МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
К.А. Деменева
русский язык ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Предложный падеж КНИГА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для слушателей подготовительного отделения факультета иностранных студентов ННГУ
Нижний Новгород
2015 УДК 808.2(075.8)
ББК Ш 141.12 – 96я7
Д 30
Д 30 Деменева К.А. Русский язык для иностранных студентов. Предложный падеж. Книга для преподвателя: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 66 с.
Рецензент: д.ф.н., профессор Радбиль Т.Б.
Пособие содержит дополнительные учебно-методические материалы к курсу, представленному в изданиях «Русский язык для иностранных студентов. Предложный падеж» и «Русский язык для иностранных студентов. Предложный падеж. Рабочая тетрадь».
В пособии даны рекомендации по проведению уроков, а также материалы для диктантов, аудирования и иных видов работ.
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии филологического факультета ННГУ,
к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин
УДК 808.2(075.8)
ББК Ш 141.12 – 96я7 © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2015 Содержание
Предисловие Данное пособие предназначено для преподавателей русского языка как иностранного. Оно представляет собой сборник учебно-методических материалов к курсу, представленному в изданиях «Русский язык для иностранных студентов. Предложный падеж» и «Русский язык для иностранных студентов. Предложный падеж. Рабочая тетрадь».
В пособии содержатся рекомендации по проведению уроков: указывается последовательность работы с заданиями учебника и рабочей тетради, излагаются способы объяснения тех или иных лексико-грамматических трудностей. Кроме того, в пособии есть материалы для проведения диктантов и аудирования (слова, числовые наборы, диалоги и тексты). К некоторым урокам предлагаются дополнительные упражнения и игры.
В конце пособия находится специальный раздел, где даны тексты песен с пропусками слов или фраз для самостоятельного заполнения учащимися при прослушивании. Песни подобраны в соответствии с изучаемым материалом: они относительно просты грамматически, содержат значительное количество слов в предложном падеже и могут быть поняты иностранцами без обширного лингвострановедческого комментария со стороны преподавателя. Использование песен на уроке русского языка как иностранного не является необходимостью, однако стоит отметить, что некоторые конструкции эффективнее усваиваются при музыкальном сопровождении. Многократное воспроизведение песни (особенно в домашних условиях) позволяет учащимся запомнить материал без специального заучивания, и это то знание, которое закрепляется в долговременной памяти. Важно и то, что песни отражают глубинные аспекты русской культуры, и в них содержится некие общие, порой невысказанные речевые и общебытовые принципы, которые трудно сформулировать носителям языка.
Пособие призвано помочь преподавателю сориентироваться в материале, отобрать нужные задания, сделать акцент на том или ином виде работ, необходимых для обучаемой им группы. Не имея самостоятельного значения, пособие тем не менее необходимо для организации уроков, построенных на основе пособий по предложному падежу, и будет полезно тем специалистам в области РКИ, кто интересуется новыми методическими разработками. Урок 13. Последовательность выполнения заданий:
Учебник: задания 1 – 4.
Рабочая тетрадь: задания 1 – 12.
Учебник: задание 5.
Рабочая тетрадь: задания 13 – 17.
Учебник: задания 6 – 7.
Рабочая тетрадь: задание 18.
Учебник: задания 8 – 15.
Рабочая тетрадь: задания 19 – 22.
Учебник: задания 16 – 20.
Рабочая тетрадь: задания 23 – 26.
Учебник: задания 21 – 22.
Рабочая тетрадь: задание 27.
Учебник: задания 23 – 26.
Рабочая тетрадь: задания 28 – 35.
Учебник: задания 27 – 43. Вариант объяснения способа смена окончаний в падежных формах
Когда мы должны изменить падежные формы, мы меняем последнюю букву в слове или ничего не меняем и добавляем окончание.
й, ь, а, я, о, е → меняем на падежное окончание
твёрдый согласный → не меняем, добавляем падежное окончание
ий, ия, ие → меняем только последнюю букву
В предложном падеже будет так:
музей → музее, словарь → словаре, лампа → лампе, деревня → деревне, лицо → лице, море → море
стол_ → столе, учебник_ → учебнике
санаторий → санатории, аудитория → аудитории, здание → здании
|
Текст для задания 15.
– Здравствуйте! Это снова я, ведущая Анна Смирнова, и сегодня у нас в студии необычный гость – актриса, дизайнер и просто красавица Мария Снегирёва. Здравствуйте, Мария!
– Здравствуйте!
– Мария, я знаю, что у вас сегодня важный день. Какой?
– Да, сегодня я открываю новый музей, который называется «Наше прошлое». Я и моя команда собирали старые вещи, которые уже никто не использует, но которые имели большое значение в жизни людей. Например, там вы сможете увидеть мебель, ковры, игрушки, открытки, которые делали в СССР. Я даже хотела назвать музей «Ностальгия», но наш консультант, историк Ирина Гнедич, сказала, что это плохая идея. Будут люди, которые скажут, что эти вещи – просто мусор. Эпоха СССР – это и прекрасная, и грустная страница в истории.
– А где находится ваш музей?
– Наш адрес: улица Ленина, дом пятнадцать. Вы сразу увидите вход – белая лестница, красная дверь. Рядом висит большой железный сапог – тоже музейный экспонат.
– Билеты уже можно купить?
– Да, конечно! Уже сегодня мы открываем двери. Добро пожаловать, друзья! Диктанты (задание 32)
Диктант 1
Задание А
чемодан
| постель
| кастрюля
| чашка
| юбилей
| звезда
| гений
| энциклопедия
| наука
| кухня
| модель
| гостиница
| социология
| башня
| образец
| практика
| жизнь
| диван
|
Задание Б
контролировать
| мыть
| захотеть
| путешествовать
| ненавидеть
| искать
| сказать
| найти
| давать
| учиться
| просить
| помнить
| проверить
| посмотреть
| решить
| танцевать
| дать
| есть
|
Задание В
серый
| хороший
| младший
| узкий
| тихий
| кислый
| свежий
| немецкий
| широкий
| французский
| толстый
| синий
| лёгкий
| горький
| чёрный
| дикий
| тяжёлый
| большой
|
Диктант 2 (числа)
2946
| 4873
| 5146
| 9090
| 1019
| 8524
| 6511
| 1393
| 3013
| 2474
| 6782
| 7345
| 3537
| 6521
| 5470
| 1111
| 20012
| 7564
| 1009
| 3467
| 8800
| 2316
| 8753
| 5461
| 9963
| 2345
| 9827
| 85678
| 6737
| 1629
| 839
| 371
| 680
| 12920
| 7236
| 3450
| 935
| 7523
| 21342
| 7644
|
Диалоги и текст для задания 33.
Диалоги
1.
– Будете ещё чай?
– Нет, спасибо. Счёт, пожалуйста.
2.
– Какой это факультет?
– Химический. А какой Вы ищете?
– Биологический.
– Тогда идите прямо.
3.
– Сколько стоит это пирожное?
– Тридцать рублей.
– А какой сегодня суп?
– Щи. Но мяса там нет. Только овощи.
– М-м, ладно. Давайте щи и пирожное.
4.
– Во сколько начинается география?
– В три тридцать.
– А русский язык?
– В пять.
5.
– Что будем смотреть?
– А какие есть варианты?
– Комедия «Старший сын», триллер «Поезд». Ещё есть «Брат-2», там играет твой любимый Сергей Бодров.
– Нет, «Брат-2» я уже смотрела. Не хочу второй раз. Давай триллер. Как он там называется?
6.
– Алло!
– Здравствуйте! Это аптека?
– Да, я вас слушаю.
– У вас есть антибиотик «Фармоцин»?
– Есть. Но нужен рецепт.
– У меня есть. А сколько стоит?
– Двести двадцать рублей десять копеек.
7.
– Серёжа, почему ты не был вчера на собрании?
– У меня болела голова.
– У тебя всегда болит голова! Собрание – это важно!
– Аня, хватит. Я всё понял. В следующий раз буду.
8.
– Где мои джинсы?
– В шкафу.
– А плащ.
– На вешалке. Текст
Сегодня наша тема – «Хорошее настроение осенью». Вы уже давно чувствуете себя плохо? Не любите дождь? Утром не можете ничего делать? Вечером хотите только смотреть телевизор и спать? У вас депрессия? Наш эксперт – врач Николай Филимонов – расскажет, как начать новую жизнь.
«Первое и главное – надо много гулять. Не важно, где. Вы можете гулять в парке, во дворе. Посмотрите, как сейчас красиво! Осень – это время года, когда мы должны жить в гармонии с природой. Жёлтый и красный цвет дарят хорошее настроение.
Второй момент. Надо есть фрукты и овощи. Сейчас они стоят дёшево, и их можно купить не только в магазине, но и на рынке. Апельсины, яблоки, груши – всё, что вы любите. Все знают, что в апельсине много витамина С, а он не даёт болеть. А овощи помогают контролировать вес. Если вы на диете, овощи – ваш главный друг. Конечно, вы думаете, что овощи – это не вкусно! Просто вы не умеете их готовить. Читайте рецепты в журнале, экспериментируйте!
Третье. Когда вы последний раз были в кино? А в театре? В выходные нельзя сидеть дома. Кино в телевизоре и кино на экране – это разные вещи. Многие не любят кинотеатры, потому что рядом сидят чужие люди. Они громко разговаривают и всё время едят, едят, едят. А вы тоже купите любимые бутерброды, шоколад и ешьте! Если фильм будет неплохой, можно посмотреть его ещё раз дома, сейчас это не проблема.
Что я хочу вам сказать? Осенью надо жить, а не тихо умирать в квартире на диване. Тёплая одежда, большой зонт, хорошие друзья, и вот у вас уже отличное настроение. До встречи на улице!»
Спасибо, доктор! Дорогие радиослушатели. Наш следующий выпуск будет в субботу, в 15.00. Не пропустите! Дополнительные задания и игры Чтение
№ 1. Посмотрите новые слова в словаре. па́мятник
| самолёт
| возвраща́ться
| су́мма
| пригла́шать
| война́
| фронт
| хва́тит
| копи́ть
| су́мма
| жи́тель
| ста́вить
| колхо́з
| пу́ля
| ме́стный
| |