4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов


Скачать 159.97 Kb.
Название4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов
ТипДокументы
эмблема (белый фон)

Методический сборник мастер – классов

для учителей начальной школы

«Последовательность действий, методов, приёмов и форм

педагогической деятельности

в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов»
c:\users\secretar\desktop\6b51a39f-68fd-4813-9ff5-5443506c821f_1_jpg_570x5000_q85.jpg

МАЙ 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. АННОТАЦИЯ …………………………………………………………. 4

  2. Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов. Жаркова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №34………………………………………………………….….… 6

  3. Пути отслеживания развития ученика начальной школы. Данилова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 …………………………………………………………….. 16

  4. ФОТООТЧЁТ …………………………………………………………19


«Последовательность действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности

в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов»

Мастера: Жаркова Т.Н., Данилова Л.Н.,

учителя начальных классов МБОУ СОШ №34
Цель: показать педагогические приёмы формирования действий контроля и оценки у младших школьников, виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов.

Мастер-класс проводился в два блока.

Первый блок. На мастер-классе был рассмотрен вопрос системы оценки достижения планируемых результатов согласно ООП НОО.

Система включает в себя два согласованных между собой видов оценки: внутренней и внешней.

Среди отличительных особенностей следует выделить:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов);

- оценка динамика образовательных достижений учащихся;

-уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

Предложено было обсудить виды контрольно-оценочной деятельности (Жаркова Т.Н.):

Стартовая, диагностическая, самостоятельная, проверочная №1, проверочная №2, решение проектной задачи, итоговая проверочная работа. Сюда же необходимо отнести «портфолио».

Второй блок. Рассмотрены пути отслеживания развития ученика (Данилова Л.Н.). Учителем используются электронные материалы, изданные ОС «Школа 2100».Продемонстрировано, как делается анализ не только по отдельному ученику, но и по всему классу в целом – и в этом преимущество программы, созданной образовательной системой.

Цели мастер-класс достиг, материалы выданы участникам в бумажном варианте. Имеются материалы и в электронном виде.

Всего на мастер-классе присутствовало 43 педагога. Материалы данного мероприятия будут интересны заместителям директоров по УВР, учителям начальных классов, руководителям школьных методических комиссий.

( Методист ММЦ Вахрушева Н.А.)

Последовательность действий, методов, приемов и форм

педагогической деятельности

в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов

Жаркова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №34.
ООП НОО в ОО содержит раздел под названием «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО».

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку и внутреннюю оценку. Внутренняя оценка - это оценка самой школы (ребенка, школьного психолога, администрации и т.д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителем; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, которые проводятся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующий уровень обучения.

Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению ее двух основных функций:

Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя учеников об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах; учителей об эффективности их педагогической деятельности.

Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе (пример: индивидуальный прогресс в совершенствовании способов чтения (послоговое, плавное послоговое, целыми словами, плавное слитное) или индивидуальный прогресс в выразительности чтения (интонирование, тембр и громкость, эмоциональная окраска) и т.д.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

  • Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • Оценка динамики образовательных достижений учащихся

  • Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

  • Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • И т.п.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени НОО строится вокруг умения учиться.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями: речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией, коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Система предметных знаний и действия с предметным содержанием – составляющие предметных результатов. Поэтому объект оценки предметных результатов -способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.) (см. Приложения)

Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме «Повторение».

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков. Которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа (на «входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе - только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика.

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом - соответственно средний и низкий уровень. (Приложение 1- презентация).
«ИНСТРУМЕНТЫ» ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Жаркова Т.Н., МБОУ СОШ № 34

  • Трехуровневые задачи – оценка уровней овладения учащимися основных предметных способов действий (средств);

  • Проектные задачи - оценка формирования ключевых компетентностей и социального опыта;

  • Диагностические задачи – оценка операционального состава действия и его коррекция;

  • Анкетирование - установление контекстных факторов, влияющих на качество образования;

  • Проверочные работы (задачи) по линиям - оценка формирования контрольно-оценочной деятельности, планирования учебной деятельности ребенка;


ПЕДАГОГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У МЛАДШИХ УЧЕНИКОВ


  • «Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал самими школьниками);

  • «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи);

  • «Задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа);

  • «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест);

  • «Составление задачи, подобной данной»;

  • «Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия);

  • «Обнаружение ошибки»;

  • «Создание помощника»;

  • «Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний);

  • «Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач).

Организация домашней самостоятельной работы учащихся (для чего?):

  • решение проблемы выбора (как выбирать?);

  • самооценка своих возможностей;

  • работа в ситуации запроса;

  • уроки-консультации (умение задавать «умные» вопросы);

  • уроки-мастерские (умение делать запрос на недостающую информацию);

  • уроки - презентации (умение предъявлять (демонстрировать) свои достижения («что я знаю и чего не знаю еще…»)).


ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

№ п/п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1.

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в многобалльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

2.

Диагности-ческая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

3.

Самостоя-тельная работа

Не более одного месяца (5-6 работ в год)

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе;

Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.

4.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы

Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)

Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный).

Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку.

5.

Проверочная работа

Проводится после решения учебной задачи

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни:

1 -формальный;

2- рефлексивный (предметный);

3 – ресурсный (функциональный).

Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия

6.

Решение проектной задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

7.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля -май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)

Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.

8.

Предъявле-ние (демонстра-ция) достижений ученика за год.


Май месяц

Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен.

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку


ПУТИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Данилова Лариса Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34
Я познакомлю вас с программой, с которой я работаю по ОС «Школа 2100». Данная программа позволяет отслеживать учителю и родителям уровень успешности ребенка. Здесь анализ дается не только по отдельному ученику, но и по всему классу в целом и в этом ее преимущество.

Для удобства программа называется «Журнал «Школа 2100». По этой программе я начинаю работать со 2 класса. Журнал предназначен для ввода и хранения данных по успеваемости, а также аналитической работы с ними (я выставляю оценки только за контрольные работы). Отметки в журнале выставляются за каждое задание в графу того умения, которое оно проверяет.

Отметки ставятся в доработанной пятибалльной шкале, отражающей три уровня успешности:

  • Необходимый «3» и «4»

  • Повышенный «4+» и «5»

  • Максимальный «5+» и «5/5»

Что позволяет при определении оценки и отметки выдвинуть на первый план принцип «сложения достижений ученика» вместо принципа «вычитания из идеального образца».

Контрольные работы можно проводить в разных формах:

  • в бумажных тетрадях ОС «Школа 2100»;

  • в электронном виде. Электронные контрольные работы разработаны на основе бумажных контрольных ОС «Школа 2100». Каждое задание представлено в нескольких вариантах, из них формируются варианты контрольных работ для каждого ученика.

Результаты можно ввести в журнал для отображения их в общем журнале и получения подробных аналитических отчетов с рекомендациями. Данные отображаются в журнальных таблицах по четвертям (или всего года) и по предметам.

Программа автоматически составляет отчеты по отдельным проведенным к/р, так и по всей таблице результатов на текущий момент. В отчетах, кроме традиционных показателей процента качества и процента успеваемости (в конце отчета по каждой контрольной, отчета по текущему состоянию), приводятся показатели нового образовательного результата – какие умения у учеников уже сформированы, над какими еще надо работать. Помимо отчета по классу можно получить отчет по отдельному ученику или отдельному умению.

Отчет по контрольной работе состоит из 4 частей:

  • Таблица результатов. Отображает результаты контрольной работы.

  • Обобщающий текстовый отчет по классу.

  • Отчет об освоении классом умений контрольной работы.

  • Отчет по ученику.

Все отчеты можно распечатать.

Предусмотрена также электронная пересдача заданий бумажных контрольных работ. Выполняется учеником на компьютере учителя и результаты автоматически попадут в общий журнал, учителю даже нет необходимости ее проверять.

В программе есть функция «Анимация и тексты». Здесь собраны программы, тематические планирования и учебные планы для ОС «Школа 2100», а также видеофильмы, которые в доступной для детей форме объясняют как:

  • Осуществить свой проект

  • Как читать и понимать тексты

  • Как самостоятельно оценить свою работу и т. п.

С 3 класса я начинаю заполнять еще один журнал – «Журнал метапредметных и личностных результатов». Он заполняется после анализа комплексных работ. В этом журнале оцениваются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные действия. Учитель только выставляет ответ ученика, а программа сама делает анализ. Это очень большая помощь учителю и родителям при отслеживании развития успешности ученика (Приложение 2- презентация).

ФОТООТЧЕТ

\\secretar\общая\методисты\стяжкина а.с\мастер-кл.-шк34-от вахрушевой н.а\фото-мастер-кл-№34\dsc04642.jpg\\secretar\общая\методисты\стяжкина а.с\мастер-кл.-шк34-от вахрушевой н.а\фото-мастер-кл-№34\dsc04638.jpg
\\secretar\общая\методисты\стяжкина а.с\мастер-кл.-шк34-от вахрушевой н.а\фото-мастер-кл-№34\dsc04651.jpg\\secretar\общая\методисты\стяжкина а.с\мастер-кл.-шк34-от вахрушевой н.а\фото-мастер-кл-№34\dsc04653.jpg

\\secretar\общая\методисты\стяжкина а.с\мастер-кл.-шк34-от вахрушевой н.а\фото-мастер-кл-№34\dsc04654.jpg

ДЛЯ ЗАМЕТОК

МБУ «Муниципальный методический центр»

Управления образования г. Ижевска

Контакты:

www.izhmmc.ru – сайт Методического центра

izhmmc@udm.net, blinova.mmc@mail.ru – электронная почта

8(3412) 40-42-55 –Директор

8(3412) 40-42-62 – Заместитель директора, аттестация руководящих работников

8(3412) 73-01-77 – Методисты ММЦ по предметам, аттестация педагогических

работников

Похожие:

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 42

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПроект как форма оценивания достижения планируемых результатов освоения ооп ноо
Переговорная площадка «Формы оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо»

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПрограмма педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности...
Цель педагогической практики – приобретение студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности при выполнении...

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconВведение 3-9
Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПояснительная записка 4 стр. Система оценки достижения планируемых...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

4 Последовательность действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в области оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов iconПояснительная записка 5 2 Структура планируемых результатов 8 2 Личностные...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 82

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск