Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы


Скачать 495.72 Kb.
НазваниеУчитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3
Городской фестиваль

«Калейдоскоп методических идей – 2014»
Из опыта работы творческой микрогруппы «Школа наставничества» МОУ СОШ № 4

Хаймина М.П., учитель начальных классов

МОУ СОШ № № 4,

руководитель творческой микрогруппы

Оленегорск

2014 год
Легко правильно следовать за тем,

кто правильно идет впереди (Я. А. Коменский)
Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С.Макаренко


Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего образования требуют и нового подхода к профессиональной компетентности педагогических работников.

Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования.

Приоритетным направлением деятельности методической службы является создание условий для развития личности педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете, совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития учащихся.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания инновационных изменений в системе современного образования, знание отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения, понимание сущности педагогической технологии, знания интерактивных форм и методов обучения, владение технологии диагностирования, умение анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также эффективность применяемых технологий, вопросы формирования информационной культуры личности, т.е. компьютерной грамотности и т.д. Вместе с тем выпускники ВУЗов являются специалистами в какой-либо области предметных знаний, но не имеют практического педагогического опыта. Поэтому молодому учителю следует оказывать особую систематическую и разностороннюю по­мощь.     Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога­наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Оно призвано глубоко и всесторонне развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания, в области предметной специализации и методики преподавания. Правовой основой института наставничества в школе являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нормативные акты Минобрнауки России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогических работников, а также локальные акты МОУ СОШ №4.

Наставничество — это разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами. В МОУ СОШ №4 в 2012-2014 учебных годах работают 5 молодых специалистов, выпускников высших и средних специальных педагогических образовательных учреждений. В целях создания условий для успешной адаптации начинающих учителей работает «Школа наставничества». Работа с «молодыми специалистами» строится в соответствии со следующими документами:

– Положением о «Школе наставничества»;

– Планом работы «Школы наставничества».

За молодыми педагогами закреплены опытные педагоги - наставники, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки и коммуникативных навыков, гибкостью в общении, имеющие богатый жизненный опыт, опыт воспитательной и методической работы, стабильные высокие показатели в педагогической деятельности и обладающие способностью и готовностью делиться профессиональным опытом, системным представлением о педагогической деятельности и работе школе:




п/п

Молодой специалист

Наставник

Ф. И. О.

Класс/ предмет

Образование

Ф. И. О.

Стаж

Квалификационная категория

1

Урекина Алина Юрьевна



математика

Высшее

Комар Любовь Афанасьевна

Хаймина Марина Петровна

36 лет

27 лет

Первая
Высшая

2

Червякова Оксана Юрьевна

5В/ русский язык

Высшее

Рудяева Лилия Григорьевна

43 года

Высшая


3

Махно Мария Николаевна

1-2/ музыка


Среднее специальное

Соловьёва Алла Владимировна



19 лет



Первая



4.

Иванова Ольга Александровна

6В/ география

Высшее

Виноградова Светлана Анатольевна

24 года

Первая

5.

Карпов Артём

Анатольевич

7-9/ информатика и ИКТ

Высшее

Полянская Ирина Ивановна

25лет

Высшая






















Работа с молодыми специалистами строится с учётом трёх аспектов их деятельности, позволяющих реализовывать необходимость эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений - учителями, обучающимися, родителями. Перечень наиболее востребованных знаний и умений для успешности решения данного вопроса представляем в таблице:

  1. Установление взаимоотношений «молодой специалист - коллега»




Знания:

Умения:

- этапы адаптации молодого специалиста;
– ступени профессионального мастерства;
– имидж педагога;
– общение и виды общения;
– речевая культура педагога;
– понятие стресса;
– пути преодоления стрессовых ситуаций.

– организация работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов;
– планирование работы по самообразованию;
– тактичное ведение диалога и навыков работы в команде;
– умение анализировать события с различных точек зрения, видеть одно и то же явление с разных сторон;
– преодолевать утомление и избегать стрессовых ситуаций.


  1. Установление взаимоотношений «молодой специалист - ребёнок»




Знания:

Умения:

- технология предъявления требования;
– педагогическая оценка в её современной модификации;
– создание ситуации успеха.

грамотно предъявлять требования ребёнку и давать педагогическую оценку в контексте личностно-ориентированного подхода.

«Установление взаимоотношений «молодой специалист - родитель»


Знания:

Умения:

- нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями;
– пути решения конфликтных ситуаций с родителями;
– стили воспитания в семье.

находить пути решения проблем во взаимоотношениях с родителями;
– строить беседу с родителями;
– разрабатывать конспекты проведения мероприятий с семьёй.

В МОУ СОШ №4 процесс наставничества затрагивает интересы всех субъектов взаимодействия: обучаемого молодого специалиста, самого наставника и организации - работодателя:


Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. В построении деятельности наставников выделяем четыре этапа:

Первый этап. Организация «Школы наставничества», разработка, рассмотрение и утверждение «Положения о Школе наставничества» (Приложение 1).

Второй этап. Анкетирование молодых учителей в целях выявления первичных затруднений в педагогической деятельности. (Приложение 2).

Третий этап. Составление и реализация перспективного плана работы

(программа) «Школы наставничества» (Приложение 3), планов работы учителей - наставников.

Четвёртый этап: отслеживание уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного учителя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным.

Целесообразно регулярно проводить анкетирование молодых педагогов (приложение 4). Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели. Приведем пример обработки результатов одной из анкет, используемой в нашей школе по итогам первого года работы «Школы наставничества». Цели анкетирования: выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы; выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы "Формирование положительной мотивации к обучению".

В результате анкетирования выяснилось, что: наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы: знакомство с теорией формирования положительной мотивации к обучению (семинары и круглые столы); обмен имеющимся опытом по данной теме; методические недели уровней образования.

Исходя из результатов, необходимо: продолжить работу над учебно-методической темой школы; ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями, использовать как оптимальную форму методической работы методические недели уровней образования; включить в план работы наставников информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.

В целях обеспечения эффективного качественного решения задач по успешной адаптации молодых специалистов, росту профессионального самоопределения исамореализации, овладения современными образовательными технологиями использовались следующие формы работы с молодыми специалистами:

1. Коллективная: Педагогический совет, Методические семинары,

Заседание микрогруппы «Школа наставничества», «Круглый стол», Педагогические мастерские, заседание предметных МО, «День молодого учителя» (творческие отчёты).

2. Групповая: Групповое консультирование; Групповые дискуссии; Обзор педагогической литературы; Проблемно - деловые игры; Психологические тренинги; Просмотр видеофильмов отснятых уроков.

3. Индивидуальная: Индивидуальные консультации; Практические занятия (мастер - классы, открытые уроки, посещение занятий, проведение фрагментов уроков и внеклассных мероприятий, проектирование этапов урока, составление планов - конспектов урока, классного часа, родительского собрания, разработка рабочих программ и календарно - тематического планирования и др.).

Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Безусловным успехом в становлении молодого учителя как профессионала следует считать проведение открытых уроков, в рамках методических предметных недель (учителя Иванова О.А, Червякова О.Ю., Урекина А.Ю.), участие в работе школьных методических семинаров: «Организация образовательного процесса в основной школе в условиях перехода на ФГОС ООО», «Комплексная оценка достижений обучающихся по ФГОС НОО», «Сравнительный анализ примерных программ Стандарта 2004 года и ФГОС ООО», городского семинара «Приёмы формирования вычислительных навыков на уроках математики» (учитель Урекина А.Ю.). Рост мастерства молодых специалистов положительно отражается на успешности результатов их воспитанников в конференциях и конкурсах различного уровня:

- Школьная XVI научно – практическая конференция «Россия: новое тысячелетие» (учитель Урекина А.Ю., 1 место);

- Школьная XVII научно – практическая конференция «Россия: новое тысячелетие» (учитель Урекина А.Ю., 1,2,3 места);

- Городская XVI научно – практическая конференция «Россия: новое тысячелетие» (учитель Урекина А.Ю., поощрительный приз);

- Городская XVII научно – практическая конференция «Россия: новое тысячелетие» (учитель Урекина А.Ю., 2 место (два участника), 3 место);

- Городской конкурс методических разработок учителей математического цикла «Педагогическая находка» (учитель Урекина А.Ю., 2013г, участие);

- Международные состязания роботов. Региональные соревнования по робототехнике (учитель Карпов А.А., 3 место);

- Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных вокалистов «Звонкие голоса России» (учитель Махно М.Н., 1 место и 3 место).

Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволяет руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.


Используемая литература:
1. Директор школы - тема "Он улетел и не обещал вернуться..."

(№ 8,2010г. стр.4);
2. Инновации в образовании - тема "Особенности развития интегративных тенденций в Российском спец. образовании (Интегративное, инклюзивное обучение)" (№ 8,2010г. стр.4);
3. Методист - тема "Адаптация молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования (№ 5,2010г. стр.41);
4. Методист - тема "Кейс-технология в работе с молодыми специалистами" (№ 5,2010г. стр.51);
5. Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого специалиста?" (№ 2,2010г. стр.132);
6. Национальный проект "Образование" - тема "О реализации программы "Школа начинающего учителя как способ оптимизации процесса вхождения в профессию" (№ 3,2010г. стр.17);
7. Начальная школа + до и после - "О подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию личности" (№ 9,2010г. стр.10);
8. Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации" (№ 6,2010г. стр.15);
9. Справочник руководителя образовательного учреждения - тема статьи "Адаптация начинающего педагога" (№ 5,2010г.стр. 54);
Приложение

АНКЕТА
для молодых педагогов


(итоги первого года работы)

1. Удовлетворяет ли вас уровень методического сопровождения, взаимодействия с наставником?

  • Да

  • Нет

  • Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации образовательного процесса вы продолжаете испытывать трудности?

  • в календарно­-тематическом планировании

  • проведении уроков

  • проведении внеклассных мероприятий

  • общении с коллегами, администрацией

  • общении с учащимися, их родителями

  • другое (допишите) _________________________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока

  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

  • мотивировать деятельность учащихся

  • формулировать вопросы проблемного характера

  • создавать проблемно­-поисковые ситуации в обучении

  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

  • активизировать учащихся в обучении

  • организовывать сотрудничество между учащимися

  • организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся

  • организовывать своевременный контроль и коррекцию образовательных результатов учащихся

  • развивать творческие способности учащихся

  • другое (допишите)__________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию

  • практико-ориентированному семинару

  • курсам повышения квалификации

  • мастер-­классам

  • творческим лабораториям

  • индивидуальной помощи со стороны наставника

  • методическим неделям уровней образования

  • предметным МО

  • школе наставничества

  • другое (допишите)_________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения

  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

  • методы формирования положительной мотивации к обучению

  • учет и оценка знаний учащихся

  • психолого-­педагогические особенности учащихся разных возрастов

  • урегулирование конфликтных ситуаций

  • формы работы с родителями

  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

  • другое (допишите) ________________________________________________________


Приложение

  1   2   3

Похожие:

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconМетодические рекомендации для учителей начальных классов Портфолио,...
Ульянова И. А., методист му «имц», учитель начальных классов маоу «сош№36 с уиоп»

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconКосякова Марина Николаевна, учитель начальных классов моу сош №4...
Цель урока: познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconПроблема: Формирование оценочной деятельности детей в начальной школе. Инициатива
Участник: Кондикова Елена Викторовна, учитель начальных классов, Городская гимназия – моу г. Димитровграда

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы icon4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической...
Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов...

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconПрограмма индивидуального развития ребёнка по готовности младшего...
Основной разработчик Программы: Виссарова Лариса Валериевна, учитель начальных классов моу «Нижнекумашкинская нш – дс»

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconДоклад Итоги деятельности моу «сош №9»
В результате работы педагогических советов, организационно-деятельностной игры, круглых столов, занятий творческой группы учителей...

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconПамятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению
Форма дневника разработана педагогом –психологом Шаманской Т. Б. при участии учителя начальных классов моу «Магистральнинская сош...

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconЗаседания Управляющего совета мбоу сош c. Бичевая
УС; 2 кооптируемых члена: Апрелев Н. Э, председатель Совета депутатов, Сарайкина Н. А., специалист администрации Бичевского поселения;...

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconЗаседания Управляющего совета мбоу сош c. Бичевая
УС; 2 кооптируемых члена: Апрелев Н. Э, председатель Совета депутатов, Сарайкина Н. А., специалист администрации Бичевского поселения;...

Учитель начальных классов моу сош № №4, руководитель творческой микрогруппы iconРекомендации к заполнению электронного шаблона портфолио педагогического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск