УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ г. Мурманска гимназии №1
______ Чистякова М.А
План мероприятий
по профилактике
семейного неблагополучия и социального сиротства
МБОУ г.Мурманска гимназии №1
на 2015 – 2016 учебный год
Задачи: 1.Совместная работа с классными руководителями, родителями по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия;
2.Индивидуальное сопровождение семей и обучающихся гимназии, попавших в кризисную ситуацию, оказание психолого-педагогической и педагогической помощи;
3.Организация межведомственной работы по по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства;
4.Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;
5. Повышение правовой культуры родителей для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
- № п/п
| Мероприятия
| Срок реализации
| Ответственный исполнитель
| Раздел 1. Организационно-правовые мероприятия
|
| Диагностика, выявление неблагополучных семей (в том числе посредством экспертной оценки: познавательная, эмоционально-личностная и поведенческая сфера, индивидуальные особенности и качества личности)
| Сентябрь, по необходимости в теч. года
| Классные руководители, социальный педагог
|
| Выявление семей, имеющих несовершеннолетних детей, в которых родители злоупотребляют алкоголем, оказание содействия в их лечении
| В течение года
| Клас. руководители, социальный педагог, психолог, администрация
|
| Заполнение социальных паспортов.
| Сентябрь
| Классные руководители, социальный педагог
|
| Посещение на дому. Знакомство с социально-бытовыми условиями. Контрольная проверка условий жизни учащихся в неблагополучных семьях, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания учащихся.
| По необходимости
| классные руководители, администрация.
|
| Проведение профилактической работы с семьями и несовершеннолетними на ранней стадии семейного неблагополучия
| В течение года
| Клас. руководители, социальный педагог, психолог, администрация
|
| Коррекция картотеки неблагополучных семей.
| январь
| классные руководители
|
| Организация банка данных о занятости уч-ся во внеурочное время.
| Сентябрь
| Классные руководители, социальный педагог
|
| Вовлечение детей с родителями в полезную досуговую деятельность
| В течение года
| Классные руководители
|
| Вовлечение обучающихся в спортивные секции, кружки, студии и клубы по интересам
| В течение года
| педагоги доп.образования, классные руководители
|
| Организация досуга учащихся на каникулах.
|
| Классные руководители
|
| Проведение социологического опроса «Организация летнего отдыха учащихся»
| май
| Классные руководители
|
| Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей
|
| Социальный педагог
|
| Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации, групповых папок на тему «Права детей»
| В течение года
| Клас. руководители, социальный педагог
|
| Диагностическая работа:
характеристика взаимоотношений в семье;
характер взаимоотношений в семье;
позиция ребенка в семье;
отношение ребенка к матери;
кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние;
кто из членов семьи пользуется наибольшим авторитетом и почему;
контроль за поведением и учебой школьника;
социальная характеристика семьи;
отношения матери к учебе сына;
отклонения в поведении кого-либо из членов семьи.Анализ полученных результатов.
| В течение года
| Клас. руководители, социальный педагог, психолог, администрация
|
| Доведение до сведения родителей правовой информации по защите детства (индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях)
| В течение года
| Клас. руководители, социальный педагог, психолог, администрация
|
| Информирование обучающихся и их родителей о работе «Телефона доверия» (информационный стенд)
| сентябрь
| Социальный педагог
|
| Оформление тематического стенда «Роль матери и отца в воспитании ребёнка», «Права детей» «Воспитываем добротой», «Разговор о нравственности»
| В течение года
| Социальный педагог
|
| Подбор литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми, по вопросам, связанным с неблагополучием в семье.
| В течение года
| Б
|
| Работы консультационного пункта психолога гимназии
| В течение года
| Психолог
|
| Оказание мер социальной поддержки семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (предоставление льготного питания)
| В течение года
| Заволока Е.Н.
|
| Работа по межведомственному взаимодействию при выявлении семейного неблагополучия. Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН
- рейды по неблагополучным семьям;
- вызов на КДН;
- обращение в Прокуратуру;
- помощь социальной службы;
- помощь в трудоутройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.
| Постоянно
| Классные руководители, социальные педагоги
|
| Совещание при директоре по итогам рейдов посещения неблагополучных семей
| В течение года
| Социальный педагог
|
| Участие в процедуре лишение родительских прав
| По необходимости
| Социальные педагоги
|
| Разъяснительная работа с педагогами по предотвращению нарушений прав ребёнка:
- ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими права ребёнка;
- общее информирование об основных действиях воспитателя при обнаружении признаков насилия
| В течение года
| Зам. по ВР
|
| Раздел 2. Профилактические мероприятия
|
|
|
| Участие в Фестивалях детей с ограниченными возможностями
| В течение года
| Социальный педагог
|
| Участие детей из неблагополучных семей в празднике-конкурсе «Золотая осень».
| октябрь
| классные руководители
|
| Участие детей и родителей неблагополучных семей в празднике «Международный день Матери».
Конкурс рисунков «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;
| ноябрь
| классные руководители
|
| Проведение благотворительных акций помощи детям, оставшимся без попечения родителей (1-11 классы)
| Ноябрь- декабрь
| Социальный пеадагог
|
| Подготовка волонтеров из числа учащихся
| Постоянно
| Психолог
|
| Организация бесед с психологом Дома ребенка для волонтеров гимназии
| декабрь
| Социальный педагог
|
|
|
|
|
| Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий для несовершеннолетних «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 классы)
| В течение года
| Классные руководители, учителя физкультуры
|
| Проведение классных часов «О правах ребенка» с приглашение родителей из неблагополучных семей
|
|
|
| Консультация для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье»
|
|
|
| Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:
- вредные привычки детей и родителей;
- совместное проведение свободного времени;
- личный пример родителей;
- профилактика правонарушений;
- Права, обязанности и ответственность родителей;
- Принципы отношений взрослых и детей;
- «Беседа по проблемам профилактики наркомании и табакокурения»
- причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых
| 1 раз в триместр
| Классные руководители, социальный педагог
|
| Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей
| Постоянно
| Классные руководители, социальный педагог
|
| Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:
- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;
- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;
- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.
| Постоянно
| Социальный педагог, психолог
|
| Международный день 8 Марта. Праздник «Ты, лучшая мама на свете» с привлечением мам из неблагополучных семей.
| март
| Ст.вожатая
|
| Круглый стол "Решение семейных конфликтов в подростковом периоде" для родителей детей 5-7 классов.
| апрель
| Психолог, зам.по ВР
|
| Круглый стол «Семья – семье…»
| апрель
| Психолог, зам.по ВР
|
| Встреча инспектора по делам несовершеннолетних с родителями «Причины, ведущие подростков к правонарушениям».
| май
| зам.по ВР
|
| Выпуск информационного листа «Мудрые заповеди народной педагогики»
| июнь
| Педагог-организатор
|
| Организация совместной деятельности с родителями (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в родительском клубею
| В течение года
| Классные руководители, социальный педагог
|
| Организация мероприятий, направленных на пропаганду ценностей семейного воспитания, посвященных:
- Всероссийскому Дню семьи, любви и верности (к 8.07).
Фотоконкурс «Моя семья - моя крепость»;
- Международному Дню защиты детей (к 1.06)
конкурс рисунков на асфальте «Я – волшебник / волшебница»
| В течение года
| Клас. руководители, педагоги доп. образования
|
Памятка
1
| Диагностика семейного неблагополучия.
| наблюдение специалистов;
мини-консилиумы;
анализ документов;
формирование списков неблагополучных семей;
составление социально-психологических паспортов семьи;
протоколы КДНиЗП
обращения семьи на оказание помощи;
анализ состояния здоровья детей;
анализ развития, успеваемости.
| 2
| Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
| советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
консультации специалистов;
семейная терапия;
индивидуальные беседы;
социальный патронаж семей;
психологическая диагностика и консультирование.
| 3
| Групповая работа с родителями и детьми из неблагополучных семей.
| тренинги;
консультирование;
беседы.
| 4
| Профилактика семейного неблагополучия.
| обобщение, обогащение и осмыс-ление успешного воспитательного опыта родителей;
ознакомление с психолого-педаго-гической литературой;
устройство на работу;
оздоровление;
постановка на учет ОВД, КДНиЗП;
организация занятости.
| 5
| Социальная помощь неблагополучным семьям.
| содействие в оказании материальной поддержки;
оказание натуральной помощи;
привлечение спонсорской помощи;
обеспечение одеждой, бывшей в употреблении.
|
Алгоритм работы с выявленной неблагополучной семьей с целью оказания комплексной социально-психологической помощи, а также защиты ребёнка в его жизненном пространстве, проведения социальной диагностики и составления программ помощи семье, просвещения родителей в вопросах воспитания детей:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
4 этап: знакомство с ранее принятыми мерами, оказанными видами социальной помощи семье, их изучение, вывод;
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7 этап: составление карты семьи;
8 этап: координационная деятельность с заинтересованными организациями (медицинские, образовательные, дошкольные учреждения, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.);
9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10 этап: текущие и контрольные, экстренные посещения семьи;
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Индивидуальный план помощи семье и несовершеннолетнему, главная цель которого – оздоровление обстановки в семье, составляется и реализуется по каждой семье и ребёнку, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.
В ходе практической деятельности отделения помощи семье и детям МУ «КЦСОН» определены наиболее эффективные меры воздействия на неблагополучную семью:
Лечение от алкогольной зависимости;
Тругимназиистройство;
Консультирование;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной и натуральной помощи;
Постоянный патронаж;
Бесплатное оздоровление детей;
Индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
С целью пропаганды здорового образа жизни и предупреждению жестокого обращения и насилия в отношении детей – участие в городских межведомственных профилактических акциях.
Приложение 1
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
Признаки социального неблагополучия в семье по внешнему виду ребенка и по его поведению: - утомленный сонный вид ребенка;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание ребенка в развитии (речевом, моторном и т.п.);
- чрезмерная потребность в ласке;
- боязливость ребенка;
- проявление тревоги в форме тиков;
- сосание пальца, раскачивание;
- боязнь детей идти домой;
- жестокое обращение детей с животными;
- стремление скрыть причину травм.
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Приложение 2 Анкета для родителей
(выявление социально-демографического статуса семьи) Цель данного исследования: выявить условия проживания ребенка в семье.
Количество членов Вашей семьи?____________________________
2. Состав Вашей семьи:
а) полная (мать, отец, ребенок);
б) неполная (ребенок и мать, ребенок и отец).
3. С кем постоянно проживает Ваш ребенок? _____________________
4. Сколько у Вас детей? ______________________________________
5. Какое положение ребенка в семье:
а) старший; б) средний; в) младший.
6. Характер проживания Вашей семьи:
а) самостоятельно; б) с родственниками.
7. Условия проживания:
а) общежитие; б) арендуемая квартира; в) частное жилье (собственный дом); г) благоустроенная квартира.
Есть ли у Вашего ребенка собственная, отдельная комната?_____
9. Занятость супругов:
а) оба работают; б) один безработный; в) оба безработные;
г) инвалидность; д) пенсия; е) другое ___________________________________________________.
10. Социальный статус родителей
а) рабочий;
б) служащий;
в) военнослужащий;
г) интеллигенция;
д) предприниматель;
е) другое __________________ Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3 Анкета для родителей
(выявление характера взаимоотношений в семье между супругами, между ребенком и родителями) Цель данного исследования: выявить степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье и определить формы работы по оказанию помощи семье в нормализации супружеских и детско-родительских отношений.
Как Вы сами оцениваете степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье по 5-ти бальной шкале:
а) между супругами 1 2 3 4 5;
б) между родителями и ребенком 1 2 3 4 5;
в) между матерью и ребенком 1 2 3 4 5;
г) между отцом и ребенком 1 2 3 4 5? 2. Какие трудности возникают в Ваших внутрисемейных отношениях?
а) между супругами;
б) между родителями и ребенком;
в) между матерью и ребенком;
г) между отцом и ребенком? 3. Какую помощь Вы хотели бы получить от гимназии в разрешении и гармонизации внутрисемейных отношений?
а) информационную;
б) практическую;
в) другое _____________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________. 4. Довольны ли Вы воспитанием ребенка
а) в семье;
б) в гимназии? 5. Если есть определенная степень недовольства воспитанием ребенка, то укажите причины Ваших затруднений______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________.
Кто и что помогает Вам воспитывать ребенка?
а) гимназия;
б) Ваши бабушки и дедушки;
г) книги и ТВ-передачи;
д) собственный опыт;
е) образование;
ж) помощь компетентных лиц и каких__________________________?
7. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования (секции, кружки, студии), если посещает, то какие_____________________?
__________________________________________________________
Кто в основном в семье занимается воспитанием Вашего ребенка?
а) мама;
б) папа;
в) бабушки и дедушки;
г) другие лица.
Что затрудняет Вас в воспитании ребенка?
а) нехватка времени;
б) отсутствие опыта;
в) отсутствие помощи со стороны супруга (и);
г) отсутствие помощи со стороны родственников;
д) отсутствие должной поддержки со стороны ГИМНАЗИИ;
е) отсутствие должной поддержки со стороны государства;
ж) материальное положение. Спасибо за сотрудничество!
Приложение 4 Анкета для родителей
(изучение уровня взаимодействия гимназии и семьи)
Цель данного исследования: выявить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в гимназии, формах взаимодействия гимназии и семьи.
Какие формы работы гимназии с семьей предложены Вам в детском саду?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие из известных форм совместной работы гимназии и семьи Вы бы отметили как интересные, полезные:
а) родительские собрания;
б) консультации, индивидуальная помощь семье;
в) семейный клуб;
г) практические семинары;
д) другое ______________________________________________________
Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия гимназии, а что хотели бы получить?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто Вы участвуете в совместных с гимназии мероприятиях, посвященных работе с семьей?
а) постоянно, стараюсь принимать участие во всех мероприятиях;
б) очень редко;
в) никогда, считаю это бесполезной тратой времени.
От чего зависит Ваше участие/неучастие в жизни гимназии?
а) от наличия свободного времени;
б) от желания;
в) от понимания необходимости для развития ребенка;
г) затрудняюсь ответить. Спасибо! Приложение 5
Оценочный лист педагогического мероприятия с родителями
Ф.И.О. педагога _____________________________________________________________________________
Должность __________________________________________________________________________________
Дата проведения педагогического мероприятия___________________________________________________
Место проведения ____________________________________________________________________________
Тема мероприятия____________________________________________________________________________
Цель, задачи _________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№
п/п
| Деятельность педагога
| 1 балл
данное качество
сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе
| 2 балла данное качество /критерий / имеет место
| 3 балла данное качество /критерий / сформировано в достаточной степени
| 4 балла данное качество/критерий / ярко выражено
| 1
| Создание условий для проведения мероприятия
| 1.1
| Анкетирование (опрос) родителей для выявления актуальных вопросов, интересующих их с целью определения тематики мероприятия и формы его проведения, целесообразности на данный момент.
|
|
|
|
| 1.2.
| Своевременное оповещение родителей о проведении мероприятия его содержании, наличие объявления, повестки, афиши и т.д.)
|
|
|
|
| 1.3.
| Соответствие помещения тематике мероприятия
|
|
|
|
| 1.4.
| Наличие плана (сценария) мероприятия, отражающего цели, задачи, ход мероприятия, длительность, материалы и оборудование и т.д.
|
|
|
|
| 1.5.
| Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке и в процессе проведения мероприятия.
|
|
|
|
|
| ИТОГО БАЛЛОВ
|
| 2
| Организация мероприятия, его содержание
| 2.1
| Оригинальность (новизна) организационной формы мероприятия
|
|
|
|
| 2.2
| Соответствие содержания мероприятия заявленной тематике.
|
|
|
|
| 2.3
| Логичность построения, целесообразность используемых методов и приемов.
|
|
|
|
| 2.4
| Общение педагога и родителей строится на основе демонстрации педагогом достижений детей, их положительных качеств, способностей и т.д.
|
|
|
|
| 2.5
| Трансляция педагогом практических знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка.
|
|
|
|
| 2.6
| Ознакомление родителей с содержанием образовательного процесса ГИМНАЗИИ через тематику данного мероприятия.
|
|
|
|
| 2.7
| Вовлечение родителей в совместную деятельность в ходе мероприятия.
|
|
|
|
| 2.8
| Создание атмосферы сотрудничества, а не наставничества
|
|
|
|
| 2.9
| Представление информации родителям по содержанию мероприятия (психолого-педагогического, рекламного и пр. характера в виде буклетов, памяток, листовок и т.д.)
|
|
|
|
| 2.10
| Соблюдение временного регламента мероприятия.
|
|
|
|
|
| ИТОГО БАЛЛОВ
|
| 3
| Результативность мероприятия
| 3.1
| Готовность родителей к восприятию предложенного содержания, участию в мероприятии
|
|
|
|
| 3.2
| Уровень достижения цели
|
|
|
|
| 3.3
| Организация обратной связи для выявления степени удовлетворенности родителей данным мероприятием (анкетирование, журнал отзывов и т.д.)
|
|
|
|
|
| ИТОГО БАЛЛОВ
|
| 4
| Личностные и профессиональные качества педагога
| 4.1
| Доброжелательный стиль общения педагога с родителями (позитивный настрой на общение)
|
|
|
|
| 4.2
| Индивидуальный подход в общении с родителями (педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы).
|
|
|
|
| 4.3
| Готовность педагога к открытому диалогу (личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-либо деятельности, рассказать о своих достижениях, тревогах, неудачах).
|
|
|
|
| 4.4
| Знание педагогом особенностей семей своей группы.
|
|
|
|
|
| Владение детско-родительской аудиторией
|
|
|
|
| 4.5
| Культура речи педагога
|
|
|
|
| 4.6
| Эрудированность педагога
|
|
|
|
| 4.7
| Соответствие внешнего вида педагога его статусу
|
|
|
|
|
| ИТОГО БАЛЛОВ
|
|
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
|
| |