Скачать 324.03 Kb.
|
МБУ «Муниципальный методический центр» Управления образования Администрации города Ижевска Проектирование диагностической карты по оценке универсальных учебных действий учащихся 1-х классов Ижевск 2012 Составители: Вахрушева Н.А., методист МБУ «Муниципальный методический центр». Удалова А.С., методист МБУ «Муниципальный методический центр». Данное пособие содержит методические рекомендации по проектированию диагностической карты по оценке сформированности универсальных учебных действий, примерные диагностические карты по оценке универсальных учебных действий первоклассников, разработанные учителями общеобразовательных учреждений города Ижевска. Пособие будет интересно учителям первых классов, а также руководящим работникам, курирующим введение и реализацию ФГОС второго поколения в общеобразовательном учреждении. Содержание
Е. Г. Шиврина, руководитель ШМО начальных классов МБОУ СОШ №88.
С. Г. Криницына, руководитель ШМО МБОУ СОШ №5.
Т.Г. Ведёхина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11; Н.А. Цыркина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №68.
Т.Г. Ведёхина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11; Н.А. Цыркина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №68.
Т.Г. Ведёхина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11; Н.А. Цыркина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №68. Глоссарий ФГОС - Федеральный Государственный образовательный стандарт (в соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007года, ФГОС по НОО утвержден приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. №373), нормативно-правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования учреждениями, имеющие государственную аккредитацию. Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы. Метапредметные требования – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. УУД - универсальные учебные действия. В широком значении – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного присвоения нового социального опыта. В узком (психологическом) значении - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Блоки УУД –познавательные, коммуникативные, регулятивные (подходы Л.С.Выготского. А.Н.Леонтьева. Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В Давыдова) Действие – единица деятельности, составляющая ее конкретное выражение, реализуемая обучающимся и направленная на достижение целей и задач обучения. Коммуникативные УУД – умение эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками (умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться), умение учитывать позицию собеседника, понимание и уважение иной точки зрения, умение обосновывать и доказывать свое мнение, четко ставить вопросы и правильно выражать свои мысли, используя также невербальные средства общения (мимика, поза, жесты, интонация и др.) Регулятивные УУД – действия, дающие возможность ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы и оценивать успешность усвоения материала. Познавательные УУД – общеучебные универсальные действия, универсальные логические действия, включающие в себя самостоятельность в выделении и формулировании познавательной цели, поиск обучающимися необходимой информации ( в том числе с помощью компьютера), выбор наиболее эффективных способов действий на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения с использованием знаково-символических средств, а также широкого спектра логических действий и операций. Алгоритм создания диагностической карты по оценке УУД образовательным учреждением. Е. Г. Шиврина, руководитель ШМО начальных классов МБОУ СОШ №88. Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Существует множество различных технологий по формированию универсальных учебных действий, но недостаточно подробно говорится об оценке полученных результатов. Наше методическое объединение начальных классов также задалось вопросом: как мы будем осуществлять оценку сформированности универсальных действий? Выше уже упоминалось о психологической составляющей УУД, а психология в своих исследованиях часто опирается на тестирование и метод наблюдения. Многие авторы УМК уже разработали свои тестовые, диагностические работы по определению уровня сформированности УУД. Однако некоторые задания дают неоднозначные ответы на вопросы, которые могут спровоцировать ученика на неверный ответ. Поэтому для оценки формирования УУД мы выбрали метод наблюдения, который позволяет отслеживать действия учащихся на протяжении длительного времени. Для фиксации результатов мы разработали диагностическую карту, которую может создать каждое учебное заведение по следующему алгоритму. Утверждение на методическом объединении и применение Основная образовательная программа образовательного учреждения. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования. Программа формирования УУД у 1-х классов (регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия). Коррекция ДАННЫЕ ШАГИ МОГУТ БЫТЬ ПРОПУЩЕНЫ. Апробация Разработка критериев, соотнесение их с уровнями. Подробнее остановимся на данном алгоритме. В первую очередь при составлении технологической карты следует обратиться к основной общеобразовательной программе образовательного учреждения, рассмотрев раздел программы по формированию УУД у обучающихся ступени начального образования. Затем находим пункт, посвященный формированию конкретным УУД на конец 1 класса. Из 4-х видов универсальных действий исключаем личностные результаты. Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. К каждому направлению УУД разрабатываем критерии, соотносим их с уровнями. При проектировании диагностической карты мы также решили учесть следующие характеристики: ориентир на главное (в критериях должны учитываться все ключевые моменты), простота (она должна быть понятна учителю, родителям), небольшой объём (на заполнение данной карты должно уходить мало времени). Используя метод наблюдения, учитель фиксирует результат в карте, обводя количество баллов, соответствующее нужному критерию, затем по обобщённым данным подводит итог, который в свою очередь заносит в сводную ведомость по классу. Таким образом, по полученным результатам учитель, администрация школы могут осуществлять мониторинг уровня развития УУД. Готовую диагностическую карту мы апробировали, внесли соответствующие коррективы. Данный шаг образовательное учреждение может пропустить и воспользоваться готовыми диагностическими картами, разработанными авторами различных УМК. Оценку универсальных учебных действий мы советуем производить в первом полугодии и в конце года, таким образом будет прослеживаться динамика развития ребёнка. Представим готовую диагностическую карту. Наш готовый продукт не является догмой. Каждая школа, имея своё направление развития, может найти свой путь решения фиксирования результатов формирования универсальных действий. Но надеемся, что наш готовый результат поможет в оценке планируемых результатов Диагностическая карта формирования УУД на конец 1 класса.
|
Умк «English» для учащихся 2-9 классов общеобразоват учреждений. М.: Просвещение, 2009 | ... | ||
Рабочая программа разработана на основе требований фгос ноо, примерной программы по окружающему миру,на основе авторской программы... | Умк «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул,2011) Биболетовой М. З., Трубаневой Н.... | ||
Программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в основной общеобразовательной школе на основе линии умк... | Обучение ведётся по умк кауфман К. И «HappyEnglish ru» для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений. В умк входит учебник,... | ||
... | Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта... | ||
Программа разработана на основе авторской программы О. Л. Гроза, М. Л. Мичурина, Т. Н. Рыжкова, Е. Ю. Шалимова «Программа курса английского... | С. И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав умк. Работа по... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |