психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья
детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную
обусловленность, учащаются стрессы, неврозы, проявления

агрессивности. Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.

В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования — развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Успех ее реализации зависит в первую очередь от того, каким образом организован воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Немалую роль в воспитании и становлении личности оказывают объединения спортивной направленности, в том числе секция волейбола. Волейбол является не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения досуга, но и, бесспорно, влияет и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации. Причём это касается не только самих занимающихся, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно занятия волейболом сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и

3
явлений общественной жизни. Занятия волейболом предоставляют каждому занимающемуся широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражениям, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.

Занятия волейболом - одно из средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий волейболом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Занимающийся тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Особенно активно эти качества и процессы формируются в юношеском возрасте, который является периодом завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым человек может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность.

Теме воспитательных возможностей занятий волейболом в юношеском
возрасте посвящен ряд научных публикаций, авторами которых являются
О.П. Андронов, Б.А. Ашмарин, А.Э. Беланов, А.В. Беляев, В.Г. Латкин,

Е.Н. Ложкин, Г.В. Ращупкин, Е.В. Щеглова и др.

Несмотря на то, что в существующей методической литературе довольно подробно рассмотрены особенности формирования физических качеств и психологических процессов, у занимающихся в секции, есть ряд вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения. В первую очередь, они касаются педагогических условий, при которых будет формироваться личность старшеклассника.

В связи с этим мы сформулировали проблему исследования: при каких педагогических условиях волейбольная секция может успешно реализовать воспитательные функции в формировании личности старшеклассника.

Цель: выявить и обосновать педагогические условия, при которых волейбольная секция может успешно реализовать воспитательные функции в формировании личности старшеклассника.

Объект исследования: воспитательный процесс в секции волейбола.

Предмет исследования: педагогические условия, при которых успешно реализуется воспитательный процесс в секции волейбола.

4
Задачи:

  1. Обосновать воспитательные возможности секции волейбола в формировании личности старшеклассника.

  2. Проанализировать методы, позволяющие формировать личность старшеклассников, занимающихся волейболом.

  3. Разработать систему мониторинга процесса формирования личности старшеклассника, за период обучения в секции волейбола, с учетом физических, психологических, социальных условий.

  4. Разработать методическое обеспечение образовательного процесса с учетом исследуемого вопроса, провести ее пробацию с последующим анализом.

База исследования: ГОУ НПО ЯО Профессиональный лицей № 38 и ГОУ НПО ЯО Профессиональное училище № 23.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в ходе исследования рекомендации и материалы позволяют повысить качество воспитательного процесса в секции волейбола, формировать методическое обеспечение процесса с учетом современных подходов и требований. Работа будет интересна педагогам дополнительного образования, тренерам спортивных секций, учителям физической культуры, выпускникам педагогических вузов.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении раскрывается актуальность исследования и научный аппарат.

В первой главе проведен анализ воспитательных возможностей волейбола в формировании личности старшеклассника.

Во второй главе методические рекомендации по формированию качеств личности и методическому обеспечению процесса.

В заключении сделаны выводы по результатам исследования и реализации поставленных задач.

5

.
ГЛАВА 1. Изучение воспитательных возможностей секции по волейболу, как педагогическая проблема

1.1 Воспитательные возможности секции волейбола

Волейбол - одна из наиболее распространенных игр. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола, как средства физического воспитания, является его специфическое качество - возможность самодозирования нагрузки, то есть соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

Волейбол - командный вид спорта. Смысл игры заключается в том, чтобы не дать мячу упасть на своей площадке, прилагая все усилия для падения его на площадке, противоположной команды. Действия играющих, ограниченные правилами, выполняются игровыми приемами: подачей, передачей, нападающим ударом, блокированием. В игре участвуют 12 игроков, по 6 с каждой стороны. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменения интенсивности и продолжительности действия каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной игры; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Эти особенности способствуют воспитанию у обучающихся моральных качеств личности, совершенствованию основных физических качеств, а также имеют важное профессионально-прикладное значение для учащихся профессиональных училищ при овладении ими профессий.

Ращупкин Г.В. считает, что «напряженная умственная работа в школе и дома, а также и другие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузку организма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят в компьютерных клубах, возле телевизора. Подросток ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимыми являются занятия волейболом, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества» [32, с. 4].

Андронов О.П. говорит, что «важно уметь человеку предвидеть возможные неожиданности, чтобы быть к ним готовыми, точно и быстро реагировать. Такое умение называют антиципацией.

6
В спортивной деятельности значение антиципации проявляется особенно ярко. Различные уровни антиципации позволяют спортсмену заранее готовить мышцы к предстоящей работе путём оптимизации их тонуса; создают условия для возобновления, восстановления, закрепления заученного действия - двигательного навыка; сокращать время реакции, уменьшать величину пространственной и временной ошибок, своевременно и точно выполнять движения; слаженно и скоординировано выполнять сложные двигательные действия; разгадывать замыслы противника; согласовывать свои действия с действиями всей команды. Антиципация, в частности, предполагает умение быстро и точно, в короткие промежутки времени увидеть и оценить сразу несколько сигналов, мгновенно принять правильное решение. Эти замечательные качества развивает волейбол» [3, с. 38].

По мнению Беляева А.В. «Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим учащийся должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. В юношеском возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости» [6, с. 12].

Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым человек может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность.

Л.И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитие мотивационной сферы личности, определении учащимся своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание [23, с. 14].

В старшем возрасте имеют место своеобразные возрастные особенности. У юношей в 15-17 лет формирование скелета еще не завершено, поэтому в занятия не включается много силовых упражнений. Также наблюдается замедление роста в длину, увеличиваются поперечные размеры тела, повышаются объемы и масса тела. Заканчивается формирование взрослого человека. В связи с увеличением объема мускулатуры у юношей быстро нарастает сила, повышается ловкость, улучшается координация движений. В старшем возрасте нервные процессы протекают почти как у взрослого человека. Деятельность нервной системы становится совершеннее. Возбудимость сердечно - сосудистой системы в сравнении с предшествующим возрастом снижается. Легкие достигают

7
нормальной величины и развития, поэтому условия выполнения упражнений на выносливость значительно повышаются.

Психологические особенности возраста тесно связаны с продолжающимся процессом полового созревания. Юноши отличаются живостью и большой впечатлительностью. У них появляется естественное стремление к высокому физическому совершенствованию. Имеет место большое желание участвовать в различных спортивных соревнованиях, однако они преувеличивают свои силовые возможности.

Нагрузка на занятиях должна быть значительной. Но давать после большой физической нагрузки упражнения, требующие высокой концентрации внимания, не следует. Сочетание упражнений, требующих большого внимания, с упражнениями, знакомыми и выполняемыми без существенного упражнения, и играми с элементами соревнований обеспечивают большую продуктивность занятия, создают приподнятое эмоциональное настроение, значительно повышают интерес к занятиям.

Пристальное внимание в старшем возрасте следует уделять нравственному воспитанию занимающихся. От педагога требуется большая проницательность и принципиальность. Он должен своевременно тактично и умело реагировать на отрицательные поступки ребят.

Волейбол помогает воспитывать у занимающихся психологические качества, очень полезные не только в спорте, но и в обычной жизни, развитие которых является частью общего развития. В процессе занятий волейболом у человека складывается динамическая установка, которая помогает гармонично адаптироваться к окружающей среде. Занимаясь волейболом, человек моделирует процесс адаптации к ситуации и принимает решение относительно прогноза своих будущих действий. Экспериментально доказано влияние занятий волейболом на развитие памяти, внимания, мышления и речи. Так, к примеру, занятия волейболом улучшают формирование связи между мышлением и деятельностью, способствуют укреплению ассоциативной связи между различными психическими процессами, такими как память, мышление, внимание и другие. Также можно отметить, что занятия волейболом положительно влияют на регуляцию эмоциональных проявлений, способствуют стабильности.

Несмотря на физическую деятельность, волейбол требует высокого уровня интеллекта, особенно необходимо развитие пространственного мышления. Не менее важна роль, отводится аналитическому мышлению, так как без него невозможно сделать качественный анализ допущенных ошибок. В волейболе очень важно обладать тактическим и оперативным мышлением.

Юношеский волейбол создаёт многочисленные ситуации, способствующие развитию познавательных способностей. Волейболисты должны уметь сосредотачиваться на различных целях. Иногда перед ними стоит одна цель, в другой раз целей может быть несколько - главных или второстепенных, требующих решения в течение короткого времени. При этом игроки должны научиться выделять главную цель. В то же время волейбол помогает

8
вырабатывать способность отбирать и воспринимать нужную информацию, то есть ту, которая верно отражает конкретную ситуацию, и быстро принимать решение. Такие составляющие познания как отбор, сохранение информации, её использование, а также принятие важных решений, можно совершенствовать.

В жизни очень важно быть настойчивым, прилагать максимум усилий для достижений цели, и волейбол способствует развитию этого качества. Развитие настойчивости особенно важно в то время, когда игроку трудно, когда он совершил ошибку, сыграл слабо, старался, но не достиг желаемого результата. Данное качество можно формировать в процессе занятий волейболом путем многократного выполнения упражнений, систематического участия в соревнованиях, где победы и поражения имеют важную роль.

Волейбол может стать прекрасной школой, в которой молодые игроки учатся находить компромиссное решение, сохранять настойчивость в самых сложных ситуациях, нести личную ответственность за успех команды, работать слаженно, все вместе, уважать других людей, воспринимать победы и поражения как путь к самосовершенствованию.

Каждый человек - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы.

Волейбол для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка занимающегося очень часто базируется на оценке им преимущественно своих возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в волейболе, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.

Волейбол способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий волейболом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.

Занятия волейболом позволяют ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как волейбольные занятия влияют на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

9
В волейболе объект труда - сам занимающийся. Но сам занимающийся и субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Волейболист совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Занимающийся работает над собой. Волейбол - деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.

Из постулата, что в волейболе объект и субъект слиты воедино, выводится следствие: занимающийся сознательно совершенствует самого себя.

Занятие волейболом - прекрасный способ научиться уважать других людей: партнёров, соперников, зрителей, тренеров, судей. Ежедневные ситуации, в которые попадает игрок волейбольной команды, помогают ему научиться уважению к свом партнёрам и соперникам. Очевидно, что игра предполагает борьбу с соперниками ради победы, которая может достаться только одной команде, но при этом должно сохраниться уважение к ним как к спортсменам и просто как к людям.

1.2 Методы, позволяющие формировать личность старшеклассника, занимающегося волейболом

Теперь уточним само понятие «формирование личности». В психолого-педагогической литературе наиболее часто встречаются два понятия: развитие и формирование, которые иногда не различают между собой и используют в качестве синонимов. Между тем, каждое из них имеет свою особенность.

Развитие - процесс движения от низшего, простого к высшему, сложному. Это количественные и качественные изменения различных сторон психики человеческого индивида.

Формирование - процесс развития под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды.

Таким образом, словосочетание «развитие личности» будем употреблять там, где речь идет о психологических проблемах, а «формирование личности» применительно к проблемам внеучебного воспитательного процесса.

Личность - это любой человек, обладающий сознанием. По словам К.К. Платонова, «это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». [32, с. 150]. А.Н. Леонтьев считал, что человек рождается дважды, второй раз возникает его сознательная личность. «Личность характеризуется общностью отношений своего внутреннего строения, которые предполагают сознательное их регулирование, т.е. наличие сознания, а на известных этапах развития и самосознания субъекта» [25, с. 229]. По мнению С.Л. Рубинштейна, «личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для

10
психологии приобретает деятельность человека» [34, с. 93]. Итак, еще один важный тезис: личность и формируется, и проявляется в деятельности.

Важную роль по формированию качеств личности играет метод личной перспективы, создающий у учащегося веру в свои возможности. Доверие к занимающемуся, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает формировать определенные качества личности.

Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному учащемуся, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого занимающегося.

При формировании личности старшеклассника на занятиях в секции по волейболу применяются различные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, метод иллюстраций и метод демонстраций, практические методы, подвижные игры и соревновательный метод. Главными методами обучения в секции по волейболу являются соревновательный метод и подвижные игры.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и игровой метод физического воспитания. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

11
Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Глубокое влияние на процесс формирования личности старших подростков оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность - все это способствует воспитанию членов коллектива. При этом можно вести речь о понятии "межличностная компетентность", которое предлагает Райнер Мартене: "...это способность человека успешно взаимодействовать с другими людьми" [38, с. 56].

Совместная коллективная практическая деятельность создает благоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения старших подростков. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, школьники лучше познают специфику и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни.

Соревновательный метод обладает способностью создавать

положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.

Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или, возможно, высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итогов.

В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.

Так как в любом процессе обучения учащегося происходит его воспитание,
то выше перечисленные методы обучения имеют тесную связь с бинарными
методами воспитания, которые представлены в таблице № 1. т ,- д» ,

Бинарные методы воспитания (по М.И. Рожкову)

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

Мотивационная

Стимулирование

Мотивация

Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы

Волевая

Требование

Упражнение

12
Саморегуляция

Коррекция

Самокоррекция


Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов «воспитания - самовоспитания». Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу используются для формирования взглядов, понятий, установок. Это методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. В предложенной информации учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование -методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто

13


сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: "Что бы мне сказал в этой ситуации учитель или родители?"

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Требование (прямое или косвенное) - это метод воспитания, с помощью которого вызывают определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, следствием его применения являются упражнения, многократно выполняемые действия, доведенные до автоматизма. Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Тренер специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с

14
товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Учащийся учится реализовать себя в различных видах деятельности.

1.3 Мониторинг как способ отслеживания формирования личности старшеклассника, занимающегося волейболом

Мониторинг - понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе социально-гуманитарных наук, в том числе и в педагогике. Термин получил достаточно широкое распространение в повседневной практике, однако общепринятой научной трактовки он пока не имеет.

В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью [5, с. 242]. Мониторинг в образовании -постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

В мониторинге и диагностике секции волейбола используется, как правило, систематическое наблюдение. Оно характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени и позволяет выявить их динамику.

В ходе наблюдения происходит изучение состояния воспитательного процесса и процесса получения какой-то информации. С педагогической точки зрения, это не только получение, но и специальный отбор информации с целью ее использования в определенных педагогически значимых целях.

Если расчленить процесс изучения, то он содержит в себе два этапа:

1. Первичное накопление информации, когда происходит наблюдение,
фиксация, запоминание всего того, что связано с жизнью и деятельностью
субъектов воспитательного процесса, т.е. осуществляется такая функция
изучения, как узнавание. Суть узнавания - воспроизведение и целостное
представление наиболее характерных внешних проявлений.

2. Переработка информации, проникновение во внутреннюю сущность, т.е.
распознавание или приведение информации в состояние, позволяющее соотнести
полученные данные с практической деятельностью.

Второй компонент мониторинга - оценка состояния воспитания. Это уточняющая стадия диагностики. Осуществление оценки состояния воспитания дает возможность понять, какое содержание скрыто за внешними формами, каковы причины, мотивы, детерминировавшие появление внешних признаков. "В диагностике развития, - писал Л. С. Выготский, - задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и перечислении их или систематизации, и не в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки

15
этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития" [1,с. 28].

Нельзя не отметить, что первые два компонента мониторинга воспитания -изучение его состояния путем непосредственного наблюдения и оценка этого состояния достаточно широко исследованы в рамках теории педагогической диагностики (диагностики воспитания).

Прогноз состояния воспитания - третий этап мониторинга. Процесс педагогического прогнозирования, входящий в мониторинг воспитания, состоит из нескольких операций, первая и основная из которых - выбор целей и задач прогнозирования. При этом следует исходить как из общих методологических позиций, так и из особенностей конкретной ситуации.

Педагогический прогноз может быть благоприятным, неблагоприятным, сомнительным, но не может быть безнадежным. В центре внимания мониторинга должны быть позитивные тенденции.

При подготовке прогноза учитывается значимость прогнозируемых объектов, которая определяется не столько удельным весом данного явления, сколько его положением в системе причинно-следственных связей. Такое распределение объектов прогнозирования по значимости помогает выявить тенденции развития объектов прогнозирования, учитываемые при определении главных параметров прогноза.

Определение значимости факторов, формирующих основные тенденции развития воспитания, требует изучения их устойчивости. Устойчивость в свою очередь характеризуется, во-первых, длительностью периода развития объекта до момента прогнозирования, во-вторых, природой самого объекта, в-третьих, ролью внешних условий, которые могут оказать преобразующее влияние на объект в процессе прогнозирования, а также в последующий период.

Сегодня трудно найти спортивную школу, где не организовывается работа по проведению мониторинга деятельности обучающихся (в технологиях обучения, в образовательном менеджменте и пр.), но вот результаты мониторинга в силу самых различных обстоятельств оказываются далеко не однозначными, а зачастую и вовсе плачевными. Причин много, но одна из них, и довольно существенная, - слабый мониторинг процесса внедрения, что не дает возможности своевременно корректировать учебный процесс. Отслеживают, как правило, лишь какое-то одно направление - выступление на соревнованиях, травматизм на занятиях, управленческую деятельность, либо качество знаний, умений и навыков, обучающихся в своем виде спорта и т.д., получая достоверную и полную информацию об отслеживаемом процессе или явлении.

Работа по ведению мониторинга необходима для получения достоверной информации о результатах выступлений, росте спортивного мастерства, сохранности контингента, качестве педагогической деятельности

Вывод:

1. В целях воспитания у ребят, занимающихся в секции, социальной зрелости и безболезненной социальной адаптации, необходимо формировать у

16
них адекватную самооценку важнейших личностных качеств, представляющих собой непреходящие общечеловеческие ценности, и уверенность в возможности достойно и успешно применить свои знания, умения в дальнейшей жизни.

  1. С целью развития прогностических способностей и оценивания результатов, а также более эффективном самоконтроле за своими двигательными действиями, в процессе занятий необходимо "моделировать" предстоящие двигательные действия через проведение идеомоторной тренировки с программой направленности внимания на выполнение основных наиболее информативно-значимых компонентов игры.

  2. В интересах повышения эффективности спортивной подготовки занимающихся в секции волейбола необходимо целенаправленно формировать у них умение адекватно оценивать свои возможности, начиная с начальных этапов занятия волейболом. На более ранней стадии также необходимо давать задания по самооценке точности выполнения конкретных физических упражнений, проявления отдельных физических качеств.

17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков...
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних...
Но именно группы подростков наиболее замкнуты и трудно принимают в себя «новичков», что часто создает особое пространство одиночества...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации по формированию законопослушного поведения, профи
Федерального Закона Российской Федерации №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с целью...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации Утверждаю
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 icon«Формирование культуры безопасности у дошкольников» (формирование личности безопасного типа)
Степени профессионального выгорания у педагогов, его причины и профилактика; организация эффективного взаимодействия с родителями...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconНа стороне подростка
Д65 На стороне подростка / Франсуаза Дольто; [перевод с фр. А. К. Борисовой; предисл. М. М. Безруких]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг,...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации по формированию торгового реестра далее «Методические рекомендации»
«Об утверждении Методических рекомендаций по составу информации, рекомендуемой для представления в Минпромторг России», национальным...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации по формированию аварийных комплектов документации (акд)
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов предприятий и организаций независимо от форм собственности...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации «О порядке подготовки похозяйственных книг...
...

Методические рекомендации по успешному формированию личности подростка 15-18 лет, занимающихся волейболом 28 Заключение 33 iconМетодические рекомендации о порядке рассмотрения заявления о назначении...
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи государственным органам Республики Коми (далее – орган) при...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск