На стороне подростка


НазваниеНа стороне подростка
страница1/24
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




Франсуаза ДОЛЬТО

НА СТОРОНЕ

ПОДРОСТКА

Екатеринбург

Рама Паблишинг,2010

УДК 159.9

ББК 88.8

Д65

Исследовательская группа под руководством Андре Кутена

Перевод с французского А. К. Борисовой

Françoise Dolto

LA CAUSE DES ADOLESCENTS

Paris

1988

Автор предисловия

М. М. Безруких,

д-р биол. наук, профессор,

академик РАО, директор Института

возрастной физиологии РАО

Дольто, Ф.

Д65 На стороне подростка / Франсуаза Дольто ; [перевод с фр. А. К. Борисовой; предисл. М. М. Безруких]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 423, [1] с. — (Серия «Авторитетные детские психологи»).

ISBN 978-5-91743-015-7

ISBN 978-5-91743-013-3 (серия)

Книга «На стороне подростка» была создана французским психологом Франсуазой Дольто по многочисленным просьбам читателей. В этом издании, как и в своей книге «На стороне ребенка», Ф. Дольто сохраняет подход к освещению темы детства и отрочества - глубокий, деликатный и вдумчивый. Она поднимает такие «неудобные» темы, как сексуальность и гомосексуальность, одиночество и школьные трудности, употребление наркотиков, самоубийства, взаимоотношения родителей и подростков, побеги и др. Автор размышляет о том, каковы социальные предпосылки подростковых проблем, предоставляя читателю возможность подумать, как встать на сторону подростка.

Издание адресовано родителям, педагогам, психологам, семейным психотерапевтам, социальным работникам и др.

© Éditions Robert Laffont, Paris, 1988

© А. К. Борисова, перевод на русский язык, 1997

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

Содержание

М. М. Безруких. Движение к зоне перемен 5

Предисловие 8

От детей к подросткам 9

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧИСТИЛИЩЕ ЮНОСТИ

И ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ 10

Глава 1. Концепция отрочества. Переломные моменты

и вехи 10

Глава 2. Мечта о вечной юности. Мифы и архетипы 18

Глава 3. Образ тела 22

Глава 4. Легенды о юных: эфебы в литературе 25

Глава 5. Герои и модели 33

Глава 6. Слово об эфебах. Пионеры эбологии 37

Глава 7. Взросление и поведение. Угловатость

и гармония 38

Глава 8. Ритуалы переходного периода и отроческие

планы 51

Современная притча 51

Смерть-инициация и побег 53

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ 58

Глава 9. Бунтовщики от психиатрии. Молчаливый психоанализ 58

Родители, с которыми плохо обращаются 68

Воспитание детских психоаналитиков 69

Глава 10. Самоубийства подростков: скрытая эпидемия 71

Черное досье: от Европы до Японии 71

Соединенные Штаты Америки 73

Профилактика: говорить о смерти 76

Побег и рискованные поступки 79

Около смерти 83

Глава 11. Каждому свой наркотик: фальшивый рай

и псевдогруппы 84

Наркотики и подростки 84

Наркотик, смягчающий нравы 86

Глава 12. Из-за чего никак не избавиться от отставаний в школе 94

Факт констатирован: международный сравнительный анализ 94

Новые подходы 97

Глава 13. Распавшаяся семья 100

Глава 14. Новые любовные отношения 108

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 115

Глава 15. Права и обязанности 115

Глава 16. Когда молодые берут слово 130

Глава 17. Направления развития: инициативы и предложения 138

Платить детям за изобретения 138

Час еженедельной критики 140

Будущее не такое, как у Месрина 142

Школа, дом молодежи и культуры 143

Детские муниципальные советы 147

Предложения и дополнения по реформированию
современного законодательства 148

Приложения 149

Приложение I. Краткое руководство к будущей
Конвенции по правам ребенка
149

Приложение II. Побеги подростков 154

Приложение III. Самоубийства 158

Приложение IV. Библиография по теме

«Наркотики и подростки» 164

Приложение V. Школьное отставание 167

Приложение VI. Библиография работ по общей

проблематике 170

Приложение VII. Образ подростка в мировом кино 171

Движение к зоне перемен

«Движение к зоне перемен» — именно так называет Франсуаза Дольто период отрочества и взросления. Она пытается охватить все стороны жизни подростка, расска­зать о наиболее значимых проблемах этого возраста, вы­деляя то, что особенно важно для взрослых — родителей, педагогов, воспитателей.

Следует заметить, что книга эта, написанная более двадцати лет назад, и сегодня остается актуальной, несмо­тря на то что сейчас много говорят об отличии современных подростков от их сверстников 20, 30 и 50 лет назад. С чем это связано? И так ли это?

Сегодня возникают новые требования к растущему че­ловеку, которые предъявляются ему «новой экономической и социальной обстановкой, сформировались новые эконо­мические и социокультурные условия его функциониро­вания и технико-технологические возможности освоения пространства жизнедеятельности, обостряющие проблему выбора себя в своем поведении и в своих отношениях» [Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2008. 208 с. (Серия «Библиотека психолога»). С. 3.] кроме того, именно в период отрочества «формируется... многозначная зависимость от огромного объема информа­ции... активно действующей на подростка, оказывающей влияние на его эмоциональную и интеллектуальную сфе­ры, на восприятие им действительности» [Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2008. 208 с. (Серия «Библиотека психолога»). С. 3.].

При всей значимости особенностей психологического развития подростка в современном мире особую остроту, как и двадцать лет назад, имеют те же проблемы социа­лизации молодого человека, о которых подробно говорит Франсуаза Дольто.

Ф. Дольто находит те слова, которые понятны и неспециа­листу, приводит примеры, прогнозирует возможные реакции взрослых, заставляя их погрузиться в ситуацию, осознать и «проиграть» ее. Исследователь подчеркивает, что подростко­вый возраст — это период «„крайней ранимости", от которой подростки защищаются (выделено нами. — М. Б.) либо де­прессией, либо негативом, который еще больше усиливает их слабость». Мы не случайно выделили слово «защищают­ся» — подростки нередко вынуждены действительно защи­щаться от бесконечной и неконтролируемой агрессии стар­ших, не готовых слушать и слышать ребенка, нетерпимых к другому, отличному от их — взрослых — мнению. И совсем не обязательно эта агрессия должна проявляться в жестком или жестоком отношении, достаточно презрительной снисхо­дительности к подростку, «обесценивания» его личности.

Франсуаза Дольто пишет: «Это хрупкий возраст и в то же время замечательный, поскольку подросток реагирует на все хорошее, что для него делается...» — и дает очень по­лезный совет: «Старайтесь поднять их в собственных гла­зах, продолжайте делать это, даже если кажется, что вы, как говорится, ломитесь в закрытую дверь».

Ф. Дольто подробно описывает те физиологические и психологические изменения, которые происходят с мальчиками и девочками в период полового созревания (с 10 до 16 лет), выделяя особенности их поведения. Безусловно, эти до­статочно полные и подробные характеристики возраста, рас­сматриваемые в книге, нельзя понимать буквально, так как существуют индивидуальные варианты развития, разный темп возрастных преобразований. Но все это — своеобраз­ный «ключик», который поможет родителям и педагогам «раскрыть» причины изменений в физическом развитии, поведении подростков, проявлении сексуальности.

Думаю, что эта информация будет полезна еще и пото­му, что разговоры о физиологических изменениях, проис­ходящих в период полового созревания, все еще восприни­маются родителями и педагогами как табу и не обсужда­ются с детьми. Продолжавшаяся почти десять лет в нашем обществе дискуссия о том, нужно ли половое воспитание в школе, закончилась полной победой сторонников запрета этой информации, хотя понятно, что «закрывать» данную тему невозможно и вредно, ведь неуклонно растет число подростковых беременностей, количество молодых людей, болеющих СПИДом.

Будучи психоаналитиком, Ф. Дольто не могла обойти проблемы, с которыми к ней шли родители французских подростков. В нашей стране и сегодня обращение к подоб­ным специалистам — редкий случай (да и специалистов таких можно пересчитать по пальцам). Тем ценнее ответы на вопросы о подростковых страхах, бессоннице, анорек-сии, агрессивности и пр.

Отдельная глава с красноречивым названием «Са­моубийства подростков: скрытая эпидемия» посвящена проблеме подростковых самоубийств. Отмечая, что число Детей в состоянии депрессии значительно больше, чем кажется взрослым, и выделяя причины подростковых самоубийств, Франсуаза Дольто рассказывает взрослым ° необходимости всегда говорить с ребенком о том, что он «держит в себе», не оставлять его жить с «невысказанны­ми страданиями». Это важно в любой сложной ситуации, так как порог чувствительности у разных подростков раз­личен: один посмеется, другой разозлится, а третий мо­жет воспринять ту же ситуацию как трагическую и без­выходную.

Еще одну проблему выделяет Франсуаза Дольто - под­росток и наркотики. Тема чрезвычайно актуальная для нашей страны. Мы не знаем точных цифр, характеризу­ющих ситуацию, так как в официальной статистике под­ростки и молодые люди до 21 года представлены в одной группе. Общество не пришло к единому мнению о формах и методах профилактики: есть сторонники «страшилок», а есть специалисты, которые считают необходимым прове­дение систематической педагогической профилактики еще до того, как возникает потребность или возможность пер­вой пробы. Ф. Дольто совершенно справедливо замечает: «Отрочество является для этого особенно благоприятным периодом: душевное беспокойство и физический диском­форт, характерные для этого возраста, налет ритуальности и магии, который сопутствует потреблению наркотиков, социальное давление разных подростковых групп, поиски самоидентификации — таковы факторы, способствующие тому, что подросток начинает пробовать действие наркоти­ков». Психоаналитик вместе с читателем ищет ответ на са­мый волнующий вопрос — почему подростки тянутся к этой заразе.

