Управление образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное образовательное учреждение Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина
Рассмотрено: Согласно: Утверждено:
на заседании кафедры учителей нач. кл. Заместитель директора по УВР протоколом педагогического совета
№ 1 от « 29 » августа 2011г. ______________Шайхутдинова М. Ш. от 31 августа 2011г. № 85
Директор гимназии №1 им. Р. Фахретдина
________________Валиуллина Ф. З.
Введено в действие приказом № 128
от 31 августа 2011года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПО БУКВАРЮ) ДЛЯ 1 КЛАССА
(количество в неделю: - 2 ч, количество в год: - 47 часа,)
Составитель: Раупова Зульфия Рафатовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Альметьевск
2011-2012 г.
Пояснительная записка по обучению грамоте Примерное календарно-тематическое планирование уроков по обучению грамоте 1 класс
Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Азбука» (УМК “Перспектива»)
Развернутое тематическое планирование учебного курса «Обучение грамоте(чтение)» для 1 класса разработано:
В соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
-Планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы МОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
--Климанова, Л. Ф. Азбука. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. - М. : Просвещение, 2011.
-Электронное приложение к учебнику Азбука 1 класс.
В первом классе на обучение грамоте и литературное чтение отводится 66 часов (33учебных недели, 2часа в неделю)
Кол-во часов в год – 66 ч.
Кол-во часов в неделю – 2 ч.
Кол-во часов в 1 четверти – 18 ч.
Кол-во часов во 2 четверти – 14 ч.
Кол-во часов в 3 четверти – 18 ч.
Кол-во часов в 4 четверти – 16 ч. (литературное чтение)
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся в процессе обучения грамоте знакомятся с явлениями и понятиями из области фонетики, словообразования, морфологии, постоянно ведут наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, особенностями словоупотребления, овладевают начальными навыками письма и чтения на разных уровнях. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Содержание программы:
Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Содержание программы
обучение грамоте (50ч.)
Подготовительный этап (10ч.)
1.Мир общения.
2. Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.
3.Рисунки и предметы в общении.
4. Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
5. Звучание и значение слова.
6.Слова и слоги. Ударение в слове.
7.Слово и предложение.
Букварный (основной ) этап (35 ч.)
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Буквы е, ё, ю, я.
Буквы ь и ъ.
Послебукварный этап (5 ч.)
Про все на свете.
1.Об одном и том же по разному.
2. Удивительное рядом.
3.Сравни и подумай.
4. Сочиняй, придумывай, рассказ.
Цели курса:
Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели, реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект);
• выработка коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект).
Задачами курса являются:
. • создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;
• воспитание нравственных и эстетических чувств;
• создание условий для творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных школьных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты: ,
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания.
Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
№п/п
| Тема урока
| Страница в учеб.
| Кол-во уроков
| Дата
|
Цель
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Планируемые результаты освоения материала
|
УУД
| Примечание
| План
| Факт
| 1
| Давайте знакомиться!» Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство.
Мои любимые книжки». Цель и средства речевого общения. Мы узнаем мир по именам — роль слова в общении. Имя собственное
| 4-9
| 1
| 5.09
|
| Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции.
Практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов.
| Моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует). Составлять диалоги при работе в паре. Разыгрывать сценки общения героев сказок.
| Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения. Знание понятия «общение»; знание целей и средств общения; умение быстро находить слова для обозначения окружающих предметов; умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству;
| Личностными результатами
изучения предмета «обучения грамоте по Азбуке» являются следующие умения:
оценивать поступки людей,; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,
Средство достижения этих результатов – тексты произведений, вопросы и задания к ним.
|
| 2
| «Первый школьный звонок». Жест и его значение. Общение с помощью жестов. Роль слов и жестов в общении. Культура общения.
| 10-13
| 1
| 7.09
|
| Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.
| Знание понятия «общение»; знание целей и средств общения; умение быстро находить слова для обозначения окружающих предметов; составлять устные рассказы.
Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение.
|
|
| 3
| «Слова и жесты в общении» Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла — игрушка).
| 14-15
18-19
| 1
| 12.
09
|
|
Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.
| Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение;
|
|
| 1(4)
| «В мире природы». Выразительные движения, позы животных; значение телодвижений и выразительных поз у животных.
«Мы пришли в театр». Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование.
| 20-21
16-17
| 1
| 14.
09
|
| Закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета. Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; ввести понятие «бордюр».
| Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок, наблюдать за жестами, мимикой и интонацией героев сказок. Рассказывать эпизоды из сказок, использовать жесты, и различные виды интонации.
Наблюдать за ролью интонации в речи. Использовать разные виды интонации для выражения своего отношения к предмету рассказывания.
Составлять рассказы с помощью предметов. Сравнивать степень точности выражения мысли в рассказе, составленном с помощью предметов, и в рассказе, составленном с помощью слов.
| Умение читать выражение лица героев сказок; умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией.
|
|
| 2(5)
| «Вспомни и расскажи сказку». Интонация, ее роль в общении. Наблюдение над образованием слов с переносным значением.
«Слова или предметы?». Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера (животные, растения и др.)
| 22-23
26-27
| 1
| 19.
09
|
| Разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила письма.
| Умение читать выражение лица героев сказок; умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией.
Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно.
|
|
| 1(6)
| «Рисунки и знаки в общении» Общение с использованием рисунков. Подготовка к усвоению письменной речи: рисование как способ записи сообщения.
«Условные знаки в городе и дома». Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знаков).
| 28-29
34-37
| 1
| 21.
09
| 1
| Переключить внимание детей с общения непосредственного, конкретного на общение опосредованное; познакомить с возможными посредниками общения. Расширить представление об использовании условных знаков в повседневной жизни; учить читать их; упражнять в классификации слов с обобщающим названием предметов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов.
| Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, символов. Составлять простейшие сообщения. Овладевать знаково-символической деятельностью; составлять устные высказывания, «записывать» их с помощью рисунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя). Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике. Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно)
Расшифровывать знаки и :понимать их значение, придумывать и рисовать(запись) простейшие знаки- символы. Делить сообщения на слова, определять их количество, последовательность .Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем. Обозначать слово любыми средствами: фишками, символическим рисунком, знаком.
| Знание условных знаков; умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки.
|
|
| 2(7)
| «Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков.
«Знаки по охране природы». Обобщение представлений о знаках. Составление знаков по охране природы. «Запись» сказки с помощью рисунков и символов (упрощенные изображения).
| 30-31
32-33
| 1
| 26.
09
|
| Расширить представление об использовании условных знаков в повседневной жизни; учить читать их; упражнять в классификации слов с обобщающим названием предметов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов.
Воспитывать гуманное отношение к природе, не проявлять потребительского отношения к ней; на основе создания коммуникативно-речевых ситуаций развивать у детей умение вести диалог, т.е. понимать, с какой целью он ведётся, что и как следует сказать, чтобы убедить собеседника; закрепить представление о знаках (символах), их роли в общении; учить делать простейший звуковой анализ слов.
| Умение вести диалог; знать о знаках и символах, их роли в общении.
|
|
| 1(8)
| «Загадочное письмо», «Письмо в рисунках». Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограмм).
«Мир полный звуков». Подготовка к усвоению звукобуквенного письма. Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове. Бусинки на нитке — наглядно-образное представление о последовательности звуков в слове.
| 38-39
42-45
| 1
| 28.
09
|
| Научить детей выделять из речи высказывание и записывать его с помощью условных знаков и рисунков; читать написанное; учить выделять звуки в словах.
Обобщить сведения о способах записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм; показать необходимость введения звукобуквенного письма.
| Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно выделять в словах звуки речи.
Фиксировать их последовательность с помощью бусинок, фишек, условных обозначений. Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки, различать их и характеризовать. Сравнивать и характеризовать твердые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения. Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы (самостоятельно и в паре). Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах.
| Умение выделять из речи высказывание и записывать его с помощью условных знаков и рисунков; умение читать написанное.
Знание способов записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; умение записывать предложения с помощью пиктограмм; умение составлять и читать письма.
Умение сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; знание о речевом аппарате и органах речи; о звуках речи; умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем; умение обводить.
|
|
| 2(9)
| Звуки гласные и согласные. Коммуникативно-речевая ситуация «Моя семья». Выделение слова-предложения «Мама!» для звукового анализа; артикулирование гласных и согласных звуков, обозначение их в звуковых схемах. Модели слов, различение звучания слова и его значения.
«Узнай сказки»
| 46-51
| 1
| 3.10
|
| Учить сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; дать представление о речевом аппарате и органах речи; сформировать у учащихся представление о звуках речи, опираясь на их обыденное представление о значении этого понятия; развивать фонематический слух детей и умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем.
Дать представление о твёрдых и мягких согласных; учить различать их; показать изобразительные возможности звуков слова и отработать приёмы выразительного рассказывания отрывков из литературных произведений; отрабатывать навыки каллиграфического письма.
|
| Знать о твёрдых и мягких согласных; умение различать твёрдые и мягкие согласные; умение обводить; придумывать знаки; умение делать звуковой анализ простейших слов; классифицировать слова; умение подбирать слова с определённым звуком.
|
|
| |