Есть еще одна очень важная тема, которую обсуждает Франсуаза Дольто, но о которой в нашей стране говорят лишь от случая к случаю, — это проблема школьных труд­ностей. По данным Ф. Дольто, около 10% подростков ис­пытывают дискомфорт в школе; в нашей стране этот пока­затель гораздо выше — 30—40%. Конечно, большая часть этих подростков заканчивают школу, однако школьные трудности не проходят бесследно. В книге дан короткий анализ социальных, психологических и педагогических причин возникновения проблем у французских школьни­ков. Все они существуют и у нас, однако школа и родители не склонны учитывать свои ошибки, поэтому основная вина за неудачи ложится на плечи подростков. Франсуаза Дольто рассматривает возможные варианты снижения ри­ска школьных проблем и подчеркивает важность их реше­ния на самых ранних этапах развития ребенка.

Не ограничиваясь анализом причин возникновения школьных трудностей, Франсуаза Дольто предлагает свою философию и стратегию общего образования: «Умение чи­тать, писать и считать — это общая основа. На школьном уровне дети сами впишутся в ту дисциплину, которая их заинтересует. Очевидно, что с восьми, девяти или один­надцати лет необходимо ориентировать детей на то, что им интересно, и касаться в преподавании можно всего поне­многу, и так до тринадцати-четырнадцати лет, до момента окончательного пубертата. До этого времени у ребенка есть право быть творцом во многих областях одновременно».

Фактически это книга вопросов и ответов, но о чем бы ни писала Ф. Дольто: о взаимоотношениях подростков со взрослыми, о проблемах развития и поведения, о правах и обязанностях подростка и общества, она всегда остается «на стороне подростка».

Для кого эта книга? Думаю, прежде всего для педагогов и родителей, для психологов и детских психиатров — для тех, кто ежедневно сталкивается с самыми разными под­ростковыми проблемами, ищет их причины, формы взаи­модействия с детьми, способы профилактики этих проблем. Эта книга будет не менее полезна и тем, кто считает, что знает о подростке все, понимает причины его поступков, уверен в правильности своих действий, своих реакций и требований. Не сомневаюсь, что каждый читатель не один раз мысленно скажет себе «надо же, а я этого не знал(а)» или «а я думал(а) совсем иначе».

Наверное, эту книгу сложно прочитать сразу от корки до корки, но ее можно читать начиная с любой главы, как если бы вы открывали энциклопедию в поисках ответа на волнующий вопрос.

Те, кто сегодня воспитывают подростков, выросли во времена, когда развенчивались идеи, ценности, уходи­ло доверие к учителям и кумирам. То был не стихийный протест отдельных групп, а системный и массовый кризис, при котором подростку было трудно вдвойне. Не случайно сегодня в обществе постоянно обсуждается проблема отсут­ствия национальной идеи, которая могла бы стать стерж­нем в воспитании подрастающего поколения. Ф. Дольто четко формулирует эту идею — быть «на стороне подрост­ка» во всем: в отношениях, требованиях, правах и обязан­ностях.

М. М. Безруких,

д-р биол. наук, профессор, академик РАО,

директор Института

возрастной физиологии РАО

Предисловие

Три года назад [Имеется в виду год парижского издания книги — 1985 г.], после активных откликов, последовав­ших за выходом книги Франсуазы Дольто «На стороне ре­бенка», она смогла ощутить всю необходимость выдвигае­мых ею идей: «На стороне ребенка» вызвала целый шквал дебатов, поток размышлений и инициатив. Книга способ­ствовала более эффективному внедрению во французское и европейское общество главных направлений поисков и социальных инициатив, выдвинутых Франсуазой Дольто в ее произведении. Труд ее был обращен ко всем родите­лям, воспитателям, руководителям детских учреждений и социальных программ.

Дольто, не откладывая, принялась за продолжение сво­ей педагогической и социально значимой работы. Но те­перь она уже обращалась к подростковому периоду жизни человека.

За несколько дней до того, как Франсуаза Дольто по­следовала в мир иной за своим мужем Борисом, она закон­чила правку этой, второй, рукописи, и мысль, что читать ее будут не только взрослые, но и молодежь, приносила ей радость. «Это то же самое, что о детях, — говорила она, — только теперь речь идет о подростках».

* * *

«Рождение есть смерть, смерть есть рождение», — на протяжении всего повествования, обращаясь к подросткам от десяти до шестнадцати лет, повторяет Дольто эту фразу. В ней фокусируется ответ на вопрос о том, как обращаться с подростком, когда «умирает его детство», как найти сло­ва, чтобы описать опыт, давший возможность рассказать об этом процессе уже из жизни взрослой. Сердце Дольто отка­зывалось работать, все считали, что она — на пороге смер­ти, но она смогла вернуться с этого порога, за которым ее уже ждала собственная смерть, чтобы рассказать друзьям и близким о смерти чужой. Мне она говорила о своей кон­чине как о путешествии к тихому острову среди бурь. А че­рез несколько дней, преодолев окончательно страх перед неведомым, Дольто навсегда простилась с этим миром.

Каким мужеством и требовательностью к себе, какой незатухающей силой духа нужно было обладать, чтобы завершить эту «срочную, необходимую для общества ра­боту» — книгу о понимании подростков. Дольто распре­деляла уходящие силы таким образом, чтобы их хватило на ежедневный труд. Кислород, на котором она держалась в последний период жизни, вдыхая его днем и ночью, про­питал и эти страницы, — Дольто передала им свой ум, до­несла до ближнего своего жажду жизни и стремление быть среди людей. Книга эта тем более исполнена благородства, поскольку завещана она всем юным.

Андре КУТЕН

От детей к подросткам

Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является след­ствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что он ведет их к обре­тению самостоятельности в возрасте десяти-одиннадцати лет. Не обязательно, что именно этим возрастом определя­ется начало упомянутой стадии в развитии индивидуума, но отсюда начинается движение к зоне перемен, потому что каждый проживает эту стадию в соответствии с соб­ственным ускорением или, наоборот, замедлением про­цесса, в соответствии с собственным ритмом. Но как бы то ни было, рано или поздно в этой фазе возмужания, в пред-пубертатный период, нужно пройти через многое, прежде чем войдешь в жизнь взрослых и будешь в силах нести всю полноту гражданской ответственности и участвовать в строительстве нашего будущего общества. Чтобы «пере­браться на другой берег», юным придется пройти через ряд испытаний, преодолеть множество препятствий, справить­ся со своими внутренними противоречиями и с теми, что создаются окружающими людьми. Чувствительность под­ростков, их ранимость, их неокрепшие силы столкнутся с большими или меньшими трудностями, которые придет­ся преодолеть на этом пути. Те, кто изначально не будет готов к перелому, который несет с собой обретение само­стоятельности, кто приблизится к этой зыбкой и ускольз­ающей почве, будучи внутренне несостоятельным, чтобы принять его, тем придется труднее, чем другим, но всем понадобится большая воля к жизни, огромная энергия, за­ключенная в стремлении к будущему, чтобы найти в себе силы и выдержать период умирания собственного детства. Цель этой книги — поставить жизненно важные вопросы и попытаться задать направление, в каком следует искать ответы на них. Чтобы этапы возмужания и происхождение конфликтов предстали перед нами в верной перспективе, стоит обратиться к анализу первого тома: к книге «На сто­роне ребенка».

I часть
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

На стороне подростка iconВашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?
Одителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов,...

На стороне подростка iconВкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного

На стороне подростка iconКак распознать мошенников и избежать покупки поддельного полиса осаго?
Полис (от франц polisce от итал polizza расписка, квитанция) свидетельство, выдаваемое страховым обществом застрахованному в нем...

На стороне подростка iconДоговор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора
«Стороны», заключили настоящий Договор с множественностью лиц на Стороне Арендатора о нижеследующем

На стороне подростка iconОбщие условия предоставления физическим лицам кредитов в виде «овердрафт» в ООО мкб «Аверс»
Держатель – физическое лицо, на чье имя по заявлению Клиента выпущена банковская карта, чье имя нанесено на лицевой стороне карты...

На стороне подростка iconПамятка Держателя международной корпоративной банковской карты ао «Россельхозбанк»
Ао «Россельхозбанк» категории visa business/MasterCard Business (далее – Карта) является физическое лицо – работник Организации,...

На стороне подростка iconОтветы на соответствующие задания строго в соответствии с требованиями...
Ким. При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов №2 участник может вносить ответы на соответствующие задания...

На стороне подростка iconТема урока Кол-во часов
Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила ухода за кожей лица и волосами

На стороне подростка iconПечать 3 бланков залоговых билетов На лицевой стороне настроить печать...
Печать 3 бланков залоговых билетов (На лицевой стороне настроить печать № зб и всю печать …документа Типография делает шапку Наименование...

На стороне подростка iconМетодические рекомендации по успешному формированию личности подростка...
Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск